Учет денежных средств на счетах в банках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 19:47, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с Федеральным Законом №161-ФЗ «О национальной платежной системе» составлены правила осуществления перевода денежных средств. Особенности осуществления перевода денежных средств по требованию получателя средств. При осуществлении безналичных расчетов в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямом дебетовании) оператор по переводу денежных средств на основании договора с плательщиком осуществляет списание денежных средств с банковского счета плательщика с его согласия (акцепта плательщика) по распоряжению получателя средств (далее - требование получателя средств). Право получателя средств предъявлять требования к банковскому счету плательщика должно быть предусмотрено договором между обслуживающим плательщика оператором по переводу денежных средств и плательщиком.

Содержание работы

Введение
1. Нормативно правовые аспекты учета денежных средств на счетах в банках
1.1 Учет денежных средств на счетах в банке
1.2 Виды счетов в банке
1.3 Теоретические основы проведения аудита денежных средств
2. Документальное оформление и учет денежных средств на расчетных счетах
2.1 Документальное оформление операций
2.2 Синтетический и аналитический учет операций на счетах в банке
2.3 Инвентаризация денежных средств, хранящихся на счетах в банках

3. Рекомендации по совершенствованию учета денежных средств на счетах в банках
3.1 Основные направления по совершенствованию учета денежных средств на счетах в банках
3.2 Учет денежных средств в условиях автоматизации учета
4. Расчетно-практическое задание
Заключение

Файлы: 1 файл

курсяк 1.doc

— 469.50 Кб (Скачать файл)

Бюджетные счета — счета, которые  открывают в банках для учета  доходов к расходов из бюджетов. Бюджетные счета делят на доходные, расходные, текущие счета средств  местных бюджетов и текущие счета  внебюджетных средств. Для учета  каждого вида доходов и расходов из определенного бюджета открывают отдельные бюджетные счета. На доходных бюджетных счетах учитываются средства, которые распределяют между разными бюджетами. Расходные бюджетные счета открываются для учета расходов из бюджетов на финансирование народного хозяйства, социально-культурные мероприятия. На текущих счетах местных бюджетов учитываются средства республиканского, областного и других низовых бюджетов, а также бюджетные средства, которые выделяются для организаций, финансируемых за счет этих бюджетов.

Корреспондентский счет - счет, открываемый  банку в учреждениях центрального банка или в других банках, на котором отражаются расчеты, произведенные одним банком по поручению и за счет другого банка на основе заключенного корреспондентского договора. Платежи по корреспондентским счетам могут осуществляться в пределах остатка денежных средств на счете либо с превышением остатка за счет овердрафта. Овердрафт-кредитование банком расчётного счёта клиента для оплаты им расчётных документов при недостаточности или отсутствии на расчётном счёте клиента-заемщика денежных средств. Обычно пользование корреспондентским счетом оплачивается поддержанием минимального остатка средств на счете или посредством выплаты комиссионного вознаграждения.

Счета доверительного управления открываются  доверительному управляющему для осуществления расчетов, связанных с деятельностью по доверительному управлению. Доверительное управление - это передача капитала профессионалам, для того, что бы они инвестировали их по своему усмотрению, в различные инструменты и приносили бы прибыль клиенту. Счета по вкладам (депозитам) открываются физическим и юридическим лицам для учета денежных средств, размещаемых в банках с целью получения доходов в виде процентов, начисляемых на сумму размещенных денежных средств.

Специальные счета в банках- предназначены для информации о наличии и движении денежных средств в валюте Российской Федерации и иностранных валютах, находящихся на территории Российской Федерации и за ее пределами, в аккредитивах, чековых книжках, иных платежных документах (кроме векселей)[18].

 

1.3 Правовые аспекты проведения аудита денежных средств

В соответствие с Федеральным  законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «Об аудиторской деятельности» аудиторская деятельность (аудиторские услуги) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами[4].

Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Для целей настоящего Федерального закона под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность, предусмотренная Федеральным законом от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" или изданными в соответствии с ним нормативными правовыми актами, а также аналогичная по составу отчетность, предусмотренная иными федеральными законами или изданными в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Внешний аудит осуществляют независимые специализированные аудиторские  фирмы либо внешние аудиторы, не имеющие на проверяемом предприятии  никаких интересов. Задачей внешнего аудита является подтверждение правильности учета, отчетности, оценка соответствия внутреннего контроля (аудита) политике и цели деятельности предприятия.

Внутренний аудит является неотъемлемым и важным элементом  управленческого контроля. Потребность во внутреннем аудите возникает на крупных предприятиях в связи с тем, что верхнее звено руководства не занимается повседневным контролем деятельности организации и низших управленческих структур. Внутренний аудит дает информацию об этой деятельности и подтверждает достоверность отчетов менеджеров. Внутренний аудит необходим главным образом для предотвращения потери ресурсов и осуществления необходимых изменений внутри предприятия. Некоторые виды внутреннего аудита называются управленческим, или производственным аудитом. Основными задачами данного аудита являются проверка и совершенствование организации и управления предприятием, качественных сторон производственной деятельности, оценка эффективности производства и финансовых вложений, производительности, рациональности использования средств, их экономии. Управленческий аудит, выполняемый независимыми аудиторами, является одним из видов консультационных услуг клиенту для повышения эффективности использования его мощностей и ресурсов и достижения намеченных целей.

Довольно близок к  управленческому аудиту аудит хозяйственной  деятельности, т. е. систематический анализ хозяйственной деятельности организации, проводимый для определенных целей. Этот вид аудита иногда называют аудитом эффективности работы или административного управления и организации. При аудите хозяйственной деятельности предполагаются объективное обследование и всесторонний анализ определенных видов деятельности[27].

Аудит на соответствие требованиям  заключается в анализе определенной финансовой или хозяйственной деятельности субъекта в целях определения ее соответствия предписанным условиям, правилам или законам. Если такие условия, например внутренние правила контроля, установлены администрацией, то этот вид аудита осуществляется сотрудниками предприятия, которые выполняют функцию внутренних аудиторов. Если же условия установлены кредиторами (например, требование поддержания определенного соотношения между оборотным капиталом и краткосрочными обязательствами), то поскольку выполнение этих условий часто находят отражение в финансовых отчетах компании, этот вид аудита проводится вместе с аудитом финансовых отчетов.

Аудит финансовой отчетности представляет собой проверку отчетности субъекта с целью вынесения заключения о соответствии ее установленным критериям и общепринятым правилам бухгалтерского учета. Этот аудит проводится сторонними аудиторами, приглашенными компанией, отчеты которой проверяются[19].

Специальный аудит - это  проверка конкретных вопросов в деятельности хозяйствующего субъекта, соблюдения определенных процедур, норм и правил, обычно имеющая целью подтвердить законность, добросовестность и эффективность деятельности управляющих, правильность составления налоговой отчетности, использования социальных фондов и др.

Так же может быть обязательный и инициативный аудит. Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, установленных непосредственно законодательством или по поручению государственных органов. Объем и порядок проведения обязательного аудита регламентируются законодательными нормами. Инициативный (добровольный) аудит осуществляется по решению экономического субъекта, на основе договора с аудитором (аудиторской фирмой). Характер и масштабы аудиторской проверки определяет клиент, однако разделяют две категории инициативного аудита: выборочный аудит и сплошная аудиторская проверка предприятия.

Выборочный аудит проводится по согласованной с заказчиком программе проведения аудиторской проверки. Аудиторская компания проверяет бухгалтерский учет предприятия выборочно. Результатом такого инициативного аудита является аудиторское заключение отражающее общую ситуацию соответствия бухгалтерского учета предприятия нормам законодательства. Сплошной инициативный аудит предполагает полноценную аудиторскую проверку бухгалтерии заказчика при которой требования, предъявляемые аудиторами существенно жестче требований налоговой инспекции при проведении выездной налоговой проверки. Помимо аудиторского отчета и аудиторского заключения, заказчик получает  рекомендации аудиторов по исправлению ошибок в бухгалтерском и налоговом учете. Следующим этапом будет восстановление бухгалтерского учета на основе результатов проведенной аудиторской проверки и подготовка уточняющих налоговых деклараций[10].

 

Первоначальный и согласованный аудит. Первоначальный аудит проводится аудитором (аудиторской фирмой) впервые для данного клиента. Это существенно увеличивает риск и трудоемкость аудита, так как аудиторы не располагают необходимой информацией об особенностях деятельности клиента, его системе внутреннего контроля. Согласованный (повторяющийся) аудит осуществляется аудитором (аудиторской фирмой) повторно или регулярно и основан в этой связи на знании специфики бухгалтерского учета клиента, его положительных и отрицательных сторон в организации бухгалтерского учета, результатах длительного сотрудничества с клиентом (налоговое консультирование, помощь в организации системы внутреннего контроля)[26].

Рисунок 1.7 Виды аудита

Аудиторская проверка операций с денежными  средствами предполагает проверку кассовых, банковских и валютных операций. Основная цель аудиторской проверки - формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности по разделу «Денежные средства» и соответствии применяемой методики учета денежных средств действующим в Российской Федерации нормативным документам. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. В ходе аудита операций с денежными средствами решаются следующие задачи:

- ознакомление с условиями хранения денег, ценных бумаг и других денежных документов;

- изучение фактического порядка  документального оформления операций  по приходу и расходу денежных средств, учета операций;

- установление количества открытых  в банках рублевых и валютных  счетов, определение законности  и целесообразности операций по поступлению и списанию средств с банковских счетов предприятия (в том числе валютных), правильности их отражения в учете;

  • проверка состояния платежно-расчетной дисциплины.

Информационная база, используемая аудитором при проверке денежных операций, включает:

  • основные нормативные документы, регулирующие порядок проведения кассовых, банковских и расчетных операций, а также бухгалтерский учет этих операций;
  • приказ об учетной политике организации;
  • бухгалтерскую отчетность - Бухгалтерский баланс (форма № 1) и Отчет о движении денежных средств (форма № 4);
  • налоговую отчетность (сведения о рублевых счетах и счетах в иностранной валюте);
  • регистры синтетического учета денежных операций[11].

Первичные документы, оформляющие операции с денежными средствами - отчеты кассира с приложенными первичными документами (приходные и расходные кассовые ордера, платежные ведомости, квитанции и др.); чековые денежные книжки, выписки банков по рублевым и валютным счетам с приложенными первичными документами (счета, платежные поручения, платежные требования-поручения). По приказу об учетной политике аудитор знакомится: с рабочим планом счетов, применяемой формой бухгалтерского учета и перечнем регистров по учету денежных средств, документооборотом (графиком документооборота) первичных документов, перечнем лиц (которым предоставлено право подписи денежных и расчетных документов). В соответствии с гл. 45 ГК РФ по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со (счета и проведении других операций по счету). Банк может использовать имеющиеся на счете денежные средства, гарантируя право клиента беспрепятственно распоряжаться этими средствами. Банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие, не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению. При заключении договора банковского счета клиенту или указанному им лицу открывается счет в банке на условиях, согласованных сторонами[8].

Балансовые статьи «Расчетный счет» и «Валютный счет» должны отражать остатки денежных средств по счетам 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет» и совпадать с соответствующими выписками банков по расчетному и валютному счетам. Следует иметь в виду, что предприятие не может иметь более одного расчетного (текущего) счета для осуществления операций по основной деятельности (за исключением случая банкротства банка, в котором первоначально был открыт расчетный счет). А валютных счетов организация может иметь столько, сколько посчитает нужным. По статье «Прочие денежные средства» отражаются остатки средств, учитываемых на счетах 55 «Специальные счета в банках», 50.3 «Денежные документы» и 57 «Переводы в пути». На счете 55 учитываются денежные средства на текущих, особых и иных специальных счетах в банках на российской территории и за рубежом, а также средства целевого финансирования и поступлений в той части, которая подлежит обособленному хранению[10].

 

2 Документальное оформление и учет денежных средств на расчетных счетах

2.1 Документальное оформление  операций

Для документального  оформления этих операций предусматриваются следующие расчетные документы: платежные поручения, чеки, инкассовые поручения. В расчетных документах должны содержаться реквизиты: наименование расчетного документа, его номер, число, месяц и год его выписки; вид платежа; наименование плательщика, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН); наименование и место нахождения банка плательщика (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета; наименование получателя средств, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН); наименование и место нахождения банка получателя (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета; назначение платежа с выделением отдельной строкой налога, подлежащего уплате, либо с указанием того, что налог не уплачивается; сумма платежа, обозначенная прописью и цифрами.

Платежное поручение - документ, оформляющий поручение организации своему банку перевести сумму, указанную в документе, на счет получателя либо произвести депонирование указанной суммы для последующего перечисления средств на счет получателя. Оно действительно в течение 10 дней со дня его выписки (день выписки при этом в расчет не берется) и оформляется в трех экземплярах при совершении операции в рамках одного кредитного учреждения, в остальных случаях - в четырех экземплярах. Особое внимание в платежном поручении необходимо обращать на выделение суммы НДС. Если платежная сумма подлежит обложению НДС, то указывается сумма НДС, если вид платежа не подлежит обложению НДС, то следует отметить «НДС не облагается» (Приложение Б).Списание денежных средств в бесспорном порядке со счетов плательщиков оформляется инкассовым поручением (Приложение В). Используется оно в случаях, установленных законом, в том числе: при взыскании денежных средств органами, выполняющими контрольные функции; для взыскания по исполнительным документам; в случаях, если договором банковского счета предусматривается право обслуживающего банка производить списание денежных средств со счета плательщика без его разрешения. В инкассовом поручении во всех случаях должна быть дана ссылка на основании взыскания денежных средств в бесспорном порядке со счетов плательщика. Взнос наличными денежных средств на расчетный счет оформляется объявлением на взнос наличными, которое означает приказ организации принять на ее расчетный счет наличные деньги (Приложение Г). Используется оно при сдаче выручки на расчетный счет, оплате банковских услуг наличными деньгами, при взносе уставного капитала в соответствии с учредительными документами, при внесении депонентских сумм и других операциях. Объявление заполняют в одном экземпляре с указанием источника взноса денежных средств. Оно состоит из трех частей: верхняя - остается в банке, средняя (квитанция) - передается кассиру, нижняя (ордер) - возвращается кассиру, но только после проведения банком соответствующей операции и вместе с банковской выпиской. Таким образом, объявление на взнос наличными используется для оформления сдачи наличных денег из кассы в банк, что является основанием для отражения таких хозяйственных операций бухгалтерскими записями: Д-т сч. 51 «Расчетные счета» К-т сч. 50 «Касса». Получение денежных средств с расчетного счета в кассу оформляется денежным чеком, в котором указываются цели данной операции: выдача заработной платы, пособий, командировочных расходов, на хозяйственные нужды (Приложение Д). Денежный чек подписывается руководителем и главным бухгалтером организации. Реквизиты чека полностью повторяются в корешке, который остается для подтверждения записей по кассовым операциям в учетных регистрах. Чеки (25 или 50 чеков) содержатся в специальной чековой книжке, которая выдается по заявлению владельца счета. Чековые книжки являются бланками строгой отчетности и хранятся в сейфе организации[11].

Информация о работе Учет денежных средств на счетах в банках