Теоретические основы бухгалтерского учета расчетов по налогам и сборам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 14:06, курсовая работа

Описание работы

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Содержание работы

Введение 3
Теоретические основы бухгалтерского учета расчетов по налогам и сборам 4
Понятие налогов и сборов в Российской Федерации, их виды 4
Синтетический и аналитический учет расчетов по налогам и сборам 6
Практическая часть 14
Исходные данные для выполнения задания 14
Решение 16
Краткое описание предприятия 16
Приказ об учетной политике 16
Журнал хозяйственных операций 20
Счета синтетического учета 24
Оборотно-сальдовая ведомость 32
Шахматная ведомость 33
Бухгалтерский баланс 34
Отчет о прибылях и убытках 36
Список литературы 37

Файлы: 1 файл

БУ учет расчетов по налогоам и сборам Смолякова.doc

— 469.50 Кб (Скачать файл)


 

 

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретические основы бухгалтерского учета расчетов по налогам  и сборам

 

КУРСОВАЯ работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент гр. К-3470                 _______________             _______________

                       (номер группы)                                  (подпись)                                   И.О. Фамилия

 

Руководитель                           _______________             _______________

_______________________                                     (подпись)                                   И.О. Фамилия

должность, ученая степень                 _______________

                                                                                        (дата)

 

 

 

 

 

Томск  2013

Содержание

 

 

 

 

Введение

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

На современном этапе развития рыночной экономики одной из основных задач любой организации является совершенствование управления организацией в целях наиболее полного использования  имеющихся возможностей для улучшения ее работы и повышении эффективности производства, достижения большей рентабельности, прибыльности и проч.

Одной из основ принимаемых управленческих решений является анализ бухгалтерской  информации, т.е. данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

Актуальность выбранной темы обусловлена  тем, что правильное исчисление налогов  и сборов, обоснованное применение налоговых льгот имеет большое  значение для налогоплательщика, так  как ошибки в исчислении сумм налогов  и сборов, подлежащих уплате в бюджет и внебюджетные фонды, влечет за собой финансовые санкции в виде пени и штрафов, иногда в значительных размерах. Кроме того, неправильное отражение исчисленных и уплаченных сумм налогов и сборов в бухгалтерском учете влияет на достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Цель курсовой работы – рассмотреть  бухгалтерский учет расчетов по налогам  и сборам.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

 

Теоретические основы бухгалтерского учета расчетов по налогам  и сборам

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований;

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В соответствии со ст. 12 НК РФ система  налогов и сборов Российской Федерации включает федеральные налоги и сборы, региональные и местные налоги.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются  Налоговым кодексом и обязательны  к уплате на всей территории РФ. К федеральным налогам и сборам, в частности, относятся:1

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы;

- налог на доходы физических  лиц;

- налог на прибыль организаций;

- налог на добычу полезных  ископаемых;

- водный налог;

- сборы за пользование объектами  животного мира и за пользование  объектами водных биологических ресурсов;

- государственная пошлина.

1 января 2010 года в РФ начали действовать два Федеральных закона, регулирующих вопросы уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды вместо единого социального налога (ЕСН).

Региональные налоги устанавливаются Налоговым кодексом (НК) и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. Они вводятся в действие и прекращают действовать в соответствии с НК и законами субъектов РФ.

Субъекты РФ определяют налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, налоговые льготы и основания для их применения.

К региональным налогам относятся:2

- налог на имущество организаций;

- налог на игорный бизнес;

- транспортный налог.

Местные налоги устанавливаются НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать в соответствии с НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются НК и нормативными правовыми актами представительных органов поселений, городских округов.

Местные налоги в городах Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются, вводятся в действие и прекращают действовать в соответствии с НК и законами указанных субъектов РФ. Представительные органы муниципальных образований, законодательные органы власти г.г. Москвы и Санкт-Петербурга определяют налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, налоговые льготы и основания для их применения.

К местным налогам и сборам относятся:3

- земельный налог;

- налог на имущество физических  лиц.

Налог считается установленным  тогда, когда определены налогоплательщики  и элементы налогообложения, а именно:4

- объект налогообложения;

- налоговая база;

- налоговая ставка;

- порядок исчисления налога;

- порядок и сроки уплаты налога.

Операции по начислению и уплате налогов в бюджет подлежат отражению  в бухгалтерском учете.

Порядок учета расчетов организаций  по налогам и сборам регламентируется рядом законодательных нормативных актов и документов. Главным законодательным документом является Налоговый кодекс РФ. В Налоговом Кодексе устанавливаются виды налогов, их функции и классификация, а также объекты и субъекты налоговых отношений. В данном кодексе предоставляются порядок, расчеты и сроки уплаты налогов и сборов.

Синтетический и аналитический  учет расчетов по налогам и сборам

Информация о расчетах с бюджетом по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам с работников данной организации учитывается на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам» по соответствующим субстчетам, открываемым по каждому виду налогов и сборов.5

Аналитический учет по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» ведется  по видам налогов и сборов.

Для учета расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость (НДС) используется активный счет 19 «НДС по приобретенным ценностям» и пассивный счет 68 «Расчеты по налогам и сборам». Счет 19 «НДС по приобретенным ценностям» может иметь следующие субсчета:

- 19-1 «НДС при приобретении основных  средств»;

- 19-2 «НДС по приобретенным нематериальным  активам»;

- 19-3 «НДС по приобретенным материально-производственным  запасам»;

- 19-4 «НДС при осуществлении капитальных  вложений»;

- 19-5 «Акцизы по оплаченным материальным ценностям».6

По дебету счета 19 организация отражает суммы НДС, уплаченные по приобретенным  активам в корреспонденции с  кредитом счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными  дебиторами и кредиторами», 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

Суммы НДС, подлежащие возмещению из бюджета, списываются с кредита  счета 19 в дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет  «Расчеты с бюджетом по НДС» только после оплаты поставщикам (подрядчикам) за оприходованные и принятые на учет материальные ценности.

Суммы НДС, фактически полученные от покупателей и заказчиков за проданные  им товары, продукцию, работы, услуги, отражаются по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам  и сборам», субсчет «Расчеты с  бюджетом по НДС» и дебету счетов 90 «Продажи» или 91 «Прочие доходы и расходы».

Если выручка от продаж принимается  к учету по мере отгрузки, то сумма  налога, выделенная отдельно в первичных  документах по отгруженной продукции  в составе выручки от продажи, отражается по кредиту счетов 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» в корреспонденции с дебетом счетов 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Одновременно указанная сумма  налога отражается по дебету счетов 90, 91 и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС».

Если в целях налогообложения  выручка от продажи продукции (работ, услуг) принимается по мере ее оплаты, сумма НДС, подлежащая получению  от покупателей и заказчиков, учитывается  по кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС» в корреспонденции с дебетом счетов 90, 91. При оплате товаров (работ, услуг) сумма НДС списывается с дебета счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС» в кредит счета 68, субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС».

НДС, уплаченный при приобретении основных средств, отражается бухгалтерской  записью:

Д 19-1 - К 60, 76. В момент принятия на учет основных средств сумма налога списывается Д 68 - К 19-1.

При недостаче, порче или хищении  материальных ресурсов до момента отпуска  их в производство (эксплуатацию) и  до момента оплаты сумма указанного в первичных документах при их приобретении и не подлежащего зачету НДС списывается с кредита счета 19 в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». В случае обнаружения недостачи, порчи или хищения материальных ресурсов до момента отпуска их в производство и после их оплаты ранее уже возмещенные из бюджета суммы не подлежащего зачету НДС восстанавливаются по кредиту счета 68 в корреспонденции с дебетом счетов 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Суммы НДС, перечисленные в бюджет, отражаются бухгалтерской записью: Д 68 -К 51.

Для учета расчетов с бюджетом по акцизам используется счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным  ценностям», субсчет 5 «Акцизы по оплаченным материальным ценностям» и счет 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет  «Расчеты по акцизам».

Суммы акцизов, уплаченных поставщиками за подакцизные товары, используемые в качестве сырья для производства подакцизных товаров, по которым засчитывается акцизный платеж, организация отражает бухгалтерской записью:

Д 19-5 - К 60, 76. Суммы акцизов, предусмотренные в составе выручки от реализации товаров, в том числе выработанных из давальческого сырья, отражаются Д 90 - К 68.

Суммы акцизов по материальным ценностям, учитываемым по дебету счета 19-5, списываются  в уменьшение задолженности перед  бюджетом по акцизам по мере списания на производство оприходованных и оплаченных материальных ценностей с кредита счета 19-5 в дебет счета 68.

Если для целей налогообложения  выручка от реализации продукции (работ, услуг) принимается по мере ее оплаты, сумма акцизов, подлежащая получению от покупателей и заказчиков, учитывается по кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты с бюджетом по акцизам» и дебету счета 90 «Продажи». При оплате продукции сумма акцизов списывается со счета 76 в дебет счета 68.

Фактическая себестоимость подакцизных  товаров (без учета акцизов), используемых для производства других товаров, не облагаемых акцизами, отражается по кредиту  счетов 21 «Полуфабрикаты собственного производства» или 43 «Готовая продукция» в корреспонденции с дебетом счета 20 «Основное производство». Одновременно по этим товарам исчисленная сумма акцизов отражается по кредиту счета 68 в корреспонденции с дебетом счета 20, а суммы акцизов, перечисленные в бюджет - по дебету счета 68 в корреспонденции с кредитом счета 51.

Учет расчетов с бюджетом по налогу на имущество организаций ведется  на счете 68 «Расчеты по налогам и  сборам», субсчет «Расчеты по налогу на имущество».7 Начисление суммы налога на имущество отражается бухгалтерской записью:

Д 91 - К 68; перечисление налога - Д 68 - К 51. Учет расчетов с бюджетом по налогу на прибыль ведется на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на прибыль». Начисление авансовых платежей по налогу на прибыль и платежей по пересчетам по нему из фактической прибыли отражается записью:

Д 99 - К 68; перечисление платежей - Д 68 - К 51.

Учет расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических лиц ведется  на счете 68 «Расчеты по налогам и  сборам», субсчет «Расчеты по налогу на доходы физических лиц». Налог исчисляется и удерживается теми организациями, в которых был получен доход физическими лицами. На сумму удержанного из доходов физического лица налога составляется бухгалтерская запись:

Д 70 - К 68. Исчисленный и удержанный налог должен быть перечислен налоговым агентом в бюджет не позднее дня получения в банке денежных средств на выплату дохода физическим лицам. Перечисление сумм налога на доходы физических лиц в бюджет отражается бухгалтерской записью: Д 68-К 51.

Учет расчетов с дорожными фондами по налогу на пользователей дорог осуществляется на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по налогу на пользователей автомобильных дорог».8 Начисление сумм налога на пользователей автомобильных дорог отражается записью:

Информация о работе Теоретические основы бухгалтерского учета расчетов по налогам и сборам