Учет денежных средств и денежных документов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 16:05, курсовая работа

Описание работы

Денежные средства организаций находятся в кассе в виде наличных денег и денежных документов на счетах в банках, в выставленных аккредитивах и открытых особых счетах, чековых книжках и т. д. Если Ваше предприятие осуществляет розничную торговлю или оказывает услуги населению за наличный расчет, то оно будет иметь в своем распоряжении наличные денежные средства в виде банкнот и монет, которые должны храниться в кассе только в размере лимита, установленного обслуживающим банком, а далее инкассироваться (сдаваться на хранение в банк) через определенные промежутки времени (ежедневно, еженедельно, ежемесячно).

Содержание работы

Введение 1
1. Учет денежных средств и денежных документов 4
Учет операций по расчетному счету. 4
Учет операций по валютному счету 10
Учет операций по специальным счетам в банке 11
Учет переводов в пути 14
Формы организации безналичных расчетов 15
Оформление платежных поручений 15
Организация расчетов с помощью платежных требований 16
Применение расчетных чеков. 17
Расчеты по аккредитиву 18
Учет кассовых операций 21
2. Учет денежных средств и денежных документов на предприятии 27
Характеристика предприятия 27
Учет кассовых операций 29
Учет операций по расчетному счету 37
Безналичная форма расчетов 39
Заключение 42
Список использованной литературы 44
Приложения 45

Файлы: 1 файл

kursovaya_po_buh_uchetu.doc

— 622.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

Всероссийский заочный финансово-экономический  институт

Филиал в  г. Барнауле

 

Факультет       Региональная кафедра

«Учетно-статистический»    бух. учета, аудита, статистики

 

 

Курсовая работа

Учет денежных средств и денежных документов

 

 

Студентка      

Специальность     Бухгалтерский учет, анализ и аудит

№ личного дела     

Группа      

Дисциплина     Бухгалтерский (финансовый) учет

Преподаватель     

 

 

 

 

Барнаул 2008г.

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

Хозяйственные связи — необходимое условие деятельности предприятий, так как они обеспечивают бесперебойность снабжения, непрерывность процесса производства и своевременность отгрузки и реализации продукции, Оформляются и закрепляются хозяйственные связи договорами, согласно которым одно предприятие выступает поставщиком товарно-материальных ценностей, работ или услуг, а другое — их покупателем, потребителем, а значит и плательщиком

С момента создания предприятия у него появляются денежные средства: вначале — перечисленные на расчетный счет предприятия его учредителями, затем — полученные от клиентов за проданные товары или оказанные услуги.

В соответствии с п.1 ст.140 Гражданского кодекса Российской Федерации законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации является рубль.

Согласно п. 2 статьи 861 Гражданского кодекса Российской Федерации расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом.

Денежные средства организаций находятся в кассе в виде наличных денег и денежных документов на счетах в банках, в выставленных аккредитивах и открытых особых счетах, чековых книжках и т. д.

Если Ваше предприятие  осуществляет розничную торговлю или  оказывает услуги населению за наличный расчет, то оно будет иметь в своем распоряжении наличные денежные средства в виде банкнот и монет, которые должны храниться в кассе только в размере лимита, установленного обслуживающим банком, а далее инкассироваться (сдаваться на хранение в банк) через определенные промежутки времени (ежедневно, еженедельно, ежемесячно).

Возможны расчеты  векселями — долговыми обязательствами установленной гражданским законодательством формы — которые имеют особую форму учета.

Основными задачами учета денежных средств и расчетов являются:

  • своевременное и правильное документирование операций по движению денежных средств и расчетов;
  • оперативный, повседневный контроль за сохранностью наличных денежных средств и ценных бумаг в кассе предприятия;
  • контроль за использованием денежных средств строго по целевому назначению;
  • контроль за правильными и своевременными расчетами с бюджетом, банками, персоналом;
  • контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и поставщиками;
  • своевременная сверка расчетов с дебиторами и кредиторами.

Своевременная информация о временном высвобождении  денежных средств даст Вам возможность  разместить их на депозите или инвестировать  в акции, облигации наряду с другими  ценными бумагами для получения  дополнительного дохода.

 

1. Учет денежных средств и денежных документов

Учет операций по расчетному счету.

В соответствии с законодательством Российской Федерации каждая организация вправе открывать в любом банке по своему усмотрению расчетные и другие счета для хранения свободных денежных средств и осуществления через них расчетных, кредитных и кассовых операций. Открываются счета всем юридическим лицам независимо от формы собственности, имеющим самостоятельный баланс.

Для открытия расчетного счета организация должна представить  в учреждение выбранного банка следующие документы:

  • заявление с просьбой об открытии расчетного счета установленного образца;
  • карточку с образцами подписей распорядителей средств и оттиском печати, заверенную нотариально;
  • нотариально заверенные копии устава организации, учредительного договора и регистрационного свидетельства юридического лица;
  • копию свидетельства о постановке на налоговый учет организации в качестве налогоплательщика (ст.86 НКРФ);
  • справки из внебюджетных фондов о регистрации в качестве налогоплательщика страховых взносов.

Иностранные фирмы  и совместные организации представляют дополнительно свидетельство о внесении их в реестр организаций с иностранными инвестициями.

После проверки документов в оригинале устава делается отметка с указанием номера счета, которая заверяется печатью банка. Экземпляр карточки хранится у контролера. В случае реорганизации, изменения названия организации, других изменений в банк передается новое заявление об открытие счета.

Обособленным  подразделением по ходатайству головной организации могут быть открыты в их регионе расчетные субсчета или текущие счета. На расчетном субсчете подразделения осуществляются операции, разрешаемые головной организацией. Текущие счета предназначены только для операций, связанных с выдачей наличных денег обособленным подразделениям.

Согласно ст. 23 НКРФ налогоплательщики обязаны  в 10-дневный срок сообщить в налоговый орган об открытии или закрытии расчетного счета в банке. Нарушение установленного срока влечет за собой взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб. (ст. 118 НКРФ). Расчетные документы на списание (перечисление) денежных средств с вновь открытого счета не принимаются к исполнению кредитными организациями до получения от налогового органа информационного письма.[4]

Порядок совершения и оформления операций по расчетным счетам регулируется действующим законодательством, а также правилами, инструкциями и положениями Центрального банка РФ. Расчеты в безналичном порядке могут производится по товарным и нетоварным операциям.

На расчетных  счетах накапливаются свободные денежные средства, поступления за проданные товары, продукцию, выполненные работы и оказанные услуги, полученные кредиты банков, займы, поступившие средства целевого финансирования и другие поступления. С расчетных счетов производятся практически все платежи, включая платежи поставщикам за поставляемые материальные ресурсы, выполненные работы и оказанные услуги, расчеты с бюджетом и с внебюджетными фондами, погашение задолженности по полученным кредитам и ссудам, другие перечисления.

Взаимоотношения между организацией и банком оформляются договором на расчетно-кассовое обслуживание, в котором фиксируется: перечень услуг, тарифы комиссионных вознаграждений за услуги, сроки обработки платежных документов, условия размещения средств, права, обязанности и ответственность сторон. За несвоевременное или неправильное списание и зачисление средств владелец счета вправе требовать от банка уплату штрафа в размере 0,5% суммы за каждый день задержки, если иное не установлено договором. Взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем рассматриваются сторонами без участия банка.

Платежи с расчетных  счетов организаций осуществляются в последовательности, определенной п.2 ст.855 ГКРФ:

  • списание денежных средств по исполнительным документам о возмещении вреда здоровью и о взыскании алиментов;
  • списание по исполнительным документам о выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору (контракту);
  • оплата труда работников и отчисления в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования;
  • платежи в бюджет и другие внебюджетные фонды;
  • списание по исполнительным документам по другим денежным требованиям;
  • списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности.[3]

Операции по расчетным счетам банка производят с согласия и по поручению владельцев счетов. Без согласия организации в бесспорном порядке списываются денежные средства по инкассо в соответствии с решением Государственного арбитража, народного суда, налоговых или финансовых органов (недоимки, пени по налогам и сборам), списание таможенными органами сумм таможенных платежей и пеней, в иных случаях, предусмотренных договором между банком и клиентом (п.2 ст.854 ГКРФ). В безакцептном порядке оплачиваются счета энегоснабжающих, теплоснабжающих и водопроводно-канализационных организаций.

Гражданским кодексом предусмотрено, что клиент может  дать распоряжение банку о списании денежных средств со счета по требованию третьих лиц (например, расчеты по инкассо – банк производит операцию на основании инкассового поручения, выставленного поставщиком клиента). Банк принимает эти распоряжения, если указанные в них данные позволяют идентифицировать лицо, имеющее право требовать списание средств со счета. Порядок списания средств по требованию третьих лиц оговаривается в договоре банковского счета.

Не допускается  ограничение прав клиента на распоряжение денежными ресурсами, находящимися на счете, за исключением наложения ареста на денежные средства либо приостановления операций по счету в случаях предусмотренных законом.

Наложение ареста представляет собой временное прекращение  операций по списанию средств с банковского  счета. При этом договор на расчетно-кассовое обслуживание не расторгается. Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. № 395-1 (в редакции от 21 марта 2002 г. № 31-ФЗ, ст.27) предусмотрено, что решение о наложении ареста принимается судом, арбитражным судом, а также органами предварительного следствия с санкции прокурора.[7]

К основным документам, используемым в безналичных расчетах, относятся:

  • договор (поставки, купли-продажи и др.);
  • заявление на открытие счета (форма №0401025);
  • карточка с образцами подписей и оттиска печати (форма №0401026);
  • платежное поручение (форма №0401060);
  • сводное платежное поручение;
  • платежное требование-поручение (форма №0401064);
  • платежное требование (форма №0401061);
  • заявление на аккредитив (форма №0401063);
  • заявление на выдачу чековой книжки;
  • чековая книжка;
  • реестр чеков (форма №0401007);
  • выписка из расчетного счета.

Документы по безналичным  расчетам плательщикам, получателя и  обслуживающих их банков должны быть тщательно заполнены с указанием обязательных реквизитов:

  • идентификационные номера организаций;
  • название и место нахождение;
  • коды расчетных и корреспондентских счетов.

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета  финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцией по его применению для обобщения информации о наличии и движении денежных средств на расчетном счете организации используется балансовый счет 51 «Расчетные счета». Сальдо счета 51 указывает на наличие свободных денег на расчетных счетах организации на начало и конец месяц; оборот по дебету характеризует суммы, поступившие на расчетные счета, а по кредиту – суммы, перечисленные со счетов. Учет движения денежных средств на счете 51 может быть организован с использованием субсчетов.[5]

Операции, записываемые по кредиту счета 51, отражаются в  журнале-ордере №2. Обороты по дебиту записываются в разных журналах-ордерах и ведомости №2. Основанием для заполнения журнала-ордера №2 и ведомости №2 служат банковские выписки, в которых указываются: остаток средств на счете на дату, предшествующую выписки; суммы, зачисленные на счет; суммы, списанные со счета, остаток на дату выписки (в выписке остатки и поступления денежных средств указываются по правилам учета банка по кредиту расчетного счета, а выбытие их – по дебиту).

После получения  выписки бухгалтер должен сделать следующее:

  1. сопоставить остаток средств на расчетном счете на конец дня последней выписки с остатком средств на начало дня следующей выписки.
  2. проверить приложение к выписке оправдательные документы, полноту отражения информации выписке и арифметические ошибки. Суммы, ошибочно отнесенные в дебет или кредит расчетного счета организации и обнаруженные при проверке выписок банка, отражаются на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по претензиям». О всех обнаруженных ошибках делается письменное сообщение банка. Приложенные к выписке документы обязательно погашаются специальным штампом банка.
  3. проставить суммы в банковской выписке – отметка на полях выписки номера соответствующего корреспондирующего счета.

Информация о работе Учет денежных средств и денежных документов