Сущность и функции государственных финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

Огромную роль в структуре рыночных отношений и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они – неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики. Вот почему сегодня как никогда важно хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства.

Файлы: 1 файл

Курсовая Копылова Е.Н. - копия.docx

— 72.25 Кб (Скачать файл)

Структура государственных  финансов включает в себя федеральный  бюджет, бюджеты субъектов РФ, государственные  внебюджетные фонды и аналогичные  фонды субъектов РФ. Государственные  фонды, аккумулирующие средства целевого назначения, создаются для решения  крупных проблем, требующих специальной  поддержки органов государственной  власти.

Муниципальные финансы являются основой экономического процесса местного самоуправления. Они включают в себя средства местного бюджета, государственных  и муниципальных ценных бумаг. По российскому законодательству местные  финансы не являются составной частью государственного бюджета.

Роль государственных  и муниципальных финансов может быть сведена к трем решающим факторам:

1. Экономическая стабилизация означает наличие устойчивых источников финансирования, возможность привлечения средств на рынке капиталов, накопление ресурсов для расширения производства и развития общественного сектора экономики.

  1. . Финансовая адаптация к рыночным преобразованиям выражается в том, что государство и предприятия являются полноправными участниками рынка капиталов, выступая в роли кредиторов или заемщиков. Организация финансов позволяет быстро реагировать на изменение ситуации на рынке, приспосабливаться к новым условиям, использовать альтернативные финансовые инструменты, выполнять налоговые и другие денежные обязательства. 

Реформирование экономики  с целью финансовой адаптации  включает: 

  • либерализацию цен; 
  • приватизацию; 
  • социальную трансформацию; 
  • интеграцию в мировую систему. 

Трансформация экономических  отношений означает переход к  новому типу экономического роста, основанному  на низком уровне инфляции и безработицы, внешнеэкономической сбалансированности, благоприятной экологической среде  и достаточно высоком жизненном  уровне. Цель трансформации - создание социально-ориентированной рыночной экономики. 

3. Инвестиционная активность. Финансы играют решающую роль в привлечении инвестиций, создании благоприятных условий для функционирования рынка капиталов. В отношении инвестиционной активности принцип стратегической направленности является определяющим, и задача финансов заключается в необходимости его реализации.

 

 

2.2 Методы управления  финансами

 

 

Одним из важнейших факторов поддержания экономической стабильности в государстве является обеспечение  эффективного управления финансовой системой. Исходя, из данного тезиса следует, что управление финансами и финансовая политика представляют собой одну из функций государства в экономической сфере.

Управление финансами  - это совокупность приемов и методов воздействия на объект для достижения определенных результатов, направленных на увеличение финансовых ресурсов и обеспечение развития эффективного функционирования финансовой системы на всех уровнях.

Как и в любой стране, управление финансами в РФ предполагает создание необходимой инфраструктуры, конфигурация и состав которой определяются руководителями соответствующего субъекта управления.

На уровне отдельно взятого  предприятия создается специальный  аппарат финансового управления, в состав которого входят представители  директората, бухгалтерии и службы менеджмента. На уровне государства  создается институт управления финансовой системой, который включает в себя специализированные органы управления, нормы, законы и правила функционирования системы, финансовые отношения, а также  законодательно оговоренные виды и  методы управления.

В соответствии с мировой  практикой управление финансами  в РФ имеет два вида: управление методами непосредственного влияния  на финансовую политику и финансовые отношения и методами косвенного влияния.

К числу методов косвенного воздействия следует относить:

  • антимонопольную политику и антимонопольное законодательство;
  • формирование нормальной конкурентной среды на рынках страны;
  • применение методов государственного регулирования бизнес деятельности монополистов, особенно в сфере ценообразования;
  • обеспечение гарантированной защиты субъектам хозяйствования в области расчетно-платежных операций;
  • осуществление сбалансированной и предсказуемой таможенной политики;
  • оказание содействия развитию рынков, особенно финансовому и рынку капиталов.

 Прямое управление финансами в РФ осуществляется посредством:

  • лицензирования определенных видов коммерческой и финансовой деятельности;
  • использования ресурсов государственных монополий;
  • проведения социальной политики;
  • распределения льгот и преференций между отдельными категориями налогоплательщиков;
  • санкционирования нарушений в области финансовых отношений.

Конкретными методами и формами  управления финансами служат:

  • финансовое планирование;
  • прогнозирование;
  • программирование;
  • финансовое регулирование;
  • оперативное управление;
  • финансовый контроль;
  1. . Финансовое планирование занимает важное место в системе управления финансами. Именно в ходе планирования любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. Управленческие решения в процессе планирования принимаются на основе анализа финансовой информации, которая в связи с этим должна быть достаточно полной и достоверной. Достоверность и своевременность получения информации обеспечивают принятие обоснованных решений. Финансовая информация базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

Финансовое планирование является одним из важнейших инструментов управления финансами. Можно выделить ряд признаков, которые характеризуют  эту деятельность:

1) регламентированость (упорядоченный процесс);

2) связь с обработкой  информации;

3) направленность на достижение  определенных целей;

4) временный характер.

2. Финансовое прогнозирование - это прежде всего обоснование финансовых планов, предвидение финансового положения на тот или иной период времени. В теории и на практике выделяют среднесрочное (5-10лет) и долгосрочное (более 10 лет) финансовое прогнозирование.

Главной целью финансового  прогнозирования является определение  реально возможного объема ресурсов  и их потребности в прогнозированном периоде. Финансовые прогнозы являются необходимым элементом и одновременно этапом в выработке финансовой политики. Они позволяют разрабатывать различные сценарии решения социально-экономических задач, стоящих пред всеми элементами финансовой системы.

В теории и на практике используются различные методы прогнозирования. Среди них выделяют следующие:

  • методы экспертных оценок;
  • метод обработки пространственных и временных совокупностей;
  • методы ситуационного анализа и прогнозирования, в том числе методы имитационного моделирования, модели роста;
  • методы пропорциональных зависимостей показателей, включая производственные функции и функции издержек.

3. Финансовое программирование - метод финансового планирования, использующий программно-целевой подход, в основе которого заложены четко сформулированные цели и средства их достижения, предполагает:

  • установление приоритетов расходов по направлениям;  
  • повышение эффективности расходования средств;
  • прекращение финансирования в соответствии с выбором альтернативного варианта.

Выбор варианта программы  зависит, прежде всего, от экономических  факторов. При этом учитываются не только масштабы, значение и сложность  достижения цели, но и размеры имеющихся  заделов, ожидаемый суммарный эффект, потенциальные потери от не достижения цели.

  1. . Финансовое регулирование социально-экономических процессов представляет собой организуемую государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства.

Субъектами финансового  регулирования выступают государственные  структуры, а объектами - доходы и расходы участников общественной системы.

Основная задача, решаемая в ходе финансового регулирования, связана с установлением пропорций  распределения накопления, обеспечивающих максимально возможное удовлетворение потребностей общества, как на макро - , так и на микроуровне.

Финансовыми регуляторами рыночного  хозяйства являются:

  • налоги и неналоговые платежи в бюджет;
  • финансовые льготы и санкции;
  • общие и целевые субсидии;
  • доходы и расходы внебюджетных фондов;
  • доходы и расходы государственных предприятий и организаций.
  1. . Оперативное управление финансами связано с осуществлением практических действий по выполнению финансового плана, внесению корректив в его показатели с учетом новых хозяйственных обстоятельств, изысканию иных источников формирования финансовых ресурсов и направлений их эффективного вложения. Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемы на основе оперативного анализа складывающейся ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов. 

Основное содержание оперативного управления сводится к маневрированию финансовыми ресурсами с целью  решения вновь возникающих задач.

Оперативное управление финансами  - главная функция аппарата финансовой системы: Министерства финансов, финансовых управлений местных органов власти, дирекций внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовых служб предприятий.

  1. . Одной из важнейших функций управления, в том числе и управления финансами, выступает контроль. Финансовый контроль призван обеспечить реализацию на практике контрольной функции финансов.

Финансовый контроль, с  одной стороны - одна из завершающих стадий управления финансами, а с другой он выступает необходимым условием эффективности управления ими.

Финансовый контроль, являясь формой реализации контрольной функции финансов, представляет собой совокупность действий и операций за соблюдением финансово - экономического законодательства и финансовой дисциплиной в процессе формирования и использования денежных фондов на макро - и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансово-хозяйственных операций.

С позиции практики финансовый контроль представляет собой совокупность мероприятий по организации соблюдения финансового законодательства и  финансовой дисциплины всех субъектов  хозяйствования и управления, а также  оценку эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных  расходов. Другими словами, финансовый контроль не только включает в себя оценку правомерности тех или  иных финансовых действий, но имеет  и аналитический аспект.

Финансовый контроль,  как и все иные финансовые категории, видоизменяются по мере эволюции финансовых отношений.

 

 

2.3Основные направления  государственной финансовой политики

 

 

Государственная финансовая политика - элемент макроэкономической политики. В настоящее время государственная  финансовая политика России направлена на преодоление последствий финансово-экономического кризиса, стабилизацию социально-экономической  ситуации в стране.

Финансовая политика включает следующие направления:

1) налоговую политику;

2) бюджетную политику;

3) денежно-кредитную политику;

4) институциональные преобразования;

5) инвестиционную политику;

6) социальную политику.

Для реализации финансовой политики необходимо:

  • снижение социальной напряженности;
  • оздоровление государственных финансов;
  • восстановление нормального функционирования банковской сферы;
  • сбалансированность товарных и денежных потоков;
  • разумное расширение финансово-экономической самостоятельности регионов в рамках единого федеративного государства;
  • искоренение финансовых злоупотреблений и коррупции.

Информация о работе Сущность и функции государственных финансов