Технологические аспекты организации аудиторской деятельности в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 15:22, лекция

Описание работы

1. Принципы формирования документации в аудите
2. Планирование аудиторской проверки
3. Аудиторские доказательства
4. Аналитические процедуры
5. Аудиторская выборка и аудиторское заключение

Файлы: 1 файл

Лекции по аудиту.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

Тема. Технологические аспекты организации аудиторской деятельности в РФ

6.1. Принципы формирования  документации в аудите

6.2.  Планирование аудиторской  проверки

6.3. Аудиторские доказательства

6.4. Аналитические процедуры

6.5. Аудиторская выборка

6.6. Аудиторское заключение

 

6.1. Принципы формирования документации  в аудите

 

Документирование аудита регулируется одноименным федеральным  правилом (стандартом) №2.

Документация – это рабочие документы и материалы, подготавливаемые аудитором и для аудитора, либо получаемые и хранимые аудитором в связи с проведением проверки. Эти документы могут быть на электронных либо бумажных носителях. Исходя из требований стандарта № 2, рабочие бумаги должны использоваться:

    • при планировании аудита;
    • при осуществлении текущего контроля и проверки выполненной аудитором работы;
    • для фиксирования аудиторских документов, получаемых в целях подтверждения мнения аудитора.

Поясним упомянутые позиции: обязательными элементами рабочих  бумаг аудита являются план и программа  проверки, которые должны опираться на изученные и зафиксированные данные о бизнесе клиента, системах бух. учета и внутреннего контроля, в том числе с обоснованием уровня доверия, оказываемого контрольной среде аудируемого лица.

Обязанность проведения документирования непосредственно в процессе аудита связана с решением следующей задачи: осуществление текущего контроля за ходом работ. Данная норма должна способствовать повышению общего уровня качества аудита. Многие передовые аудиторские фирмы уже давно пошли по этому пути. В практике их работы документы, оформляемые в процессе проверки, содержат не только подпись составителя, но и подпись лица проверившего эти бумаги.

Важнейшая функция рабочих  бумаг заключается в том, чтобы  служить доказательством надлежащего  проведения аудита и обоснованием адекватности выводов проверки. Данное направление использования рабочей документации актуально в свете, установленного ФЗ «Об аудиторской деятельности» внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Основными критериями оценки при этом являются количественные и качественные характеристики составленной в ходе аудита документации: все ли основные этапы проверки четко документированы, сделаны ли по ним правильные выводы аудитора относительно степени достоверности проверенной отчетности. Объем документации определяется аудитором самостоятельно, в соответствии с профессиональным суждением. Единственным условием здесь является понимание содержания документа не только самим аудитором, но и другими участниками проверки. Вместе с тем, форма и содержание документа должны отвечать характеру аудиторского задания, отражать конкретные методы применяемые в аудите и могут быть использованы для текущего или последующего контроля за работой аудиторов. Исходя из этих условий, аудиторская фирма должна в рамках внутреннего стандарта разработать типовые формы документов.

При этом рабочие документы  могут храниться на постоянной основе с необходимым обновлением информации. Поскольку рабочие документы  могут содержать коммерческую информацию о деятельности аудируемого лица в аудиторской фирме должны быть созданы условия, обеспечивающие сохранность и реализацию принципа конфиденциальности.

Рабочие документы должны храниться в фирме в течении  периода, который не меньше 5 лет. Рабочие документы являются собственностью аудитора – лишь по его усмотрению часть из них может быть предоставлена аудируемому лицу, в противном случае предоставление рабочей документации могут лишь требовать государственные органы по решению суда.

Таким образом, основными принципами документирования аудита являются следующие:

1. Обязательное хранение  на носителе;

2. Документирование всего  процесса аудита;

3. Определение объема  документации является профессиональным  суждением аудитора;

4. Форма и содержание  документации должны отражать особенности проверки, обеспечивать контроль за работой аудиторов;

5. Реализация принципов  конфиденциальности является базовым  при хранении документов;

6. Документация принадлежит аудитору.

 

          

6.2. Планирование аудиторской проверки.

 

  Планирование аудита  регулируется одноименным правилом  № 3. Планирование аудиторской  проверки предполагает разработку  общей стратегии и детализированного  подхода к ожидаемому характеру,  объему и срокам проведения  аудиторских процедур.

В соответствии со стандартом аудиторская организация обязана планировать свою работу так, чтобы проверка была эффективной.

Информационная база этапа планирования основывается на оценке масштабов и  особенности деятельности аудируемого  лица, возможности проведения проверки и опыте работы с данным клиентом.

Результаты этапов планирования могут  обсуждаться с руководством аудируемого  лица для повышения эффективности  проверки и координации аудиторских  процедур с работой персонала  аудируемого лица.

Планирование проверки реализуется в двух этапах:

1.Разработка общего плана аудита.

Результатом здесь является определение  количества и уровня квалификации аудиторов, необходимость привлечения специалистов со стороны, определение периода  проверки и ее стоимости, а также  системы контроля качества за работой аудиторов.

2.Предпологает разработку программы  аудита – это набор инструкций для аудитора, выполняющего проверку и поскольку там указаны конкретные участки проверки отдельными аудиторами, программа используется как средство контроля за выполнением их работ.

Такой подход к планированию позволяет  эффективно распределять аудиторские  кадры, а также создает возможности  для повышения уровня специализации.

Общий план  и программа документально  оформляются. Стандарт разрешает вносить изменения в план и в программу по ходу проверки - это логично, поскольку в ходе аудита могут выясниться новые подробности или выявится неожиданные результаты. В следствие этого приходится корректировать весь дальнейший ход проверки.

Причины внесения значительных изменений в общий план и программу, должны быть документально зафиксированы.

 

6.3. Аудиторские доказательства.

 

Понятия и процедуры  получения аудиторских доказательств  регулируется                                                                                   федеральным правилом 7/2011

Аудиторское доказательство – это информация, получаемая аудитором при проверке и результаты анализа указанной информации, на которых основывается мнение аудитора.

Аудиторским доказательством  являются первичные документы и бух. записи, определяющие содержание отчетности, а также письменные разъяснения уполномоченных сотрудников аудируемого лица и другая информация. В частности, аудиторские доказательства могут быть получены в результате проведения аудита средств внутреннего контроля клиентов.

Получение аудиторских  доказательств основывается на двух принципах:

    • Достаточности;
    • Надлежащим характере.

Достаточность – это количество меры аудиторских доказательств (нельзя оценить соблюдение кассовой дисциплины, проверив 2-3 документа, связанных с приходными и расходными операциями по кассе - т.е. выводы аудитора должны основываться на необходимом количестве проверенных документов и операций).

Надлежащий характер - качество проверяемой информации (полученной информации и документам можно доверять и делать на основании них обоснованные выводы). При этом следует иметь ввиду, что для аудитора полученные отдельные аудиторские доказательства являются лишь доводом в поддержку определенного мнения. В связи с этим целесообразно собирать аудиторские доказательства  из различных источников, чтобы подтвердить одну и ту же хозяйственную операцию или группу операций. Принадлежность к внутренним источникам означает, что эта документация составлена аудиторским лицом и им же использована в своем бух. учете; к внешним источникам  - документы сформированы у аудируемого лица  и находят подтверждение за пределами организации или сформированы за пределами аудируемого лица и использованы в его учете. К этой же группе относят документы связанные с проверками контрольных органов. Вместе с тем, стандарт делает акцент на то, что проводимый аудитором анализ, получаемой информации, его знания и опыт являются наиболее достоверными аудиторскими доказательствами.

Еще одним важным принципом  получения аудиторских документов является сопоставление полезности, получаемой информации с затратами на ее поиск. Это важный принцип, который позволяет эффективно организовать работу аудитора и определить приоритеты в получение тех или иных аудиторских доказательств.

Стандарт содержит 6 процедур получения аудиторских доказательств:

    • Инспектирование (проверка документации клиента и фактического наличия активов);
    • Наблюдение (отслеживание аудитором процедуры, выполняемой другим лицом, например наблюдение за пересчетом материальных запасов на складе, осуществляемое сотрудниками аудируемого лица);
    • Запрос (поиск информации у осведомленных лиц  в пределах либо за пределами аудируемого лица). Запрос, как правило, бывает в письменном виде, адресованный официальным лицам, либо неформальным – по отношению к работникам проверяемой организации, однако в последнем случае, его информационная ценность ниже);
    • Подтверждение  - ответ на запрос об информации, содержащейся в бухгалтерских записях (например, аудитор обычно запрашивает подтверждение о дебиторской задолженности непосредственно у дебиторов);
    • Пересчет (проверка точности арифметических расчетов);
    • Аналитические процедуры – осуществляются для выявления необычных или неправильно отраженных операций.

Проверяя финансовую отчетность аудитор исходит из того, что активы и обязательства существуют реально, относятся к деятельности проверяемой организации, в отчетности активы и обязательства отражены полностью в соответствии с правилами бух.учета, суммы хозяйственных операций, возникшие по ним доходы и расходы, отнесены к соответствующему периоду.

 

6.4. Аналитические процедуры.

 

Аналитические процедуры  – это один из элементов проведения аудиторских процедур по существу, т.е. процедур, составляющих конкретные методы проверки финансово-хозяйственной деятельности клиента. Наряду с детальными процедурами, оценивающими правильность отражения операций и остатка средств на счетах бухгалтерского учета методом фактического и документального контроля, аудитор может применить аппарат - математических, статистических методов, позволяющих избежать длительных процедур детальных проверок.

Основной целью применения аналитических процедур является предварительное  диагностирование искажений в бухгалтерской  отчетности. Для его эффективности  такое диагностирование должно быть более простым и дешевым, чем точные и надежные методы ориентированных на работу с бухгалтерской документацией.

Необходимо разделять  понятия «аналитических процедур»  и «анализа хозяйственной деятельности». Аналитические процедуры используются при оценке достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта, а анализ финансово-хозяйственной деятельности начинается уже после того, как достоверность установлена, поскольку анализировать предприятие при недостоверности его бухгалтерской отчетности просто бессмысленно.

Иными словами АХД  предприятия, начинается там, где заканчивается  аудит, вместе с тем и аналитические  процедуры, и финансовый анализ базируются на общих методах.

Аналитические процедуры  включают в себя:

1. Рассмотрение финансовой и другой информации об аудируемом лице в сравнении:

- с сопоставимой информации  за предыдущие годы (периоды);

- с ожидаемыми результатами  деятельности аудируемого лица, например, сметами или прогнозами;

- с информацией об организации  ведущих аналогичную деятельность  (например, задолженности со среднеотраслевыми  показателями или с показателями аналогичных предприятий, сравнение отношения выручки от продаж аудируемого лица к сумме  дебиторской задолженности организаций той же отрасли экономики).

2. Рассмотрение взаимосвязей:

- между элементами информации, которые предположительно должны  соответствовать друг другу. Такая  взаимосвязь существует между  объемом продаж – себестоимостью  продаж, объемом продаж – дебиторской  задолженностью, основными средствами- амортизацией. В частности увеличение объема продаж в большинстве случаев сопровождается менее интенсивным ростом себестоимости проданной продукции (эффект операционного рычага) и увеличением объема расчетов. Таким образом, одновременное повышение эффективности сбытовой политики, наряду с ростом рентабельности продаж и сокращением оборачиваемости,  выявляемое аналитическими процедурами, должно насторожить проверяющего и очевидно потребует подтверждения в процессе дальнейшей ревизионной проверки. Кроме того, иногда взаимосвязь между показателями является единственным доступным средством в оценке их достоверности. Так например, на многих предприятиях промышленности сложно определить фактическую себестоимость готовой продукции (см. лекции по бух. учету).  Вместе с тем величина закрытых нарядов производственных рабочих, определяющих их заработную плату - показатель достаточно четкий. Во многих случаях, опираясь на него, можно предварительно определить реальность выпуска продукции, установить искажен ли показатель себестоимости и как следствие прибыли (поскольку в наряде указано  количество изготовленной продукции, а данные бухгалтерского учета с уверенностью позволяют установить величину начисленной и выплаченной зар. платы)

Информация о работе Технологические аспекты организации аудиторской деятельности в РФ