Трансфертная цена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 12:06, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение трансфертного ценообразования на примере предприятии ЗАО «Чистая вода».
Для решения поставленной цели решим следующие задачи:
· рассмотрим понятие трансфертного ценообразования
· рассмотрим виды и применяемые модели трансфертного ценообразования
· рассмотрим применение трансфертного ценообразования на примере ЗАО «Чистая вода».

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 59.70 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 Дискуссии о трансфертных ценах ведутся давно и пока не слишком результативно. Приводится немало аргументированных доводов как со стороны защитников, так и со стороны противников использования трансфертных цен.

Есть и  еще одна грань проблемы трансфертных цен, которая нечасто рассматривается  в публичных обсуждениях, но приобретает  актуальность по мере повышения интереса к проблемам оценки и управления стоимостью компаний, - значение трансфертного  ценообразования при определении стоимости компаний

Сейчас все  больше компаний начинают управлять  своей стоимостью, предусматривая планы  ее увеличения. Часто эта цель напрямую не декларируется, но все инвестиционные расчеты, основанные на определении  чистого денежного потока и расчете  эффективности через внутреннюю норму рентабельности, свидетельствуют  о том, что рост стоимости имеет  едва ли не первостепенное значение.

В экономическом  словаре трансфертная цена определяется как цена, применяемая при обмене товарами в рамках транснациональных  корпораций, совместных предприятий, между  их подразделениями в разных странах. Обычно цена не предается широкой огласке. В определении прямо не сказано, хотя подразумевается, что трансфертная цена несколько отличается от рыночной. Значит, если бы отличий не было и все сделки совершались бы по рыночным ценам, то необходимость введения самого понятия трансфертной цены была бы под вопросом.

Актуальность  данной темы подтверждает тот факт, что изучению данной сферы деятельности фирмы отводится недостаточное  внимание, хотя от эффективности согласования системы трансфертного ценообразования будет зависеть и эффективность функционирования всей организации. Еще один важный факт связан с тем, что сама по себе система трансфертного ценообразования используется только на предприятиях с высокой степенью организации внутренней информационной структуры. Особенно это справедливо для российских предприятий, на которых внедрение системы трансфертного ценообразования происходит непосредственно в ходе внедрения информационных средств поддержки. Следовательно, проблемы информационной структуры оказывают наиболее существенное влияние на само существование внутрифирменной системы трансфертных цен, и непосредственно определяют тип организационной структуры предприятия.

Целью курсовой работы является изучение трансфертного ценообразования на примере предприятии ЗАО «Чистая вода».

Для решения  поставленной цели решим следующие  задачи:

· рассмотрим понятие трансфертного ценообразования

· рассмотрим виды и применяемые модели трансфертного ценообразования

· рассмотрим применение трансфертного ценообразования  на примере ЗАО «Чистая вода».

 

ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫТРАНСФЕРНОГОЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

    1. Трансфертная цена: ее виды и принципы формирования

 

История вопроса  о трансфертном ценообразовании  связана с 50-60-ми годами прошлого столетия, когда в промышленности в связи  с процессами концентрации производства стали формироваться крупные  монопольные транснациональные  корпорации. Концентрация производства, сопровождаемая развитием его специализации, предполагала передачу продукции, изготовленной  на одном предприятии корпорации, другому Предприятию той же корпорации. Вследствие этого возникли проблемы с методами оценки такой продукции  и принципами формирования цены передачи, названной впоследствии трансфертной ценой.

В современной  рыночной экономике проблемы трансфертного  ценообразования актуальны не только для крупных транснациональных  корпораций, но и для более скромных по своим размерам производств, разделенных  структурно на отдельные центры ответственности.

Трансфертное  ценообразование в рыночной экономике  характерно для децентрализованной структуры управления предприятием, когда отдельным структурным  подразделениям организации (центрам  ответственности) делегированы определенная хозяйственная и финансовая самостоятельность. Администрация компании решает, подразделениям какого уровня предоставить свободу внутреннего и внешнего ценообразования (т.е. дать возможность зарабатывать прибыль), а также право выбора поставщика и потребителя. При этом менеджер такого центра прибыли отвечает лишь за контролируемые им расходы и доходы.

Таким образом, трансфертная цена (ТЦ) - это цена, по которой один центр ответственности  передает свою продукцию или услугу другому центру ответственности.

Трансфертное  ценообразование предполагает четкое фиксирование факта приемки-передачи между центрами ответственности  изделия (услуги), что невозможно без  организованной системы сегментарного  учета и отчетности. В его основе лежит принцип, согласно которому оптимальными являются те трансфертные цены, которые  обеспечивают организации максимально  возможный маржинальный доход. По трансфертным ценам составляется сегментарная отчетность организации. Поэтому установленная  ТЦ будет справедливой в том случае, если обеспечит возможность объективной  оценки эффективности функционирования каждого центра ответственности организации.

Эти задачи могут быть реализованы при соблюдении двух условий:

* совпадении целей менеджеров различных уровней управления и организации в целом;

* предоставлении руководителям центров ответственности необходимой финансовой и хозяйственной самостоятельности.

На практике применяются три метода расчета  ТЦ:

1) на основе  рыночных цен;

2) на основе  себестоимости (переменной или  полной), по принципу «себестоимость  плюс»;

3) на основе  договорных ТЦ, сформированных под  воздействием рыночной конъюнктуры  и затрат на производство продукции  (оказание услуги).

Особую популярность в странах с рыночной экономикой получил первый метод. Преимущество рыночных цен состоит в их объективном  характере, и ТЦ не будут зависеть от взаимоотношений и квалификации менеджеров покупающих и продающих  центров ответственности. Этот метод  применяется в условиях высокой  степени децентрализации организации, когда центры ответственности (прибыли  или инвестиций) свободны в выборе внутренних или внешних покупателей и продавцов; когда полуфабрикат, наряду с его передачей в следующий передел, может реализовываться на сторону.

Однако применение первого метода имеет свои ограничения: необходимо наличие развитого рынка  продукции и услуг, производимых центром ответственности. Кроме  того, организация несет дополнительные расходы по сбору информации об уровне рыночных цен на них.

В экономическом  словаре трансфертная цена определяется как цена, применяемая при обмене товарами в рамках транснациональных  корпораций, совместных предприятий, между  их подразделениями в разных странах. Обычно цена не предается широкой огласке. В определении прямо не сказано, хотя подразумевается, что трансфертная цена несколько отличается от рыночной. Значит, если бы отличий не было и все сделки совершались бы по рыночным ценам, то необходимость введения самого понятия трансфертной цены была бы под вопросом. .

В трансфертном ценообразовании всегда участвуют  две стороны: центр ответственности, передающий свою продукцию (услугу), и  центр ответственности, принимающий  эту продукцию (услугу) для ее последующей  переработки и потребления. При  формировании ТЦ на основе рыночных цен  обеим сторонам предоставлено право  взаимодействия с внешними продавцами и покупателями, между ними должны соблюдаться следующие условия:

1) центр ответственности,  приобретающий продукцию (услугу), покупает ее внутри фирмы до  тех пор, пока продающий центр  ответственности не начинает  завышать существующие рыночные  цены и желает продавать свою  продукцию внутри фирмы;

2) если продающее  подразделение завышает существующие  рыночные цены, то покупающий  продукцию (услугу) центр ответственности  может приобрести ее на стороне.

В том случае, если какое-либо из условий установления рыночных ТЦ невыполнимо, то применяется  второй метод - на основе себестоимости, и здесь существуют различные  варианты. В основу ТЦ может быть положена:

а) полная фактическая  себестоимость;

б) нормативная  себестоимость;

в) переменная себестоимость.

В любом случае ТЦ рассчитывается по формуле «себестоимость плюс», т.е. в ТЦ на продукцию передающего  подразделения закладывается выбранный  показатель себестоимости и фиксированный  в виде процента размер прибыли этого  центра ответственности. Например, ТЦ может рассчитываться по формуле  «110% от полной себестоимости» или «150% от переменной себестоимости» единицы  изделия передающего центра ответственности.

Преимуществом первого варианта расчета являются объективность и ясность расчетов. Рассчитанная эти методом цена приближается к рыночной, что способствует принятию грамотных управленческих решений. Однако здесь имеются и свои недостатки.

Во-первых, передающий центр ответственности не заинтересован  в снижении своих фактических  затрат, так как заранее уверен, что ТЦ их не только покроет, но и  превысит на сумму установленной  наценки.

Во-вторых, по ТЦ, рассчитанной на базе полной себестоимости, нельзя судить о степени эффективности  работы передающего центра ответственности, а следовательно, контролировать ее. Постоянные расходы затушевывают реальную картину.

В-третьих, известно, что система трансфертного ценообразования  эффективна лишь в том случае, когда  цели менеджеров различных уровней  совпадают с задачами фирмы в  целом. Однако с позиций организации  приобретение изделия подразделением внутри предприятия по трансфертной цене, рассчитанной на основе полной себестоимости, выгоднее, чем по рыночной цене. С точки зрения получающего центра ответственности использование рыночной цены в качестве трансфертной дает большую прибыль, чем цены, определенной на базе полных затрат.

Отмеченные  недостатки устраняются расчетом ТЦ по второму варианту--на базе нормативных затрат. По существу в этом случае рассчитывается нормативная трансфертная цена. Превышение фактической ТЦ над нормативной свидетельствует об убыточности работы центра ответственности, обратное соотношение -- об ее эффективности.

Однако нормирование издержек приемлемо не для всех производств  и не во всяких экономических условиях. Например, при высоком уровне инфляции этот процесс вообще оказывается  бессмысленным. Нецелесообразно заниматься нормированием в условиях индивидуального  и мелкосерийного производства.

Третий метод  трансфертного ценообразования  предполагает расчет договорной ТЦ. При  этом используется следующая формула:

ТЦ = Удельная переменная себестоимость + Удельный маржинальный доход, утраченный продающим подразделением в результате отказа от внешних продаж .Эта формула универсальна и применима в условиях полной и неполной загрузки производственных мощностей.

В странах  с рыночной экономикой предприятия  умело сочетают все рассмотренные  методы трансфертного ценообразования. Выбор того или иного метода определяется рядом факторов:

1) характером  решаемых в результате трансфертного  ценообразования задач (для принятия  управленческого решения может  быть использована одна ТЦ, для  оценки работы центра ответственности -- другая);

2) степенью  децентрализации организационной  структуры предприятия;

3) состоянием  рынка продуктов и услуг, на  которые устанавливаются рыночные  цены.

1.2 Модели трансфертного ценообразования

 

Трансфертное  ценообразование существует там, где  имеют место трансферты товаров  и услуг внутри одной организационной  единицы. Таким образом, наличие  внутриорганизационной коммерческой деятельности (или внутренней торговли) является предпосылкой построения системы  трансфертного ценообразования. Эмпирические исследования показывают, что проблема трансфертного ценообразования  существует как в секторе промышленности, так и в секторе услуг.

С точки зрения экономики транзакционных издержек современная организация представляет собой экономику в миниатюре, а рынки и иерархии являются альтернативным вариантом организации экономической  деятельности. В зависимости от природы  транзакции, экономика транзакционных издержек предлагает либо «структуру управления», либо контрактацию. Уильямсон  считает, что в случае сложных  транзакций иерархии заменяют рынки  по причине высоких транзакционных издержек и рисков внешнего обмена. Это особенно справедливо для  неоднократно повторяющихся транзакций идиосинкразических продуктов, которые  требуют инвестиций в специфические  человеческие и капитальные активы. Эмпирические исследования подтверждают зависимость между характеристиками продукта и решением «производить-закупать»  и выбором политики трансфертного  ценообразования. Это особенно справедливо  для отраслей, подверженных сильному изменению технологий, таких как  электроника, связь, проектирование информационных систем или связанных с патентным  правом, например, фармацевтика. Некоторые  фирмы интернационализируют торговлю на всех стадиях производства и распределения (обычно ввиду их технологической  независимости) и становятся организациями с высокой степенью вертикальной интеграции, что характерно для алюминиевой промышленности.

Информация о работе Трансфертная цена