Учет дебиторской и кредиторской задолженности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 07:52, курсовая работа

Описание работы

состояние дебиторской и кредиторской задолженности предприятия характеризует его финансовое состояние, кредитоспособность и платежеспособность. Одним из важнейших критериев финансового положения предприятия является оценка его платежеспособности, под которой принято понимать способность предприятия рассчитываться по своим долгосрочным обязательствам. Следовательно, платежеспособным является то предприятие, у которого активы больше, чем внешние обязательства.

Содержание работы

Пояснительная записка 3

Глава 1. Учет кредиторской задолженности 5

1.1 Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками 5
1.2 Учет кредитов и займов 8
1.3 Учет расчетов с бюджетом 13
1.4 Учет прочей кредиторской задолженности 16

Глава 2. Учет дебиторской задолженности 19

2.1 Понятие «дебиторская задолженность» 19
2.2 Проблема взыскание дебиторской задолженности 28


Заключение 30

Список использованной литературы 33

Файлы: 1 файл

гайни курсовая все.doc

— 296.50 Кб (Скачать файл)

 

При инвентаризации резерва  на ремонт основных средств (включая  арендованные объекты) следует иметь  в виду, что излишне зарезервированные суммы в конце года сторнируются. В случаях, предусмотренных отраслевыми особенностями состава затрат и Учетной политикой предприятия, когда окончание ремонтных работ по объектам с длительным сроком их производства происходит в следующем за отчетным году, остаток резерва на ремонт основных средств не сторнируется. По окончании ремонта излишне начисленная сумма резерва присоединяется к финансовым результатам.

Учет расчетов с депонентами  по оплате труда и исполнительным документам. Своевременно неполученную оплату труда депонируют. В бухгалтерии не выданная оплата труда на основании «Peестра не выданной заработной платы» записывается в «Книгу учета депонированной заработной платы», в которой указываются остатки на начало месяца, сумма депонированной оплаты труда за месяц, выплата депонентам и ее остаток на конец месяца. На сумму принятой на учет депонированной заработной платы дебетуют счета 3350 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 3352 «Задолженность должностным лицам» и кредитуют счет 3390, субсчет «Расчеты с депонентами по заработной плате и исполнительным документам».

           Депонированная заработная плата вносится из кассы на расчетный счет (дебет счета 1040, кредит счета 1010), с которого предприятие может получить ее по первому требованию. Полученные в банке суммы депонированной заработной платы для выплаты ее работающим приходуются в кассу по дебету счета 1010 с кредита счета 1040; выплата депонированной заработной платы отражается по дебету счета 3390 и кредиту счета 1010.

Суммы депонированной заработной платы предприятия обязаны хранить  в течение трех лет. По истечении  этого срока они подлежат зачислению в доход предприятия. При этом дебетуется счет 3390 и кредитуется счет 6280 «Прочие доходы от не основной деятельности». Бухгалтерия обязана принимать меры к своевременной и полной выплате депонированных сумм.

Основанием для удержания сумм из заработной платы служат исполнительные листы, выдаваемые судами, исполнительные надписи нотариальных контор и других аналогичных органов. Наиболее часто по исполнительным документам производится удержание алиментов (средств, которые в установленных законом случаях одни члены семьи обязаны выплачивать другим, нуждающимся в этом). Круг лиц, имеющих право на получение алиментов, круг лиц, обязанных их содержать, размер и сроки их выплаты установлены законом. При отказе от добровольной выплаты алиментов (по заявлению работающего) они взыскиваются через суд (путем выдачи исполнительных листов). Предприятие обязано обеспечить сохранность и контроль за движением исполнительных листов, а также выплату, перевод или перечисление алиментов в трехдневный срок лицу, указанному в заявлении или в исполнительном листе.

По заявлению получателя алименты могут быть перечислены  на его счет по вкладам в банке. Удержанные из заработной платы суммы  в пользу юридических и физических лиц депонируются с момента их взыскания до дня перечисления, перевода или выплаты наличными по назначению. При удержании сумм по исполнительным документам дебетуются счета 3350 или 3352 и кредитуется счет 3390;

Глава 1. Учет кредиторской задолженности

Лист

18


 

при переводе, перечислении или выплате дебетуется счет 3390 и кредитуются счета 1040 или 1010. Аналитический учет расчетов по исполнительным документам ведется в «Ведомости аналитического учета расчетов с разными дебиторами и кредиторами».

          Учет прочей кредиторской задолженности и начислений. Учет прочей кредиторской задолженности ведется на счете 3390 "Прочая кредиторская задолженность и начисления". На субсчетах, открываемых к данному счету могут быть отражены:

  • суммы, которые ошибочно зачислены на счета в банке. При зачислении таких сумм дебетуют счета по учету денежных средств (1070,1050,1040) и кредитуют счет 3390. Возврат банку ошибочно зачисленных сумм отражается по кредиту счетов 1070,1050,1040 и дебету счета 3390;
  • суммы дохода участников товарищества в соответствии с их долей за счет нераспределенного дохода или за счет резервного капитала. При начислении таких сумм дебетуют счета 5410 "Нераспределенный доход (непокрытый убыток) отчетного года", 5430 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) предыдущих лет", 5310 "Резервный капитал, установленный законодательством", 5340 "Прочий резервный капитал" в зависимости от финансового состояния и принятых учредителем решений и кредитуют счет 3390; на суммы подоходного налога, удержанные из причитающегося участников товарищества, дебетуют счет 3390 и кредитуют счет 3140 "Прочие расчеты с бюджетом"; оплата начисленных сумм дохода отражается по дебету счета 3390 и кредиту счета 1040 или 1010; оплата причитающего дохода натурой отражается по дебету счета 3390 и кредиту счета 6010 "Доход от реализации готовой продукции (работ, ycлуг)";
  • суммы налога на добавленную стоимость по возвращенной готовой продукции и покупным товарам, а также выполненным, но не принятым заказчиком работам и услугам, которые отражаются по дебету счета 3130 "Налог на добавленную стоимость" и кредиту счета 3390;
  • суммы удержании из оплаты труда работников за брак, порчу инструментов: дебет счета 3350 "Расчеты с персоналом по оплате труда", кредит счета 3390;
  • начисленные суммы расходов по текущей аренде: дебет счетов 7110 "Расходы по реализации товаров (работ, услуг)", 7210 "Общие и административные расходы", 8010 "Прочие расходы", кредит счета 3390; оплата расходов по арендной плате отражается по дебету счета 3390 и кредиту счетов 1040,1050 и других.

Аналитический учет по счету 3390 ведется по каждому кредитору  в  ведомости учета расчетов с  дебиторами и кредиторами или  машинограмме аналогичной формы.

 

         Глава 2. Учет дебиторской задолженности

 

2.1 Понятие «дебиторская  задолженность»

 

Дебиторская задолженность - это сумма долга, причитающаяся предприятию от других юридических лиц или граждан. Возникновение дебиторской задолженности при системе безналичных расчетов представляет собой объективный процесс в хозяйственной деятельности предприятия. По характеру образования дебиторская задолженность делится на нормальную и неоправданную.

         Глава 2. Учет дебиторской задолженности

Лист

19

К нормальной задолженности  предприятия относится та, которая  обусловлена ходом выполнения производственной программы предприятия, а также действующими формами расчетов (задолженность по предъявленным претензиям, задолженность за подотчетными щами, за товары отгруженные, срок оплаты которых не наступил). Неоправданной дебиторской задолженностью считается та, которая возникла в результате нарушения расчетной и финансовой дисциплины, имеющихся достатков в ведении учета, ослабления контроля за отпуском материальных ценностей, возникновения недостач и хищений (товары отгруженные и неоплаченные в срок, задолженность по недостачам и хищениям и др.).

Основными задачами, стоящими перед бухгалтерами при учете  дебиторской задолженности, являются:

- учет реальных и  юридически обоснованных числящихся  па балансе предприятия сумм  дебиторской задолженности;

- проведение учета с соблюдением  расчетной и финансовой дисциплины;

- правильный учет получения  сумм за отгруженные материальные  ценности и полноты их списания, наличия оправдательных документов  при совершении расчетных операций  и правильности их оформления;

-своевременное и правильное оформление и представление претензий дебиторам, а также организации контроля за движением их дел и проверка порядка организации взыскания сумм причиненного ущерба и других долгов, вытекающих из расчетных взаимоотношений;

- разработка рекомендаций по упорядочению расчетов, снижению дебиторской задолженности.

Проверяя расчеты с  дебиторами, бухгалтер должен выяснить, правильно ли отражена дебиторская  задолженность в балансе. Остатки  ее на начало и конец года показываются как в разделе 2 «Долгосрочные активы», так и в разделе 1 «Текущие активы». В 2 разделе показывается дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты, а во II разделе - платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты. При проверке дебиторской задолженности по 2 разделу бухгалтеру необходимо обратить внимание на своевременное взыскание сумм и па задолженность, по которой истек срок исковой давности.

В долгосрочных активах  дебиторская задолженность показывается в разделе следующих статей:

- счета к получению; 

- векселя полученные;

- задолженность по  внутригрупповым операциям между  основным хозяйственным товариществом  и дочерними товариществами;

- задолженность должностных  лиц акционерного общества;

- прочая дебиторская задолженность.

В текущих активах  к этим статьям дебиторской задолженности  добавляется статья «Авансовые платежи».

Бухгалтеру необходимо правильно отразить по статьям баланса  соответствующие остатки задолженности. Для этого по данным журнала-ордера № 11 и регистров аналитического учета и счетам, предназначенным для отражения расчетов, сличают остатки по каждому виду расчетов на начало проверяемого периода с остатками по соответствующим статьям баланса, а затем проверяют

         Глава 2. Учет дебиторской задолженности

Лист

20

каждый вид расчетов.

Проверку состояния  дебиторской задолженности следует  начать с анализа материалов инвентаризации расчетов с дебиторами. Учитывая, что сами предприятия инвентаризацию расчетов с ними, как правило, проводят некачественно, эту работу должен организовать аудитор. Инвентаризация расчетов с покупателями, подотчетными лицами, работниками предприятия и другими дебиторами заключается в выявлении по соответствующим документам остатков и тщательной проверке обоснованности сумм, числящихся па счетах.

Аудитор и члены инвентаризационной комиссии устанавливают причины и виновников образования дебиторской задолженности, давность ее возникновения; реальность получения (т.е. имеются ли акты сверки расчетов либо письма, в которых дебиторы признают свою задолженность); не пропущены ли сроки исковой давности (3 года); какие меры принимаются для взыскания задолженности. Иногда следует проводить сверки расчетов с организациями, за которыми числится значительная дебиторская задолженность. Встречные проверки в первую очередь проводятся в торговых и снабженческих организациях.

Результаты инвентаризации расчетов оформляются актом. В акте следует перечислить наименования про инвентаризованных счетов и указать суммы дебиторской задолженности, безнадежных долгов, дебиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности. По этим видам задолженности к акту инвентаризации расчетов должна быть приложена справка, в которой приводятся наименования и адреса дебиторов, сумма задолженности, указано, за что она числится, с какого времени и на основании каких документов. По суммам дебиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности, в справке указываются лица, виновные в пропуске этих сроков.

Анализ имеющихся на проверяемом предприятии материалов инвентаризации расчетов или проведение инвентаризации самим аудитором дает возможность сосредоточить внимание на более тщательной проверке расчетов, по которым установлены расхождения, неувязки, неясности.

Чаще всего в хозяйственной  деятельности предприятия встречаются  расчеты с покупателями и заказчиками за товары, работы и услуги. Эта статья занимает поэтому наибольший удельный вес в общей сумме дебиторской задолженности, показанной в балансе предприятия. При проверке ее необходимо обратить внимание на следующее:

- имеются ли договоры  на поставку продукции (выполнение  работ, услуг) и правильность  их оформления;

- правильно ли получены  суммы за отгруженные товарно-материальные ценности;

- правильно ли списана дебиторская задолженность на себестоимость продукции (работ, услуг) и дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности.

                Дебиторская задолженность, по  которой срок исковой давности истек, списывается по решению руководителя предприятия и относится соответственно на счет средств резерва по сомнительным долгам. В действующем налоговом законодательстве отмечается, что сомнительные долги - это «долги, возникающие в результате реализации продукции (работ, услуг) и не погашенные в течение двух лет с момента получения дохода».

         Глава 2. Учет дебиторской задолженности

Лист

21

Для списания сомнительного  долга на предприятии создаются  резервы по сомнительным долгам.

Бухгалтер должен проверить  обоснованность создания резервов по сомнительным долгам, правильность их использования и списания с баланса дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности. Для обобщения информации о состоянии и движении резервов по сомнительным долгам предназначен счет 1290 «Резервы по сомнительным долгам». Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценок вероятности погашения в полной и типичной сумме.

Бухгалтеру необходимо проверить правильность отражения хозяйствен-: операций на этом счете. Так, на сумму создаваемых резервов производятся записи по кредиту счета 1290 «Резервы по сомнительным долгам» дебету счета 7210 «Общие и административные расходы». При списании с баланса дебиторской ценности с истекшим сроком исковой давности производится запись по дебету счета 1290 «Резервы по сомнительным долгам». Если до конца следующего за годом создания резервов по сомнительному долгу этот резерв не использован, то неизрасходованные суммы методом «красное сторно» восстанавливаются записью по дебету счета 7210 «Общие и административные расходы» и кредиту счета 1290 резервы по сомнительным долгам».

Бухгалтер должен установить, не завышен ли размер резерва по сомнительным долгам и восстановлена  ли неиспользованная его величина, учет расчетов с покупателями и заказчиками осуществляется на счетах: 1210 «Счета к получению», 1060 «Векселя полученные» и 1280 «Прочие» .

По дебету счета 1210 «Счета к получению» отражается стоимость  отгруженной (отпущенной) продукции, выполненных работ и оказанных услуг предъявленным покупателям и заказчикам и принятым банком к оплате расчетным документам в корреспонденции с кредитом соответствующих подразделов раздела 6 «Доходы», а также сумма НДС, начисленная в связи с отгрузкой (отпуском) продукции, выполнением работ и оказанием услуг в корреспонденции с кредитом счета 3130 «Налог на добавленную стоимость».

По кредиту счета 1210 «Счета к получению» отражается сумма  полученных платежей в корреспонденции  с дебетом счета 1030 «Денежные средства на специальных счетах в банках»,

Аналитический учет по счету 1210 «Счета к получению» ведется по дому покупателю или заказчику.

Особое внимание аудитор  должен обратить на правильность отражение  операций при оплате векселями.

Задолженность по расчетам с покупателями и заказчиками, обеспеченная полученными векселями, учитывается на счете 1060 «Векселя полученные». Этот счет кредитуется при погашении задолженности по вексельной корреспонденции с дебетом соответствующих счетов учета денежных средств. При расчетах векселями могут применяться простые и переводные векселя.

Простой вексель - это  письменное долговое денежное обязательство  одной стороны (векселедателя) уплатить определенную сумму до наступления  срока платежа другой стороне (векселедержателю) по совершенным торговым сделкам или в уплату за выполненные работы (услуги).

         Глава 2. Учет дебиторской задолженности

Лист

22

Переводной вексель (тратта) выписывается кредитором. Трассант содержит приказ дебитору (трассату) уплатить указанную в векселе сумму третьему лицу (ремитенту) или предъявителю. Этот документ превращается в долговое обязательство и приобретает юридическую силу только в случае его акцепта плательщиком (трассатом).

С помощью передаточной записи (индоссамента) вексель может использоваться неоднократно, выполняя функцию универсального кредитно-расчетного документа. В случае векселедержатель посредством индоссамента передает вексель до наступления срока платежа и получает вексельную сумму за счетом учетного процента в пользу банка, называемого дисконтом.

При аудите необходимо проверить  правильность учета векселей по видам, предприятиям-плательщикам, срокам наступления  платежа, обоснованность оформления ссуд векселями; законность списания на вне  реализационные убытки векселей, задолженность по которой оказалась безнадежной к получению или по которым просрочены сроки исковой давности.

В целом же при аудите расчетов с покупателями и заказчиками  необходимо установить:

- заключены ли договоры  поставок продукции;

- реальность задолженности покупателей, что должно быть подтверждено актами инвентаризации (сверки) расчетов;

  • правильность ведения аналитического учета по счетам подраздела «Задолженность покупателей и заказчиков». При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения данных задолженности по расчетам с покупателями и заказчиками, обеспечить векселями, срок поступления денежных средств по которым не наступил; векселями, дисконтированными (учтенными) в банках, по которым денежные средства не поступили в срок;
  • правильность составления бухгалтерских проводок .
  • соответствие записей аналитического учета по в журнале-ордере       №11, Главной книге и балансе.

Далее бухгалтер должен проверить правильность отражения  на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с дебиторской задолженностью дочерних (зависимых) товариществ. Для обобщения информации о всех видах текущей дебиторской задолженности дочерних (зависимых) товариществ и совместно контролируемых юридических лиц используются счета: 2120 «Задолженность дочерних товариществ», 2130 «Задолженность зависимых товариществ» и 2130 «Задолженность совместно контролируемых юридических лиц» .

Счета этого подраздела дебетуются в корреспонденции с  кредитом соответствующих счетов раздела 6 «Доходы» на суммы, на которые предъявлены расчетные документы покупателям, и счета 3130 «Налог па добавленную стоимость» на сумму налога на добавленную стоимость.

Пристальное внимание аудитор  должен уделить изучению статьи баланса «Прочая дебиторская задолженность». Остатки на начало и конец года по этой статье должны соответствовать остаткам счетов раздела 3 одноименного названия, предназначенных для обобщения такой информации. Аудитор должен проверить правильность отражения хозяйственных операций на этих счетах, показанных в журнале-ордере №8, и обобщенных ежемесячными итогами в Главной книге.

         Глава 2. Учет дебиторской задолженности

Лист

23

Раздел 3 «Прочая дебиторская  задолженность» включает счета: 1420 «Налог на добавленную стоимость к возмещению», 1270 «Начисленные проценты», 1250 «Задолженность работников и других лиц» и 1280 «Прочие».

Счет 1420 «Налог на добавленную  стоимость к возмещению» отражает информацию о суммах налога на добавленную  стоимость по приобретенным субъектом товарно-материальным запасам. По дебету его показывается сумма НДС по акцептованным счетам за приобретенные товарно-материальные запасы, выполненные работы и оказанные услуги в корреспонденции с дебетом счета 4110 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», а по кредиту сумма НДС, подлежащая зачету, в корреспонденции с дебетом счета 3130 «Налог па добавленную стоимость».

Счет 1270 «Начисленные проценты»  предназначен для отражения информации о дебиторской задолженности по начисленным процентам. По дебету его отражается начисление процентов, причитающихся к получению:  например, по аренде основных средств, полученным векселям и предоставленным займам, в корреспонденции с кредитом счета 6120 «Дивидент  по акциям и доходы в виде процентов», а по кредиту в корреспонденции с дебетом соответствующих счетов денежных средств погашение задолженности.

           Особое внимание бухгалтер должен  обратить на правильность отражения  хозяйственных операций на счете  1250 «Задолженность работников и  других лиц». На этом счете  учитывается информация о дебиторской задолженности работников и других лиц: по суммам, выданным в подотчет на административно-хозяйственные и операционные расходы, а также на служебные командировки; по возмещению материального ущерба; по предоставленным работникам займам и прочим операциям.

Подотчетными суммами  называются денежные авансы, выданные ботинкам предприятия из кассы на мелкие хозяйственные расходы (административно-хозяйственные  и операционные, которые не могут  быть произведены путем безналичных  расчетов) и на расходы по командировкам. Аналитический учет расчетов с подотчетными лицами ведут по каждой авансовой выдаче.

Бухгалтер проводит сплошную проверку авансовых отчетов и  приложенных к ним документов, сличая записи в накопительных ведомостях с данными авансовых отчетов, утвержденных распорядителями кредитов. Прежде всего он выясняет, кому выданы авансы. Авансы на командировочные расходы, как правило, должны выдаваться лицам, работающим на данном предприятии. Из практики работы известны случаи выдачи таких авансов работникам вышестоящих организаций.

В некоторых бухгалтериях допускается скрытое авансирование  работающих и служащих на личные нужды  под видом выдачи авансов на хозяйственные  и командировочные расходы. Поэтому  нужно определить, имеются ли командировочные удостоверения на командирование работников, их  срок, стоимость проезда, сумму на оплату суточных по действующим нормам; своевременно ли подотчетные лица представляют отчеты по авансам и сдают  неизрасходованные остатки средств.

Бухгалтер обязан тщательно проверять достоверность приложенных к aвансовым отчетам документов и законность оплаты по ним. При необходимости проводятся встречные проверки.

 

         Глава 2. Учет дебиторской задолженности

Лист

24

При проверке операций по подотчетным суммам следует также выяснить:

1) определен ли руководителем  предприятия круг лиц, которым  предоставлено право получать  деньги под отчет;

2) не выдаются ли  подотчетным лицам авансы сверх  установленных  размеров;

3) не получают ли  деньги под отчет лица, не отчитавшиеся по ранее полученным суммам;

4) не допускается ли  оплата через подотчетных лиц  расходов, которые могли быть  оплачены непосредственно из  кассы предприятия;

5) имеется ли на  авансовых отчетах отметка руководителя  о целесообразности произведенных  расходов;

6) своевременно ли  отражаются в учете расходы  из подотчетных сумм.

В ряде случаев денежные средства при расчетах, как правило, присваивает сам бухгалтер предприятия или это происходит при активном его участии, причем одновременно фальсифицируются записи в учете. Поэтому аудитору следует знать способы, связанные с преступным использованием методов и средств учета.

Бухгалтер небольшого предприятия, который обычно ведет учет по всем операциям, в целях создания резервов для хищения заведомо неправильно  обрабатывает документы: выданную работнику подотчетную сумму на его лицевой счет не относит, а списывает на общепроизводственные или другие расходы.

        После представления работником авансового отчета бухгалтер отражает соответствующую сумму по кредиту его лицевого счета, вследствие чего образуется искусственная задолженность предприятия этому работнику.

В дальнейшем под видом  получения подотчетных сумм на командировочные или хозяйственные расходы бухгалтер выписывает на собственное имя кассовый ордер и получает по нему указанную сумму. При обработке поступающих в бухгалтерию кассовых отчетов, в которых наряду с другими указывается и расходный ордер, выписанный на имя бухгалтера, он полученную сумму по собственному лицевому счету не отражает, а относит на лицевой счет указанного выше работника. В результате расчеты с данным работником закрываются.

      Учет  расчетов с подотчетными лицами  ведется на отдельном субсчете  счета 1250 «Задолженность работников  и других лиц». При выдаче сумм  в подотчет на административно-хозяйственные, операционные расходы и служебные командировки дебетуется этот субсчет указанного счета и кредитуется счет 1010 «Наличность в кассе в национальной валюте».

На суммы, израсходованные  подотчетными лицами, дебетуются счета, учитывающие товарно-материальные запасы, и счет 7210 «Общие и административные расходы» в корреспонденции с указанным субсчетом счета 1250 «Задолженность работников и других лиц».

При возврате неизрасходованных  подотчетными лицами сумм кредитуется счет 1250 «Задолженность работников и других лиц», субсчет «Расчеты с подотчетными лицами» и дебетуется счет 1010 «Наличность в кассе в национальной валюте».

Далее бухгалтер должен тщательно проверить расчеты  по возмещению материального ущерба и прежде всего проанализировать расчеты по недостачам и хищениям и установить, соблюдались ли сроки и порядок рассмотрения случаев недостач и потерь, как обеспечивается их взыскание и т.д. Особенно следует уделить внимание изучению фактов списания недостач и потерь на издержки производства или на результаты деятельности предприятия.

         Глава 2. Учет дебиторской задолженности

Лист

25


 

В соответствии с действующим  законодательством недостача материальных ценностей в пределах норм естественной убыли списывается на издержки производства, а сверх норм естественной убыли, а также потери от порчи ценностей относятся на виновных лиц.

Следует помнить, что  недостача в пределах норм естественной убыли может быть списана на издержки производства лишь в случае ее выяснения  при проведении инвентаризации. Практика показывает, что часто (особенно на предприятиях торговли) списание материальных ценностей в пределах норм естественной убыли производится без проведения инвентаризации, что является нарушением действующего законодательства.

Далее аудитор должен установить, полностью ли отнесены на виновных лиц суммы по недостачам, растратам и хищениям, правильно  ли оформлены и выведены результаты инвентаризации денежных средств и  товарно-материальных ценностей и  порядок регулирования выявленных при инвентаризации недостач и потерь, правильность и обоснованность списания недостач материальных ценностей на издержки производства, когда виновные лица не установлены.

На сумму недостач, выявленных в отчетном периоде и  признанны) виновными лицами или присужденных к взысканию с них судебными с нами, дебетуется счет 1250 «Задолженность работников и других лиц» и дебетуется счет 3520 «Доходы будущих периодов», а на суммы недостач, в кассы с виновных лиц, дебетуется счет 3350 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и кредитуется счет 1250 «Задолженность работников и др. лиц», субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба».

Далее аудитор должен проверить правильность ведения  расчетов с работниками предприятия  по предоставленным им займам; за товары, данные в кредит, и прочим операциям. По этим расчетам открываются соответствующие субсчета к счету 1250 «Задолженность работников и др. лиц».

Аналитический учет в  разрезе этих субсчетов ведется  по работникам предприятия.

По предоставленным  работникам займам дебетуется указанный счет и кредитуется счет 1010 «Наличность в кассе в национальной валюте», по мере погашения их составляется обратная проводка.

При удержании с заработной платы работников за товары, проданные  в кредит, дебетуется счет 3350 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и кредитуется счет 1250 « Задолженность работников и других лиц», субсчет «Расчеты за товары, проданные в кредит».

Аудитор должен тщательно  проверить данные счета 1280 «Прочие», на котором отражаются арендные обязательства  к поступлению; излишне перечисленные суммы в бюджет и внебюджетные организации; суммы претензий, предъявленных к поставщикам, подрядчикам, транспортным opганизациям и иным юридическим лицам за обнаруженные несоответствие недостачи товарно-материальных запасов сверх норм естественной убыли, штрафы, пени, неустойки, а также суммы превышения стоимости реализации собственных акций над номинальной стоимостью.

      Пристальное  внимание  аудитор должен уделить  проверке расчетов по претензиям, учет которых ведется на субсчете «Расчеты по претензиям счета 1280

         Глава 2. Учет дебиторской задолженности

Лист

26

«Прочие». На этом субсчете учитывают расчеты по претензиям предъявленным поставщикам, подрядчикам, транспортным и другим организаниям, а также по предъявленным им и признанным (или присужденным) штрафам, пеням и неустойкам. Предъявленные претензии отражают по дебету счета 1280 «Прочие» субсчет «Расчеты по претензиям» с кредит счета 4110 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», счетов производственных запасов и других счетов в зависимости от объекта предъявлении претензии.

На сумму поступивших  платежей или материальных ценностей  по удовлетворенным претензиям дебетуют денежные или материальные счета  и кредитуют счет 1280 «Прочие», субсчет  «Расчеты по претензиям».

При проверке расчетов по претензиям необходимо обратить внимание на:

- обоснованность, своевременность  и правильность оформления документов. Несоблюдение сроков предъявления  претензий может быть использовано  для сокрытия фактов хищения  материальных ценностей, так как при отказе в удовлетворении претензии числящиеся суммы списываются на издержки производства;

- обоснованность претензий,  предъявляемых к проверяемому  предприятию. В случае удовлетворения  претензий нужно проверить, проводились  ли административные расследования с целью установления виновных лиц и если таковые установлены, возместили ли они причиненный материальный ущерб;

- правильность составления  бухгалтерских проводок по счету  1280 субсчет «Расчеты по претензиям»;

- правильность ведения  аналитического учета - он должен вестись по каждому дебитору и отдельным претензиям; соответствие записей аналитического учета записям в журнале-ордере № 8, Главной книге и балансе.

Аудитор скрупулезно  должен проверить правильность и  своевременность оформления материалов по претензиям о недостачах и хищениях, не было ли случаев возврата следственными или судебными органами материалов по недостачам и порче из-за некачественного или несвоевременного оформления соответствующих материалов. Практика работы свидетельствует с том, что неправильное или с нарушением сроков оформление материала делается иногда сознательно с целью не допустить привлечения виновных к материальной ответственности.

Важно не столько констатировать факты недостач и порчи, сколько  выяснить причины их возникновения. Практика показывает, что основными причинами ущерба (недостачи, растраты, хищения денежных средств и материальных ценностей) являются необеспеченность веса-измерительной аппаратурой, плохое состояние складских помещений, несоблюдение условии хранения товарно-материальных ценностей, нарушение правил приемки и отпуска их из одного цеха в другой, отсутствие должного контроля за их сохранностью, несвоевременное и формальное проведение инвентаризаций. Наряду с этим аудитору нужно установить, правильно ли определен причиненный предприятию ущерб. В некоторых случаях сумма ущерба исчисляется по учетным или розничным ценам за вычетом торговой скидки.

      Это  неправильно. Сумму ущерба следует  рассчитывать по рыночным ценам  данной местности на недостающие или похищенные ценности.

При анализе прочей дебиторской  задолженности важно проверить: наличие задолженности работников предприятия за пользование инвентарем отпущенные без предварительной оплаты материальные ценности; несданную спецодежду и т.д.

         Глава 2. Учет дебиторской задолженности

Лист

27

2.2  Проблема взыскание дебиторской задолженности

 

Данные о не взысканной дебиторской задолженности и  нарушениях расчетной дисциплины по синтетическим счетам рекомендуется обобщить в ведомости следующей формы:

Изучая состояние расчетной  дисциплины; аудитор должен знать, что  несвоевременный возврат долгов может объясняться запущенностью  бухгалтерского учета расчетных  операций. Поэтому необходимо обращать внимание па своевременность и правильность отражения в аналитическом и синтетическом учете операций по расчетам с дебиторами, так как дебиторская задолженность может быть зафиксирована на других синтетических счетах, в том числе нереальная к получению, по которой истекли сроки исковой давности.

К дебиторской задолженности  относится и статья «Авансы выданные»  В соответствии с действующей  системой расчетов предприятия могут  выдавать авансы другим предприятиям под поставку товарно-материальных запасов, выполнение работ и оказание услуг. Для обобщения информации по выданным авансам под поставку товарно-материальных запасов либо под выполнение работ, а также по оплате продукции и работ, принятых от заказчиков по частичной готовности, предназначены счета 1610 «Авансы выданные под поставку товарно-материальных запасов» и 1620 «Авансы выданные под выполнение работ и оказание услуг».

Аналитический учет счета 1610 «Авансы выданные» ведется  по каждому дебитору.

При проверке расчетных  операций по авансам аудитор должен установить реальность числящейся задолженности по указанному счету. Объектом проверки здесь служат не только бухгалтерские записи, но и заключенные договоры с поставщиками и подрядчиками.

       Особое  внимание аудитор обращает на  сомнительную задолженность по  авансам с точки зрения причин ее возникновения и виновных лиц. Реальной считается задолженность в случае, если она подтверждена заинтересованными сторонами, актами выверки взаимных расчетов.

Установив достоверность  дебиторской задолженности, отраженной балансе предприятия, аудитор должен изучить изменение ее структуру, дать оценку с точки зрения ее реальной стоимости, распределить дебиторскую задолженность по срокам образования, определить качество и ликвидность этой задолженности.

Следует отметить, что  на финансовое положение предприятия влияет не само наличие дебиторской задолженности, а ее размер, движение и форма т.е. то, чем вызвана эта задолженность. Возникновение дебиторской задолженности представляет собой объективный процесс в хозяйственной деятельности при системе безналичных расчетов, так же как и появление кредиторской задолженности. Дебиторская задолженность не всегда образуется в результате нарушения порядка расчетов и не всегда ухудшает финансовое положение. Поэтому ее нельзя в полной сумме считать отвлечением собственных средств из оборота, так как часть ее служит объектом банковского кредитования и не влияет на платежеспособность предприятия.

 Различается нормальная  и неоправданная дебиторская  задолженностью.

            К неоправданной дебиторской  задолженности относится задолженность по претензиям,   возмещению  материального  ущерба   (недостачи,   хищение,  порча

         Глава 2. Учет дебиторской задолженности

Лист

28

ценностей) и задолженность  по расчетным документам, срок оплаты которых истек. Неоправданная дебиторская задолженность представляет собой форму незаконного отвлечения оборотных средств и нарушение финансовой дисциплины. В связи с этим аудитор должен выявить неоправданную задолженность.

После общего ознакомления с составом и структурой дебиторской задолженности аудитору необходимо дать оценку ее с точки зрения реальной стоимости. Это связано с тем, что не вся дебиторская задолженность может быть взыскана. Возвратность ее определяется на основе прошлого опыта и текущих условий. Бухгалтерский риск состоит в том, что прошлый может быть неадекватной мерой будущего убытка или что текущие условия могут быть не полностью учтены. В результате убытки могут быть существенными. Аудитору необходимо знать реальность и правила оформления и определения вероятности возврата дебиторской задолженности. Расчет процента не возврата долгов производится по средним данным за несколько лет. Например, для расчета взяты данные за 3 года, которые составили 1,9%, 3,3%, 6,8%. Средний процент не возврата дебитор задолженности за 3 года равен 4,0%. Однако нельзя его распространять за изучаемый период механически. Следует учитывать реальные условия, например, наметившуюся тенденцию роста не возврата. Поэтому целесообразно изучить:

какой процент не возврата дебиторской задолженности приходится на одного или нескольких главных должников (этот процент характеризует концентрацию не возврата задолженности); будет ли влиять неплатеж одного  из главных должников на финансовое положение предприятия;

каково распределение  дебиторской задолженности по срокам образования;

какую долю векселей в  дебиторской задолженности представляет продление старых векселей;

были ли приняты в  расчет скидки и другие условия в  пользу потребителя, например его право  па возврат продукции.

Далее аудитору необходимо изучить показатели качества и ликвидности дебиторской задолженности. Под качеством понимается вероятность получения этой задолженности в полной сумме, которая зависит от срока образования задолженности. Опыт показывает, что чем больший срок дебиторской задолженности, тем ниже вероятность ее получения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  Глава 2.Учет дебиторской задолженности

Лист

29

                                              Заключение.

 

Рассматривая состояние  кредиторской задолженности на фирме можно делать определенные выводы и разрабатывать стратегию ведения бизнеса. Определение необходимого уровня оборотных средств и краткосрочной кредиторской задолженности, от которых зависит состояние текущих активов фирмы, включает в себя принятие решений о ликвидности ее активов и очередности выплат ее долгов. На эти решения в свою очередь влияет выбор между прибыльностью и риском. В число факторов, оказывающих воздействие на ликвидность активов фирмы, входит управление денежными средствами, рыночными ценными бумагами, кредитная политика и методы ее проведения, управление товарно-материальными запасами, их контроль и управление основными средствами. Для наглядности мы будем предполагать, что последние три фактора остаются постоянными.

Мы также будем исходить из того, что денежные средства и рыночные ценные бумаги, имеющиеся у фирмы (в дальнейшем именуемые ликвидными активами) приносят меньшую прибыль, чем вложения в другие активы.

Тогда, чем меньше доля ликвидных активов в общей  сумме оборотных средств, тем больше прибыль фирмы от всех вложений. Прибыльность фирмы связана с различиями в издержках при разных методах финансирования и в объеме прибыли от финансирования в периоды, когда оно не требуется. Затраты на краткосрочное финансирование меньше затрат на среднесрочное и долгосрочное финансирование, и, следовательно, чем больше доля краткосрочных обязательств в общей сумме задолженности, тем выше прибыльность фирмы.

Как правило, краткосрочные  процентные ставки превосходят долгосрочные, хотя иногда бывает и наоборот. Последнее соотношение вероятнее всего отражает случайную ситуацию. Обычно в течение продолжительного периода нам приходится выплачивать большие проценты по долгосрочным кредитам, чем по краткосрочным ссудам, которые мы постоянно возобновляем но истечении срока. Одно из преимуществ краткосрочных ссуд по сравнению с долгосрочными кредитами, вероятно, заключается в более высокой прибыли, ибо долг будет выплачиваться в то время, когда эти средства не нужны.

Рассуждая о прибыльности, мы предполагаем, что сумма оборотных средств составляет небольшую долю в общей сумме активов, а сумма краткосрочной кредиторской задолженности - большую часть ее общей суммы. Результатом такой стратегии будет низкий или даже отрицательный уровень рабочего капитала. Определение прибыльности этой стратегии составляет риск для фирмы. В нашем случае риск - это вероятность неплатежеспособности. Согласно существующему законодательству неплатежеспособность наступает тогда, когда активы фирмы меньше ее кредиторской задолженности, т. е. при отрицательной разности между стоимостью средств и суммой долга. С другой стороны, неплатежеспособность наступает тогда, когда фирма не способна оплатить свои денежные обязательства.

Выбор способа финансирования активов компании включает в себя выбор между риском и прибыльностью. Для упрощения анализа мы в дальнейшем предположим, что компания проводит определенную политику в отношении оплаты закупок, рабочей силы, налогов и других расходов. Таким образом, сумма счетов к оплате и начислений, включенная в краткосрочные обязательства, не является активной переменной в решениях.

Заключение

Лист

30

Эти краткосрочные обязательства считаются спонтанным финансированием и рассматриваются в гл. 11. За их счет финансируется часть оборотных средств фирмы, и они имеют тенденцию к колебаниям, совпадающим с циклом основного производственного процесса и поступления.

Так как основные инвестиции в оборотные средства растут, то сумма по счетам к оплате и начислений также растет в той части, в которой финансируется наращивание активов. Однако нас больше интересует, как быть с активами, не поддерживаемыми спонтанным финансированием. Это остаточная потребность в финансировании относится к чистым инвестициям в активы после того, как спонтанное финансирование исчерпано.

Если фирма принимает  хеджированный подход к финансированию, то каждая категория активов должна компенсировать обязательства какого-нибудь вида, при условии, что они имеют примерно равный срок погашения.

Краткосрочная или сезонная потребность в средствах должна финансироваться за счет краткосрочных займов, а постоянные составляющие оборотных средств - за счет долгосрочных кредитов или выпуска обыкновенных акций.

Финансирование краткосрочных  потребностей посредством привлечения долгосрочных кредитов неизбежно повлечет за собой выплату процентов в течение того периода, когда необходимость в кредите уже отпала.

       Основные  средства и постоянные составляющие  оборотных средств следует финансировать при помощи долгосрочных кредитов, собственных средств и постоянных составляющих краткосрочной кредиторской задолженности.

Дебиторская задолженность - это сумма долга, причитающаяся  предприятию от других юридически0х лиц или граждан. Возникновение дебиторской задолженности при системе безналичных расчетов представляет собой объективный процесс в хозяйственной деятельности предприятия.

Основными задачами, стоящими перед бухгалтером при учете  дебиторской задолженности, являются:

- учет реальных и  юридически обоснованное количество  числящихся на балансе предприятия сумм дебиторской задолженности;

- соблюдения правил  расчетной и финансовой дисциплины;

-учет получения сумм  за отгруженные материальные  ценности и полноты их списания, наличия оправдательных документов  при совершении расчетных операций и правильности их оформления;

-своевременное и правильное  оформление и представление претензий  дебиторам, а также организации  контроля за движением их дел  и проверка порядка организации  взыскания сумм причиненного  ущерба и других долгов, вытекающих из расчетных взаимоотношений;

- разработка рекомендаций  по упорядочению расчетов, снижению  дебиторской задолженности.

Чаще всего в хозяйственной  деятельности предприятия встречаются  расчеты с покупателями и заказчиками за товары, работы и услуги. Эта статья занимает поэтому наибольший удельный вес в общей сумме дебиторской задолженности, показанной в балансе предприятия. При проверке ее необходимо обратить внимание на следующее:

 

                                         Заключение

Лист

31

- имеются ли договоры на поставку продукции (выполнение работ, услуг) и правильность их оформления;

- правильно ли получены  суммы за отгруженные товарно-материальные ценности;

- правильно ли списана  дебиторская задолженность на  себестоимость продукции (работ, услуг) и дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности. Дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, списывается по решению руководителя предприятия и относится соответственно на счет средств резерва по сомнительным долгам.

                 В действующем налоговом законодательстве  отмечается, что сомнительные долги  - это «долги, возникающие в результате  реализации продукции (работ,  услуг) и не погашенные в  течение двух лет с момента  получения дохода».

В соответствии с действующим законодательством недостача материальных ценностей в пределах норм естественной убыли списывается на издержки производства лишь в случае ее выяснения при проведении инвентаризации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        Заключение

Лист

32

 

Список использованной литературы.

 

  1. Абдиманапов А.А. др. «Организация бухгалтерского учета и учетная политика на предприятии», Алматы 2002г.
  2. Баяхметов Т.Б. Инвестиции в условиях рынка. Изд. Гылым Алматы, 1996 11, пл.
  3. Баяхметов Т.Б. Экономика и строительства Алматы, 1995г.
  4. Дюсембаев К.Ш. «Анализ финансового положения предприятий, «Экономика ». 1998-294 с.
  5. Ержанов М.С, Ержанова  А.М. Основы бухгалтерского учета и новая корреспонденция счетов (с 1 января 2004 г.) Алматы, 2004. Аудиторская фирма «Ержанова и К».
  6. Катаев А.Н., Островский О.М. О принципах бухгалтерского учета /Бухгалтерский учет, 1996, № 11.
  7. Кеулимжаев К.К. Корреспонденция счетов хозяйственных операций по генеральному плану счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности субъектов, Алматы БИКО, 2003г.
  8. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - М.: Финансы и статистика, 1995.
  9. Радостовец В.К. Учет затрат на производство. /Бюллетень бухгалтера, 1977, № 14.
  10. Радостовец В.К., Радостовец В.В., Шмидт О.Н. Бухгалтерский учет на предприятии. Изд. 2-е доп. и перераб. - Алматы: Центр аудит - Казахстан, 1998.
  11. Учет основных средств. Нормативная база. 1938-1998. Выпуск 1 - Алматы: Издательский дом Lеm, 1998.
  12. Баланс ТОО «Сонар» за 2004 год.
  1. Конституция Республик Казахстан от 30 августа 1995 года  по состоянию на 1.01.2004 года.
  1. Закон Республики Казахстан «О бухгалтерском учете»  от 26 декабря 1995 года №2732.
  2. Закон Республики Казахстан от 20.11.98г. № 304-1 «Об аудиторской деятельности» с  изменениями и дополнениями от 15.01.2003г. № 139-II.
  3. Назарбаев Н. А. Казахстан 2030 . Послание Президента страны народу Казахстана. «Раритет», Алматы, 2004 год.
  4. Родостовец В. К. Финансовый  и управленческий учет на предприятии. Алматы. Центрр Аудит. 2000 год.
  5. Положения  (стандарт) аудита 1 « Цель и общие  принципы  аудита  финансовой отчетности» утверждено приказом  Департамента методологии  бухгалтерского учета  и аудита  (ДМБУА) МФ РК от 07.04.98 г. № 56.Положение (стандарт) аудита 2 « Условия проведенного аудита» утвержденного  приказом ДМБАУ МФ РК от 04.06.98 № 32.
  6. Положение (стандарт) аудита 2 « Условия проведенного аудита» утвержденного  приказом ДМБАУ МФ РК от 04.06.98 №
  7. Положение (стандарт) аудита 11, «Первая аудиторская проверка, сальдо  счетов на начало периодов» утверждено приказом  МФ РК от 19.05.99 г. № 216.

 

Список использованной литературы

Лист

33


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Учет дебиторской и кредиторской задолженности