Теория и практика бухгалтерского учета аренды и лизинга основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 16:52, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение теории и практики бухгалтерского учета аренды и лизинга основных средств на предприятиях различных форм собственности.
Задачи:
- изучение теоретической и практической базы бухгалтерского учета аренды, лизинга основных средств;
- анализ особенностей учета арендованных основных средств у лизингодателя и у лизингополучателя;
- анализ особенностей учета арендованных основных средств у арендодателя и у арендатора;
- налогообложение операций по аренде основных средств.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...……3
1 История и основные положения аренды:
1.1 История аренды.............................................................................................5
1.2 Аренда: сущность, виды. Договор аренды……………………………..…6
2 Аренда:
2.1 Арендная плата………………………………………………………....….10
2.2 Учет основных средств на условиях текущей аренды………….………13
2.3 Аренда с правом выкупа……………………………………………….…17
2.4 Содержание арендованного имущества………………………………....20
2.5 Учет эксплуатационных услуг при аренде имущества............................26
3 Лизинг:
3.1 Лизинг: сущность и виды………………………………………………...29
3.2 Расчет лизинговых платежей…………………………………………….33
3.3 Бухгалтерский учет у лизингодателя……………………………………37
3.4 Бухгалтерский учет у лизингополучателя………………………………46
Заключение……………………………………………………………………….53
Список литературы………………………………………………………………55
Приложения……………………………………………………………………...57

Файлы: 1 файл

курсовая .doc

— 473.00 Кб (Скачать файл)

Д-т сч. 02-2 "Амортизация имущества, сданного в лизинг" - К-т сч. 01-2 "Арендованное имущество" возвращен лизингодателю предмет лизинга.

Произведенные лизингополучателем отделимые улучшения предмета лизинга являются его собственностью. Если лизингополучатель с письменного согласия своего контрагента произвел за счет собственных средств улучшения лизингового имущества, неотделимые без вреда для него, то он вправе после прекращения сделки претендовать на возмещение их стоимости.

В случае осуществления лизингополучателем выкупа лизингового имущества до истечения срока договора лизинга, досрочно начисленные платежи принимаются к учету как расходы будущих периодов (дебет счета 97 "Расходы будущих периодов"), а затем в течение оставшегося срока списываются на издержки производства (обращения). Аналогичным образом организуется учет остатка амортизации предмета лизинга, если по условиям сделки он учитывается на балансе лизингополучателя.(см. приложение, пример №3.3, №3.4)

 

 

Заключение

Договор аренды - один из самых распространенных договоров, применяемых в хозяйственной деятельности различными предприятиями и индивидуальными предпринимателями. В условиях перехода предприятия к рынку значительно возрастает роль бухгалтерского учета как важнейшего средства получения полной и достоверной информации об имуществе предприятия и его обязательствах и своевременного доведения этих сведений до пользователей. Последствия экономического кризиса, затронувшие практически всех субъектов предпринимательской деятельности, привели к тому, что в настоящее время заключение договоров аренды недвижимого имущества, особенно небольшими предприятиями, не имеющими достаточного количества собственных денежных средств, приобрело еще большее распространение. Аренда имущества для большинства субъектов предпринимательства представляется с экономической точки зрения более выгодной, чем приобретение этого имущества в собственность.

Однако несмотря на достаточно обширную практику применения договоров аренды проблемы, связанные с их заключением, исполнением, а также учетом и налогообложением хозяйственных операций, возникающих в рамках арендных правоотношений, остаются актуальными и сейчас.

В связи с расширением прав предприятий в области постановки и ведения бухгалтерского учета перед бухгалтерскими службами возникает проблема оптимальной организации учета различных объектов: основных средств, процессов производства и реализации, расчетов, капитальных и финансовых вложений и др.

Данная курсовая работа рассматривает круг вопросов, связанных с организацией ведения учета арендованных основных средств. В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:

для учета основных средств вследствие их разнообразия по составу и назначению необходима классификация;

независимо от организационно-правовой формы собственности предприятия, учет основных средств организуется в бухгалтерии в разрезе инвентарных объектов, каждому из которых присваивается инвентарный номер;

в зависимости от типа аренды основных средств арендаторы и арендодатели несут различные права и обязанности;

основным счетом, по которому отражается аренда основных средств, является счет 001 "Арендованные основные средства".

Однако до сих пор не выполнено поручение правительства о выработке специального положения по бухгалтерскому учету об аренде основных средств. Исключение раздела 6 «Аренда основных средств» ПБУ 6/97 вызвано рядом причин, и в первую очередь связано с принятием решения о разработке специального положения по бухгалтерскому учету, посвященному раскрытию правил отражения операций, связанных с арендой основных средств (операционного, финансового и других), с учетом требований нового соответствующего международного стандарта финансовой отчетности.

 

 

 Список литературы

 

  1. ПБУ 6/2001 Утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 №26н
  2. План счетов Утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000г. №94н (в ред.Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 07.05.2003 № 38н)
  3. Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ
  4. Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» от 29 октября 1998 г. №164-Ф3  (в редакции Федерального закона от 26.07.2006 N 130-ФЗ)
  5. Бухгалтерский(финансовый) учет: Курс лекций /О.А. Замотаева – Н.Н.: ФГОУ ВПО ВГАВТ, 2005
  6. Ведина Е.Л., Гужелева Л.В. Расходы делим «по-братски»// Главная книга. – 2006. - №10 – С. 31-36.
  7. Вейнберг А.Ю., Воробьева Л.В. и др. Аренда: учет, налоги, право: Справочник. – М.: Статус-Кво, 2005г
  8. Гражданский Кодекс Российской Федерации от 26 января 1996 года (с изменениями  от 02.02.2006 N 19-ФЗ) №14-ФЗ
  9. Гусаковская Е.Г. Расходы на содержание арендованного имущества: как учесть в целях налогообложения.//Бухгалтерский учет. – 2006. - №10 – с. 16-19
  10. Жуков В.Н. Учет операций с недвижимостью: покупка, строительство, аренда. // Бухгалтерский учет – 2006. - №18 – С.12-20
  11. Конвенция УНИДРУА «О международном финансовом лизинге» от 28 мая 1988г.
  12. Костин А.А. Налоговые последствия отделимых и неотделимых улучшений арендованного имущества. //Бухгалтерский учет – 2006. - №13 – С.29-31
  13. Косарев Д.И. Комментарии к Письму Министерства финансов РФ «Амортизация капвложений по арендованному имуществу».// Нормативные акты для бухгалтера. – 2006. - №18 – с.24-26
  14. Методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ, утв. Постановлением Госстроя РФ от 05.03.04 г. № 15/1 (МДС 81-35.2004)
  15. Налоговый кодекс РФ от 31.07.1998 (с изменениями на 06.06.2005  №58-ФЗ.)
  16. Письмо Министерства финансов РФ «О применении НДС 
    в отношении сумм, перечисленных арендатором арендодателю в порядке компенсации расходов по оплате электроэнергии» от 03.03.2006  № 03-04-15/52
  17. Письмо МФ РФ от 03.03.05 № 03-06-01-04/125 «О бухгалтерском и налоговом учете предмета лизинга».
  18. Письмо Министерства финансов РФ «Амортизация капвложений по арендованному имуществу» от 28.08.2006  № 03-03-04/1/640
  19. Письмо Министерства финансов РФ «Налоговый учет расходов на ремонт и монтаж неотделимых улучшений арендованного имущества» от 27.07.2006  № 03-03-04/2/183
  20. Постановление ФАС ВСО от 14.07.2005 №А33-23362/04-СЗ-Ф02-3274/05-С1
  21. Порваткин Г.М., Михайлов К.А. Правовое регулирование аренды недвижимого имущества. – М.: Финансовая газета, 2006-с.73-76
  22. Рюмин С.С.Комментарии к Письму Министерства финансов РФ от 03.03.2006  № 03-04-15/52 //Нормативные акты для бухгалтера. – 2006. - №7 – с.60-63
  23. Фомичева Л. П. Отличие аренды с правом выкупа от лизинга. //Учет. Налоги. Право.  – 2004 - № 19 – С. 12

 

 

 

Приложения

Пример 2.1

Предположим, что предприятие заключило договор аренды имущества стоимостью 78 600 руб. сроком на 6 месяцев. Сумма аренды за 1 месяц составляет 2 360 рублей (в том числе НДС – 360 рублей), ежемесячная амортизация 1600 руб. Для арендодателя предоставление объектов основных средств в аренду является основным видом деятельности. Арендная плата перечисляется ежемесячно.

01-1 «Собственные основные средства»; 01-2 «Основные средства, переданные  в аренду»; 02-2 «Амортизация основных средств, сданных в аренду»; 68-2 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость»;

 

Таблица 1.1.1

Хозяйственные операции у арендодателя

№ п/п

Документ

Корреспонден-ция счетов

Сумма, руб.

Содержание операции

Дебет

Кредит

1

Акт приемки

01-2

01-1

78 600

Передано имущество в аренду

2

Счет-фактура

62

90-1

2 360

отражена сумма арендной платы, подлежащей получению (ежемесячно)

3

Счет-фактура

90-3

68-2

360

отражена сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет (ежемесячно)

4

Бухгалтерская справка-расчет

90-2

02-2

900

Начислена амортизация, по имуществу, сданному в аренду (ежемесячно)

5

Бухгалтерская справка-расчет

90-9

99

1 100

Отражена прибыль от оказания арендных услуг (ежемесячно)

6

Выписка банка по расчетному счету

51

62

2 360

отражено поступление денежных средств от арендатора(ежемесячно)

7

Акт приемки

01-1

01-2

78 600

Возвращено имущество, переданное в аренду


 

Таблица 1.1.2

Хозяйственные операции у арендатора

№№ п/п

Документ

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Содержание операций

Дебет

Кредит

1

Акт приемки

001

 

78 600

Получено имущество в аренду

2

Счет-фактура

23

76

2000

Отражена сумма арендной платы за арендованное имущество (ежемесячно)

3

Счет-фактура

19

76

360

Начислен НДС (ежемесячно)

4

Счет-фактура

68

19

360

Зачет НДС (ежемесячно)

5

Выписка банка

76

51

2360

Перечислены денежные средства арендодателю (ежемесячно)

6

Акт приемки

 

001

78 600

Арендованное имущество возвращено собственнику


 

Пример 2.2.

Предприятие-арендодатель передает в аренду имущество, первоначальная стоимость которого составляет 36 000 рублей. Ежемесячная сумма арендной платы 1 770 рублей (в том числе НДС – 270 рублей). Срок договора аренды – 2 года, срок полезного использования имущества – 4 года, ежемесячная сумма амортизационных отчислений – 750 рублей. Договором предусмотрен выкуп имущества арендатором по остаточной стоимости по окончании срока договора аренды. До момента сдачи имущества в аренду оно находилось в эксплуатации в течение 1 года, остаточная стоимость к моменту выкупа составит 9000 рублей. Для арендодателя предоставление имущества в аренду не является предметом деятельности.

01-2 «Выбытие основных средств»; 01-3 «Основные средства, переданные  в аренду»; 02-1 «Амортизация основных  средств, сданных в аренду»; 68-2 «Расчеты  по налогу на добавленную стоимость»; 76-1 «Расчеты по арендной плате»; 76-2 «Расчеты по выкупной стоимости».

 

Таблица 1.2.1

Хозяйственные операции у арендодателя

№№ п/п

Документ

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Содержание операций

Дебет

Кредит

 Ежемесячно в течение срока действия договора аренды

1

Счет-фактура

76-1

91-1

1 770

Начислена арендная плата за отчетный месяц

2

Счет-фактура

91-2

68-2

270

Начислена сумма НДС с арендной платы

3

Расчет

91-2

02-1

750

Начислена амортизация за текущий месяц по основному средству, переданному в аренду

4

Выписка банка

51

76-1

1 770

Отражена сумма поступившей арендной платы

По окончании срока действия договора аренды

5

Счет-фактура

76-2

91-1

10 620

Отражена задолженность арендатора за основное средство

6

Счет-фактура

91-2

68-2

1 620

Начислен НДС по реализации основных средств

7

Выписка банка

51

76-2

10 620

Отражено поступление от арендатора выкупной цены

8

Акт выбытия

01-2

01-3

36 000

Отражено выбытие основного средства

9

Расчет

02-1

01-2

27 000

Списана сумма начисленной амортизации

10

Акт выбытия

91-2

01-2

9 000

Списана остаточная стоимость выбывшего основного средства


 

Таблица 1.2.2

Хозяйственные операции у арендатора

№№ п/п

Документ

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Содержание операций

Дебет

Кредит

 Ежемесячно в течение срока действия договора аренды

1

Счет-фактура

20

76-1

1500

Начислена арендная плата за отчетный месяц

2

Счет-фактура

19

76-1

270

Начислена сумма НДС с арендной платы

3

Выписка банка

76-1

51

1770

Перечислена сумма арендной платы (с учетом НДС)

4

Счет-фактура

68-2

19

270

Произведен зачет НДС

По окончании срока действия договора аренды

5

Акт приемки

 

 

001

36 000

Объект основных средств списан с забалансового счета в оценке, определенной сторонами

6

Счет-фактура

08-4

60

9 000

Отражена стоимость выкупаемого объекта основных средств

7

Счет-фактура

19

60

1 620

Отражена сумма НДС по выкупленному основному средству

8

Выписка банка

60

51

10 620

Стоимость основного средства перечислена арендодателю

9

Акт приемки

01

08-4

9 000

Основное средство принято к учету в составе основных средств

10

 

68

19

1 620

Принята к вычету сумма НДС


 

 

Пример 2.3.

Организацией произведен ремонт объекта основных средств, сданных в аренду. Ремонт выполнен силами сторонней организации. Стоимость работ составила 129 800 рублей, в том числе НДС – 19 800 рублей. Расходы на ремонт будут списываться на затраты на производство в течение 12 месяцев.

Информация о работе Теория и практика бухгалтерского учета аренды и лизинга основных средств