Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 19:07, курсовая работа
В условиях рыночной экономики процесс планирования деятельности предприятия претерпел коренные изменения. Методы планирования, принятые в условиях централизованной экономики, не оправдали себя, и это было признано одной из главных причин, приведших к сложной экономической ситуации. Старая система планирования также не соответствовала новым послеприватизационным условиям. Работать же без планирования, как оказалось, не в состоянии ни одно предприятие. Таким образом, возникла необходимость разработки новой системы, отвечающей целям и задачам предприятия в условиях рыночной экономики, помогающей осуществлять эффективную управленческую деятельность.
Введение.
В условиях рыночной экономики процесс планирования деятельности предприятия претерпел коренные изменения. Методы планирования, принятые в условиях централизованной экономики, не оправдали себя, и это было признано одной из главных причин, приведших к сложной экономической ситуации. Старая система планирования также не соответствовала новым послеприватизационным условиям. Работать же без планирования, как оказалось, не в состоянии ни одно предприятие. Таким образом, возникла необходимость разработки новой системы, отвечающей целям и задачам предприятия в условиях рыночной экономики, помогающей осуществлять эффективную управленческую деятельность.
За рубежом такая система
уже давно разработана и
Во всем мире финансовое управление в конечном счете описывается в формате двух основных точек отсчета, которые определяют собой систему координат для оценки финансовых результатов деятельности предприятия. Первая точка характеризует текущее состояние предприятия, а вторая – целевое желаемое состояние в конце планового периода. Бюджетирование, собственно, и представляет собой метод проектирования будущих значений финансовых отчетов, при котором каждая их статья находит ответственное лицо за достижение запланированного результата. Переход из одной точки в другую означает изменения прибыльности, платежеспособности и экономического потенциала предприятия. Поэтому оно должно четко позиционировать и «видеть себя» в этих финансовых координатах, планируя свои перемещения в будущем и их последствия, находя приемлемые соотношения.
В Российских же компаниях бюджетирование
(или оперативное
Этим объясняется актуальность изучения теоретических аспектов коммерческого бюджетирования и постановки системы внутрифирменного бюджетирования на российских предприятиях.
Цель курсовой работы – исследование методологических аспектов бюджетирования для повышения эффективности работы организации.
Исходя из цели, были обозначены следующие задачи:
- раскрыть понятие, цели и задачи бюджетирования;
- рассмотреть виды и содержание бюджетов;
- обозначить роль бюджетирования в управлении организацией;
- изучить организацию системы бюджетирования на примере конкретного предприятия.
Объектом исследования курсовой работы является ООО «ТК-Надежда». Предметом исследования является процесс бюджетирования в организации.
Методической основой работы послужили научно-практические публикации в области коммерческого, внутрифирменного бюджетирования и финансового менеджмента. В процессе исследования применялись общие методы исследования: наблюдение, формализация, абстрагирование; методы анализа финансовой отчетности; метод сравнения и другие.
Глава 1. Теоретические основы бюджетирования на предприятиях
1.1. Понятие, цели и задачи бюджетирования
Разработка регулярных производственных и финансовых планов (бюджетов) является важнейшей составляющей планово-аналитической работы компаний всех без исключения отраслей экономики. Бюджетирование способствует уменьшению нерационального использования средств предприятия благодаря своевременному планированию хозяйственных операций, товарно-материальных и финансовых потоков и контролю за их реальным осуществлением. Бюджетное планирование до сих пор остается слабым местом управления бизнесом российских предприятий промышленности, торговли, банковской сферы, страхования. Сводный бюджет фирмы в рыночной экономике так же отличается от техпромфинплана государственного предприятия административно-командной системы, как небо от земли. На сегодняшний день в большинстве российских компаний отсутствуют базовые элементы сквозного управленческого планирования (бюджетирования), притом, что технология бюджетного процесса весьма существенно варьируется с учетом отраслевой специфики предприятия.
Таким образом, теоретические основы бюджетирования очень важны для их последующего практического применения на предприятии. В данной главе рассматриваются понятие и цели бюджетирования, виды и содержание бюджетов предприятия, а также роль бюджетирования в принятии управленческих решений. Перечисленные вопросы крайне важны для понимания необходимости введения бюджетирования на предприятии. При этом бюджетирование на предприятии может преследовать различные цели и задачи, которые все же можно объединить в некоторую совокупность.
Главный смысл бюджетирования сводится
к повышению финансово-
Внедрение системы бюджетирования позволяет предприятию:
- составлять реальные прогнозы
финансово-хозяйственной деятел
- вовремя обнаруживать наиболее
узкие места в управлении
- быстро подсчитать
- скоординировать работу
- повысить управляемость
Ожидаемые результаты после внедрения бюджетирования:
- внедрение процедур
- обучение специалистов
- составление годового бюджета предприятия;
- улучшение управляемости
- улучшения финансовых
Бюджетирование – это
В самом общем виде назначение бюджетирования в компании заключается в том, что это основа:
- планирования и принятия
- оценки всех аспектов
- укрепления финансовой дисциплины и подчинения интересов отдельных структурных подразделений интересам компании в целом и собственникам ее капитала.
В цели внутрифирменного бюджетирования входит:
- разработка «системы координат»
- рост эффективности использования имеющихся в распоряжении компании и ее отдельных структурных подразделений ресурсов, активов (материальных и нематериальных) и ответственности руководителей различного уровня управления за предоставленные в их распоряжение ресурсы и активы (за превышение лимитов товарных запасов, за просрочку оплаты товарных кредитов и т. п.);
- создание возможности для
- повышение обоснованности
- повышение «финансовой
- укрепление финансовой
- проведение постоянного
- контроль за изменением
Правильно поставленное, полноценное бюджетирование позволит также решить проблемы оптимизации финансовых потоков, сбалансированности источников поступления денежных средств и их использования, определить объемы и формы, условия и сроки внешнего финансирования и многие другие управленческие задачи.
Что касается задач бюджетирования, то они представлены рис.1.
Рис.1.Задачи бюджетирования
Итак, кроме указанных общих
задач бюджетирование может преследовать
и ряд индивидуальных задач для
каждого конкретного
Таким образом, бюджетирование играет важную роль в системе управления предприятием любой отрасли. Внедрение бюджетирования на предприятии позволяет планировать и контролировать финансы предприятия, упрощает систему координации и контроля за деятельностью отдельных подразделений и предприятия в целом.
1.2. Виды и содержание бюджетов
Рассматривая теоретические
Рис.2. Виды бюджетов
Все указанные бюджеты нужны
для составления так
Мастер-бюджет (сводный производственный или основной бюджет) – это совокупность взаимосвязанных между собой трех основных бюджетов компании плюс набор операционных и вспомогательных бюджетов, необходимых для их составления.
Основные бюджеты
Операционные и
Специальные бюджеты (вспомогательные
и дополнительные) необходимы для
более точного определения
1.3. Роль бюджетирования в управлении организацией
Практика показывает, что большинство российских предприятий все еще не владеют философией бюджетирования и относятся скептически к полезности такого подхода к управлению. Основная проблема российских предприятий состоит в том, что вопросам стратегического планирования и бюджетирования уделяется второстепенное внимание. Ввиду сложного финансового состояния многие предприятия пытаются найти выгодную рыночную нишу в оперативном порядке: без должной проработки долгосрочных целей они меняют свои приоритеты в развитии продукции и услуг, выходят на многообещающие сегменты рынка, а затем бросают их.
Информация о работе Теоретические основы бюджетирования на предприятиях