Теоретические основы бюджетирования на предприятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 19:07, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики процесс планирования деятельности предприятия претерпел коренные изменения. Методы планирования, принятые в условиях централизованной экономики, не оправдали себя, и это было признано одной из главных причин, приведших к сложной экономической ситуации. Старая система планирования также не соответствовала новым послеприватизационным условиям. Работать же без планирования, как оказалось, не в состоянии ни одно предприятие. Таким образом, возникла необходимость разработки новой системы, отвечающей целям и задачам предприятия в условиях рыночной экономики, помогающей осуществлять эффективную управленческую деятельность.

Файлы: 1 файл

Будж.в упр.учете-готовая курс..doc

— 235.50 Кб (Скачать файл)

На рисунке 3 отображено изменение величины чистой прибыли  и выручки от продаж ООО «ТК-Надежда» за 2008-2010 гг.

Рис.3. Изменение выручки и чистой прибыли от продаж в 2008-2010 гг.

 

Таким образом, размер чистой прибыли в 2010 году увеличился на 33,8% или на 458 тыс. руб. в сравнении  с 2008 годом.

 

2.2. Анализ системы  бюджетирования в ООО «ТК-Надежда»

Для определения особенностей существующей системы бюджетирования в ООО «ТК-Надежда» необходимо рассмотреть ее организационную структуру (рис.4).


 


 


 




 


 


 


 

Рис.4. Организационная структура  ООО «ТК-Надежда»

Как видно, организация  имеет линейно-функциональную структуру управления. За организацию системы бюджетирования в ООО «ТК-Надежда» отвечает директор. Составлением бюджетов занимаются главный бухгалтер и старший менеджер отдела сбыта.

В ООО «ТК-Надежда» составляются следующие бюджеты:

- бюджет продаж;

- бюджет закупок;

- бюджет расчетов с покупателями  и поставщиками;

- бюджет затрат.

Бюджетирование в ООО «ТК-Надежда» начинается с составления бюджета продаж, основанного на прогнозах сбыта, отражающего динамику общего оборота компании в предстоящем бюджетном периоде.

Бюджет продаж формируется в натуральных и стоимостных показателях на год с месячной разбивкой и определяет план отгрузки продукции, а также осуществляет расчет поступлений от продажи.

Общий объём продаж компании может  быть подсчитан двумя способами:

- по контрактам (заказам);

- по продуктам (товарам).

Так как на предприятии существует большая номенклатура реализуемых  товаров, то при построении бюджета  продаж применяется группировка.

Бюджетные показатели, полученные при составлении бюджета продаж, являются отправной точкой планирования деятельности предприятия и оказывают воздействие на расчет информации для других операционных бюджетов и формирования финансовых бюджетов, позволяющих установить и оценить достижимость намеченных целей.

На предприятии ООО  «ТК-Надежда» разрабатывается годовой, квартальный и помесячный бюджеты продаж. Годовой бюджет с помесячной разбивкой формирует отдел сбыта во взаимодействии с другими службами. Проект годового бюджета продаж представляется директору до 1 декабря года, предшествующего бюджетному. Директор рассматривает представленный первый вариант бюджета продаж, уточняет его отдельные позиции и при необходимости направляет на доработку. До 15 декабря отчетного года отдел сбыта представляет директору уточненный вариант годового бюджета продаж. Его данные передаются другим подразделениям для расчета бюджетов издержек обращения, движения денежных средств, затрат на заработную плату и т.д.

Бюджет продаж разрабатывается в натуральном и стоимостном выражении в разрезе основной номенклатуры и потребителей.

Данный бюджет отличает большая неопределенность его показателей: объемов продаж продукции а натуральном  и стоимостном выражении. Поэтому  на начальной стадии разработки он по сути является прогнозом. Для его обоснования используется несколько методов, а затем на основе качественного анализа формулируется консенсус-прогноз – как наиболее вероятное предположение о будущей динамике объемов продаж и цен.

В основе прогноза продаж лежат следующие факторы:

  • прошлые данные об объемах продаж;
  • перспективы ценовой политики;
  • задолженность по выполненным заказам;
  • исследование рынка;
  • общие экономические условия;
  • экономические условия в отрасли;
  • движение таких индикаторов, как валовой национальный продукт, занятость, цены и персональные доходы;
  • реклама и условия продвижения продукта;
  • отраслевая конкуренция;
  • рынок акций.

Таким образом, методика составления бюджета продаж в ООО «ТК-Надежда» предполагает применение различных методов планирования, которые позволяют сформулировать общий, так называемый консенсус-прогноз, на основе качественного анализа ранее разработанных прогнозов.

Следующим этапом процесса бюджетирования ООО «ТК-Надежда» является составление бюджета закупок и запасов. Составление бюджета закупок и запасов начинается со сбора необходимых данных. К таковым относятся:

- объёмы продаж (ед.);

- закупочные цены на  период;

- ставки НДС;

- нормы запасов товаров  и материалов (%);

- план расхода материалов (ед.);

- процент оплаты поставки текущего периода в этом же периоде;

- стоимость поставки  за период;

- оплата поставок предыдущего  периода (%);

- задолженность к погашению  в текущем периоде (%).

Необходимо разбить  формат бюджета закупок и запасов  на разделы: товары для перепродажи и материалы.

В разделе товары для  перепродажи порядок составления  бюджета происходит следующим образом:

1 Шаг. Расчёт стоимости  закупаемых товаров (без учёта  запасов). Раздельно определяется  стоимость каждого товара. Далее  определяется суммарная величина стоимости всех товаров. Итоговая стоимость закупаемых товаров отражается в графе «Итого стоимость закупаемых товаров». Величина НДС выделяется отдельной строкой в графе «в том числе НДС» в каждой стоимости товаров, а также в их суммарном значении.

2 Шаг. Расчёт стоимости целевых запасов товаров на конец периода. По каждому товару устанавливается целевой норматив запасов на конец периода в натуральном выражении, определяемый как процент от объёма продаж (ед.). Далее определяется целевой запас товаров на конец периода в стоимостном выражении по каждому товару. Суммарная величина целевого запаса товаров на конец периода в стоимостном выражении отражается в графе «Итого целевой запас товаров на конец периода». Величина НДС выделяется отдельной строкой в графе «в том числе НДС» в каждой стоимости целевых запасов товаров на конец периода, а также в их суммарном значении.

3 Шаг. Расчёт стоимости  целевых запасов товаров на  начало периода. Запас товаров  на начало периода равен запасу  товаров на конец предыдущего периода. По каждому товару определяется запас на начало периода в стоимостном выражении. Далее итоговая стоимость запасов всех товаров на начало периода отражается в графе «Итого запас товаров на начало периода». Величина НДС выделяется отдельной строкой в графе «в том числе НДС» в каждой стоимости целевых запасов товаров на начало периода, а также в их суммарном значении.

4 Шаг. Расчёт суммы  затрат на покупку товаров.  Определяется итоговая величина  затрат на покупку товаров  по периодам. Данная сумма отражается в графе «Итого сумма затрат на покупку товаров». Величина НДС выделяется отдельной строкой в графе «в том числе НДС».

В разделе материалы  составление бюджета происходит следующими этапами:

1 Шаг. Расчёт стоимости  закупаемых материалов (без учёта  запасов). Раздельно определяется стоимость каждого материала. Далее определяется суммарная величина стоимости всех материалов. Итоговая стоимость закупаемых материалов отражается в графе «Итого стоимость закупаемых материалов». Величина НДС выделяется отдельной строкой в графе «в том числе НДС» в каждой стоимости материалов, а также в их суммарном значении.

2 Шаг. Расчёт стоимости  целевых запасов материалов на  конец периода. По каждому материалу  устанавливается целевой норматив  запасов на конец периода в  натуральном выражении, определяемый как процент от объёма продаж (ед.). Далее определяется целевой запас материалов на конец периода в стоимостном выражении по каждому материалу. Суммарная величина целевого запаса материалов на конец периода в стоимостном выражении отражается в графе «Итого целевой запас материалов на конец периода». Величина НДС выделяется отдельной строкой в графе «в том числе НДС» в каждой стоимости целевых запасов материалов на конец периода, а также в их суммарном значении.

3 Шаг. Расчёт стоимости целевых запасов материалов на начало периода. Запас материалов на начало периода равен запасу материалов на конец предыдущего периода. По каждому материалу определяется запас на начало периода в стоимостном выражении. Далее итоговая стоимость запасов всех материалов на начало периода отражается в графе «Итого запас материалов на начало периода». Величина НДС выделяется отдельной строкой в графе «в том числе НДС» в каждой стоимости целевых запасов материалов на начало периода, а также в их суммарном значении.

4 Шаг. Расчёт суммы  затрат на покупку материалов. Определяется итоговая величина  затрат на покупку материалов  по периодам. Данная сумма отражается  в графе «Итого сумма затрат  на покупку материалов». Величина  НДС выделяется отдельной строкой  в графе «в том числе НДС».

Составив разделы Товары для перепродажи и Материалы, определяется итоговая сумма затрат на закупки за период. Данная величина отражается в графе «Итого сумма  затрат на закупки». Величина НДС выделяется отдельной строкой в графе  «в том числе НДС».

На практике наиболее широкое распространение получил  метод технико-экономических расчетов норматива товарных запасов. В соответствии с ним, объем товарного запаса разбивается на отдельные элементы:

1. Товарный запас, необходимый  для показа покупателям и ежедневной продажи. Размер этого запаса зависит от количества наименований товаров, реализуемых в магазине, средней цены одного наименования и однодневного товарооборота.

Товарный запас, необходимый  для обеспечения бесперебойной  продажи между поставками. Его размер зависит от количества наименований товаров, поступающих в одной партии и интервала между поставками.

2. Страховой товарный  запас, необходимый на случай  изменения покупательского спроса  или нарушения поставщиками договорных  обязательств. Его размер составляет определенную часть от суммы 1-й и 2-й части нормы товарного запаса (Приложение 4).

Порядок составления  бюджета дебиторской и кредиторской задолженности в ООО «ТК-Надежда» следующий:

1. Главный бухгалтер  на основе данных договоров  о продажах, учетных ведомостей расчетов по договорам, бюджета продаж рассчитывает коэффициенты инкассации. Коэффициент инкассации данного периода - доля оплаты ранее отгруженной продукции в текущий период. Коэффициенты инкассации отражают темпы погашения дебиторской задолженности в текущий период времени. Например, в течение месяца, в котором произошла отгрузка продукции, оплачено 60% общей суммы, а за следующий месяц - 30%. Это значит, что коэффициент инкассации первого месяца равен 0,6, а второго - 0,3. Далее на основании коэффициентов инкассации и бюджета продаж формируется план погашения дебиторской задолженности.

2. Далее на основе  бюджета закупок составляется  график оплаты по закупкам  в следующем порядке. 

1 Шаг. Во-первых, рассчитывается  сумма кредиторской задолженности к погашению на начало периода. Определяется сумма кредиторской задолженности на начало периода по каждому приобретённому товару, а также суммарная величина кредиторской задолженности на начало периода по всем приобретённым товарам. Далее определяется сумма кредиторской задолженности к погашению на начало периода по каждому приобретённому материалу, а также суммарная величина кредиторской задолженности на начало периода по всем приобретённым материалам. Итоговая сумма кредиторской задолженности на начало периода по приобретённым товарам и материалам отражается в графе «Итого сумма кредиторской задолженности к погашению на начало периода».

2 Шаг. Определение  суммы оплаты по поставкам  текущего периода. Определяется  сумма оплаты по поставкам по каждому приобретенному товару, а также суммарная величина оплаты по всем приобретённым товарам. Далее определяется сумма оплаты по поставкам по каждому приобретённому материалу, а также суммарная величина оплаты по всем приобретённым материалам. Итоговая сумма оплаты по поставкам текущего периода по приобретённым товарам и материалам отражается в графе «Итого оплата по поставкам текущего периода по приобретённым товарам и материалам».

3 Шаг. Определение  суммы задолженности к погашению  в текущем периоде по приобретённым товарам и материалам (распределение оплаты задолженности прошлого года по периодам текущего года). Определяется сумма задолженности к погашению в текущем периоде по каждому приобретённому товару, а также суммарная величина задолженности по всем приобретённым товарам. Далее определяется сумма задолженности к погашению в текущем периоде по каждому приобретённому материалу, а также суммарная величина задолженности по всем приобретённым материалам.

4 Шаг. Расчёт остатка  кредиторской задолженности на конец периода. Определяется остаток кредиторской задолженность на конец периода по каждому приобретённому товару, а также суммарная величина остатка кредиторской задолженности на конец периода по всем приобретённым товарам. Далее определяется остаток кредиторской задолженности на конец периода по каждому приобретённому материалу, а также суммарная величина остатка кредиторской задолженности на конец периода по всем приобретённым материалам. Итоговая сумма остатка кредиторской задолженности на конец периода по приобретённым товарам и материалам отражается в графе «Итого остаток кредиторской задолженности на конец периода». Итоговая фактическая сумма выплат текущего периода по закупкам отражается в графе «Итого выплаты».

Информация о работе Теоретические основы бюджетирования на предприятиях