Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 12:58, курсовая работа
Цель работы:
- анализ методов определения соответствия трансфертных цен рыночным.
Для достижения данной цели нами будут осуществлены следующие задачи:
- рассмотреть определения трансфертного ценообразования в рамках российской и зарубежной практики;
Глава I. Трансфертное ценообразование как вид налогового планирования
Введение 2
1.1 Определение и принципы трансфертного ценообразования 3
1.2 Законодательная основа трансфертного ценообразования 6
1.2.1 Понятие взаимозависимых лиц 7
1.2.2 Понятие контролируемых сделок 9
1.3 Методы, используемые при определении соответствия цен, примененных в сделках, рыночным ценам 11
Глава II. Определение соответствия цен, устанавливаемых взаимозависимыми лицами, рыночным ценам
2.1 Методы определения соответствия цены рыночному уровню 16
2.1.1 Метод сопоставимых рыночных цен 16
2.1.2 Метод цены последующей реализации 18
2.1.3 Затратный метод 20
2.1.4 Метод сопоставимой рентабельности 22
2.1.5 Метод распределения прибыли 23
Заключение 27
Список использованной литературы 28
Список сокращений 28
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА СТАТИСТИКИ, УЧЕТА И АУДИТА
Трансфертное ценообразование как способ минимизации налоговой нагрузки предприятия
Курсовая работа
студента 3 курса кафедры статистики, учета
и аудита
Санкт-Петербург
2012
Содержание
Глава I. Трансфертное ценообразование как вид налогового планирования
Введение 2
1.1 Определение и принципы трансфертного ценообразования 3
1.2 Законодательная
основа трансфертного
1.2.1 Понятие взаимозависимых лиц 7
1.2.2 Понятие контролируемых сделок 9
1.3 Методы, используемые при определении соответствия цен, примененных в сделках, рыночным ценам 11
Глава II. Определение соответствия цен, устанавливаемых взаимозависимыми лицами, рыночным ценам
2.1 Методы определения
2.1.1 Метод сопоставимых рыночных цен 16
2.1.2 Метод цены последующей реализации 18
2.1.3 Затратный метод 20
2.1.4 Метод сопоставимой рентабельности 22
2.1.5 Метод распределения прибыли 23
Заключение 27
Список использованной литературы 28
Список сокращений 28
Введение
Трансфертное ценообразование становится все более актуальным способом снижения налоговой нагрузки на предприятия за счет изменением цены сделок. Однако манипулирование ценой способно порождать различного рода злоупотребления в целях занижения объема выплачиваемого государству налога. Поэтому появилась необходимость государственного регулирования вопроса оказания услуг/выполнения работ по трансфертным ценам.
Тем не менее, коммерческому спектру нашей страны предоставляется относительная свобода в вопросе заключения договоров по трансфертной цене, если последняя отличается от рыночной в пределах 20%. В связи с обновлениями текущего законодательства в части Налогового кодекса, и налоговому органу, и предприятию предоставляются новые методы определения соответствия устанавливаемых ими цен рыночным. С точки зрения плательщика налогов это является способом избежания рисков доначисления налога, для налоговых органов – прежде всего, способ контроля. Кроме того, необходимо отметить, что именно на налоговых органах лежит бремя доказывания несоответствия цен рыночным.
Таким образом, актуальность данной работы состоит в том, что произведенный анализ основан на изменениях законодательства в части трансфертного ценообразования, вступивших в силу с 01 января 2012 года.
Цель работы:
- анализ методов определения соответствия трансфертных цен рыночным.
Для достижения данной цели нами будут осуществлены следующие задачи:
- рассмотреть определения трансфертного ценообразования в рамках российской и зарубежной практики;
- изучить основные варианты взаимозависимости лиц;
- изучить основные критерии контролируемых сделок;
- изучить порядок применения
методов определения
- применить указанные методы на конкретных примерах;
- выявить особенности использования данных методов и потенциальные трудности их применения.
В работе будут рассмотрены
Метод исследования: расчетно-аналитический.
Глава I. Трансфертное ценообразование как элемент налогового планирования
В мировой практике избежание налога (tax avoidance), осуществляемое правомерными способами и средствами, именуется налоговым планированием, которое представляет собой неотъемлемую часть управленческой деятельности.1
Принцип свободы договора,
действующий в гражданских
В результате применения налоговых норм, позволяющих снизить налоговое бремя за счет ценовой манипуляции, государство недополучает причитающиеся налоговые платежи, которые оно получило бы при условии применения сторонами правильных (свободных) цен.3
Поэтому возникает необходимость государственного регулирования, осуществляемого в виде своеобразного способа фактического ограничения свободы сторон по установлению цен сделок в целях правильного исчисления налогов, база которых искажается в результате ценового манипулирования.4 Борьба с искажением налоговой базы - одна из самых сложных проблем, которую приходится решать налоговому праву.5
Большое значение для целей налогового планирования имеет заключение «соглашений о заранее согласованных ценах», т. е. механизм трансфертного ценообразования (ТЦО).6 ТЦО (искажение цен сделок) как способ избежания (минимизации) налога характерно практически для всех стран мира. Поэтому внимание налоговых органов все больше обращено на аспект трансфертного ценообразования.
Согласно результатам исследований, проводимых «Эрнст энд Янг», ежегодно увеличивается число респондентов — международных корпораций, отмечающих, что они испытывают трудности при проверках соответствия правилам трансфертного ценообразования.7
ТЦО существует там, где имеют место трансферты товаров и услуг внутри одной организационной единицы. Таким образом, наличие внутриорганизационной коммерческой деятельности (или внутренней торговли) является предпосылкой построения системы трансфертного ценообразования. Эмпирические исследования показывают, что проблема трансфертного ценообразования существует как в секторе промышленности, так и в секторе услуг.8
Чтобы избежать такого простого и эффективного способа минимизации налогов, государства вводят специальные правила налогообложения трансфертных операций. Так, эти специальные правила предусматривают, что если стороны взаимозависимы, то для целей налогообложения следует применять рыночную цену (а не ту, что стороны установили в договоре). 9
В связи с
этим в некоторых странах распростра
Однако в целях рассматриваемой проблемы более адекватным определением можно признать следующее: «Трансфертное ценообразование состоит в манипулировании расходами, доходами и затратами в сделках между «связанными» лицами способом, отличным от тех, которые были бы использованы в операциях, совершенных на нормальных рыночных условиях, с целью получения налоговой выгоды».11
В российском законодательстве термин «трансфертная цена» не употребляется, а все нормы, направленные на противодействие манипулированию ценами, оперируют понятием либо «рыночной», либо «расчетной» цены. Под «рыночной» ценой понимается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях. Допустимо отклонение от рыночной цены в ту или иную сторону не более чем на 20%.12.
Понятие расчетной цены в законодательстве отсутствует, однако под ней подразумевается цена, рассчитанная определенным образом. Например, для долговых ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке, она определяется исходя из ставки рефинансирования Банка России (п. 6 ст. 280 НК РФ).
1.2 Законодательная основа трансфертного ценообразования.
Первой страной,
принявшей специальное
В России, как справедливо отмечает Д.М. Щекин, законодатель, столкнувшись в начале 90-х гг. XX в. с проблемой искусственного занижения налоговой базы отдельными налогоплательщиками, поспешил сформулировать норму об условном определении налоговой базы, выбрав очень грубый критерий для применения условного метода расчета налоговой базы по НДС и налогу на прибыль, в результате чего в сети данного условного метода попало огромное количество добросовестных налогоплательщиков, которые реализовывали свою продукцию ниже себестоимости не из-за манипулирования ценой сделки, а из-за высоких издержек производства, низкого платежеспособного спроса, конкуренции иностранных товаров и т.д.15
В России правила налогообложения трансфертных операций регулируются Разделом V.1. Налогового кодекса России «Взаимозависимые лица, общие положения о ценах и налогообложении. налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. соглашение о ценообразовании» (термин «взаимозависимые лица» введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 227-ФЗ). До 1 января 2012 года этот вопрос регулировался статьей 40 Налогового кодекса России (статья 20 Налогового кодекса России определяла какие лица признаются взаимозависимыми).16 Следует отметить, что за небольшим исключением, под специальные правила трансфертного ценообразования в России попадают только крупные группы компаний.17
1.2.1 Понятие взаимозависимых лиц.
Признаки взаимозависимости регламентируются положениями п.2 ст.105.1 Налогового кодекса.
1.2.2 Понятие контролируемых сделок
Контролируемые сделки - это те сделки, цены которых налоговые органы вправе проверить на соответствие рыночным. Понятие введено Статьей 105.14 НК РФ с 01 января 2012 года. 18
все сделки независимо от объема |
с товарами мировой биржевой торговли (> 60 млн. рублей) c «оффшорами» (> 60 млн. рублей), в т.ч. Кипром 19 |
В соответствии с Федеральным законом 227-ФЗ, под контроль налоговых органов подпадают следующие сделки, осуществляемые в пределах Российской Федерации:
Контроль налоговыми органами, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ: - Участники консолидированной группы налогоплательщиков, или Одновременно: - зарегистрированы в одном субъекте РФ - нет обособленных подразделений в других субъектах РФ/за пределами РФ - не уплачивают НнП в бюджеты других субъектов РФ - не имеют убытков не попадают в категории «>60 млн.руб.» и «>100 млн. руб.» |
Контроль, ЕСЛИ - Налог на добычу полезных ископаемых (ставка в %), или - освобождение от НнП или 0% НнП («Сколково»), или - особая экономическая зона (только с 2014 г) |
Контроль, ЕСЛИ Спец режимы – ЕСХН / ЕНВД на одной стороне (только с 2014 г) |
* Место регистрации,
место жительства, место налогового
резидентства всех сторон и
выгодоприобретателей по |