Теоретические аспекты учета затрат по системе «стандарт-кост»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 14:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов учета затрат по системе «стандарт – кост».
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
охарактеризовать теоретические основы учета затрат на производство в системе «стандарт – кост»;
провести анализ системы учета затрат на предприятии;

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические аспекты учета затрат по системе «стандарт-кост» 5
1.1 Калькулирование себестоимости продукции, понятие и принципы формирования 5
1.2 Метод учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции 9
2 Учет затрат по системе «стандарт-кост» в ООО «Форест» 13
2.1 Краткая экономическая характеристика 13
2.2 Управления затратами на предприятии 16
3 Мероприятия по совершенствованию учета затрат на предприятии ООО «Форест» 31
Выводы и предложения 34
Список использованных источников 37
Приложения………………………………………………………………………...39

Файлы: 1 файл

Курс. БУУ Учет затрат по системе стандарт-кост.doc

— 427.50 Кб (Скачать файл)

В процессе калькулирования  целесообразно использовать следующую  типовую группировку затрат:

– сырье и материалы;

– возвратные отходы (вычитаются);

– покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций;

– топливо и энергия на технологические цели;

– заработная плата производственных рабочих;

– отчисления на социальные нужды;

– общепроизводственные расходы;

– общехозяйственные расходы;

– потери от брака;

– прочие производственные расходы;

– коммерческие расходы.

Итак, основу управления затратами на предприятии составляет их планирование по нормативному методу.

Основной задачей планирования затрат является определение экономических  результатов деятельности предприятия, ожидаемых в будущем периоде.

Планирование затрат на ООО «Форест» ведется в рамках составления плановой калькуляции на изделия, заказы с целью определения их цены. Расчеты, связанные с разработкой плановой калькуляции, осуществляются в разрезе отдельных статей номенклатуры затрат.

Для увязки с ценовой политикой предприятия в плановой калькуляции наряду с общей суммой и структурой удельных затрат приводятся показатели оптовой цены, ставки и суммы налога на прибыль и других обязательных платежей, осуществляемых за счет валовой прибыли.

Составление смет является основной формой планирования затрат. Смета позволяет рассчитать объем  реализуемой продукции по себестоимости, прибыль от реализации продукции, оценить  материалоемкость и трудоемкость продукции, прогнозировать потребность в оборотных средствах, вложенных в запасы, затраты и готовую продукцию.

План производства и  реализации продукции определяется на предварительно оформленный пакет  заказов.

Данный план на ООО «Форест» на декабрь 2011 года представлен в таблице 4.

Таблица 4. – План производства и реализации продукции

Наименование изделия

Единица измерения

Количество

Сумма, руб.

Удельный вес, %

Внешний рынок

   

4218468

58,2

Мебельный щит:

м³

 

3419801

47,2

– Инкап 15,5; 18,5 а/в, с

м³

81,25

650325

9,0

– Инкап 15,5 в/в, с

м³

34,78

263980

3,6

– Талли 30,5

м³

58,69

469779

6,5

– NK-Products Ltd

м³

44,19

431206

6,0

м³

10,00

89216

1,2

– Линделл

м³

59,80

536406

7,4

– Хавукайнен 24,4

м³

122,30

978889

13,5

Кровать Натланд

шт.

144,00

180835

2,5

Корея

м³

48,00

61559

8,5

Внутренний рынок

   

3029759

41,8

Дверные блоки

м²

1184,00

638018

8,8

Оконные блоки

м²

100,00

110000

1,5

Прочая продукция

руб.

 

2281741

31,5

Итого

   

7248227

100


 

Как показывают данные таблицы 4, на экспорт продукции идет на 1188714 руб. больше, чем остается на внутреннем рынке, или в процентном соотношении, на внешний рынок приходится на 16,4%, больше продукции, выпускаемой ООО «Форест».

Для производственных подразделений  для определения планируемых  косвенных затрат необходима информация от общехозяйственных и вспомогательных подразделений по планируемому увеличению или снижению их затрат.

Одним из этапов планирования затрат является прогнозирование изменения  основных факторов, влияющих на объем  и структуру затрат на предприятии. К числу факторов, требующих учета  в процессе планирования затрат, относятся: изменение объема производства и реализации продукции; изменение состава производимой и реализуемой продукции (ее номенклатуры и ассортимента). Намеченное изменение ставок налоговых платежей, относимых на затраты (себестоимость); изменения уровня цен и условий поставки сырья, материалов; изменение условий оплаты труда.

Таким образом, уровень  затрат на предприятии зависит от профессионализма и творческого  потенциала инженерных кадров и организаторов  производства, а корректность отнесения затрат на виды деятельности предприятия, единицы продукции, производственные подразделения и другие объекты – от квалификации экономистов.

Система учета производственных затрат и калькулирования организуется на каждом предприятии по-разному.

Так, на ООО «Форест» принят подетально-пооперационный метод учета затрат. Этот метод предполагает калькулирование себестоимости изделия как суммы себестоимостей отдельных деталей, составляющих это изделие. Он является точным, но и трудоемким. Также, важно отметить, что сводный учет затрат на производство на ООО «Форест» организован по бесполуфабрикатному варианту. При этом варианте учет затрат на производство ведется без бухгалтерского перечисления себестоимости полуфабрикатов собственного изготовления при передаче их из одного подразделения в другое. Затраты на изготовление полуфабрикатов учитываются по подразделениям в разрезе статей расходов. Добавленные затраты отражаются по каждому цеху в отдельности, а стоимость сырья включается в себестоимость продукции только первого цеха.

Учет затрат на производство единицы готовой продукции формируется  путем суммирования затрат цехов  с учетом доли их участия в процессе изготовления.

Для планирования и учета  расходы, связанные с производством  и реализацией продукции группируются по статьям калькуляции.

Конечным результатом  калькулирования является составление  калькуляций.

Далее необходимо рассмотреть составление калькуляций за 2010 год и 2011 год на некоторые модели дверных полотен ООО «Форест» и в результате анализа выявить причины изменения себестоимости этих изделий.

Изменение затрат на производство и реализацию продукции по статьям  калькуляции представлено в таблице 5 (Приложение 3).

Для примера, проанализируем изменение затрат на производство одной  из моделей дверного полотна глухого – 1ДГ.

По данным из таблицы 5 очевидно, что полная себестоимость изделия увеличилась в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 61 руб. 56 коп. или на 16%.

Это связано со следующими причинами:

а) расходы на мебельный  щит возросли на 25% в связи с удорожанием цен. В 2009 году цена на 1 кв. м мебельного щита была 129 руб., а в 2010 году возросла до 160 руб. 96 коп;

б) расходы на комплектующие  изделия и полуфабрикаты снизились  почти на 5%. Покупные материалы включают шлифовальную шкурку №80, №120, экологически чистый финский клей «Kestocol», керосин и шпатлевку. И здесь произошли следующие изменения:

1) расходы на шлифовальную  шкурку и клей остались неизменны  с 2010 года по 2011 год:

2) цены на керосин  возросли почти в 2.4 раза с  4 руб. 50 коп. за кг в 2010 году до 10 руб. 76 коп. в 2011 году;

3) цена на 1 кг шпатлевки  уменьшилась в 1,9 раза с 34 руб.  до 18 руб.

В результате, по данным таблицы 4 получается, что расходы  на заработную плату производственных рабочих увеличились на 2,72 руб., или на 7,2%. Соответственно, и дополнительная заработная плата увеличилась на этот же процент, то есть на 0,22 руб.

г). важно отметить, что  в результате общезаводские расходы  снизились на 41%, то есть на 27,8 руб.

В итоге, в связи с  вышеперечисленными причинами произошло изменение (в сторону увеличения) себестоимости изделия.

Отчетная калькуляция себестоимости  дверного полотна той же рассматриваемой  модели 1ДГ с учетом плановых и фактических  затрат по ООО «Форест» за ноябрь 2011 года представлена в таблице 6.

Таблица 6. – Планирование заработной платы основных производственных рабочих при производстве дверного полотна глухого модели 1ДГ

Операция технологического процесса

Часовая тарифная ставка, час

Норма времени, чел./час

Расценка, руб.

2010

2011

2010

2011

2010

2011

Подготовка деталей  и сборка верей на экспертном участке

14,00

12,00

1,44

1,33

20,16

15,98

Фрезерование

11,06

12,00

0,50

0,58

5,53

7,00

Доводка вручную

11,06

12,00

0,73

0,90

8,09

10,77

Шлифовка

11,06

12,00

0,32

0,22

3,54

2,64

Итого

   

2,99

3,03

37,32

36,40

Транспортировка

     

3,34

 

40,04


 

Калькуляция себестоимости дверного полотна модели 1ДГ за декабрь 2011 год представлена в таблице 7 (Приложение 4).

Таким образом, как показывают данные таблицы 7 фактическая себестоимость дверного полотна глухого модели 1ДГ снизилась на 13,42 рубля, или на 3% по сравнению с плановой.

В целом, себестоимость  снизилась, несмотря на то, что затраты  увеличились по следующим статьям:

– сырье и материалы – перерасход составил лишь 0,15 руб.;

  • основная заработная плата увеличилась на 4,72 руб. или на 12%, следовательно и отчисления на социальное страхование претерпели изменения в сторону увеличения;
  • дополнительная заработная плата увеличилась на 10,5%;
  • общезаводские расходы увеличились на 42% в связи с увеличением затрат по следующим статьям: налоги, командировочные, канцелярские расходы, пожарная охрана, аудит, обучение, охрана труда, литература, расходы транспортного отдела, общехозяйственные расходы, департамент безопасности и прочие.

По остальным статьям  произошло снижение затрат:

  • затраты на покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты уменьшились на 53% по сравнению с плановыми;
  • на 1,4 руб. или на 22% снизились расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;
  • цеховые расходы уменьшились на 0,45 руб.;
  • затраты на реализацию снизились на 2,23 руб. или на 26%.

В итоге экономия затрат фактических по сравнению с плановыми  составила 3%.

Критерием экономичности  затрат предприятия выступает минимизация  уровня затрат на рубль товарной продукции. Низкий уровень этого показателя позволяет предприятию получать определенные конкурентные преимущества на рынке, свободно осуществлять свою ценовую политику и при прочих равных условиях достигать более высоких размеров прибыли. Однако, это не основная цель управления затратами, так как может сопровождаться

3 Мероприятия по совершенствованию учета затрат на предприятии ООО «Форест»

В качестве основного пути совершенствования системы учета расходов на продажу на предприятии предлагается его комплексная автоматизация на базе программы, специально разработанной для мебельного производства российской инновационной компанией «UST» [26].

Рассмотрим основные модули программы:

Производство (Планирование)

Программный модуль предназначен для решения задач, связанных  с формированием предварительного производственного плана, с последующей  детализацией заданий для производственных участков на определенный календарный период. Для планирования производства используется реестр заказов клиентов, а также план выпуска мелкосерийных партий типовых изделий. Результатом формирования производственного плана являются графики и сроки выполнения заданий, наряды-заказы на изготовление продукции, полуфабрикатов или сборочных единиц. Наряды-заказы создаются для подразделений и сотрудников с детализацией по дням и неделям.

В соответствии с данными  справочников норм и расценок на выполнение технологических процессов и  операций осуществляется расчет потребностей производства в сырье, комплектующих собственного изготовления и прочих ресурсах, необходимых для выполнения задач.

Процедура планирования носит циклический характер по мере изменения состояния исходных данных для расчета основных производственных показателей.  
Для некоторых организаций актуальна задача оценки загрузки производственных мощностей. В качестве исходных данных для расчета используется технологическая схема изготовления изделия и справочник оборудования.

Производство (Подготовка)

Основными задачами программного модуля «Подготовка производства»  являются проектирование и формирование производственной спецификации изделия, подготовка данных для программных  средств раскроя материалов, формирование технологической схемы изготовления изделий в производстве (актуально для мелкосерийного выпуска).

Практика показывает, что спецификация изделия, сформированная дизайнером при предварительном  расчете, как правило отличается от спецификации, разработанной технологом производства. Причины могут быть различными, например, отсутствие определенных комплектующих или прекращение их выпуска поставщиком, использование новой фурнитуры, не учтенной в складских остатках и многое другое. Соответственно, на уровне программной реализации решается задача учета изменений в спецификации изделия, в целях предотвращения ошибок при повторном расчете аналогичных заказов, поддержка версионности спецификаций.

Для мелкосерийного, и  частично, заказного производства, обеспечивается формирование и модификация  реестров технологических процессов и операций, а также связанных с ними норм расхода необходимых материалов, трудозатрат, издержек на брак и отходы, возможные замены материалов. Данная информация используется при расчете себестоимости и планировании производственных процессов.

Расчет себестоимости  является логически неотъемлемой частью подготовки производства. В программном  модуле предусмотрено решение задач, связанных с определением структуры  стоимости изделия, калькуляцией плановой себестоимости производства и единицы продукции (нормативная). Поддерживается возможность расчета фактических затрат на выпуск продукции, учет расхода различных видов ресурсов на ее производство, распределение накладных расходов, а также анализ структуры затрат производства и себестоимости продукции[26]

Производство (Учет)

Основной задачей  программного модуля «Учет производства»  является учет расхода материалов в  производстве, регистрация фактического выпуска полуфабрикатов, сборочных  единиц и готовых изделий и  формирование необходимых аналитических отчетов. Передача материала на производственные участки осуществляется на основании лимитно-заборных карт и спецификации заказа. Списание материальных ценностей происходит на основании Акта выполненных работ, в котором указывается состав и количество фактически использованных материалов и комплектующих, а также готовые изделия.

Информация о работе Теоретические аспекты учета затрат по системе «стандарт-кост»