Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 16:08, курсовая работа
Планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, состоит в разработке аудиторской организацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также в разработке аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации, кроме того,
Глава 1. Сущность и значение планирования аудиторской проверки экономического субъекта
Планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, состоит в разработке аудиторской организацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также в разработке аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации, кроме того, начальным этапом аудиторской проверки, согласно правила (стандарта) аудиторской деятельности «Планирование аудита» является предварительное планирование.
Согласно общепринятым позициям, а также требованиям правил (стандартов) аудиторской деятельности, аудитор должен тщательно планировать свою деятельность по трем основным причинам: это даст аудитору возможность получить достаточное количество свидетельств о положении дел клиента, поможет удержать в разумных пределах затраты на аудит и позволит избежать недоразумений с клиентом. Получение достаточного количества доказательств весьма важно для аудиторской организации, если она хочет свести к минимуму правовые обязательства и сохранить хорошую репутацию среди представителей своей профессии. Сохранение затрат в рамках разумного помогает фирме сохранять конкурентоспособность и тем самым не терять своих клиентов при условии, что фирма зарекомендовала себя высоким качеством исполнения своих обязанностей. Избегать недоразумений с клиентом важно потому, что это обеспечивает хорошие взаимоотношения с ним, а также способствует качественному выполнению работы по взаимоприемлемой стоимости.
Согласно правила (стандарта) «Планирование аудита» аудит должен проводиться аудиторской организацией в соответствии с общими принципами проведения аудита, а также в соответствии со следующими частными принципами:
а) комплексности планирования;
б) непрерывности планирования;
в) оптимальности планирования.
Принцип комплексности планирования аудита предполагает обеспечение взаимоувязанности и согласованности всех этапов планирования - от предварительного планирования до составления общего плана и программы аудита.
Принцип непрерывности планирования аудита выражается в установлении сопряженных заданий группе аудиторов и увязке этапов планирования по срокам и по структурным подразделениям.
Принцип оптимальности планирования аудита заключается в том, что в процессе планирования аудиторской организации следует обеспечить вариантность планирования для возможности выбора оптимального варианта общего плана и программы аудита на основании критериев, определенных самой аудиторской организацией.
При планировании аудита аудиторской организации следует выделить следующие основные этапы:
а) предварительное планирование аудита;
б) подготовка и составление общего плана аудита;
в) подготовка и составление программы аудита.
Задачи планирования аудита:
- установление этапов и сроков работы с клиентом;
- определение затрат;
- рациональное использование рабочего времени специалистов;
- подготовка адекватной рабочей группы специалистов для работы с клиентом;
- определение разделов аудита, имеющих наибольшее значение для формирования аудиторского мнения;
- распределение обязанностей и ответственности между специалистами разделов аудита;
- создание условий для осуществления последующего контроля за аудитом;
- обеспечение взаимодействия с бухгалтерией аудиторской фирмы по вопросам финансового планирования.
Результатом процесса планирования является программа аудита. Она представляет собой перечень действий с указанием сроков и исполнителей.
Программа должна охватить этапы:
- составление обзора деятельности клиента, в который входят описание системных процессов и связанных с ними потоками документооборота, учетная политика, организационная структура, виды деятельности и т.д.;
- разработка стратегии аудита, связанной со спецификой клиента и нацеливающая усилия проверяющих на разделы финансовой отчетности, в которых существуют значительные риски возникновения существующих ошибок. Следует выбрать те процедуры, которые обеспечат эффективное достижение необходимой уверенности при оптимальном расходе времени;
- проведение аудита, то есть выполнение выбранных аудиторских процедур теми аудиторами, которые имеют достаточный для запланированных процедур опыт и квалификацию;
- формирование аудиторского мнения на основе собранных свидетельств и принятие решения о достижении уверенности в том, что риск существенных ошибок снижен до минимума;
- составление отчетности.
Начальным этапом планирования аудита является преддоговорные соглашения сторон.
Преддоговорное соглашение (переписка) это официальное приглашение экономического субъекта с просьбой об оказании аудита и (или) сопутствующих услуг.
Следующим этапом является ознакомление с деятельностью экономического субъекта (Понимание бизнеса предприятия-клиента)
Понимание деятельности экономического субъекта включает изучение экономической и учетной политики фирмы-клиента ,хозяйственных операций, соблюдение действующих нормативно правовых документов и формирование предварительного мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
Основными целями этого этапа являются: рациональное планирование для целей наиболее эффективного проведения проверки ,установление уровня риска и существенности, оценка эффективности внутреннего аудита применение наиболее действенных методик анализа , оптимизация процесса сбора аудиторских доказательств и.т.д.
Письмо-обязательство аудитора –документ, регламентирующий обязательства и ответственность экономического субъекта-клиента и аудитора (аудиторской организации) на этапе заключения соглашения о проведении аудиторской проверки.
Составление договоров на проведение аудита.
Договор на проведение аудиторской проверки является официальным документом, регламентирующим взаимоотношения между аудиторской организацией и экономическим субъектом. В принципе, договор на проведение аудита ничем ни отличается от обычных договоров предпринимательской деятельности. Как и другие договоры , он юридически отражает и фиксирует интересы сторон-участниц ,в данном случае заказчика-клиента и исполнителя аудитора.
На этапе планирования аудита существенным фактором является оценка системы внутреннего контроля клиента. Внутренний контроль подразумевает, что руководство клиента осуществляет контроль за бизнесом, за соответствием его действующему законодательству, определяет порядок контроля учета, записи и обработки финансовой информации, осуществляет надзорные процедуры.
План аудиторской проверки должен разрабатываться с учетом данных аудиторского риска и уровня существенности. Кроме этого прежде чем составить график выполнения работ необходимо установить планируемое время необходимое на проведение проверки и определить количество участвующих аудиторов в проверки. Эти данные возможно получить на этапе предварительного планирования.
К плану аудиторской проверки также предъявляются следующие требования:
- заполнение обязательных реквизитов установленных для рабочего документа аудиторской проверки;
- разделение аудиторской проверки на этапы;
- закрепление за исполнителем конкретного этапа и необходимого времени проверки для выполнения ;
1.2 Предварительное планирование, сбор общих сведений
Предварительное планирование проводится для оценки возможности проведения аудита и заключения договора, а также для информационной подготовки общего плана аудита.
Задачи этапа предварительного планирования сводятся к следующему:
- понимание бизнеса предприятия-клиента;
- определение обстоятельств, способных повлиять на жизнеспособность предприятия клиента;
- ознакомление с организацией и ведением бухгалтерского учета, предварительная оценка достаточности информации для целей аудита;
- определение вероятности оказания сопутствующих услуг;
- определение необходимого состава и квалификационного уровня специалистов, сроков работы;
- оценки возможности проведения аудита и принятия решения.
Основные методы и приемы, используемые аудиторами на данном этапе планирования: просмотр документов; наблюдение; аналитические процедуры; устный опрос руководителей и должностных лиц предприятия.
Источниками информации в данном случае выступают: бухгалтерская документация; договоры на выполнение (получение) работ (услуг) или поставку (получение товаров); учредительская и разрешительская документация; результаты бесед с аудиторами по поводу прошлых аудиторских проверок предприятия клиента; результаты бесед с руководителями предприятия, персоналом бухгалтерии и других подразделений предприятия - клиента, результаты личных наблюдений и другие.
Предварительное планирование осуществляется на начальном этапе аудиторской работы и часто (если это целесообразно) – в офисе клиента Иногда данный этап называют знакомство с бизнесом клиента. Предварительное планирование включает в себя принятие решения о согласии начать или продолжить аудит для клиента, установление причин, по которым клиент обосновывает свой заказ на аудит, подбор персонала для выполнения аудиторских обязанностей и составление письменного обязательства.
Прежде чем принять предложение нового клиента, большая часть аудиторских фирм собирает сведения о данной организации, чтобы определить, приемлемо ли ее предложение. По возможности, необходимо оценить репутацию предполагаемого клиента в деловых кругах, прочность его финансового положения и его взаимоотношения с предыдущей аудиторской фирмой.
В тех случаях, когда будущий клиент ранее пользовался аудиторскими услугами другой аудиторской фирмы, новый аудитор (преемник), должен войти в контакт со своим предшественником. Цель этого требования - помочь преемнику определить, может ли он согласиться с предложением клиента. В ходе общения с предшествующим аудитором его преемник может узнать, например, что клиент не вполне честен или постоянно вступает в конфликты по поводу принципов учета, аудиторских процедур либо размеров гонорара.
Если потенциальный клиент не имел аудиторских проверок ранее, то необходимо проделать исследования другого рода. Источниками информации являются результаты бесед с: местными юристами, другими аудиторами, банками и торгово-промышленные предприятия и.т.п. Аналогичный подход можно использовать, когда предыдущий аудитор не предоставляет требуемой информации или когда при общении с ним выявляется какой-либо признак существующих проблем между ним и фирмой.
Многие аудиторские фирмы ежегодно оценивают своих клиентов, чтобы определить, есть ли основания отказаться от продолжения аудита их отчетности. Имевшие место конфликты по поводу таких обстоятельств, как надлежащая сфера аудита, тип заключения, которое предстоит дать, или размеры гонорара, могут заставить аудитора прекратить партнерство с таким клиентом.
На стадии предварительного планирования аудитор должен решить немаловажный вопрос подбора кадров для проведения аудиторской проверки. Чтобы следовать требованиям аудиторских (правил)стандартов и обеспечить эффективность аудита, необходимо соблюдать правило: которое гласит , что проверка должна осуществляется лицом или лицами, имеющими соответствующую подготовку и профессиональные знания в области аудита.
При широких масштабах аудиторских обязанностей в аудите могут участвовать еще один или несколько партнеров и штат работников разных уровней квалификации. Для работы могут быть назначены и специалисты в таких технических областях, как статистическая выборка и компьютеризированный аудит. Для аудитов меньшего масштаба, как правило, достаточно одного-двух штатных работников.
Основной фактор, определяющий укомплектование персонала, - это необходимость преемственности из года в год. Не исключено, что неопытный штатный помощник за два-три года работы станет самым квалифицированным из всех непрямых участников данного процесса. Преемственность поможет аудиторской фирме сохранять хорошую осведомленность в технических требованиях и укреплять связи между своими служащими и персоналом клиента.
Второе соображение, которым надлежит руководствоваться при комплектовании штата, - хорошее знание назначаемыми аудиторами бизнеса клиента.
1.3 Составление и представление письма-обязательства и договора
На практике письму-обязательству должно предшествовать официальное предложение экономического субъекта с просьбой об оказании аудита и (или) сопутствующих услуг, такие отношения принято называть преддоговорной перепиской. Письмо-обязательство направляется исполнительному органу экономического субъекта руководителю до заключения договора на проведение аудита во избежании неправильного понимания или условий предстоящего договора.
Информация о работе Сущность и значение планирования аудиторской проверки экономического субъекта