Сущность и значение безналичных расчётов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 18:43, контрольная работа

Описание работы

Расчеты между субъектами хозяйствования в большинстве случаев осуществляются безналичным путем, так как она является наиболее удобной и не имеет ограничений при оплате. Платежи производятся предварительно, то есть до отгрузки товарно-материальных ценностей, выполнения работ и оказания услуг с согласия плательщика или по его поручению. Плательщик имеет право отказаться от платежа (акцепта) в случаях, предусмотренных законодательством и договором. Платежи осуществляются за счет собственных средств плательщика, а в отдельных случаях – за счет кредитов банка. Безналичные расчеты должны быть построены таким образом, чтобы обеспечить своевременное получение денежных средств за поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги.

Файлы: 1 файл

раздел 1.docx

— 55.20 Кб (Скачать файл)

При осуществлении дебетового перевода платежные инструкции оформляются расчетными документами (платежными требованиями), чеком или другими документами, предусмотренными законодательством Республики Беларусь.

Платёжное  требование  представляет  собой  платёжную  инструкцию,  содержащую  требование  поставщика  к  покупателю  об  уплате  ему  определенной  суммы  денежных  средств  и  зачисление  её  на  счёт  получателя  средств. Схема организации расчетов платежными требованиями представлена в приложении 4.  

Платежное требование составляется на типовых бланках. Если оно не совмещено со спецификацией, к нему должны прикладываться товарно-транспортные накладные либо заменяющие их документы. При иногородних расчетах в банк представляются три, при одногородних – четыре экземпляра требований. При этом составляется реестр в двух экземплярах. Требования сдаются в банк на инкассо вслед за отгрузкой товара или оказанием услуг, но не позднее срока давности.

При  осуществлении  расчётов  платёжными  требованиями  обеспечивается  чёткий  порядок  адресной  доставки,  строгий  контроль  за  расчётами со  стороны предприятий и банков.

А. С. Чечеткин [59, с.203] отмечает, что поставщик имеет возможность  отгружать продукцию без предварительного оформления расчетных документов, что позволяет ускорить отгрузку продукции. Плательщик может проверить выполнение поставщиком договорных обязательств, заявить отказ от оплаты.

Мы считаем, что слабым звеном при данной форме расчетов являются: возможность возникновения неплатежей (дебиторской и кредиторской задолженности); трудоёмкость, связанная с операциями, отказами от акцепта, запросами о судьбе неоплаченных требований.

При расчетах за товары и  услуги сельскохозяйственные организации  используют и расчетные чеки. Чек – это форма безналичного расчёта,  содержащая ничем необусловленное письменное распоряжение владельца счета (чекодателя) обслуживающему его банку произвести уплату указанной на чеке денежной суммы предъявителю чека (чекодержателю).

При осуществлении безналичных  расчетов в форме расчетных чеков, кроме «Инструкции о банковском переводе» [12], необходимо руководствоваться и таким  документом, как «Инструкция о порядке проведения операций с использованием чеков из чековых книжек и расчетных чеков» от 30 марта 2005г. № 43 с последующими изменениями и дополнениями [13]. Схема организации расчетов чеками представлена в приложении 5.

Для  получения  чековой  книжки организации необходимо предоставить в  обслуживающий банк заявление  – обязательство  на получение  чековой книжки в одном экземпляре и поручение в двух экземплярах  для депонирования средств за подписями лиц, которым дано право  подписывать документы для совершения операций по счету организации, с проставлением оттиска его печати  на  перечисление  средств  с  текущего  счёта  на  чековый  счёт. 

Размер дохода на депонированную сумму чековой книжки определяется договором между банком и клиентом. Он устанавливается в размере  суммы денежных средств, находящихся на специальном счете. На обороте каждого чека проставляется сумма лимита чековой книжки.

Срок действия чековой  книжки – один год, а при наличии  неиспользованных чеков и остатка средств на текущем (расчетном) счете этот срок по заявлению чекодателя может быть продлен еще на один год. Продление оформляется банком чекодателя.

Пополнение чековой книжки производится банком чекодателя аналогично  порядку  первоначального  депонирования  средств  с  указанием  дополнительной  суммы  на  корешке  следующего  неиспользованного  чека  или  на  лицевой  строке  чека  прописью  и  цифрами  с  пометкой  «дополнительный  износ».  Указанная запись заверяется подписью  контролёра и печатью банка на лицевой стороне чека, при этом чек остаётся в  чековой  книжке.

В случае утери чековой  книжки владелец счета должен известить  в письменной форме банк, выдавший чековую книжку.

Выписанные чеки действительны  в течение десяти дней, не считая дня выписки. Чекодержатель принятые в уплату расчетные чеки представляет по месту открытия расчетного счета вместе с поручением-реестром. Поручение-реестр представляется в банк не позднее третьего рабочего дня после принятия чека к оплате.

По мнению Г.Н. Белоглазовой [4, с.620] чек удобен для расчетов в  случаях, когда плательщик не хочет совершать платеж до получения товара, а поставщик – передавать товар до получения гарантии платежа или когда продавец заранее не известен. Расчеты чеками также ускоряют оборот денежных средств, они удобны для расчетов за мелкие партии товаров, при закупке в магазинах мелкого опта. Чековая форма расчетов в настоящее время развита недостаточно. Однако она является одной из перспективных.

Мы считаем, что достоинством  данной  формы является: чек  удобен  для  расчётов  в  случаях,  когда  плательщик  не  хочет  совершать  платёж  до  получения  товара,  а  поставщик  передавать  товар  до  получения  гарантии  платежа, то есть максимальное сближение отгрузки продукции и получение за нее платежа в момент торговой сделки, так как за полученный товар покупатель сразу передает представителю поставщика чек, который и является гарантом его оплаты. Недостатком: усложнение  документооборота, так как зачисление  средств поставщику производится не в момент предъявления чеков в свой банк,  а  лишь  после  их  списания  со  счёта  плательщика.

Аккредитив – это  соглашение, в силу которого банк,  действующий  по  поручению клиента об  открытии  аккредитива и в соответствии с его указаниями должен произвести платежи получателю денежных средств  либо  оплатить,  акцептовать или учесть переводной вексель или дать полномочия другому  банку провести платежи получателю денежных средств. Нормативным документом, регулирующим порядок осуществления безналичных расчетов в форме аккредитива является «Инструкция о порядке совершения банковских документарных операций» от 29 марта 2001 г. №67 [14]. Схема организации расчетов аккредитивом представлена в приложении 6.

Для открытия аккредитива  плательщик предоставляет в свой банк заявление на аккредитив и платежное поручение на перечисление денежных средств. В заявлении указывается номер договора поставки, число и месяц закрытия аккредитива, наименование поставщика и его банка, для отгрузки товаров и сроки отгрузки.

Аккредитив выставляется только для расчета с одним  поставщиком и может быть выставлен за счет собственных средств плательщика или за счет кредита банка. Срок действия и порядок расчетов по аккредитиву устанавливается договором между плательщиком и поставщиком.

Аккредитив может быть отзывным или безотзывным, подтвержденным, переводным, резервным, покрытым или  непокрытым.

Под отзывным аккредитивом понимается аккредитив, который может  быть отменен банком-эмитентом в  любой момент без предварительного уведомления бенефициара. При отсутствии на аккредитиве указания он является безотзывным. 

Безотзывной аккредитив (подтвержденный аккредитив) не может быть отменен (изменен или аннулирован) без согласия банка–эмитента и бенефициара.

Под переводным аккредитивом понимается аккредитив, по которому по заявлению бенефициара банк-эмитент  может дать согласие иному лицу (иному  бенефициару) на полное либо частичное исполнение аккредитива, если это допускается обязательством.

Под резервным аккредитивом понимается аккредитив, по которому банк выдает независимое обязательство  выплатить определенную сумму денежных средств бенефициару по его требованию (заявлению).

Покрытым называется аккредитив, при открытии которого банк-эмитент  перечисляет исполняющему банку  денежные средства плательщика, снятие с его расчетного счета, или представленный банком плательщику кредит.

При открытии непокрытого  аккредитива банк-эмитент не перечисляет  исполняющему банку денежные средства, а предоставляет ему право списать сумму аккредитива со счета банка-эмитента, открытого им в исполняющем банке.

Срок  действия  аккредитива  определяется  договором. По истечении срока действия аккредитив закрывается. Неиспользованные суммы аккредитива перечисляются банку плательщика, который зачисляет их на тот счет, с которого они перечислялись.

Все выплаты с аккредитива  производятся в банке-поставщика до истечения срока аккредитива. В случае досрочного отзыва или изменения условий приказодатель представляет в банк-эмитент распоряжение в 3–х экземплярах, заверенное подписями лиц и оттиском печати  приказодателя.

М. А. Макаренко [28, с.210-213] отмечает, что преимущество такой формы  расчетов – в отсутствии задержки оплаты продукции и услуг, деньги заранее приготовлены, и получатель средств уверен, что сразу, даже в день отгрузки, может получить полагавшиеся ему деньги, то есть платеж гарантирован.

П. В. Куст [25, с.107-108] утверждает, что документальный аккредитив является одной из наиболее сложных и дорогостоящих форм, так как на выполнение аккредитивных операций взимаются высокие комиссионные. Вместе с тем использование аккредитива, в частности, покрытого, на длительный срок отвлекает средства из оборота плательщика, и потому неудобно для применения внутри страны. Для экспортера же, не всегда уверенного в платежеспособности плательщика, это, напротив, чрезвычайно удобно, так как означает гарантию и быстроту в получении платежа.

Мы считаем, что достоинствами  данной  формы являются: гарантия платежа поставщику и контроль за выполнением условий поставки и условия аккредитива банками; отсутствие задержки оплаты, так как деньги заранее приготовлены и получатель  средств  уверен,  что сразу сможет получить деньги,  т. е.  платёж гарантирован. Недостатками: сложный документооборот; отвлечение средств от хозяйственного оборота; замедление товарооборота; дополнительные затраты по хранению товара со стороны поставщика.

В последнее время все  более популярной  формой  безналичных расчётов  с поставщиками и подрядчиками становятся расчёты  с использованием банковских пластиковых  карточек.

Банковская пластиковая  карточка – это персонифицированное  либо не  персонифицированное средство проведения безналичных  расчётов (платежей)  за  товары, услуги, получение  наличных денег,  осуществление  иных  операций,  предусмотренных  законодательством  Республики  Беларусь.

Расчеты банковскими пластиковыми карточками регулируются «Инструкцией о порядке совершения операций с банковскими пластиковыми карточками», утвержденной Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь 30.04.2004г. № 74 [15].

Для совершения операций с  карточками их держателю открывается  в банке-эмитенте карт-счет.

Банк, выпустивший пластиковую  карточку, носит название банк-эмитент; юридическое или физическое лицо, заключившее с банком-эмитентом  договор об использовании карточки в качестве платежного средства –  держатель карточки.

Юридическому лицу (предпринимателю  без образования юридического лица) для получения карточек необходимо представить в банк:

  • дубликат извещения о присвоении учетного номера налогоплательщика;
  • заявление-анкету на каждого держателя карточки;
  • доверенность на каждого держателя, подписанную руководителем и главным бухгалтером, скрепленную оттиском печати.

По функциональному назначению выделяют следующие виды карт:

  • кредитные карточки, используемые в кредитных платежных системах;
  • дебетовые карточки – используемые в дебитных платежных системах;
  • карточки с овердрафтом.

Кредитовые карточки связаны  с оплатой различных услуг  и товаров за счет кредита, предоставленного банком либо специализированной сервисной  компанией, не имея ни наличных денег, ни денег на банковском счете. Держатель кредитовой карточки должен иметь договор с банком, в котором клиент обязуется в течение определенного срока возвратить банку появившийся в результате платежа долг.

Дебетовые карточки предназначены  для получения наличных денег  в банковских автоматах или покупки товаров с расчетом через электронные терминалы. Деньги при этом списываются со счета владельца карточки в банке.

Карточки с овердрафтом  предоставляют возможность производить  платежи свыше суммы, которая зачисляется на счет владельца карточки, эта сравнительно небольшая сумма трактуется как автоматическое предоставление кредита без специального кредитного договора.

В зависимости от владельца  карточки выделяются личные и корпоративные карточки. Личная карточка выдается физическим лицам на основании договора с обслуживающим его банком. Корпоративная карточка выдается организации (фирме) или индивидуальному предпринимателю с образованием юридического лица.

Карточка действительна  в течение срока предусмотренного договором. При истечении срока  действия карточка может быть заменена. Замена производится также при преждевременном выходе карточки из строя.

В случае утери карточки держатель обязан письменно или  по телефону известить об этом банк-эмитент, который принимает решение о выдаче новой карточки или закрытии карт-счета.

О.Ф. Косач [23, с.35-39] утверждает, что  действующая методика учета  не обеспечивает администрацию информацией  о том, кто из держателей пластиковых карт в данный момент времени несет ответственность за использование денежных средств на карт-счете и в какой сумме. Использование организацией корпоративных пластиковых карт приводит к появлению двух объектов бухгалтерского учета: первый – карточка, как материальный носитель информации о состоянии карт-счёта и средство доступа к нему, второй – денежные средства на карт-счёте, распоряжение которыми производится с помощью пластиковой карты.

В. И. Тарасов [56, с.512] считает, что использование банковских пластиковых карточек способствует повышению личной безопасности и улучшает расчеты на предприятиях торговли за товары. Их применение позволит получать дополнительный доход в виде процентов от суммы денежных средств, размещенных на карточке, упростит получение потребительского кредита в банке-эмитенте.

Информация о работе Сущность и значение безналичных расчётов