Учет дебиторской задолженности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 13:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение и изучение учета дебиторской задолженности. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть определение и классификацию дебиторской задолженности;
• рассмотреть политику управления дебиторской задолженностью;
• изучить учет дебиторской задолженности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
1. Понятие дебиторской задолженности, организация и классификация расчетов……………………………………………………………………................5
2. Учет рачетов с покупателями и заказчиками………………………………….14
3. Учет расчетов с прочими дебиторами………………………………………….22
Заключение………………………………………………………………………….35Библиографический список………………………………………………………..38

Файлы: 1 файл

бух учеТ.docx

— 71.82 Кб (Скачать файл)

Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» 
К-т 90 «Продажи».

Организации могут получать авансы (предварительную оплату) под поставку материальных ценностей либо под выполнение работ или при частичной оплате продукции и услуг, производимых для заказчиков. На счетах бухгалтерского учета отражается записью:

Д-т 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета»

К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы полученные».

Начисление НДС с сумм выручки  от продажи и авансовых платежей:

Д-т 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и  расходы», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы полученные»

К-т 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Согласно статье 167 Налогового Кодекса  РФ для целей налогообложения  дата реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) определяется в зависимости  от принятой учетной политики. Если предприятие установило дату возникновения  налогового обязательства по мере отгрузки и предъявлению покупателю расчетных  документов, то обязательство возникает  при наступлении наиболее ранней из следующих дат:

    • день отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг);
    • день оплаты товаров (работ, услуг).

Если предприятие установило дату возникновения налогового обязательства  по мере поступления денежных средств, то обязательство перед бюджетом возникает на день оплаты товаров (работ, услуг). При этом оплатой товаров (работ, услуг) признаются поступление  денежных средств на счета налогоплательщика  либо его комиссионера, поверенного  или агента в банке или в  кассу организации (комиссионера, поверенного  или агента), в том числе в  виде авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).

С введением в действие второй части  Налогового кодекса РФ глубина различия между объемами реализации продукции, товаров, работ, услуг, определяемых для  целей бухгалтерского учета и  для целей налогообложения, еще  более увеличится. Формулировка данной нормы НК РФ свидетельствует о  новом подходе к определению  обязательств налогоплательщика по НДС с денежных средств, полученных в качестве предоплат по договорам. Суммы налога на добавленную стоимость  по полученным авансам при зачете последних в счет реализации не будут  исключаться из подлежащих перечислению в бюджет сумм налога. Не будет производиться  расчет налога на добавленную стоимость  с суммы выручки от реализации, если денежные средства поступили по ней ранее в качестве предварительной  оплаты по договору.

При зачете сумм ранее полученных авансов при предъявлении покупателям (заказчикам) счетов за полностью произведенные  работы, проданные изделия:

Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы полученные»

К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Если расчеты производятся при  совершении товарообменной операции, то по соглашению сторон может производиться  взаимный зачет задолженностей. Такая операция может отражаться:

Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и  подрядчиками»

К-т 62 «Расчеты с покупателями и  заказчиками».

В случае оформления участниками сделки обязательств векселями, для учета  этих расчетов используется субсчет  «Векселя выданные» к счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

  При получении векселя в оплату за отгруженный в адрес покупателя товар, расчеты производятся также не денежными средствами и поэтому при оценке дебиторской задолженности необходимо руководствоваться положениями ПБУ 9/99.

Согласно пункту 6.3 ПБУ 9/99 величина дебиторской задолженности по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) не денежными средствами, принимается  к бухгалтерскому учету по стоимости  товаров (ценностей), полученных или  подлежащих получению организацией. Иными словами, номинальная стоимость  полученного векселя определяет величину дебиторской задолженности.

Данное положение ПБУ 9/99 полностью  соответствует порядку отражения  в бухгалтерском учете и отчетности операций с векселями, применяемыми при расчетах организациями за поставку товаров, выполненные работы, оказанные  услуги, утвержденному письмом Минфина  России от 31.10.1994 № 142. Согласно пункту 2 указанного письма предприятие при  получении векселя должно отразить сумму, указанную в векселе, по дебету счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". Таким образом, оценка дебиторской задолженности  должна быть равна номинальной стоимости  векселя. Однако необходимо отметить, что письмом Минфина России от 31.10.1994 № 142 регламентируется порядок  учета так называемых товарных векселей.

Для целей бухгалтерского учета  векселя подразделяются на две основные группы: финансовые и товарные (коммерческие). Приобретение финансовых векселей рассматривается  как совершение организацией финансовых вложений.

Факт получения (или приобретения) организацией товарных векселей рассматривается  как трансформация долга (по договорам  купли-продажи, подряда и прочим сделкам торгового характера), в  погашение которого получен вексель, в обязательство по приобретенной ценной бумаге. Из этого следует, что с момента выдачи векселя прекращается задолженность, в погашение которой был выдан документ и возникает обязательство нового типа – обязательство по векселю. Это позволяет определить доход по векселю как разница между его суммой и величиной обязательства, погашаемого с его приобретением. В этом случае величина задолженности перед поставщиками и подрядчиками увеличивается на вексельный доход, который увеличивает и стоимость полученных организацией ценностей и работ. Выданные покупателем собственные векселя под приобретение товарно-материальных ценностей показываются:

Д-т 07 «Оборудование к установке»,08 «Вложения во вне оборотные активы», 10 «Материалы», 41 «Товары», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и др.

Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и  подрядчиками»

К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

При оформлении отсрочки платежа векселем, полученным на счетах бухгалтерского учета, эти операции отражаются:

Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Векселя полученные»

К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» - (если задолженность была показана ранее на этом счете) или

К-т 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и  расходы».

Если векселедержатель получает деньги и причитающиеся проценты по векселю, то это отражается в бухгалтерском  учете следующим образом:

Д-т 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 52 «Валютные счета»

К-т 62 «Расчеты с  покупателями и заказчиками» - на общую сумму;

К-т 91 «Прочие  доходы и расходы» - на величину процентов.

В соответствии с действующей методологией бухгалтерского учета хозяйствующий  субъект может создавать резервы  по сомнительным долгам по расчетам с  юридическими и физическими лицами за отгруженную продукцию, товары, работы и услуги. Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные  договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями. Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от платежеспособности должника и оценки вероятности погашения долга (полностью или частично).

Резерв создается за счет прибыли  организации, что отражается:

Д-т 91 «Прочие доходы и расходы»

К-т 63 «Резервы по сомнительным долгам».

При признании долгов, ранее признанных организацией сомнительными, на бухгалтерских  счетах делаются следующие записи:

Д-т 63 «Резервы по сомнительным долгам»

К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Сумма неиспользованного резерва присоединяется к операционным доходам следующего отчетного года:

Д-т 63 «Резервы по сомнительным долгам»

К-т 91 «Прочие доходы и расходы».

При проверке расчетов с покупателями и заказчиками необходимо установить:

    • заключены ли договора поставки продукции;
    • реальность задолженности покупателей, что должно быть подтверждено актами инвентаризации (сверки) расчетов;
    • правильность ведения аналитического учета по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;
    • правильность составления бухгалтерских проводок по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;
    • соответствие записей аналитического учета по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» записям в журнале-ордере № 1, главной книге и балансе.

          3. Учет расчетов с прочими дебиторами

Учет  расчетов с подотчетными лицами

Подотчетные лица – это работники, получающие авансом наличные деньги в кассе организации на приобретение материальных ценностей в магазинах, канцелярские и представительские расходы, оплаты командировок и тд. Командировкой признается поездкой работника по распоряжению руководителя организации на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места его постоянной работы.

Для учета таких расчетов используется самостоятельный синтетический  счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами». По дебету этого счета отражается получение авансов или возмещение расходов во авансовому счету, а по кредиту – расход аванса и возврат неиспользованных подотчетных сумм в кассу организации.

При выдаче аванса подотчетному лицу делается бухгалтерская запись:

Д-т 71 «Расчеты с подотчетными лицами»

К-т 50 «Касса».

После возвращения из командировки работник должен представить в течение трех дней авансовый отчет об израсходованных суммах.

На основании утвержденных руководителем  авансовых отчетов, суммы произведенных  расходов относятся на бухгалтерские  счета:

Д-т 10 «Материалы», 41 «Товары»,  26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» и  др.

К-т 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

При возврате остатка неиспользованного  аванса на бухгалтерских счетах делается следующая запись:

Д-т 94 «Недостачи и потери от порчи  ценностей»

К-т 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

Не сданные в срок суммы неиспользованного  аванса можно считать ущербом, причиненным  организации. К потерям можно  отнести и суммы, незаконно (без  разрешения руководителя) израсходованные  подотчетным лицом. На счетах бухгалтерского учета это отражается следующим образом:

Д-т 94 «Недостачи и потери от порчи  ценностей»

К-т 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

Суммы, подлежащие взысканию с виновных лиц, оформляются в учете следующей  записью:

Д-т 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба»

К-т 94 «Недостачи и потери от порчи  ценностей».

При командировке работников за границу  им выдается аванс, в валюте страны командирования исходя из установленных норм.

Полученную в банке валюту отражают:

Д-т 50 «Касса», субсчет «Касса в  иностранной валюте»

К-т 52 «Валютные счета».

При выдаче валютных средств под  отчет работнику делается следующая  бухгалтерская запись:

Д-т 71 «Расчеты с подотчетными лицами»

Д-т 50 «Касса», субсчет «Касса в  иностранной валюте».

Движение валютных средств отражается в бухгалтерском учете в валюте платежа и в рублевом эквиваленте, рассчитанном по курсу Центрального банка РФ на день выдачи.

После возвращения из командировки и сдаче авансового отчета задолженность  подотчетных лиц отражается по курсу  ЦБ РФ на день отчета:

Д-т 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу»

К-т 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

При изменении за период командировки курса валют возникающая курсовая разница отражается:

Д-т 71 «Расчеты с подотчетными лицами»

К-т 91 «Прочие доходы и расходы» - на положительную разницу;

Д-т 91 «Прочие доходы и расходы»

К-т 71 «Расчеты с подотчетными лицами» - на отрицательную разницу.

Учет расчетов с работниками  по прочим операциям

В организации ведется учет расчетов с персоналом и по таким видам  расчетных операций, как расчеты  за товары, проданные в кредит, по предоставленным им займам, по возмещению материального ущерба и  др. Отражаются такие отношения на отдельном  синтетическом счете 73 «Расчеты с  персоналом по прочим операциям». К  этому счету могут открываться  отдельные субсчета по видам расчетов. По дебету этого счета отражают задолженность  работников за проданные им товары или выданные ссуды, а по кредиту  – списание этой задолженности. Аналитический  учет ведут по работникам организации.

Например, на субсчете «Расчеты по предоставленным  займам», открытом к счету 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», отражают расчеты по выданным сотрудникам займам (на индивидуальное жилищное строительство, приобретение садового домика и пр.) Сумму предоставленного займа отражают:

Д-т 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет «Расчеты по предоставленным займам»

К-т 50 «Касса», 51 «Расчетные счета».

При погашении займа (частичном  или полном) делаются обратные корреспонденции  счетов.

Но при решении работника  и по его письменному заявлению  можно погашать задолженность по займу частями путем удержания  из его заработной платы. Такая операция отражается на счетах следующим образом:

Д-т 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Информация о работе Учет дебиторской задолженности