Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 12:06, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение трансфертного ценообразования на примере предприятии ЗАО «Чистая вода».
Для решения поставленной цели решим следующие задачи:
· рассмотрим понятие трансфертного ценообразования
· рассмотрим виды и применяемые модели трансфертного ценообразования
· рассмотрим применение трансфертного ценообразования на примере ЗАО «Чистая вода».
- центры доходов - подразделение (-я), которое контролирует только свои доходы. Оно несет ответственность только за выручку и не отвечает за затраты. Объем их полномочий ограничен теми решениями, которые влияют на размер выручки от продаж в рамках установленной зависимости “издержки-выручка”. Результативность деятельности центра доходов оценивается на основе достигнутого оборота или маржи прибыли. Создание центра доходов имеет своей целью увеличение оборота и оптимизацию продаж компании.
Отношения между подразделениями представляются очень сложными и являются источником конфликтов. Возникает вопрос об определении полномочий каждого центра ответственности.
Для иллюстрации рассмотрим решение типа «производить « покупать» (П-П).
В таблице приведены факторы, определяющие степень децентрализации при принятии решения «производить - покупать» (см. Таб. 1).
Отметим, что
программное обеспечение в
Таблица 1
Принятие решения «производить - покупать» в централизованных и децентрализованных компаниях
Децентрализация |
Централизация |
Доступные альтернативы:
|
|
Информационные потоки:
| |
Лицо, принимающее решение:
|
Три аспекта важны при принятии решений «П - П»: доступность альтернатив, полномочия и потребность высших менеджеров в получении детальной информации о деятельности подразделений. Все это и определяет степень делегирования.
Доступность
альтернатив. Само существование альтернатив
вести торговлю на внешнем рынке
позволяет менеджеру
Полномочия.
Обычно вопрос о реализации на внешнем
рынке или организации
Проблема
делегирования полномочий центрам
ответственности в системе
Информационно-управляющие потоки организации. Способность высшего менеджмента определять трансфертную цену напрямую зависит от достоверности и полноты информации, предоставляемой подразделениями.
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ТРАНСФЕРНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ ЗАО «ЧИСТАЯ ВОДА»
2.1 Краткая характеристика предприятия ЗАО «Чистая вода»
ЗАО «Чистая вода» является крупной организацией, занимающейся розничной и оптовой продажей бутылированной очищенной воды. (О том, насколько вредна водопроводная вода в промышленных городах, в последние годы много говорят и пишут в средствах массовой информации.) На московском рынке работает несколько десятков фирм, изготавли-вающих и продающих домашние фильтры для очистки воды или занимающихся промышленной очисткой воды. ЗАО «Чистая вода» реализует воду, подготовленную последним из названных способов. В качестве тары выступают бутыли емкостью 10 и 18,9 л, для доставки которых фирма имеет свой парк автомашин. Покупателями воды являются как физические, так и юридические лица.
При первой
доставке воды каждому новому покупателю
для удобства наливания воды из больших
емкостей предоставляется в аренду
специальное оборудование -- помпы (насосы,
накручивающиеся на горлышко бутылки
и качающие воду), диспенсеры (их можно
представить как керамическую кастрюлю
с краном внизу, на которую сверху
переворачивается бутылка) и кулеры
(нагревающие и охлаждающие
С 2010 г. в нескольких городах России ЗАО «Чистая вода» имеет свои филиалы. Вода и оборудование передаются на реализацию филиалам по себестоимости; доставкой товаров покупателям занимаются сами филиалы. Информация о доле каждого направления деятельности фирмы в общем объеме реализации за 2010-2012 гг. представлена в табл. 2.
Таблица 2
Развитие направлений деятельности ЗАО «Чистая вода»
Направление деятельности |
Доля направления деятельности фирмы в общем обьеме реализации, % | ||
2010 |
2011 |
2012 | |
Реализация воды и сдача оборудования в аренду |
92,5 |
85 |
71 |
Продажа оборудования |
6 |
8 |
15 |
Передача воды филиалам |
1 |
5 |
10 |
Передача оборудования филиалам |
0,5 |
2 |
4 |
Итого |
100 |
100 |
100 |
Из таблицы видна устойчивая динамика роста удельного веса двух последних направлений. Доля воды, реализованная через сеть филиалов, возросла за анализируемый период в 10 раз, оборудования -- в 8 раз.
К этому следует добавить, что за тот же период товарооборот ЗАО «Чистая вода», исчисленный в натуральном выражении, вырос почти вдвое -- с 438,8 тыс. бутылей в 2010 г. до 842,3 тыс. бутылей в 2012 г. Таким образом, увеличение нагрузки на филиалы наблюдается не только в относительном, но и в абсолютном исчислении. Товарооборот филиалов увеличивается и по причине роста цен на отгружаемые товары: на продаваемую оптом продукцию в 2011 г. по сравнению с 2010 г. они возросли в среднем на 75%, в 2005 г. по сравнению с 2011 г. -- на 71,42%.
Вышесказанное означает, что с годами результаты деятельности филиалов становятся для фирмы все более ощутимыми, а потому взаимоотношения головного предприятия с ними должны строиться на экономической, взаимовыгодной основе.
2.2 Трансфертное ценообразование в ЗАО «Чистая вода»
Вместе с тем, как отмечалось выше, до настоящего времени вода передается филиалам по себестоимости, без применения трансфертных цен. Менеджеры филиалов не заинтересованы в конечных результатах работы, так как их заработная плата не поставлена в зависимость от размера достигнутого товарооборота.
Администрацией
упускается одна из возможностей воздействия
на эффективность функционирования
фирмы, ведь трансфертная цена позволяет
учесть интересы всех участников бизнеса.
Грамотно установленная, она побуждает
менеджера головного
Ранее назывались три основных метода определения внутренних цен: на рыночной основе, на базе затрат, договорные. Рассмотрим возможности применения этих методов трансфертного ценообразования анализируемой торговой организацией и выберем для нее наиболее приемлемый вариант.
Итак, ЗАО «Чистая вода» имеет главное подразделение, закупающее воду и оборудование, и сеть филиалов.
Для дальнейшего исследования ограничимся лишь реализацией воды и следующей информацией об издержках главного подразделения и филиалов:
Главное подразделение, руб.
Переменные расходы на 1 бутыль воды 11,34
Постоянные расходы на 1 бутыль воды 23,27
Полная себестоимость 1 бутыли воды 34,61
Рыночная цена для внешних покупателей 150,00
Филиал, руб.
Переменные расходы на 1 бутыль воды 21,89
Постоянные расходы на 1 бутыль воды 15,40
Полная себестоимость 1 бутыли воды 37,29
Рыночная цена для внешних покупателей 190,00
Расчет ТЦ (исходя из реализации 100 бутылей) с использованием каждого из названных методов представлен в табл. 3
Из таблицы видно, что общая сумма прибыли от продаж составит 11810 руб. независимо от того, как рассчитываются трансфертные цены. Однако финансовые результаты подразделений значительно отличаются при использовании различных вариантов расчета. При применении ТЦ, рассчитываемой по формуле «200% от переменных затрат», головное предприятие несет убытки, а филиал получает максимальный размер прибыли. Другой крайний вариант -- расчет рыночной ТЦ. В этом случае максимизируется прибыль головного предприятия (11 539 руб.) при минимальной прибыли филиала (271 руб.).
Таблица 3
Возможные варианты расчета трансфертной цены
№ строки |
Показатели |
Затратные цены |
Рыночные цены, руб. | |
200% переменных расходов, руб. |
100% полной себестоимости | |||
1 |
Главное подразделение |
2268 |
3461 |
15000 |
Выручка за 100 бутылей воды | ||||
2 |
Примерные расходы на 100 бутылей воды |
1134 |
1134 |
1134 |
3 |
Постоянные расходы на 100 бутылей воды |
2327 |
2327 |
2327 |
4 |
Прибыль от продаж |
-1193 |
- |
11539 |
5 |
Филиал |
19000 |
19000 |
19000 |
Выручка за 100 бутылей воды | ||||
6 |
Закупочная цена за 100 бутылей воды |
2268 |
3461 |
15000 |
7 |
Примерные расходы филиала на 100 бутылей воды |
2189 |
2189 |
2189 |
8 |
Постоянные расходы филиала на 100 бутылей воды |
1540 |
1540 |
1540 |
9 |
Прибыль от продаж |
13003 |
11810 |
271 |
10 |
Прибыль фирмы |
11810 |
11810 |
11810 |
Задача
администрации ЗАО «Чистая