Теоретические основы бухгалтерского учета и анализа формирования прибыли предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 22:40, дипломная работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы - на основе анализа теоретических, законодательных и практических аспектов формирования прибыли предприятия разработать мероприятия, направленные на ее увеличение.
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические и законодательные основы бухгалтерского учета формирования прибыли предприятия;
- рассмотреть принципы и систему показателей анализа прибыли предприятия;
- проанализировать особенности формирования прибыли на примере ООО «Делан»;
- провести анализ показателей прибыли предприятия;
- выявить резервы увеличения прибыли;
- предложить мероприятия, направленные на увеличение показателей прибыли в условиях современного финансового кризиса.

Файлы: 1 файл

Дип-м,окончат.вариант.doc

— 773.00 Кб (Скачать файл)

Из приведенного определения следует, что ее происхождение связано  с получением валового дохода предприятием от реализации своей продукции  (работ, услуг) по ценам, складывающимся на основе спроса и предложения. Валовой доход предприятия - выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат - представляет собой форму чистой продукции предприятия, включает в себя оплату труда и прибыль.

 

Рис. 1.1 Себестоимость, валовой доход  и прибыль предприятия

 

Валовой доход

Материальные  затраты

Оплата  труда

Прибыль

Издержки  производства (себестоимость)

Чистый  доход

Объем реализации


 

Трудовой коллектив заинтересован  как в повышении оплаты труда, так и в росте прибыли, поскольку последняя в условиях конкуренции является источником не только выживания, но и расширения производства, а следовательно, и роста благосостояния работников предприятия, их жизненного уровня. Из этого также следует, что масса прибыли и валового дохода характеризует не что иное, как размер эффекта, получаемого в результате производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Прибыль - это часть чистого дохода, который непосредственно получают субъекты, хозяйствования, после реализации продукции. Только после продажи, продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между чистой выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому финансовые результаты деятельности следует изучать в тесной связи с использованием и реализацией продукции.                 

Объем реализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, маркетинговой и финансовой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.

Прибыль как важнейшая категория  рыночных отношений выполняет  определенные функции.

Во-первых, характеризует экономический  эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Но все аспекты деятельности предприятия с помощью прибыли оценить невозможно. Такого универсального показателя и не может быть. Именно поэтому при анализе производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия используется система показателей.

Значение прибыли состоит в  том, что она отражает конечный финансовый результат. Вместе с тем на величину прибыли, ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия. Практически вне сферы воздействия предприятия находятся конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на реализуемую продукцию и заработная плата, уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования.

Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость, поэтому для выяснения конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве.

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей  функцией. Ее содержание состоит в  том, что она одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.

В-третьих, прибыль является одним  из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ.

Значение прибыли в рыночной экономики огромно. Стремление к ее получению ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции.

Экономическая нестабильность, монопольное  положение товаропроизводителей искажают формирование прибыли как чистого  дохода, приводят к стремлению получения доходов главным образом в результате повышения цен. Устранению инфляционного наполнения прибыли способствуют финансовое оздоровление экономики, развитие рыночных механизмов ценообразования, оптимальная система налогов. Эти задачи должно выполнять государство в ходе осуществления экономических реформ.

Рассматривая прибыль как экономическую  категорию, мы говорим о ней абстрактно. Но при планировании и оценке хозяйственной  и финансовой деятельности предприятия, распределении прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, используются конкретные показатели.

В условиях рыночных отношений предприятие  должно стремиться если не к получению  максимальной прибыли, то по крайней  мере к тому объему прибыли, который позволял бы ему не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта своих товаров и оказания услуг, но и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях конкуренции. В конечном итоге это предполагает знание источников формирования прибыли и нахождение методов по лучшему их использованию.

Как свидетельствует мировая практика, существует три основных источника получения прибыли:

  • первый источник образуется за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или (и) уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает постоянное обновление продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольная политика государства и растущая конкуренция со стороны других предприятий;
  • второй источник связан непосредственно с производственной и предпринимательской деятельностью. Практически он касается всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства под эту постоянно меняющуюся конъюнктуру. Здесь все сводится к проведению соответствующего маркетинга. Величина прибыли в данном случае зависит, во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом); во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставки, обслуживание покупателей; послепродажное обслуживание и т.д.); в-третьих, от объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли); в-четвертых, от структуры снижения издержек производства;
  • третий источник проистекает из инновационной деятельности предприятия. Его использование предполагает постоянное обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли.

Таким образом, в теоретическом  плане прибыль представляет собой  обобщающий показатель результатов хозяйственной деятельности предприятий любой формы собственности.

 

1.2. Отражение формирования прибыли в бухгалтерском учете

 

С точки зрения бухгалтерского учета прибыль (убыток) представляет собой конечный финансовый результат деятельности предприятия. Конечный финансовый результат - это прирост или уменьшение капитала организации в процессе финансово-хозяйственной деятельности за отчетный период, который выражается в форме общей прибыли или убытка.

Прибыль (убыток) отчетного периода  определяется ежемесячно путем сопоставления  всех доходов и расходов, принятых к учету. Если полученные доходы превышают  произведенные в отчетном периоде расходы, то получена прибыль, иначе - убыток.

При формировании конечного финансового  результата учитываются:

  1. Прибыль (убыток) от обычных видов деятельности
  2. Прибыль (убыток) от прочих операций
  3. Доходы и расходы, относимые на уменьшение прибыли (налог на прибыль, налоговые санкции).

Согласно ПБУ 9/99 «Доходы организации», доходы - это увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

Согласно ПБУ 10/99 «Расходы организации», расходы - это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Российское налоговое  законодательство определяет понятие  прибыль в части второй Налогового кодекса РФ от 6 августа 2001 года № 110-ФЗ с внесенными последующими изменениями и дополнениями. В соответствии с 25 главой Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль организаций» прибылью признается:

1) для российских организаций  - полученные доходы, уменьшенные  на величину произведенных расходов;

2) для иностранных  организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, - полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов;

3) для иных иностранных  организаций - доходы, полученные от источников в Российской Федерации. [2]

В бухгалтерском учете  выделяется несколько показателей  прибыли:

- валовая прибыль (026 стр.);

- прибыль от продаж (050 стр.);

- прибыль до налогообложения  (140 стр.);

- чистая прибыль отчетного периода (190 стр.).

Конечное отражение  показателей прибыли предприятий  осуществляется в Форме №2 («Отчет о прибылях и убытках»). Механизм формирования чистой прибыли предприятия  согласно принятой в Российской Федерации  Форме №2 можно представить графически .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.2. Механизм формирования чистой прибыли предприятия .

 


 

Валовая прибыль – это сумма превышения чистой выручки от продаж над прямыми переменными затратами на производство продукции или оказания услуг: затратами на материалы, затратами труда и производственными накладными затратами.

Валовая прибыль определяется как разница между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг. Выручку от реализации товаров, продукции, работ и услуг называют доходами от обычных видов деятельности. Затраты на производство товаров, продукции, работ и услуг считают расходами по обычным видам деятельности. Валовую прибыль рассчитывают по формуле:

где     ВР – выручка от реализации;

С – себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг.

Прибыль (убыток) от продаж представляет собой валовую прибыль за вычетом управленческих и коммерческих расходов:

где    Ру – расходы на управление;

Рк – коммерческие расходы.

Прибыль (убыток) до налогообложения – это прибыль от продаж с учетом прочих доходов и расходов:

П дно = П пр + % к получению - % к уплате + Доходы от участия в  других орг-ях + Прочие доходы – Прочие расходы.

Чистая прибыль в  бухгалтерском учете определяется следующим образом:

ЧП = П дно – Отложенные налоговые активы + Отложенные налоговые  обязательства – Текущий налог  на прибыль.

 

Для обобщения информации о доходах и расходах, связанных  с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового  результата по ним предназначен Счет 90 «Продажи».

В течение года на счете 90 собираются данные о доходах и расходах организации  по обычным видам деятельности. К  счету 90 открываются субсчета:

90-1 «Выручка»;

90-2 «Себестоимость продаж»;

90-3 «Налог на добавленную стоимость»;

Информация о работе Теоретические основы бухгалтерского учета и анализа формирования прибыли предприятия