Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 15:22, лекция
1. Принципы формирования документации в аудите
2. Планирование аудиторской проверки
3. Аудиторские доказательства
4. Аналитические процедуры
5. Аудиторская выборка и аудиторское заключение
- между финансовой информацией и другой информацией (например, расходы на оплату труда могут рассматриваться во взаимосвязи с численностью работников).
Кратко рассмотрим указанные виды процедур.
В процедурах сравнения используется известная в анализе схема сравнения с эталоном. Одной из основных ошибок при использовании этой схемы является неправильный выбор эталона. В частности не редко желательно заменять среднеотраслевые показатели аналогичными показателями по подотрасли. Например, показатели завода по производству электронных двигателей лучше сравнивать не со средними показателями по машиностроению, а со средним по группе аналогичных предприятий. Однако, по мере дальнейшей детализации, вероятность получения такой информации снижается. В отношении сравнения со среднеотраслевыми показателями, аудитору следует учитывать и то, что экономические субъекты могут использовать различную учетную политику (в частности по-разному исчислять один и тот же показатель), что также влияет на сопоставимость показателей.
Одним из методов выявления областей потенциального риска традиционно считается простое сравнение статей бухгалтерского баланса, анализ их резких изменений. Можно добавить сюда простое рассмотрение статей на качественном уровне. Например, при аудите кредитных организаций в области потенциального риска попадает пролонгированная задолженность заемщиков, поскольку руководство банка не редко умышленно переводит просроченную задолженность в пролонгированную.
Аудиторы используют методы экономического анализа и в других случаях. Например, при проведении аудита необходимо оценивать справедливое допущение непрерывности деятельности (т.е. возможность продолжать хозяйственную деятельность) в течении как минимум 12 месяцев следующего за отчетным периодом, что является типично аналитической задачей.
При непосредственном проведении аудита предметом обычного применения аналитических процедур сравнения являются, например, некоторые мелкие затраты с низкой вероятностью искажения - на канцелярское оборудование, телефонные разговоры и т.д. Их естественно сравнивать с одноименными затратами прошлых лет, особенно в тех случаях, когда прежние аудиторские проверки проводились теми же аудиторами.
Таким образом, аналитическая
процедура сравнения направлена
на выявление необычных
Случай, когда по результатам
аналитической процедуры
6.5. Аудиторская выборка.
Данный аспект урегулирован
Федеральным аудиторским
Аудиторская проверка – представляет собой набор профессиональных процедур, осуществляемых в условиях ограниченности временных ресурсов, оптимального состава проверяющей группы, заранее определенной стоимости проверки.
В этих условиях единственно возможным способом сбора аудиторских доказательств является применение выборочного метода.
Выборка, как правило, должна быть репрезентативной (репрезентативность означает представительность). Данное требование предполагает, что все элементы, изучаемой совокупности имеют равную вероятность попасть в выборку.
Если, например, количество февральских и октябрьских документов проверяемой совместимости одинаково, то и вероятность для них попасть в выборку, скорее всего, будут равными. Однако, до сих пор, некоторые аудиторы практикуют выборочные проверки, когда проверяются, например, документы по кассе за один месяц, после чего аудитор считает, что получил представление о документации клиента. Разумеется, такие действия являются грубым нарушением принципов репрезентативности аудиторской выборки.
Вместе с тем подобный подход не вступает в противоречие с требованиями стандарта. Согласно п.32 «Аудитор должен отбирать элементы для подлежащей проверке совокупности исходя из того, чтобы каждый отдельный элемент выборки в генеральной совокупности имел вероятность быть отобранным...». Свойство репрезентативности, таким образом, не нашло четкой регламентации в аудите.
Для обеспечения эффективности выборки необходимо использовать либо случайный, либо систематический отбор, либо их комбинацию.
Случайный отбор может применяться с использованием таблицы случайных чисел (разработанных на базе компьютерных программ). При систематическом отборе элементы следует отбирать, начиная со случайно выбранного числа через постоянный интервал, который строится либо на стоимостной оценке элементов совместимости, либо на определенных их числе. В последнем случае – это может быть изучение, например, каждого 20-го документа из всех документов данной категории.
Считается целесообразно использовать процедуру деления, изучаемой совместимости на ряд подсовокупностей, которым, в свою очередь, можно применять выборочный метод. Эта процедура не редко применяется в математической статистике и называется стратификацией.
В качестве примера из области аудита можно указать на такой раздел, как проверка основных средств. У крупного экономического субъекта из всего массива таких объектов, иногда бывает целесообразно выделять в отдельную совокупность здания и строения, поскольку, они обладают наибольшей стоимостью (небольшие в процентных значениях ошибки могут иметь большое абсолютное значение), постановка их на баланс сопровождается значительным количеством документации, проверка которой требует специальных навыков проверяющих и значительных затрат времени.
В отдельную группу можно выделить транспортные средства, поскольку существует специальный порядок расчета их амортизации, их выбытие в связи со списанием или продажей может сопровождать злоупотреблениями, не всегда можно убедиться в их физическом наличии и.т.д.
С учетом специфики деятельности клиента и особенностей задания аудитор может разбить проверяемые основные средства на подсовокупности и по другим признакам и в каждой такой группе независимо от других определить порядок проверки.
Целесообразно разделять
на подсовокупности документы
По опыту работы некоторых
международных аудиторских фирм
можно порекомендовать
Результаты, полученные по выборке, следует распространять на всю проверяемую совокупность. Это логично, поскольку при аудиторской проверке интерес в первую очередь представляют именно проверяемые совокупности, а не выборки из них. Аналогично и при оценке существенности влияния ошибок учета на бухгалтерскую отчетность следует брать не то значение ошибок, которое аудитор фактически обнаружил, а значение, распространенное на всю совокупность.
Например, если при проверке 30 документов, аудитор обнаружил совокупную ошибку в 1 млн.руб., а общее количество документов составляет 3 тысячи, т.е. в 100 раз больше, аудитор может оценить общую ошибку генеральной совместимости документов в 100 млн.руб., умножив фактически найденную ошибку на отношение общего числа элементов учета к их проверенному количеству.
6.6. Аудиторское заключение.
В статье 6 ФЗ «Об аудиторской деятельности» дано следующее определение:
Аудиторское заключение
- официальный документ, предназначенный
для пользователей
Форма, содержание и порядок составления аудиторского заключения регулируется федеральными правилами № 1/2010, 2/2010, 3/2010.
Структура аудиторского заключения:
1. Наименование документа;
2. Сведения об аудиторе: его наименование, место нахождения и.т.д.;
3. Сведения об аудируемом
лице: его наименование, место нахождения,
номер свидетельства о
4. Вводная часть:
- проверяемый период;
- состав в бухгалтерской отчетности;
- описание разделения
ответственности за ведение
5. Описание объема аудита:
5.1. перечень нормативных актов и стандартов, в соответствии с которыми проводился аудит;
5.2. описание обеспечения
разумной уверенности, «аудит
планировался и проводился так,
5.3. общее описание действий аудитора. В аудиторском заключении должно быть указано, что аудит проводился на выборочной основе и включал в себя:
5.4 описание достаточности
собранных аудиторских
6. Выражение мнения аудитора.
6.1 слова для выражения мнения указаны в п.15 стандарта: «По нашему мнению, финансовая (бухгалтерская) отчетность организации "YYY" отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение на 31 декабря 20(XX) г. и результаты ее финансово-хозяйственной деятельности за период с 1 января по 31 декабря 20(ХХ) г. включительно в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в части подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности (и/или указать документы, определяющие требования, предъявляемые к порядку подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности)».
7. Дата завершения аудита - она не должна предшествовать дате подписания (утверждения) финансовой отчетности руководством аудируемого лица.
8. Подпись аудитора.
Аудиторское заключение
подписывается руководителем
9. Проаудированная отчетность
– она должна быть подшита
и скреплена печатью
Так выглядит базовая структура аудиторского заключения, составляемого при выражении аудитором безоговорочного положительного мнения.
Все остальные виды мнений выражаются в рамках модифицированного аудиторского заключения.
Таким образом может существовать два вида аудиторских заключений:
Модификация – аудиторское заключение означает, что в него включаются дополнительные пункты привлекающие внимание к определенному аспекту финансовой отчетности.
Аудиторское заключение считается модифицированным, если имеют место:
1. Факторы, не влияющие на мнение аудитора, но описываемые с целью привлечения внимания пользователей. Факторы, не влияющие на мнение аудитора связаны с возникновением событий, которые в дальнейшем могут повлиять на финансовое положение организации, при этом проверкой установлено безусловная достоверность отчетности.
Информация о работе Технологические аспекты организации аудиторской деятельности в РФ