Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 19:13, реферат
Управленческий учет на большинстве российских предприятиях не ведется или развит очень слабо. В основном это можно объяснить отсутствием единой методологической основы, методических рекомендаций по организации управленческого учета в отдельных отраслях отечественной экономики, а также периодом его становления и развития в отечественной практике. Между тем в настоящее время отечественные предприятия, функционируя в условиях конкуренции и борьбы за выживаемость, испытывают острую необходимость в организации действенной системы управленческого учета. Так, В.Э.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Основы управленческого учета………………………………………………..4
1.1 Сущность, принципы и функции управленческого учета………………….4
1.2 Предмет и структура управленческого учета…………………………….....7
1.3 Методы управленческого учета…………………………………………….10
2. Управленческий и финансовый учет, их взаимодействие и отличия……..12
2.1 Сравнительная характеристика управленческого и финансового учета...12
2.2 Место управленческого учета в информационной системе предприятия.15
3. Управленческий учет и его роль в управлении……………………………..19
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованных источников…………………………………………...32
Классификация экономической информации по степени обобщения подразделяет ее на первичную и сводную[14].
Первичная информация характерна для низшего уровня управления. Она представляет собой исходные данные, лежащие в основе наблюдения и первичного отражения производственных операций и экономических ситуаций. Характерными особенностями первичной информации являются большая степень детализации, значительный объем, трудоемкость, различия во времени возникновения. Первичная информация формируется как внутри предприятий, так и за его пределами. Информационные потоки возникают «снизу» - от рабочих мест в виде фактических данных и «сверху» - в виде плановых заданий, норм, нормативов, смет и других регулирующих управленческих распоряжений. В целях удовлетворения запросов потребителей информация должна быть сгруппирована и представлена в виде каких-либо обзоров, сводок, позволяющих менеджерам выполнять свои обязанности.
Сводная информация является вторичной, она базируется на первичной информации и характеризуется высокой степенью агрегирования, целенаправленностью, соответствием уровню управления. Это совокупность экономических данных, отражающих состояние и результаты деятельности как всего предприятия в целом, так и его отдельных подразделений. Вторичная информация подразделяется на промежуточную и результативную (итоговую). К промежуточной относятся данные, обобщенные в сводках, на бухгалтерских счетах, в регистрах бухгалтерского учета, а к результативной – отчетность внутренних подразделений и предприятия в целом.
Первичная информация обеспечивает исходными данными финансовый и управленческий учет и обозначает «вход» в систему. Отчетная информация представляет собой «выход» в виде продуктов учета.
Финансовый учет готовит информацию для внутренних и внешних пользователей, используя при этом общие для всех предприятий правила ведения.
Большой объем первичной информации не позволяет менеджерам полностью ее осмыслить, проанализировать и использовать в своей работе. Менеджеры должны использовать краткие обзоры и другую специально для них сгруппированную информацию для выполнения обязанностей руководителей разных уровней управления, которая называется управленческой учетной информацией.
Управленческий учет базируется на оперативной (первичной) информации независимо от ее количественного измерения, (например, отзывы покупателей о качестве продукции). Поскольку большая часть информации в своем первичном виде не удовлетворяет запросам руководителей, они в большей мере заинтересованы в итоговых данных (полностью или нет удовлетворена заявка на материалы, какая сумма выделена бюджетом предприятия на работы, связанные с изменением конструкции изделия или освоением новых продуктов, и т.п.)[15].
Следовательно, в работе менеджеры используют как детализированную, так и итоговую информацию.
3. Управленческий учет и его роль в управлении
Управление - сложный процесс приведения системы в желаемое состояние, согласованное с целями управления. Предприятие как объект управления, включает в себя большое количество постоянно взаимодействующих и многозначносвязанных между собой подсистем и элементов, поэтому оно может иметь необозримое множество состояний. В этом первая сложность организации управления. Каждое изменение состояния системы может иметь как положительные, так и отрицательные экономические последствия, которые трудно предусмотреть заранее. В этом вторая сложность организации управления. Отсюда возникает проблема координации, увязки деятельности всех частей управляемой системы в рамках кругооборота средств, необходимой для поддержания ее в устойчивом состоянии. В этом третья сложность организации управления. Преодоление этих сложностей достигается благодаря свойствам управляющей системы, основными из которых являются: иерархичность строения, целесообразность и качество функционирования, саморегулирование системы.
Иерархичность строения системы и целесообразность функционирования всех ее подсистем и элементов вызывает необходимость выработки целей на каждом уровне иерархии путем редукции общей, глобальной цели системы, т.е. постановка локальных целей функционирования отдельных экономических объектов. Под целями понимают желаемое состояние или результат, подлежащий достижению. В результате вырабатывается иерархия целей, в которой цели отдельных объектов управления подчинены общей цели системы.
Предпосылкой постановки
целей служит кибернетический принцип
внешнего дополнения. Его суть состоит
в том, что для любой экономической
системы существует внешний критерий,
который содержательно
Основная цель каждого предприятия - наиболее полное удовлетворение потребностей общества в той продукции, ради изготовления которой оно существует. Данное обстоятельство является определяющим в формировании глобальной цели предприятия. Но глобальная цель системы должна включать в себя не только получение нужной продукции, но и достижение экономии ресурсов. Таким образом, основная цель предприятия как экономической системы состоит в получении необходимых обществу материально-вещественных результатов при достижении минимальных затрат производственных ресурсов.
Еще одним из внутренних свойств системы является качество функционирования, которым обладает только система и которого нет ни у одного из ее элементов. Значение этого свойства трудно переоценить, когда речь идет об организационных системах. С развитием больших и сложных систем связанность элементов усиливается.
Под организацией управления
понимается совокупность приемов и
методов рационального
Данное определение организации управления отражает систему общих принципов, задач, процедур, а также организационную структуру, заложенную в основу осуществления процесса управления и оставшуюся неизменной в течение длительного времени, а также динамичную взаимоувязку в пространстве и времени, с одной стороны объекта и субъекта управления, с другой, элементов и звеньев управляющей системы между собой и с другими управляющими системами.
Характерной чертой современного этапа развития экономики являются глубокие преобразования в сфере производства, которые оказывают решающее воздействие на систему управления. Развитие различных форм собственности, наличие характерных особенностей сферы хозяйствования приводят к разнообразию форм и методов управления. Вместе с тем любая система управления немыслима без системы информации. Основу системы информации предприятия составляет управленческий учет.
Предпосылкой создания рациональной информационной системы управления является организационное объединение всех видов информации и ее аналитическая обработка управленческим аппаратом.
Содержание организации управленческого учета включает в себя собственно организацию учетных процессов, т.е. регламентацию процедур и задач, разрабатываемых в рамках предприятия, основанием для которой служит предварительно разработанная их классификация; выбор комплекса технических средств; разработку структуры аппарата управления, занимающегося управленческим учетом, определение круга их обязанностей, прав и ответственности; обеспечение рационального сочетания между объектами и субъектами управленческого учета; систему заданий и контроля их выполнения; формы стимулирования.
Организацию управленческого
учета можно рассматривать в
различных аспектах: пространственном,
временном и информационно-
Пространственный аспект
организации управленческого
Временной аспект организации управленческого учета включает в качестве ее элемента сроки обработки и предоставления информации для управления.
Информационно-технологический аспект управленческого учета включает средства достижения целей управления, источники информации, методы и приемы ее получения, технические средства для ведения управленческого учета.
Приведенные элементы организации управленческого учета при их относительной самостоятельности тесно связаны между собой. Решение каждого из них обусловлено ответами на предшествующие и последующие вопросы.
Охарактеризовав выше сущность управленческого учета, перейдем к определению роли управленческого учета в системе управления предприятием.
При определении роли
управленческого учета в
Рисунок 1 - Структура взаимосвязи управляющей и управляемой систем посредством управленческого учета
Управляющая система взаимодействует с управляемой через функциональные отделы и службы управления предприятия. Обратная связь с управляемой системой осуществляется посредством информации управленческого учета, которая через коммуникационные каналы попадает к работникам управления. На основании полученной информации принимаются управленческие решения, воздействующие на управляемую систему. Объектом управления являются хозяйственные процессы - снабжение, производство, сбыт; ресурсы - материальные, трудовые, финансовые; показатели - объем производства продукции (работ, услуг), себестоимость, прибыль. Таким образом, в управленческом учете проявляется замкнутый управленческий цикл.
Место управленческого учета в системе управления предприятием, его структурными подразделениями, можно охарактеризовать следующей схемой (рисунок 2).
Рисунок 2 - Место управленческого учета в системе управления предприятием и его структурными подразделениями, финансовых ресурсов.
К работе по созданию такой нормативной базы привлекаются все функциональные службы предприятия. Разработанные нормы и нормативы обобщаются в координационном отделе (например: бюро норм и нормативов) и через управленческую бухгалтерию доводятся до структурных
Управление предприятием при помощи информации, полученной управленческой бухгалтерией производится по отклонениям. Для этого разрабатывается система норм и нормативов затрат материальных, трудовых и подразделений служб предприятия, аналогично доводится до исполнителя информация об изменении норм. Деятельностью структурных подразделений управляют на основании данных об отклонениях от норм по местам возникновения затрат, причинах и виновниках. Эти данные предварительно систематизируются, обобщаются, анализируются с уточнением факторов, повлиявших на отклонение, и представляются в виде удобном для использования при принятии управленческих решений. В дальнейшем данная информация направляется для оперативного регулирования производства компетентным специалистам, руководителям (начиная с ответственных исполнителей, заканчивая руководителем предприятия). Данные о производственных затратах и выпуске продукции обобщаются в целях использования их при составлении отчетов. Таким образом, управленческий учет тесно увязывает интересы, обеспечивает взаимодействие управляющей и управляемой системы, «фильтрует» полученную информацию и распределяет между потребителями информации.
Целью управленческого учета, как уже было отмечено выше, является предоставление информации, необходимой для принятия решений управляющей системой. Процесс принятия управленческих решений можно определить как обоснованный выбор курса действий между несколькими альтернативными вариантами для достижения установленной цели.
Процесс принятия решений может быть выражен следующей схемой (рисунок 3):
Рисунок 3 – Процесс принятия решений
Первые пять пунктов в этой схеме представляют собой процесс планирования; 6-и и 7-й пункты относятся к процессу контроля и регулирования.
Прежде чем принять правильные решения, необходимо определить цель или главное направление, которые помогут принимающим решения оценить предпочтительность одного варианта перед другим. При условии того, что фирма максимизирует свою прибыль, необходимы данные об издержках, предоставляемые системой управленческого учета.
Информация о работе Сущность управленческого учета и его роль в управлении предприятием