Теоретические основы учета выпуска и продаж готовой продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 09:07, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является – теоретическое обоснование различных методов учета готовой продукции и реализации продукции в филиале НОПО «Вознесенское райпо».
Задачи, решаемые в ходе написания дипломной работы:
1. изучить теоретические основы учета выпуска и продажи готовой продукции;
2. охарактеризовать деятельность филиала НОПО «Вознесенское райпо»;
3. рассмотреть особенности организации и ведения учета готовой продукции в филиале НОПО «Вознесенское райпо». ;
4. проверить правильность отражения учета выпуска и продажи готовой продукции;

Содержание работы

Введение 3-5
1. Теоретические основы учета выпуска и продаж готовой продукции
1.1. Синтетический учет готовой продукции 6-11
1.2. Нормативно – правовое регулирование выпуска и реализации готовой продукции 12-18
1.3. Документальное оформление движения готовой продукции 19-27
2. Действующая практика учета выпуска и реализации готовой продукции
2.1. Бухгалтерский учет выпуска готовой продукции 28-34
2.2. Бухгалтерский учет продажи готовой продукции 35-41
3. Совершенствование бухгалтерского учета выпуска и продажи готовой продукции 42-46
Заключение 47-49
Список использованной литературы 50-51
Приложения 52-56

Файлы: 1 файл

особенности бухгалтерского учета готовой продукции и её оценка на примере филиала НОПО Вознесенское райпо.doc

— 437.00 Кб (Скачать файл)

 



 

 

Содержание                                                                                                          стр.

Введение                                                                                                               3-5

1. Теоретические основы учета выпуска и продаж готовой продукции

1.1. Синтетический учет готовой продукции                                                  6-11

1.2. Нормативно – правовое регулирование  выпуска и реализации готовой продукции                                                                                                         12-18

1.3. Документальное оформление движения готовой продукции               19-27

2. Действующая практика учета  выпуска и реализации готовой продукции

2.1. Бухгалтерский учет выпуска готовой продукции                                  28-34

2.2. Бухгалтерский учет продажи готовой продукции                                 35-41

3. Совершенствование бухгалтерского  учета выпуска и продажи готовой продукции                                                                                                        42-46

Заключение                                                                                                      47-49

Список использованной литературы                                                             50-51

Приложения                                                                                                      52-56

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Одна из основных задач  руководителя любого предприятия –  с наибольшей отдачей использовать имеющиеся в его распоряжении ресурсы. Для того, чтобы добиться положительного эффекта нужны сведения об их наличии, движении которые в последствии явятся базой для разработки и принятия управленческих решений. Потому чем точнее будут эти сведения, тем больше шансов, что принятое на их основе решение будет правильным.

Готовая продукция –  это изделия и полуфабрикаты, полностью законченные обработкой, соответствующие действующим стандартам или утвержденным техническим условиям, принятые на склад или заказчиком.

В соответствии с п. 3 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" 5/01, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 9 июня 2001 г. N 44н, готовая продукция  относится к материально-производственным запасам предприятия.

Основной задачей промышленных предприятий является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Темпы роста объема производства продукции, повышение ее качества непосредственно  влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия.

В настоящих условиях основное значение придается реализации по договорам-поставкам — важнейшему экономическому показателю работы, определяющим эффективность, целесообразность хозяйственной  деятельности предприятия. В объем реализации включается отгруженная и отпущенная продукция независимо от того, зачислен или нет платеж на расчетный счет предприятия или получены векселя.

Актуальность данной темы, заключается в том, что процесс  реализации завершает кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять обязательства перед бюджетом, социальными фондами, банками по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать производственные затраты. Невыполнение плана реализации вызывает замедление оборачиваемости оборотных средств, штрафа за невыполнение договорных обязательств перед покупателями, задерживает платежи, ухудшает финансовое положение предприятия.

Целью работы является – теоретическое  обоснование различных методов  учета готовой продукции и реализации продукции в филиале НОПО  «Вознесенское райпо».

Задачи, решаемые в ходе написания дипломной работы:

  1. изучить теоретические основы учета выпуска и продажи готовой продукции;
  2. охарактеризовать деятельность филиала НОПО  «Вознесенское райпо»;
  3. рассмотреть особенности организации и ведения учета готовой продукции в филиале НОПО  «Вознесенское райпо». ;
  4. проверить правильность отражения учета выпуска и продажи готовой продукции;

Объектом исследования в работе является – филиал НОПО  «Вознесенское райпо».

Теоретические основы ведения  бухгалтерского учета изучены по следующей литературе:

В учебном пособии  Глушкова И.Е. «Бухгалтерский учет на современном  предприятии», подробно описан учет движения готовой продукции, поступление  на склад и отпуск готовой продукции со склада покупателям в порядке реализации.

В книге Кондракова Н.П. «Бухгалтерский учет», в разделе учет движения готовой  продукции приводится описание понятия и значение готовой продукции, методы контроля и управления запасами готовой продукции.

В учебном пособии Козловой Е.П. «Бухгалтерский учет в организациях»  определены и описаны основы учета и реализации готовой продукции.

Так же использовались нормативные  документы, положение по бухгалтерскому учету 5/01 «Учет материально – производственных запасов».

 

1. Теоретические основы  учета выпуска и продаж готовой  продукции

1.1 Синтетический  учет готовой продукции

 

Выпуск готовой продукции - это ключевой этап производственной деятельности предприятия, без которого невыполнима главная его цель - извлечение прибыли. Заметим, что грамотная постановка бухгалтерского и налогового учета готовой продукции имеет немаловажное значение для формирования финансовых результатов, а, следовательно, размера прибыли, которая остается в распоряжении организации.

Со времен плановой экономики затраты делят:

1. По способам включения  в себестоимость: на прямые  и косвенные.

Прямые затраты - это  расходы, связанные с производством  отдельных видов продукции (на сырье, основные материалы, заработную плату  производственных рабочих и т.п.), которые могут быть прямо и непосредственно включены в их себестоимость.

Косвенные затраты не могут быть отнесены к выпуску  определенного изделия, так как  они связаны с работой предприятия  в целом.

2. По степени зависимости  от объема производства: на условно-переменные и условно-постоянные.

Под условно-переменными  затратами понимаются расходы, величина которых зависит от объемов производства, и наоборот, условно-постоянными  называют расходы, объем которых  не зависит от масштабов производства.

При этом один из классических подходов к группировке затрат и  калькуляции себестоимости заключается  в том, что состав косвенных затрат отождествляется с понятием условно-постоянных расходов. В бухгалтерском законодательстве на этом выводе основаны два варианта учета условно-постоянных расходов:

- включение в себестоимость  выпускаемой продукции путем  распределения;

- списание на финансовые  результаты без предварительного  распределения в составе управленческих  расходов.

Прямые расходы согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета отражаются в течение месяца на счетах 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства".

Косвенные затраты на содержание подразделений основного, вспомогательного и обслуживающего производств, которые относятся к нескольким видам производимой продукции, отражаются на счете 25 "Общепроизводственные расходы" и распределяются в конце месяца в дебет счетов 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства".

Базу для распределения  общепроизводственных расходов организация  устанавливает самостоятельно. В  качестве такой базы могут использоваться: заработная плата рабочих, занятых  выпуском продукции определенного вида; стоимость материалов, израсходованных на производство определенного вида продукции; общая сумма прямых расходов, связанных с производством каждого из видов продукции; общая сумма выручки от продажи каждого вида продукции. В любом случае выбранный метод необходимо закрепить в учетной политике предприятия. Такой подход к распределению общепроизводственных расходов основан на рассмотрении условно-постоянных затрат как составляющей части затрат организации по выпуску продукции. Несмотря на то что их размер не влияет на объем выпуска продукции, основные задачи предприятия (выпуск и продажа продукции) без этих затрат выполнить невозможно. Таким образом, эти расходы должны учитываться как один из элементов себестоимости продукции. С позиции исчисления финансовых результатов деятельности организации это означает, что часть данных расходов капитализируется в суммах оценки незавершенного производства (НЗП) и остатков готовой продукции на конец отчетного периода.

Косвенные затраты, которые  не имеют непосредственного отношения к производственному процессу и связаны только с его организацией и управлением в целом, учитываются на счете 26 "Общехозяйственные расходы". Порядок списания общехозяйственных расходов организация также устанавливает самостоятельно и закрепляет в учетной политике. Он может быть аналогичен порядку распределения общепроизводственных затрат, однако в Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета предусмотрен еще один способ списания общехозяйственных расходов: зачисление их в качестве условно-постоянных затрат в дебет счета 90 "Продажи" без предварительно распределения.

Согласно этому подходу  величина условно-постоянных расходов не зависит от объема производства, более того, указанные расходы  имеют место даже в том случае, если предприятие вообще не выпускает продукцию. Поэтому они должны быть списаны в том отчетном периоде, в котором возникли. В зарубежном учете такой метод списания общехозяйственных расходов называется "директ-костинг".

Обратите внимание: в  бухгалтерском законодательстве списание затрат в конце месяца на счет 90 "Продажи" предусмотрено только для общехозяйственных расходов. Таким образом, в исчислении стоимости НЗП и готовой продукции на складе всегда участвует часть косвенных расходов в виде общепроизводственных затрат, учитываемых на счете 25 "Общепроизводственные расходы" и распределяемых в конце месяца на счета учета прямых расходов. (Когда будет рассматриваться порядок оценки готовой продукции для целей налогового учета, мы вернемся к этому вопросу.)

Выбор того или иного порядка списания общехозяйственных расходов обуславливает способ формирования себестоимости продукции на предприятии. Так, если общехозяйственные расходы в соответствии с учетной политикой предприятия подлежат распределению, то готовая продукция учитывается по полной производственной себестоимости. Если общехозяйственные расходы списываются по методу "директ-костинга", то учет готовой продукции ведется по сокращенной себестоимости.

Для справки: при организации  учета по сокращенной себестоимости  в Отчете о прибылях и убытках (форма N 2) сумма общехозяйственных расходов отражается отдельно по строке "Управленческие расходы", а по строке "Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг" показывается сумма затрат на производство без учета последних. При исчислении стоимости единицы продукции по полной производственной себестоимости все затраты (прямые и косвенные) отражаются по строке "Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг". При этом показатель в строке "Управленческие расходы" отсутствует.

В соответствии с ПБУ 5/01 готовая продукция является частью материально-производственных запасов. Пунктом 5 ПБУ 5/01 предусмотрено, что  МПЗ принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Однако п. 59 Положения по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ предусмотрено, что в бухгалтерском балансе готовая продукция отражается по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости. Определять нормативную себестоимость можно:

- по затратам, связанным с использованием в процессе производства основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов, и другим затратам на производство продукции;

- по прямым статьям  затрат.

Таким образом, каждый из этих способов (расчет по фактической или по нормативной себестоимости) предполагает учет либо по полной производственной себестоимости, либо по сокращенной себестоимости. В учетной политике предприятия необходимо закрепить один из этих двух способов оценки готовой продукции.

Информация о работе Теоретические основы учета выпуска и продаж готовой продукции