Учет, анализ и аудит расчетов с поставщиками и покупателями на примере ООО «Радуга плюс»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 03:04, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение бухгалтерского учета и аудита расчетов с поставщиками и покупателями, анализ кредиторской и дебиторской задолженности.
В соответствии с поставленной целью необходимо решать следующие задачи:
1. изучить методику учет расчетов с поставщиками и покупателями;
2. рассмотреть методику аудита расчетов с поставщиками и покупателями;
3. раскрыть методику анализа дебиторской и кредиторской задолженности;
4. рассмотреть учет и аудит расчетов с покупателями и поставщиками, а так же провести анализ дебиторской и кредиторской задолженности ООО «Радуга плюс»;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Учет расчётов с поставщиками и покупателями 6
1. Понятие и задачи бухгалтерского учета расчетов с покупателями и поставщиками………………………………………...……….……………...6
2. Документальное оформление расчетов с поставщиками и покупателями…………………………………………………………………9
1.3 Синтетический и аналитический учет расчетов с поставщиками и покупателями…………………………………………………………………15
1.4 Методика аудиторских проверок расчетов с поставщиками и покупателями…………………………………………………………………22
Глава 2. Анализ финансового состояния базового предприятия
2.1 Анализ баланса предприятия (в т.ч. Анализ платежеспособности и ликвидности предприятия)…………………………………………………46
2.2 Анализ дебиторской и кредиторской задолженности.………………………….…………………………………..59
Глава 3. Пути улучшения состояния расчетов на предприятии
3.1 Пути улучшения состояния расчетов дебиторов и кредиторов………….………………………………………………………68
Заключение…………………………………………………………………….72
Список используемой литературы………………………..………..…………75
Приложения на 16 стр.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 57.60 Кб (Скачать файл)
  • гибкого реагирования на изменения хозяйственного, налогового или иного законодательства с точки зрения настройки программного обеспечения;
  • формирования бухгалтерской и внутренней управленческой отчетности;
  • осуществления аналитических процедур;
  • расширения функций компьютерной системы.

Аудитор должен оценить  квалификацию бухгалтерского персонала  в области компьютерной обработки  данных, в частности: имеют ли специалисты  соответствующее высшее или среднее  специальное образование, или прошли курс обучения в области информационных технологий, или изучение системы  компьютерной обработки данных происходило  самостоятельно.

При проведении аудиторской  проверки расчетов с дебиторами и  кредиторами в системе компьютерной обработки данных, аудитор проверяет, составляются ли в данной системе  все необходимые документы, такие  как: счета–фактуры, приходные и  расходные кассовые ордера, закрепляются ли ТМЦ за материально ответственными лицами, все ли документы отмечаются в журналах регистрации и т.д.

Подготовка  и планирование аудиторских проверок.

До начала проведения аудита или оказания сопутствующих  услуг аудиторская организация  должна ознакомиться в достаточной  мере с деятельностью экономического субъекта.

Поэтому планирование следует рассматривать как важный и ответственный этап аудиторской  проверки, поскольку от качества его  выполнения зависит эффективность  всей последующей работы аудитора. Оптимальная схема планирования аудита, составленная на основе российских стандартов аудиторской деятельности, должна включать следующие стадии:

  • предварительное планирование;
  • изучение системы бухгалтерского учета;
  • оценка системы внутреннего контроля;
  • установление уровня существенности;
  • построение аудиторской выборки;
  • подготовка общего плана и программы аудита.

Аудит расчётов с поставщиками и подрядчиками.

Основная цель проверки – установить правильность ведения  учёта расчётов с поставщиками и  подрядчиками, принятые выполненные  работы и оказанные услуги. В ходе аудита расчётов с поставщиками и подрядчиками аудитор должен3:

- Оценить правильность  оформления заключенных договоров;

- проверить данные  регистров учета расчетов с  поставщиками и сверить их  со счетами Главной книги;

-проверить правильность  выделения и возмещения «входного»  НДС, налогообложения по расчетам  м поставщиками с использованием  векселей, взаимозачета, бартера и  других форм расчетов.

Источниками информации являются: Положение об учётной политике, договоры поставки продукции (работ, услуг), накладные, счета-фактуры, акты сверки расчётов, протоколы о зачёте взаимных требований, акты инвентаризации расчётов, векселя, копии платёжных документов, книга покупок, учётные регистры по счёту 60, Главная книга, бухгалтерская отчётность.

Для того чтобы наметить направления проверки, области углубленного контроля, аудитору необходимо получить предварительное представление  о состоянии расчётов на предприятии. Поэтому он должен установить наличие  на предприятии необходимой нормативной  базы, перечень применяемых первичных  документов, порядок их заполнения, состояние аналитического учёта  и технологии обработки первичных  документов по учёту расчётных операций. Тесты позволяют установить, насколько  контроль расчётных операций отвечает современным требованиям, а их учёт – выполняет поставленные перед ним задачи.

При проверке расчётов с поставщиками и подрядчиками используются приёмы фактического и документального  контроля, аналитические процедуры, логический анализ, устные опросы должностных  лиц по отдельным вопросам данного  раздела аудиторской программы.

Аудиторская проверка расчётов с поставщиками и подрядчиками предусматривает изучение договоров  поставки продукции и других хозяйственных  договоров на оказанные предприятию  услуги, выполненные работы. Помимо соблюдения формы договора проверяется  полнота и своевременность исполнения сторонами обязательств вне зависимости  от срока договора. Аудитор должен установить: наличие договоров поставки по проведённым сделкам, правильность их оформления, дату возникновения и причину образования просроченной задолженности.

Аудитор, как правило, выборочно проверяет расчётные  операции с поставщиками по данным учётных регистров по счёту 60 расчётно-платёжные  документы. В состав выборки включается поставщики, расчётные операции с  которыми осуществляются систематически, или суммы расчётов с которыми существенны. В процессе выясняется дата проведения и характер операции, правильность применения цен, наценок  по поступившим ценностям, полнота  их оприходывания, обоснованность выделения  «входного» НДС.

При поступлении  ТМЦ, на которые не получены расчётные  документы, устанавливается, не числится ли эти поступившие ценности как  оплаченные, но находящиеся в пути (дебиторская задолженность). Определяется, проводилась ли инвентаризация и  сверка расчётов, предъявлялись ли штрафные санкции поставщикам при  нарушении договорных обязательств, обоснованность начисленных или  полученных сумм штрафных санкций, правильность списания сомнительных долгов. При  необходимости может быть проведена  контрольная инвентаризация ценностей  и расчётов, встречная сверка документов и регистров учёта на проверяемом  предприятии у поставщика.

Следует проверить  правильность корреспонденции счетов, указанной в учётных регистрах. Данные синтетического учёта подтверждаются аналитическими данными. Итоговые записи по оборотам и остаток по счёту 60 сверяются с данными Главной  книги и балансом.

Типичные  ошибки:

- отсутствие договоров  с поставщиками или неправильное  их оформление.,

- уничтожение подлинных  документов.,

- составление фиктивных  документов (договоров, накладных,  актов).,

- отражение на  счетах бухгалтерского учёта  нереальной дебиторской и 

кредиторской задолженности.,

- неправильное или  неправомерное отражение на счетах  учёта сумм НДС, 

выделенных в  счетах поставщиков.,

- некорректная корреспонденция  счетов бухгалтерского учёта.,

- не оприходывание  ТМЦ, полученных от поставщиков,  что ведёт к нарушению учётной  политики в части требования  полноты отражения в бухгалтерском  учёте всех фактов хозяйственной  деятельности и к занижению  налогооблагаемой базы по налогу  на имущество предприятий и  др.

Рассмотрим  ситуации на ООО «Радуга плюс»

Согласно выписке  банка за 15 октября базе стройматериалов  оплачен счёт за материалы на сумму 23000 руб. Накладная к счёту не приложена. На указанную сумму в учётном  регистре по расчётному счёту сделана  запись – Дт 76 Кт 51. В регистрах  по учёту материальных ценностей  и материальных отчётах склада сведений об оприходывании материалов по данному  счёту нет, а в регистре по счёту 76 на указанную сумму имеется  запись – Дт 26 Кт 76. Документы, подтверждающие эту запись, к регистру не приложены.

Проанализировав данную ситуацию, аудитор выявил, что произведено  списание материальных ценностей без  оприходывания. Аудитору необходимо сделать  запрос на предоставление документов, подтверждающих факт списания строительных материалов для производственных нужд. В случае отсутствия подтверждающих документов (актов и т.п.) списание на затраты (Дт сч. 26) являются необоснованными. Следует получить объяснения должностных  лиц о правомерности произведённой  записи.

Из полученного  объяснения следовало, что оплаченные строительные материалы предназначены  для подшефной школы, в которую  и были доставлены. Таким образом, списание строительных материалов на счёт 26 «Общехозяйственные расходы» является необоснованным. Себестоимость завышена на 23000 руб., соответственно занижена прибыль  и не доначислен налог на прибыль.

Ситуация 2.

В ходе аудиторской  проверки аудитор выявил, что по данным аналитического учёта расчётов с поставщиками, отражённых в оборотных  ведомостях по счёту 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» на предприятии  ООО «Радуга плюс», кредитовое сальдо составляет 500700 руб., а дебетовое  – 70350 руб. По данным баланса, кредиторская задолженность поставщикам равна 430350 руб.

Анализируя данную ситуацию, аудитор сделал выводы, что  нарушено правило отражения в  учёте сальдо по счетам расчётов. В  соответствии с требованиями приказа  МФ РФ от 28.06.2000 г. № 60н «О методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчётности организации» в балансе сальдо по счетам расчётов (в частности по счёту 60 «Расчёты с поставщиками и  подрядчиками») должно показываться развёрнуто, отдельно дебетовые и кредитовые сальдо. В связи с взаимопогашением дебетового сальдо искажена валюта баланса.

Поэтому ООО «Радуга  плюс» рекомендовано при заключении хозяйственных договоров разграничивать понятия договора купли-продажи  и договора возмездного оказания услуг.

Основная цель проверки – установить правильность ведения  учёта расчётов с покупателями и  заказчиками за реализованную (отгруженную) продукцию, выполненные работы, оказанные  услуги. В ходе аудита расчётов с покупателями и заказчиками должны быть решены следующие задачи4:

- проверка правильности  оформления первичных документов  по реализации продукции, выполнению  работ, оказанию услуг с целью  подтверждения обоснованности возникновения  дебиторской задолженности.,

- контроль за  выполнением условий договора  и контрактов.,

- подтверждение  своевременности погашения и  правильности отражения на счетах  бухгалтерского учёта дебиторской  задолженности.,

- оценка правильности  оформления и отражения в учёте  предъявленных претензий.

Источниками информации являются: Положение об учётной политике, договоры поставки продукции (работ, услуг), накладные, счета-фактуры, акты сверки расчётов, протоколы о зачёте взаимных требований, акты инвентаризации расчётов, векселя, копии платёжных документов, книга продаж, учётные регистры по счёту 62, Главная книга, бухгалтерская отчётность.

Чтобы наметить направления  проверки и области углубленного контроля, аудитору необходимо получить предварительное представление  о состоянии расчётов на предприятии. Для этого следует установить наличие на предприятии необходимой  нормативной базы, состав применяемых  первичных документов, порядок их заполнения, состояние аналитического учёта и технологии обработки  первичных документов по учёту расчётных  операций.

В процессе проверки выясняется наличие и правильность оформления договоров на поставку продукции, гарантийных писем от покупателей. По данным первичных расчётно-платёжных  документов, актов инвентаризации расчётов и учётных регистров по 62 счету  устанавливается достоверность, законность и реальность задолженности за реализованную (отгруженную) продукцию (работы, услуги).

При аудите расчётов с использованием различных форм безналичных расчётов выясняется наличие  всех оправдательных документов, а  при необходимости проводятся встречные  сверки в банке или у покупателя. Особое внимание обращается на правильность отражения в учёте и налогообложений  операций с использованием векселей.

Аудитор должен проверить  правильность отражения в учёте  сумм неистребованной дебиторской  задолженности по договорам поставки (купли-продажи и др.), срок исполнения, по которым покупателями превысил 4 месяца со дня фактического получения  ими товаров (работ, услуг). Данная задолженность  должна списываться на убытки предприятия  – поставщика без уменьшения налогооблагаемой базы. Аудитору необходимо выяснить, учитывается  ли данная задолженность на забалансовом счёте 007 в течение 5 лет с момента  её списания. Следует также установить наличие дебиторской задолженности, по которой истёк срок исковой  давности, и причины, по которым на сумму этой задолженности не была уменьшена налогооблагаемая прибыль  предприятия.

Следует проанализировать также правильность оформления и  отражения в учёте полученных авансов, отражаемых на счёте 62 субсчёт  «Авансы выданные». Аудитор путём  изучения первичных документов и  учётных регистров выясняет правильность ведения аналитического учёта авансов, соответствие данных аналитического и  синтетического учёта, правильность уплаты НДС с авансов полученных. В  заключении выясняется правильность применяемых  схем корреспонденции счетов по расчётам с покупателями и заказчиками.

Типичные  ошибки:

- отсутствие договоров  на поставку продукции, первичных  расчётно-платёжных

документов или  неполное их оформление.,

- неправильное определение  налогооблагаемой базы по НДС  и т.д.,

- некорректная корреспонденция  счетов бухгалтерского учёта.,

- недостоверность  аналитического учёта.,

    • формальное проведение инвентаризации расчётов и др.

Аудиторское заключение.

Форма, содержание, порядок представления аудиторского заключения определяется Федеральным  правилом (стандартом) аудиторской  деятельности «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчётности, заменившим ранее действовавшее Правило (стандарт) аудиторской деятельности. «Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчётности».

Аудиторское заключение представляет собой мнение аудитора о достоверности бухгалтерской  отчетности, и никто не может трактовать его как-либо иначе.

Согласно ст. 10 Закона «Об аудиторской деятельности»  аудиторское заключение – это  официальный документ, предназначенный  для пользователей финансовой отчётности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме  мнение аудиторской организации  или индивидуального аудитора о  достоверности отчётности аудирумого лица и соответствии порядка ведения  его бухгалтерского учёта законодательству РФ.

Информация о работе Учет, анализ и аудит расчетов с поставщиками и покупателями на примере ООО «Радуга плюс»