Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 16:35, курсовая работа
Огромную роль в структуре рыночных отношений и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они – неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики. Вот почему сегодня как никогда важно хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства.
Структура государственных
финансов включает в себя федеральный
бюджет, бюджеты субъектов РФ, государственные
внебюджетные фонды и аналогичные
фонды субъектов РФ. Государственные
фонды, аккумулирующие средства целевого
назначения, создаются для решения
крупных проблем, требующих специальной
поддержки органов
Муниципальные финансы являются основой экономического процесса местного самоуправления. Они включают в себя средства местного бюджета, государственных и муниципальных ценных бумаг. По российскому законодательству местные финансы не являются составной частью государственного бюджета.
Роль государственных и муниципальных финансов может быть сведена к трем решающим факторам:
1. Экономическая стабилизация означает наличие устойчивых источников финансирования, возможность привлечения средств на рынке капиталов, накопление ресурсов для расширения производства и развития общественного сектора экономики.
Реформирование экономики с целью финансовой адаптации включает:
Трансформация экономических
отношений означает переход к
новому типу экономического роста, основанному
на низком уровне инфляции и безработицы,
внешнеэкономической
3. Инвестиционная активность. Финансы играют решающую роль в привлечении инвестиций, создании благоприятных условий для функционирования рынка капиталов. В отношении инвестиционной активности принцип стратегической направленности является определяющим, и задача финансов заключается в необходимости его реализации.
2.2 Методы управления финансами
Одним из важнейших факторов
поддержания экономической
Управление финансами - это совокупность приемов и методов воздействия на объект для достижения определенных результатов, направленных на увеличение финансовых ресурсов и обеспечение развития эффективного функционирования финансовой системы на всех уровнях.
Как и в любой стране, управление финансами в РФ предполагает создание необходимой инфраструктуры, конфигурация и состав которой определяются руководителями соответствующего субъекта управления.
На уровне отдельно взятого
предприятия создается
В соответствии с мировой практикой управление финансами в РФ имеет два вида: управление методами непосредственного влияния на финансовую политику и финансовые отношения и методами косвенного влияния.
К числу методов косвенного воздействия следует относить:
Прямое управление финансами в РФ осуществляется посредством:
Конкретными методами и формами управления финансами служат:
Финансовое планирование является одним из важнейших инструментов управления финансами. Можно выделить ряд признаков, которые характеризуют эту деятельность:
1) регламентированость (упорядоченный процесс);
2) связь с обработкой информации;
3) направленность на достижение определенных целей;
4) временный характер.
2. Финансовое прогнозирование - это прежде всего обоснование финансовых планов, предвидение финансового положения на тот или иной период времени. В теории и на практике выделяют среднесрочное (5-10лет) и долгосрочное (более 10 лет) финансовое прогнозирование.
Главной целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема ресурсов и их потребности в прогнозированном периоде. Финансовые прогнозы являются необходимым элементом и одновременно этапом в выработке финансовой политики. Они позволяют разрабатывать различные сценарии решения социально-экономических задач, стоящих пред всеми элементами финансовой системы.
В теории и на практике используются различные методы прогнозирования. Среди них выделяют следующие:
3. Финансовое программирование - метод финансового планирования, использующий программно-целевой подход, в основе которого заложены четко сформулированные цели и средства их достижения, предполагает:
Выбор варианта программы зависит, прежде всего, от экономических факторов. При этом учитываются не только масштабы, значение и сложность достижения цели, но и размеры имеющихся заделов, ожидаемый суммарный эффект, потенциальные потери от не достижения цели.
Субъектами финансового
регулирования выступают
Основная задача, решаемая
в ходе финансового регулирования,
связана с установлением
Финансовыми регуляторами рыночного хозяйства являются:
Основное содержание оперативного
управления сводится к маневрированию
финансовыми ресурсами с целью
решения вновь возникающих
Оперативное управление финансами - главная функция аппарата финансовой системы: Министерства финансов, финансовых управлений местных органов власти, дирекций внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовых служб предприятий.
Финансовый контроль, с одной стороны - одна из завершающих стадий управления финансами, а с другой он выступает необходимым условием эффективности управления ими.
Финансовый контроль, являясь формой реализации контрольной функции финансов, представляет собой совокупность действий и операций за соблюдением финансово - экономического законодательства и финансовой дисциплиной в процессе формирования и использования денежных фондов на макро - и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансово-хозяйственных операций.
С позиции практики финансовый контроль представляет собой совокупность мероприятий по организации соблюдения финансового законодательства и финансовой дисциплины всех субъектов хозяйствования и управления, а также оценку эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов. Другими словами, финансовый контроль не только включает в себя оценку правомерности тех или иных финансовых действий, но имеет и аналитический аспект.
Финансовый контроль, как и все иные финансовые категории, видоизменяются по мере эволюции финансовых отношений.
2.3Основные направления
государственной финансовой
Государственная финансовая
политика - элемент макроэкономической
политики. В настоящее время
Финансовая политика включает следующие направления:
1) налоговую политику;
2) бюджетную политику;
3) денежно-кредитную политику;
4) институциональные
5) инвестиционную политику;
6) социальную политику.
Для реализации финансовой политики необходимо:
Информация о работе Сущность и функции государственных финансов