Теоретические основы бюджетирования на предприятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 19:07, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики процесс планирования деятельности предприятия претерпел коренные изменения. Методы планирования, принятые в условиях централизованной экономики, не оправдали себя, и это было признано одной из главных причин, приведших к сложной экономической ситуации. Старая система планирования также не соответствовала новым послеприватизационным условиям. Работать же без планирования, как оказалось, не в состоянии ни одно предприятие. Таким образом, возникла необходимость разработки новой системы, отвечающей целям и задачам предприятия в условиях рыночной экономики, помогающей осуществлять эффективную управленческую деятельность.

Файлы: 1 файл

Будж.в упр.учете-готовая курс..doc

— 235.50 Кб (Скачать файл)

Введение.

В условиях рыночной экономики процесс  планирования деятельности предприятия  претерпел коренные изменения. Методы планирования, принятые в условиях централизованной экономики, не оправдали  себя, и это было признано одной  из главных причин, приведших к сложной экономической ситуации. Старая система планирования также не соответствовала новым послеприватизационным условиям. Работать же без планирования, как оказалось, не в состоянии ни одно предприятие. Таким образом, возникла необходимость разработки новой системы, отвечающей целям и задачам предприятия в условиях рыночной экономики, помогающей осуществлять эффективную управленческую деятельность.

За рубежом такая система  уже давно разработана и эффективно действует, а вот в России процесс  адаптации западной управленческой модели бюджетирования проходит с трудом. Опыт работы Центра международного бизнеса и регионального развития Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации с рядом предприятий России показал, что 90% финансовых проблем на наших предприятиях связана с неграмотностью высшего руководства в вопросах управления финансами. Эта ситуация объясняется отсутствием у руководителей своевременной полной и точной информации не только о будущем, но и о настоящем финансовом состоянии предприятия.

Во всем мире финансовое управление в конечном счете описывается  в формате двух основных точек  отсчета, которые определяют собой  систему координат для оценки финансовых результатов деятельности предприятия. Первая точка характеризует  текущее состояние предприятия, а вторая – целевое желаемое состояние в конце планового периода. Бюджетирование, собственно, и представляет собой метод проектирования будущих значений финансовых отчетов, при котором каждая их статья находит ответственное лицо за достижение запланированного результата. Переход из одной точки в другую означает изменения прибыльности, платежеспособности и экономического потенциала предприятия. Поэтому оно должно четко позиционировать и «видеть себя» в этих финансовых координатах, планируя свои перемещения в будущем и их последствия, находя приемлемые соотношения.

В Российских же компаниях бюджетирование (или оперативное внутрифирменное  планирование) (если оно вообще есть) носит сугубо фрагментарный характер. И это никак не позволяет эффективно управлять финансами, прежде всего движением денежных средств, принимать точные и взвешенные в финансовом отношении управленческие решения.

Этим объясняется актуальность изучения теоретических аспектов коммерческого  бюджетирования и постановки системы внутрифирменного бюджетирования на российских предприятиях.

Цель курсовой работы – исследование методологических аспектов бюджетирования для повышения эффективности  работы организации.

Исходя из цели, были обозначены следующие задачи:

- раскрыть понятие, цели и задачи бюджетирования;

- рассмотреть виды и содержание бюджетов;

- обозначить роль бюджетирования в управлении организацией;

- изучить организацию системы бюджетирования на примере конкретного предприятия.

Объектом исследования курсовой  работы является ООО «ТК-Надежда». Предметом исследования является процесс бюджетирования в организации.

Методической основой работы послужили научно-практические публикации в области коммерческого, внутрифирменного бюджетирования и финансового менеджмента. В процессе исследования применялись общие методы исследования: наблюдение, формализация, абстрагирование; методы анализа финансовой отчетности; метод сравнения и другие.

 

 

Глава 1. Теоретические  основы бюджетирования на предприятиях

1.1. Понятие,  цели и задачи бюджетирования

Разработка регулярных производственных и финансовых планов (бюджетов) является важнейшей составляющей планово-аналитической работы компаний всех без исключения отраслей экономики. Бюджетирование способствует уменьшению нерационального использования средств предприятия благодаря своевременному планированию хозяйственных операций, товарно-материальных и финансовых потоков и контролю за их реальным осуществлением. Бюджетное планирование до сих пор остается слабым местом управления бизнесом российских предприятий промышленности, торговли, банковской сферы, страхования. Сводный бюджет фирмы в рыночной экономике так же отличается от техпромфинплана государственного предприятия административно-командной системы, как небо от земли. На сегодняшний день в большинстве российских компаний отсутствуют базовые элементы сквозного управленческого планирования (бюджетирования), притом, что технология бюджетного процесса весьма существенно варьируется с учетом отраслевой специфики предприятия.

Таким образом, теоретические основы бюджетирования очень важны для  их последующего практического применения на предприятии. В данной главе рассматриваются понятие и цели бюджетирования, виды и содержание бюджетов предприятия, а также роль бюджетирования в принятии управленческих решений. Перечисленные вопросы крайне важны для понимания необходимости введения бюджетирования на предприятии. При этом бюджетирование на предприятии может преследовать различные цели и задачи, которые все же можно объединить в некоторую совокупность.

Главный смысл бюджетирования сводится к повышению финансово-экономической  эффективности и финансовой устойчивости предприятия путем координации усилий всех подразделений на достижение конечного, количественно определенного результата.

Внедрение системы бюджетирования позволяет предприятию:

- составлять реальные прогнозы  финансово-хозяйственной деятельности;

- вовремя обнаруживать наиболее  узкие места в управлении предприятием, используя инструменты многовариантного  анализа;

- быстро подсчитать экономические  последствия при возможных отклонениях  от намеченного плана при помощи  финансовых моделей и принять эффективное управленческое решение;

- скоординировать работу структурных  подразделений и служб на достижение  поставленной цели;

- повысить управляемость компании  за счет оперативного отслеживания  отклонений факта от плана  и своевременного принятия решений.

Ожидаемые результаты после внедрения бюджетирования:

- внедрение процедур регулярного  финансового планирования и контроля  над исполнением бюджета;

- обучение специалистов финансовых  служб методикам финансового  планирования и анализа;

- составление годового бюджета предприятия;

- улучшение управляемости компании  за счет наделения полномочиями, установления ответственности менеджеров  компании и совершенствования  организационной структуры;

- улучшения финансовых показателей  работы компании за счет совершенствования системы финансового планирования и контроля.

Бюджетирование – это технология финансового планирования, учета  и контроля доходов и расходов, получаемых от бизнеса на всех уровнях  управления, которая позволяет анализировать  прогнозируемые и полученные финансовые показатели.

В самом общем виде назначение бюджетирования в компании заключается в том, что это основа:

- планирования и принятия управленческих  решений в компании;

- оценки всех аспектов финансовой  состоятельности компании;

- укрепления финансовой дисциплины и подчинения интересов отдельных структурных подразделений интересам компании в целом и собственникам ее капитала.

В цели внутрифирменного бюджетирования входит:

- разработка «системы координат»  деятельности, базы исходных данных  для финансового анализа и финансового менеджмента; перевод системы планирования с натуральных и физических единиц измерения на финансовые показатели; повышение финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений на всех уровнях управления;

- рост эффективности использования имеющихся в распоряжении компании и ее отдельных структурных подразделений ресурсов, активов (материальных и нематериальных) и ответственности руководителей различного уровня управления за предоставленные в их распоряжение ресурсы и активы (за превышение лимитов товарных запасов, за просрочку оплаты товарных кредитов и т. п.);

- создание возможности для оценки  инвестиционной привлекательности  отдельных сфер хозяйственно  деятельности, в которой работает  или планирует работать предприятие;

- повышение обоснованности выделения  финансовых (прежде всего инвестиций  и кредитов) и нефинансовых ресурсов (товарных кредитов) по отдельным  направлениям хозяйственной деятельности  и видам бизнеса компании; более  точное определение направлений  инвестиционной политики, направлений реструктуризации предприятия;

- повышение «финансовой прозрачности»  для собственников, акционеров  и других заинтересованных лиц;

- укрепление финансовой дисциплины  и сочетание стимулирования более  эффективной работы структурных подразделений в интересах всей организации;

- проведение постоянного мониторинга  финансовой эффективности отдельных  видов хозяйственной деятельности  и структурных подразделений;

- контроль за изменением финансовой  ситуации в компании; повышение  финансовой устойчивости и улучшение финансового состояния компании в целом, отдельных структурных подразделений и видов бизнеса.

Правильно поставленное, полноценное  бюджетирование позволит также решить проблемы оптимизации финансовых потоков, сбалансированности источников поступления денежных средств и их использования, определить объемы и формы, условия и сроки внешнего финансирования и многие другие управленческие задачи.

Что касается задач бюджетирования, то они представлены рис.1.

Рис.1.Задачи бюджетирования

 

Итак, кроме указанных общих  задач бюджетирование может преследовать и ряд индивидуальных задач для  каждого конкретного предприятия.

Таким образом, бюджетирование играет важную роль в системе управления предприятием любой отрасли. Внедрение  бюджетирования на предприятии позволяет планировать и контролировать финансы предприятия, упрощает систему координации и контроля за деятельностью отдельных подразделений и предприятия в целом.

1.2. Виды и  содержание бюджетов

Рассматривая теоретические основы коммерческого бюджетирования, проанализируем виды и содержание бюджетов. Применяемые в финансовом планировании виды бюджетов можно разделить на четыре основные группы (рис.2).

Рис.2. Виды бюджетов

 

Все указанные бюджеты нужны  для составления так называемого  сводного производственного или основного бюджета (мастер-бюджета).

Мастер-бюджет (сводный производственный или основной бюджет) – это совокупность взаимосвязанных между собой  трех основных бюджетов компании плюс набор операционных и вспомогательных  бюджетов, необходимых для их составления.

Основные бюджеты предназначены  для управления финансами предприятий, оценки финансового состояния бизнеса  для выполнения всех тех управленческих задач, о которых шла речь выше. Основные бюджеты позволяют руководителям  иметь всю необходимую информацию для оценки финансового положения компании контроля за его изменением, для оценки финансовой состоятельности бизнеса и инвестиционной привлекательности проекта. Поэтому для полноценного бюджетирования необходимо обязательное составление всех трех основных бюджетов.

Операционные и вспомогательные  бюджеты нужны прежде всего для  «увязки» натуральных показателей  планирования со стоимостными, для  более точного составления основных бюджетов, определения наиболее важных пропорций, ограничений и допущений, которые стоит учитывать при составлении основных бюджетов. Если набор основных бюджетов является обязательным (для серьезной постановки не только финансового планирования, но в целом финансового менеджмента компании), то состав операционных и вспомогательных бюджетов может определяться руководителями предприятия или фирмы прежде всего исходя из характера стоящих перед ним целей и задач, специфики бизнеса, а также уровня квалификации работников финансовых и планово-экономических служб, степени методической, организационной и технической готовности предприятия или фирмы.

Специальные бюджеты (вспомогательные  и дополнительные) необходимы для  более точного определения целевых  показателей и нормативов финансового  планирования, более точного учета  особенностей местного (регионального) налогообложения. Набор специальных бюджетов, как и операционных, может определяться самостоятельно руководителями предприятия или фирмы в зависимости от специфики хозяйственной деятельности.

 

1.3. Роль бюджетирования  в управлении организацией

Практика показывает, что большинство  российских предприятий все еще  не владеют философией бюджетирования и относятся скептически к  полезности такого подхода к управлению. Основная проблема российских предприятий  состоит в том, что вопросам стратегического планирования и бюджетирования уделяется второстепенное внимание. Ввиду сложного финансового состояния многие предприятия пытаются найти выгодную рыночную нишу в оперативном порядке: без должной проработки долгосрочных целей они меняют свои приоритеты в развитии продукции и услуг, выходят на многообещающие сегменты рынка, а затем бросают их.

Информация о работе Теоретические основы бюджетирования на предприятиях