Учет дебиторской задолженности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 13:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение и изучение учета дебиторской задолженности. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть определение и классификацию дебиторской задолженности;
• рассмотреть политику управления дебиторской задолженностью;
• изучить учет дебиторской задолженности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
1. Понятие дебиторской задолженности, организация и классификация расчетов……………………………………………………………………................5
2. Учет рачетов с покупателями и заказчиками………………………………….14
3. Учет расчетов с прочими дебиторами………………………………………….22
Заключение………………………………………………………………………….35Библиографический список………………………………………………………..38

Файлы: 1 файл

бух учеТ.docx

— 71.82 Кб (Скачать файл)
  1. Расчеты по инкассо

Расчеты по инкассо– это банковская операция, посредством которой банк по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. 

Расчеты по инкассо производятся на основании платежных требований и инкассовых поручений. 

Платежные требования применяются  при расчетах за товары (работы, услуги), а также в иных случаях, предусмотренных  договором плательщика с его  контрагентом. 

Платежное требование является расчетным  документом, содержащим требования кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через  банк. 

Расчеты посредством платежных  требований могут осуществляться с  предварительным акцептом и без  акцепта плательщика. Срок для акцепта  платежных требований определяется сторонами по основному договору (но не менее 5 рабочих дней). При отсутствии в договоре такого срока сроком для  акцепта считают 5 рабочих дней.

Инкассовое поручение является расчетным документом, на основании  которого производится списание денежных средств со счетов плательщика в  бесспорном порядке.

Инкассовые поручения применяются:

  • если бесспорный порядок взыскания установлен соответствующими законами;
  • для взыскания по исполнительным документам;
  • в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору.

При отсутствии и   недостаточности денежных средств на счете плательщика инкассовое поручение исполняется по мере поступления денежных средств в очередности, установленной законодательством.

При расчетах платежными поручениями    и расчетах по инкассо расчеты у поставщиков отражают как продажу продукции, т. е. с применением счетов 45 «Товары отгруженные», 90 «Продажи», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и др. Покупатель использует счета 60 и 51 соответственно «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и «Расчетные счета» и др. 

  1. Аккредитивная форма расчетов

Аккредитивная форма расчетов применяется  в двух случаях: когда она установлена  договором и когда поставщик  переводит покупателя на эту форму  расчетов в соответствии с положениями о поставках продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления.  

Аккредитив– это условное денежное обязательство, принимаемое банком-эмитентом по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку произвести такие платежи.

Банками могут открываться следующие  виды аккредитивов:

  • покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);

         -  отзывные и безотзывные (могут быть подтвержденными).  

При открытии покрытого аккредитива банк-эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива в распоряжения исполняющего банка на весь срок действия аккредитива. 

При открытии непокрытого аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета в пределах суммы аккредитива в порядке, определенном соглашением между банками. 

Отзывным является аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентом на основании письменного распоряжения плательщика без предварительного согласования с получателем средств. Безотзывный аккредитив может быть отменен только с согласия получателя средств.

Аккредитив предназначен для расчетов с одним получателем средств. Условиями аккредитива может  быть предусмотрен акцепт уполномоченного  плательщиком лица. Аккредитив учитывают на счете 55 – «Специальные счета в банках», субсчет 1 «Аккредитивы».

  1. Расчеты чеками

Расчетный чек содержит письменное поручение владельца счета (чекодателя) обслуживающему его банку на перечисление указанной в чеке суммы денег с его счета на счет получателя средств (чекодержателя). Данная форма расчетов в последние годы все шире используется при одногородних расчетах (особенно для расчетов с транспортными организациями). 

Порядок и условия использования  чеков в платежном обороте  регулируется Гражданским кодексом РФ, а в части, им не урегулированной, другими законами и устанавливаемыми в соответствии с ними банковскими  правилами. 

Бланки чеков являются бланками строгой отчетности. Их хранение осуществляется в порядке, установленном нормативными актами Банка России. 

В соответствии с Положением (8) для  осуществления безналичных расчетов могут применяться чеки, выпускаемые  кредитными организациями. Эти чеки могут использоваться клиентами  данной кредитной организации, а  также в межбанковских расчетах при наличии корреспондентских  отношений. Вместе с тем они не могут применяться для расчетов через подразделения расчетной  сети Банка России. 

При поступлении товаров (оказании услуг) плательщик выписывает чек из книжки и передает представителю  поставщика или подрядчика, который  становиться чекодержателем. Чекодержатель  представляет вписанный чек в  свое учреждение банка, как правило, на следующий день со дня выписки  для зачисления денег на его расчетный  счет. 

Депонирование средств при выдаче чековых книжек у плательщика  учитывается на счете 55 «Специальные счета в банках», субсчет 2 «Чековые книжки», с кредита счетов 51 «Расчетные счета», 66 «Расчеты по краткосрочным  кредитам и займам» и других подобных счетов. По мере оплаты задолжности  чеками их списывают с кредита  счета 55 в дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и других подобных счетов.

Управление дебиторской  задолженностью непосредственно влияет на прибыльность компании и определяет дисконтную и кредитную политику для малоэффективных покупателей, пути ускорения востребования долгов и уменьшение безнадежных долгов, а также выбор условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление  денежных средств.

- Защита страхованием.  Можно прибегнуть к страхованию кредитов, эта мера против непредвиденных потерь безнадежного долга. При решении, приобретать ли такую защиту, необходимо оценить ожидаемые средние потери безнадежного долга, финансовую способность компании противостоять этим потерям и стоимость страхования.

- Факторинг. Возможно, перепродать права на взыскание дебиторской задолженности, если это приведет к чистой экономии. Однако при сделке факторинга может быть раскрыта конфиденциальная информация.

- Кредитная политика. При предоставлении коммерческого кредита следует оценить конкурентоспособность предприятия текущие экономические условия. В период спада кредитную политику следует ослабить, чтобы стимулировать бизнес. Например, компания может не выставлять повторно счет покупателям, которые получают скидку при оплате наличными, даже после того, как срок действия скидки истек. Но можно ужесточить кредитную политику в условиях дефицита товаров, поскольку в такие периоды компания, как продавец, имеет возможность диктовать условия.

В целом управление дебиторской  задолженностью включает:

1) анализ дебиторов; 

2) анализ реальной стоимости  существующей дебиторской задолженности.

2. Учет расчетов с покупателями и заказчиками

 

Во время совершения расчетов организация  может являться поставщиком или  подрядчиком и сама продавать  покупателям и заказчикам товарно-материальные ценности, выполнять работы и оказывать  услуги.

Покупатели и заказчики — это организации, которые приобретают товарно-материальные ценности, заказывают выполнение работ и оказание услуг.

Учет расчетов с покупателями за отгруженную продукцию (работы, услуги) организация отражает на синтетическом  счете 62 «Расчеты с покупателями и  заказчиками». На данном счете формируется  информация о задолженности покупателей  и заказчиков за проданную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги, право, на которое перешло к покупателям  или заказчикам согласно договору купли-продажи  или поставки. На этом счете отражаются также суммы полученных авансов  от покупателей.

Дебетовое сальдо по этому счету  означает задолженность предприятий  покупателей по отгруженной им продукции, выполненным работам и оказанным  услугам. Оборот по дебету этого счета  отражает стоимость отгруженных  товаров в отчетном месяце, продукции, работ, услуг, переданных основных средств, прочих активов. По кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» отражаются поступившие платежи от покупателей на расчетный счет, валютный счет, наличные денежные средства, полученные в кассу от покупателей, зачет полученных авансов, погашение задолженности при неплатежеспособности дебитора за счет резерва, списание безнадежной задолженности в убыток предприятия, оплата векселей полученных.

Обязательства покупателей и заказчиков в бухгалтерском учете должны быть отражены в момент их возникновения. В силу того, что обязательства  покупателя возникают в момент исполнения продавцом обязательств по передаче товара, возможны два варианта отражения  в бухгалтерском учете дебиторской  задолженности покупателя, которые  определяются условиями договора о  переходе права собственности на материальные ценности.

Первый вариант основан на условии  договора о переходе права собственности  в момент исполнения обязательств поставщиком  или подрядчиком. В этом случае обязательства  покупателя или заказчика возникают  одновременно с выполнением обязательств поставщика или подрядчика и переходом  права собственности на продукцию, (товары). Выполнение обязательств поставщиком  или подрядчиком по договору является основанием для отражения на счетах бухгалтерского учета выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг.

Согласно пункту 12 положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99 в бухгалтерском учете  выручка отражается при наличии  следующих условий:

  • организация имеет право на получение выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;
  • сумма выручки может быть определена;
  • имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива;
  • право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);
  • расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

Для отражения выручки от реализации на счетах бухгалтерского учета должны выполняться все условия одновременно. Если не выполняется хотя бы одно из выше перечисленных условий, то денежные средства и иные активы, полученные организацией в оплату, в бухгалтерском  учете организации признаются как  кредиторская задолженность, а не как  погашение дебиторской задолженности.

Второй вариант отражения информации о дебиторской задолженности основан на условии договора о переходе права собственности в момент оплаты продукции, товара, или наступления иных обстоятельств. В этом случае возникающие у покупателя обязательства по оплате продукции (товара) не связаны с переходом права собственности и, следовательно, отражением на счетах бухгалтерского учета выручки от реализации продукции, товаров. В общепринятой в России практике учета обязательств покупателя не применяется в этом случае ни балансовый счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", ни забалансовый счет. Однако представляется целесообразным вести забалансовый учет дебиторской задолженности по договорам, условиями которых предусмотрен переход права собственности в момент оплаты товара или наступления иных обстоятельств. По дебету забалансового счета "Дебиторская задолженность покупателей" отражается величина обязательств покупателя по договору за отгруженную продукцию, товары.

В момент перехода права собственности  на продукцию (товар) производится на счетах бухгалтерского учета запись:

Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

К-т 90 «Продажи».

И одновременно по кредиту счета "Дебиторская  задолженность" списывается сумма  дебиторской задолженности, отраженная по балансовому счету 62 "Расчеты  с покупателями и заказчиками".

По мере отгрузки продукции или  оказании услуг и предъявления к  оплате расчетных документов, в которых величина выручки от их реализации (по договорной цене с налогом на добавленную стоимость) отражается:

Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

К-т 90 «Продажи», субсчет «Выручка», 91 «Прочие доходы и расходы».

Погашение задолженности покупателями и заказчиками (оплата расчетно-платежных документов) отражается:

Д-т 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета»

К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

При получении претензии об уплате стоимости некачественной продукции (товара), выполненных работ, оказанных  услуг или снижении цены договора предприятие либо соглашается с  требованиями покупателя (заказчика), либо разрешает спор в судебном порядке. В первом случае при согласии с  требованиями покупателя (заказчика) на счетах бухгалтерского учета должна быть произведена запись, уменьшающая  сумму дебиторской задолженности  покупателя. Такая запись должна быть осуществлена методом сторно ранее  произведенной записи по увеличению дебиторской задолженности покупателя (заказчика):

Информация о работе Учет дебиторской задолженности