Трансфертное ценообразование как способ минимизации налоговой нагрузки предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 12:58, курсовая работа

Описание работы

Цель работы:
- анализ методов определения соответствия трансфертных цен рыночным.
Для достижения данной цели нами будут осуществлены следующие задачи:
- рассмотреть определения трансфертного ценообразования в рамках российской и зарубежной практики;

Содержание работы

Глава I. Трансфертное ценообразование как вид налогового планирования
Введение 2
1.1 Определение и принципы трансфертного ценообразования 3
1.2 Законодательная основа трансфертного ценообразования 6
1.2.1 Понятие взаимозависимых лиц 7
1.2.2 Понятие контролируемых сделок 9
1.3 Методы, используемые при определении соответствия цен, примененных в сделках, рыночным ценам 11

Глава II. Определение соответствия цен, устанавливаемых взаимозависимыми лицами, рыночным ценам
2.1 Методы определения соответствия цены рыночному уровню 16
2.1.1 Метод сопоставимых рыночных цен 16
2.1.2 Метод цены последующей реализации 18
2.1.3 Затратный метод 20
2.1.4 Метод сопоставимой рентабельности 22
2.1.5 Метод распределения прибыли 23
Заключение 27
Список использованной литературы 28
Список сокращений 28

Файлы: 1 файл

курсовая работа_полная.doc

— 424.50 Кб (Скачать файл)

В нашем примере  нужно оценить валовую рентабельность компании В, полученную по сделке с компанией С (валовая прибыль/выручка по сделке с компанией С), для того чтобы проверить цену сделки между компаниями А и В.

Допустим, продукция была реализована компанией А компании В по цене 100 рублей. Сумма перепродажи компании данной продукции компании С в ходе независимой сделки составляет при этом 130 рублей:

Для расчета рыночной цены по этому методу нам необходимо рассчитать показатель интервала валовой рентабельности, так как в соответствии с данным методом производится сравнение валовой рентабельности компании, полученной ею при перепродаже товара, ранее приобретенного по контролируемой сделке с интервалом валовой рентабельности в сопоставимых сделках.

1. Валовая рентабельность  по данной сделке рассчитывается как 30/130=23%.

2. Далее рассчитывается  интервал валовой рентабельности:

А) Рентабельность продаж компании-продавца по анализируемой сделке – 23%;

Б) Допустим, в ходе поиска источников нами было выявлено пять сопоставимых сделок со следующей рентабельностью продаж: Рентабельность 1 – 18%, Рентабельность 2 – 19%, Рентабельность 3 – 19%, Рентабельность 4  - 21%, Рентабельность 5 – 22%.

В) Минимальное значение интервала рентабельности рассчитывается путем деления количества значений на 4: 5/4  = 1.25 (дробное число).

Если получилось дробное число – минимальным  значением интервала будет Рентабельность под номером, равным целой части  данного дробного числа, к которому прибавляется 1 (т.е. 1+1 = 2). Таким образом, минимальное значение интервала  равно 19%.

Г) Далее, максимальное значение интервала рентабельности рассчитывается так:

Умножаем количество значений на 0,75. 5*0,75 = 3,75 (дробное число).

Если по результатам  расчетов получилось дробное число  – максимальным из значений интервала  будет Рентабельность за номером, который равен целой части данного дробного числа, увеличенной на 1 (т.е. 3+1 = 4). Таким образом, максимальное значение интервала равно 21%.

Таким образом, подытожив, наш интервал рентабельности от 19% до 21%:

Возвращаясь в  нашему примеру, мы обнаруживаем, что если интервал рентабельности по сопоставимым сделкам  от 19 до 21% - значит рентабельность Б не должна быть более 22%. Считаем цену по сделке между А и В, применяя 20% к цене сделки между В и С: 130- 130*21% = 102,7. Цена сделки между А и В занижена (100 против 102,7). Таким образом, компании А производится доначисление налога.

Важно отметить, что сложность данного метода состоит в необходимости искать сопоставимых перепродавцов. Кроме  того, в расчетах вероятны корректировки, например, на суммы уплачиваемых таможенных пошлин и прочих транспортных расходов, связанных с перепродажей.

 

2.1.3 Метод 3. Затратный метод

Затратный метод  является методом определения соответствия цены в анализируемой сделке рыночной цене на основании сопоставления валовой рентабельности затрат лица, являющегося стороной анализируемой сделки (группы анализируемых однородных сделок), с рыночным интервалом валовой рентабельности затрат в сопоставимых сделках.

Как и в рамках предыдущего метода, представим ситуацию схематично:

В нашем примере  проверяется цена сделки между А и В, для этого оценивается отношение валовой прибыли А к расходам А на исполнение сделки с В.

В соответствии с методикой расчетов в данном случае также используется показатель интервала рентабельности. Далее, к фактическим затратам продавца добавляем рентабельность, получаем рыночную цену. В итоге, сравнивается валовая рентабельность затрат компании, являющейся стороной анализируемой сделки с интервалом валовой рентабельности затрат в сопоставимых сделках.

Для целей нашего примера допустим, что интервал валовой  рентабельности затрат по сопоставимым сделкам находится в интервале  между 20% и 25%. Это значит, что рентабельность А не должна быть более 25%. Если мы рассчитаем максимальную цену по сделке между А и В, применяя 25% к расходам компании А: 100 + 100 * 25% = 125, мы обнаружим, что цена сделки между А и В завышена (130 против 125)! Налог в этом случае доначисляют компании В, так как у нее завышены расходы.

В этом методе расчета  также, на наш взгляд, существуют проблемы и противоречия. Учитывая, что для этого метода ключевое значение приобретает способ учета расходов у компаний, сделки которых заявляются в качестве сопоставимых, становится важным не только сопоставить рентабельность, но и сопоставить базу (расходы). Вероятно, необходимо будет обратить внимание на вопросы управленческого учета, а именно, как в компании А учитываются прямые или косвенные расходы. В том же свете управленческого учета, вероятно, придется выяснять, какие из общехозяйственных расходов (ОХР) списываются сразу (как расходы периода), а какие распределяются в доле на остаток нереализованной продукции/невыполненных работ.

      1. Метод 4. Метод сопоставимой рентабельности

 

Из методов, предусмотренных законодательством, приоритетным считается метод сопоставимых рыночных цен. Другие методы, в том числе и метод сопоставимой рентабельности, применяются только если применение метода сопоставимых рыночных цен невозможно либо если его применение не позволяет обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цен, примененных в сделках, рыночным ценам для целей налогообложения (п. 3 ст. 105.7 НК РФ).

Метод сопоставимой рентабельности может использоваться, в частности, в случае отсутствия или недостаточности информации, на основании которой можно обоснованно сделать вывод о наличии необходимой степени сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сопоставляемых сделок и использовать  Метод цены последующей реализации или  Затратный метод.

Как и в случае с двумя  предыдущими методами, в методе сопоставимой рентабельности используется показатель интервала рентабельности по сопоставимым компаниям (в связи с этим вводится понятие операционной рентабельности).

Если рентабельность находится в пределах интервала  рентабельности – цена, примененная организацией в этой сделке, соответствует рыночной; если она менее этой величины – для налогообложения учитывается минимальное значение интервала рентабельности; если же рентабельность выше максимального значения интервала рентабельности для налогообложения учитывается максимальное значение интервала рентабельности.

 

Пример: рентабельность затрат авиакомпании A – 12,5%; авиакомпании В– 10%; авиакомпании С– 13,75%, авиакомпании D – 15%, авиакомпании E – 14,25%, авиакомпании F – 9,75%

1. Ранжирование показателей рентабельности в порядке увеличения:

    9,75% - 1; 10% - 2; 12,5% - 3; 13,75% - 4; 14,25% - 5; 15% - 6

2. Определение границ интервала рентабельности

А) минимальное значение интервала рентабельности:

6:4= 1.5, округляется  до 2-х, поэтому минимальное значение интервала рентабельности равно 10%.

Б) максимальное значение интервала рентабельности:

6 * 0,75 = 4,5, округляется  до 5, поэтому максимальное значение  интервала рентабельности равно  14,25%

Сравнив контролируемый показатель рентабельности с полученным результатом, получаем, что в соответствии с исходными данными цены компаний A, B, C, E; F соответствуют рыночным в отличие от цен компании D (рентабельность 15%).

В отношении  данного метода определения рыночной цены может существовать проблема поиска информации: многопрофильные предприятия (разделение показателей по видам деятельности/ видам операций).

 

Метод 5. Метод  распределения прибыли

В соответствии с данным методом сопоставляется (а) фактическое распределение  между сторонами анализируемой сделки совокупной прибыли, полученной этими сторонами, с (б) распределением прибыли между сторонами сопоставимых сделок.

Согласно  ст. 105.13 НК РФ он используется:

- при невозможности использования методов 1-4 (выше); и

- при наличии  существенной взаимосвязи деятельности сторон сделки,

- при наличии у сторон анализируемой сделки прав на НМА, влияющие на уровень рентабельности.

Пример:

Взаимозависимые компании А и Б изготовляют новый пищевой продукт. А разрабатывает основной продукт, Б разрабатывает упаковку, формирует конечный продукт и продает его сторонним организациям. Финансовые показатели компаний выглядят следующим образом:

 

Компания А

Компания Б

Выручка (чистый доход от продаж)

100

210

Закупка продукта

 

(120)

Затраты на НИОКР (з/п работников в цеху, соцстрах)

(25)

(50)

Маркетинговые расходы

 

(10)

Валовая прибыль

75

30

Операционные  расходы (аренда помещения, амортизация)

(30)

(20)

Операционная  прибыль

45

10


 

1. Определяем  специфические факторов, влияющие на прибыльность в данной сфере деятельности, и определяем удельного веса каждого фактора (источником информации, например, могут являться сотрудники):

- НИОКР: 70%

- маркетинг: 30%

2. Распределением прибыль по функции НИОКР:

- общая операционная прибыль: 45+10 = 55

- доля А в операционной прибыли: 55 x 0.7 x (25 / (25+50)) = 12.83

- доля Б в операционной прибыли: 55 x 0.7 x (50 / (25+50)) = 25.67

3. Распределяем прибыль по функции маркетинга:

- общая операционная прибыль: 45+10 = 55

- доля А в операционной прибыли: 55 x 0.3 x (0 / (0+10)) = 0

- доля Б в операционной прибыли: 55 x 0.3 x (10 / (0+5)) = 33.

Общая распределенная операционная прибыль А: 12.83 (12.83 + 0)

Общая распределенная операционная прибыль Б: .58,67 (25.67 + 33).

Фактическая прибыль  сравнивается с «определяемой по методу», специально рассчитанной для  этой компании прибылью. Соответственно, для компании Б фактическая прибыль  равна 10 тыс.руб, в то время, как согласно нашим специально произведенным расчетам она равна более 58 тыс.руб. Для налогообложения берется большая из цифр, и доначисляется налог.

Проблематичность данного  метода, на наш взгляд, состоит в  том, что изложенный в законе порядок применения метода недостаточно понятен, сложен для практического использования. Далеко не во всех случаях возможно корректно рассчитать совокупную прибыль сторон сделки.

 

Заключение

В рамках данной курсовой работы нами был проведен комплексный анализ трансфертного ценообразования применительно к конкретным сделкам, совершаемых юридическими лицами.

В теоретической главе  мы рассмотрели законодательную основу нашего исследования в свете последних изменений в Налоговом кодексе. Кроме того, нами было предпринято исследование смежных с трансфертным ценообразованием понятий взаимозависимых лиц и контролируемых сделок. Нами были рассмотрены методы определения соответствия цен, свободно устанавливаемых предприятиями для совершения сделок со своими аффилированными лицами, рыночным ценам.

В практической главе мы применили новые и ранее применявшиеся методы определения соответствия контролируемых цен рыночным и попытались выделить особенности, а также потенциальные сложности применения указанных методов. Так, нами было выявлено следующее:

  1. Проблема метода сопоставимых рыночных цен может состоять в том, что не всегда возможно взять информацию о сопоставимых сделках.
  2. Сложность метода последующей реализации состоит, в основном, в необходимости искать сопоставимых перепродавцов.
  3. В затратном методе также существуют проблемы и противоречия, так как возникает вопрос учета прямых и косвенных расходов, что усложняет их корректный расчет.
  4. В отношении метода сопоставимой рентабельности определения рыночной цены может существовать проблема поиска информации из-за разделения показателей.
  5. Проблематичность метода распределения прибыли состоит в том, что далеко не всегда возможно корректно рассчитать совокупную прибыль сторон сделки.

Подытожив, можно сделать  вывод, что приоритетным методом  определения рыночных цен является метод сопоставимых рыночных цен, так как его применения наиболее прозрачно описано в законодательстве, и поиск источников для определения соответствия менее затруднен по сравнению с другими перечисленными методами.

 

Список использованной литературы

  1. Акчурина Е.В. Оптимизация налогообложения: учебно-практическое пособие. М., 2003.
  2. Будылин С. Трансфертное ценообразование и ст. 40 НК РФ // Налоги и налогообложение. 2005. - №1.
  3. Бурцева А.М. Методы трансфертного ценообразования: международный опыт // Российский налоговый курьер. 2004. N 1-2.
  4. Мучичка И.А. Трансфертное ценообразование и определение справедливой рыночной цены -  "Ваш налоговый адвокат", N 12, декабрь 2007 г.
  5. Непесов К.А. Налоговые аспекты трансфертного ценообразования: сравнительный анализ опыта России и зарубежных стран - "Волтерс Клувер", 2007.
  6. Николаев М.К. Совершенствование первой части НК / М.К. Николаев // Налоговая политика и практика. - 2005. - №4.
  7. Овчинникова Н.О. Налоговое планирование и налоговый контроль со стороны правоохранительных органов: Практическое пособие. М., 2008.
  8. Сергеева А.П, Толстой Ю.К. Гражданское право. Часть 2. М., 1997.
  9. Хансен Х., Собчук А.С. Трансфертные цены  - "Налоговый вестник", N 1, январь 2010.
  10. Щекин Д.М. Юридические презумпции в налоговом праве: Учебное пособие / Под ред. С.Г. Пепеляева. М., 2002.
  11. Anderson P., Heath M. Australia. Country surveys. Transfer Pricing Database. www.ibfd.org.
  12. Berndt R. Runge. Mutual Agreement Procedures and the Role of the Taxpayer. ITPJ. Jan./Feb. 2002.
  13. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=123554
  14. http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/Global_transfer_pricing_survey_-_2010/$FILE/2010-Globaltransferpricingsurvey_17Jan.pdf
  15. http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30814990
  16. http://www.pnalog.ru/material/transfertnoe-cenoobrazovanie-nalogovye-riski

Информация о работе Трансфертное ценообразование как способ минимизации налоговой нагрузки предприятия