Теоретические основы обучения аудировнию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 03:59, реферат

Описание работы

Язык является важнейшим средством общения. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки. Все это повышает статус предмета «иностранный язык» как общеобразовательной учебной дисциплины.

Файлы: 1 файл

реферат методика.docx

— 37.04 Кб (Скачать файл)

Компромиссным решением может служить использование текстов, частично адаптированных преподавателем и начитанных носителями языка.

Предъявление собственно аутентичных звуковых образцов зависит от степени подготовленности учащихся и, как правило, осуществляется к концу второго – началу третьего семестра. При этом монолог предшествует диалогу и полилогу.

При отборе текстов для аудирования чрезвычайно важно учитывать содержательную направленность материала. Целесообразным представляется подход, при котором тематика аудиотекстов соответствовала бы целям и задачам учебного процесса.

Существенным стимулом к активизации речемыслительной деятельности студентов является информативная составляющая аудиотекстов. Фабульность и интрига художественной прозы, новые сведения об уже знакомом предмете в текстах публицистического и страноведческого характера неизменно вызывают интерес студенческой аудитории. Следует, однако, избегать материалов, перегруженных цифрами, датами, второстепенными деталями, включающих аллюзии, отступления и т.п. Применительно к младшей ступени обучения рекомендуется использовать достаточно короткие (от 1,5 до 2 минут звучания), четко структурированные монотематические тексты, имеющие художественную или профориентационную значимость.

В трудах зарубежных методистов в качестве обязательного условия успешной работы с аудированием называется создание нестрессовой, психологически комфортной ситуации. Разделяя это мнение, хочется отметить, что четкое следование принципам отбора аудиотекстов является залогом создания продуктивной рабочей обстановки.

 

Упражнения  для обучения аудированию.

Аудирование является очень сложным видом речевой деятельности. Восприятие иностранной речи на слух представляет трудность для учащихся, хотя большинство слов, которые они слышат им знакомо из обучения чтению. Поэтому необходима система упражнений для обучения учащихся аудированию.

Система упражнений – это организация взаимосвязанных действий, расположенных в порядке нарастания языковых трудностей в различных видах речевой деятельности. Основными компонентами являются упражнения для снятия лингвистических трудностей аудирования и формирования навыков и умений.

В методике различают две подсистемы:

- подготовительные;

- речевые.

Подсистема подготовительных упражнений является основой и средством для аудирования. Цель подготовительных упражнений заключается в том, чтобы предварительно (до слушания текста) снять лингвистические трудности и сосредоточить свое внимание на восприятии содержания.

Требования, предъявляемые к подсистеме упражнений:

1) постепенное увеличение  языковых сложностей;

2) концентрация внимания  на одной сложности или на  группе аналогичных сложностей;

3) сочетание в упражнениях  известного и неизвестного материала;

Подсистема подготовительных упражнений призвана обеспечить техническую сторону аудирования, снять лингвистические и психологические сложности смыслового восприятия, развить умения логико-смысловой обработки знаков более низкого уровня — от слов – до микротекстов.

Виды подготовительных упражнений:

 

1. прослушайте следующие  слова и поднимите руку, услышав  слово со звуком…

2. прослушайте предложения  и поднимите руку, услышав вопросительное (утвердительное, отрицательное) предложение;

3.прослушайте ряд речевых  формул, назовите (на родном или  иностранном языке) ситуации, в которых  они могут употребляться;

4. прослушайте с фонограммы (в предъявлении учителя) текст, заполните  пропуски в графическом варианте  того же текста и др.

Следующая подсистема – речевых упражнений способствует выработке умений воспринимать речевые сообщения в условиях, приближающихся к естественному речевому общению, без опор, подсказок и предварительного ознакомления с ситуацией или темой. Эти упражнения учат:

1.определять наиболее  информативные части сообщения;

2.устранять проблемы в  понимании за счет прогнозирования  на уровне текста;

3.соотносить содержание  с ситуацией общения;

4.членить аудиотекст на  смысловые части и определять  основную мысльв каждой из  них;

5.объединять разрозненные  смысловые части текста в целый  текст;

6.использовать ориентиры  восприятия (паузы, ударение, интонацию, риторические вопросы, повторы, клише  и другие) для создания установки  на выполнение определенной деятельности  с речевым сообщением;

7.приспосабливаться к  индивидуальным особенностям говорящего  и к различной скорости предъявления (в темпе от ниже среднего  до выше среднего темпа);

8.соотносить паралингвистические  явления с ситуацией общения;

9.понимать элементы субъективной  информации, выраженной эмоционально-оценочными  словами и предложениями;

10.удерживать в памяти  фактический материал аудиотекста (цифровые данные, хронологические  даты, имена собственные, географические  названия и т.д.).

Виды речевых упражнений:

1. Прослушайте начало  рассказа и постарайтесь догадаться  о том, что произошло дальше.

2. Рассмотрите рисунок, прослушайте  начало рассказа, постарайтесь догадаться  о последующем содержании.

3. Прослушайте рассказ  и перескажите ту его часть, которая является описанием данного  рисунка.

4. Прослушайте рассказ  и ответьте на вопросы.

5. Прослушайте текст и  подберите к нему заглавие.

6. Прослушайте текст и  изложите его содержание двумя-четырьмя  предложениями.

7. Запишите названные  в тексте слова и словосочетания, относящиеся к изучаемой теме.

Многие тексты для аудирования обладают высокой информативностью и значительным воспитательным потенциалом, что позволяет эффективно использовать их на уроке. Поэтому, необходимо научиться выбирать нужные материалы из большого потока информации, и адаптировать отобранные тексты в соответствии уровнем языковой подготовки школьников. Подсистема речевых упражнений включает три этапа прослушивания текста:

1. создание ситуации и  мотива общения и в формулировка  коммуникативной задачи, а также  в преодолении трудностей восприятия  и понимания сообщения путем  использования различных опор. Здесь  ситуация может создаваться путем  демонстрации кадров фильма (без  звука), картинок, фотографий, слайдов  и другой зрительной наглядности. На материале этих опор преподаватель  проводит беседу, обращая внимания  на важные черты ситуации. Затем  преподаватель вводит новые слова, если это необходимо для понимания  текста;

2. восприятие и понимание  текста и извлечение нужной  информации.

3. контроль смысла текста (получил/не получил нужные сведения, узнал/не узнал что-то важное).

Очень важной составляющей при обучении аудированию является умение слушать текст. Во время слушания текста, обучающиеся должны понять его смысл и установить коммуникативное намерение говорящего. Они должны удержать в памяти то новое, что они узнали из текста и дать ему свою оценку.

После выше приведённых упражнений выполняется ряд следующих заданий:

1.прослушать текст и  вставить пропущенные слова в  следующих предложениях;

2.прослушать текст и  сказать, какие из предложенных  ниже словосочетаний употреблялись  в нем без каких-либо изменений;

3.прослушать текст и  сказать, какие определения к  следующим словам в нем встречались;

4.прослушать текст и  сказать, о чём в нем говорилось.

После выполненных упражнений можно перейти к пересказу текста, постановкам вопросов ко всем фактам текста, составлению подробного плана, завершению текста, придумыванию начала, дополнительных фактов, описание действующих лиц, ситуаций; беседе(ответы на вопросы, обмен мнениями, диспут на тему о том, что учащиеся узнали нового, важного, полезного, интересного и т.д.).4

Таким образом, система упражнений для развития коммуникативных компетенций учащихся посредством обучения аудированию способствует особой подготовки к деятельности слушающего в актах устного общения. Она обеспечивает соответствие упражнений психологическим и лингвистическим сложностям воспринимаемых на слух сообщений, возможность сочетания аудирования с другими видами речевой деятельности, и в первую очередь с говорением, управлением процессом формирования умений и навыков аудирования и успешную реализацию конечной практической цели и промежуточных задач обучения.

Итак, мы можем сделать вывод, что на основе аудирования мы можем развивать умения и навыки устной речи. Наиболее предпочтительными являются способы, которые создают ситуации естественного речевого общения, стимулируют учащихся высказаться, обменяться мнениями. Задания по прослушанному тексту должны быть творческими, действия учащихся должны быть внутренне мотивированы. Желательно, чтобы они имели проблемный характер, побуждали учащихся применять в ответах полеченные ранее знания, ставили их перед необходимостью сравнивать, догадываться, искать решение в самом тексте, то есть решать коммуникативные задачи учащиеся должны самостоятельно, используя лексико-семантические опоры в виде таблиц или записей фактического и языкового материала на доске. Опоры служат не только речевой поддержкой, но способствуют лучшему  пониманию и запоминанию аудитивного материала.

Как уже было сказано, аудирование (понимание воспринимаемой на слух речи) составляет основу общения, с него начинается овладение коммуникацией. Владение таким видом речевой деятельности, как аудирование позволяет воспринимать, анализировать и реагировать на услышанную речь, что является основой взаимодействия в обществе. Аудирование играет большую роль в процессе изучения иностранного языка, т.к. на основе этого процесса формируются навыки устной, разговорной речи без которых невозможно дальнейшее взаимодействие  с носителями языка. Процесс аудирования должен проходить с учетом уровня знаний и навыков имеющихся у слушателя. Таким образом, на начальном этапе обучения иностранному языку аудитору будет сложно воспринимать речь, рассчитанную публику носителя языка, также, аудирование следует проводить с учетом лексического запаса слушателя. Аудирование  можно считать неотъемлемой частью развивающего обучения. Аудирование затрагивает такие процессы как: память, воображение, восприятие и мышление. Таким образом, активизируя эти особенности психики человека, мы одновременно развиваем их, что и является основополагающим фактором всестороннего развития личности.

 Обучение говорению

Обучение ИЯ в институте ведется с 1-го по 4-й курс, соответственно, программа распределена на 4 года. На 1-2-м курсах обучение направлено на становление произносительных навыков, формирование лексических и грамматических навыков, навыков аудирования. Кроме того, на начальном этапе обучения разъединить процесс формирования этих навыков практически невозможно. На 3-4-м курсах приобретенные навыки и умения совершенствуются, идет постепенная подготовка к свободному использованию языка профессии. Помимо этого, учебный материал приобретает все более профессиональную окраску (менеджмент, экономика, юриспруденция, информационные технологии).

Но существуют проблемы, которые возникают при обучении говорению:

 Студенты стесняются  говорить на ИЯ, боясь сделать  ошибки. Особенно это наблюдается  на начальном этапе, так как  они боятся подвергнуть себя  критике со стороны учителя  и студентов.

 При парных (групповых) формах работы студенты часто  переходят на использование родного  языка и допускают много ошибок.

 У студентов нет  достаточной информации по обсуждаемому  вопросу и на родном языке.

 У студентов не хватает  языковых и речевых средств  для решения поставленной задачи.

 

Поэтому учителю прежде всего необходимо создать доброжелательную атмосферу сотрудничества для того, чтобы студенты не боялись признавать собственные ошибки, воспринимали критику адекватно.

Необходимо подчеркнуть, что уроки развития навыков говорения (монологическая и диалогическая  речь) должны опираться на уже сформированные лексические и грамматические навыки в рамках изучаемой темы. Студентам необходимо знать и уметь использовать различные формы связи речи, ее логического выстраивания с помощью речевых клише, союзов, вводных структур, реплик реагирования. Большое значение имеет содержательная и языковая ценность тренировочных упражнений, речевых ситуаций, а также ролевых и деловых игр, на основе которых идет подготовка студентов умению говорения. Необходимо учить студентов мыслить самостоятельно, спорить и задавать вопросы учителю, использовать творческие игры, задания. 

Можно использовать различные тренировочные упражнения, например, быстро, не задумываясь отреагировать на различные реплики; составить и разыграть диалоги с использованием различных способов выражения согласия, несогласия, неудовольствия…

Важно заметить, что в основе порождения и стимулирования речи лежит мотив, т.е. намерение говорящего участвовать в общении. Для того чтобы появился такой мотив на уроке, необходимо создать речевую ситуацию. В частности, когда речь идет о студентах неязыкового вуза, когда целью обучения является формирование необходимого уровня иноязычной коммуникативной компетенции, что называется с нуля, наиболее предпочтительным является применение речевых ситуаций, которые необходимы для совершенствования речи.

Информация о работе Теоретические основы обучения аудировнию