Учет денежных средств в банках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 18:01, курсовая работа

Описание работы

В современном обществе налоги занимают все более важное место в экономической структуре государства как по объему в доходах бюджета, так и по роли в регулировании развития народного хозяйства. Через систему ставок, льгот, скидок они воздействуют на хозяйственную и предпринимательскую деятельность внутри страны и на внешнем рынке, служат действенным инструментом руководства экономикой со стороны государства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....
1. НАЛОГИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА……………….
1.1. Сущность и функции налогов………………………………………….........
1.2. Классификация налогов и принципы налогообложения…………………..
2. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………
2.1. Налоговая система Республики Беларусь и принципы ее построения… ...
2.4. Эффективность налоговой системы и налоговый рейтинг РБ……………...
3. ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ…………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… …
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………

Файлы: 1 файл

Катькина курсовая.doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....

1. НАЛОГИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА……………….

1.1. Сущность и функции налогов………………………………………….........

1.2. Классификация налогов и принципы налогообложения…………………..

2. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………

2.1. Налоговая система Республики Беларусь и принципы ее построения… ...

2.4. Эффективность налоговой системы и налоговый рейтинг РБ……………...

3. ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ…………………...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… …

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современном обществе налоги занимают все более важное место в  экономической структуре  государства как по объему в доходах  бюджета, так и по роли в регулировании развития народного хозяйства. Через систему ставок, льгот, скидок они воздействуют на хозяйственную и предпринимательскую деятельность внутри страны и на внешнем рынке, служат действенным инструментом руководства экономикой со стороны государства.

В условиях высоких налоговых  ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и получение финансовых накоплений, но и возможности расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

Взимание налогов –  древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как  известно, налоги появились с разделением  общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов. В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. С другой стороны, налоговая система —  это важнейший элемент рыночных отношений и от неё во многом зависит успех экономических преобразований в стране. Поэтому к выдвигающимся предложениям  серьезного реформирования  созданного к настоящему времени налоговой системы необходимо подходить весьма осторожно, просчитывая не только сиюминутную отдачу от этих преобразований, но и их влияние на все стороны экономики и финансов. За годы функционирования налоговой системы было внесено значительное количество различных изменений в налоговое законодательство, с целью его приведения в соответствие с протекающими в жизни общества процессами.          

Целью данной курсовой работы является исследование и анализ налоговой системы Республики Беларусь. Для поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- изучить сущность налогов, их принципы и  основные функции

         - охарактеризовать налоговую систему РБ, выявить ее достоинства и недостатки

- рассмотреть пути совершенствования налоговой системы РБ

 

 

 

 

 

 

 

1.Налоги в экономической системе общества

 

    1. Сущность и функции налогов

 

В экономике существует множество определений понятия налогов. Налоги это обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйственных субъектов и граждан по ставке, установленной в законодательном порядке.[1, с. 29] Также, можно сказать, что налоги – один из основных способов формирования доходов бюджетов. [4,с. 18]

В экономическом смысле налоги представляют собой перераспределения  новой стоимости – национального  дохода, выступают частью единого  процесса воспроизводства и специфической  формой производственных отношений. При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают государственную власть частью новой стоимости в денежной форме. Часть национального дохода, перераспределенная с помощью налогов, становится централизованным фондом финансовых ресурсов государства.

Проанализировав все  вышеизложенные определения налогов, можно выделить их характерные черты:

  • принудительность – налог взимается не в силу договора, а в силу осуществления властных прерогатив государства;
  • обязательность – уплата налога является обязанностью, а не желанием плательщика;
  • безвозмездность -  в обмен на уплату налога его плательщик непосредственно не получают товары или услуги;
  • обезличенность – налог не закреплен за конкретным видом расходов;
  • законодательная определенность -  налог уплачивается в порядке и на условиях, заранее определенных законодательными актами, причем такая выплата не является штрафом, наложенным судом за незаконные действия.

Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений  в обществе с момента возникновения государства. Налог можно характеризовать как установленную государством в интересах всего общества форму отчуждения собственности юридических и физических лиц на условиях безвозвратности и принуждения.

 Однако, в конечном счете, налоги косвенным путем все же возвращаются налогоплательщику в виде финансирования и бюджета государства, развитие и изменения форм которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Также государство использует налоги не только в фискальных целях, но и воздействовать через них на деятельность предприятий в целях общественного прогресса.

       Налоги в структуре общественных отношений выполняют различные функции. Первая из них -  фискальная  функция. Сущность этой функции состоит в том,  чтобы обеспечить государство денежными средствами.  В наше время посредством фискальной функции реализуется главное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджете и внебюджетных фондах.

  Существует также распределительная Функция  налогов, выражающая  их  сущность как  особого   централизованного  (фискального)  инструмента  распределительных  отношений. 

Тесно связана с распределительной  функцией регулирующая. Она состоит в способности налогов воздействовать на развитие экономики, обеспечивая ей устойчивый рост, устраняя несоответствии между объемом производства и платежным спросом. Она находит свое проявление в дифференциации условий налогообложения. Взимая налоги, государство всегда влияет на поведение экономических субъектов – физических и юридических лиц. Конкретные условия налогообложения могут либо способствовать, либо препятствовать концентрации капитала и производства, увеличивать или сдерживать экономическую активность в отдельные периоды. Налоги  оказывают влияние на структуру и уровень совокупного спроса, на соотношение между издержками производства и ценами товаров и услуг.

  Еще одна   функция   налогов  как  экономической   категории  состоит  в   том,   что  появляется  возможность  количественного  отражения  налоговых  поступлений  и  их  сопоставления  с  потребностями  государства  в  финансовых  ресурсах.  Благодаря  контрольной  функции  оценивается  эффективность   налогового  механизма,  обеспечивается контроль движения  финансовых  ресурсов. Однако контрольная функция налогово-финансовых  отношений проявляется  лишь  в  условиях  действия  распределительной  функции. 

 Еще одной немаловажной  функцией налога является стимулирующая функция.  Она ориентирует налоговый механизм на стимулирование налогоплательщика на конкретные определенные действия. Задачей стимулирующей функции налогов проявляется в том, чтобы при оптимальном уровне изъятий, создавать стимулы для дальнейшего развития производства, которой обеспечивает развитие общество.

Некоторые экономисты упоминают  о такой функции налогов, как  социальная, которая реализуется  посредством неравного налогообложения  разных сумм доходов, и демографическая, налоги здесь используются как средство демографической политики. Функции налогов неразрывно связаны друг с другом. Фискальная функция создает основу для удовлетворения  общественных потребностей. Посредством регулирующей и социальной функций создаются противовесы излишнему фискальному бремени, то есть формируются социально – экономические механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и государственных интересов.

1.2. Классификация налогов  и принципы налогообложения

 

Экономические принципы налогообложения представляют собой сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления. Впервые они были сформулированы в 1776 году Адамом Смитом в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов». А. Смит выделил пять принципов налогообложения, названных позднее «Декларацией прав плательщика»:

  • принцип хозяйственной независимости и свободы налогоплательщика, основанный на праве частной собственности; как считал А. Смит, все остальные принципы занимают подчиненное данному принципу положение;
  • принцип справедливости, заключающийся в равной обязанности граждан платить налоги соразмерно своим доходам;
  • принцип определенности, из которого следует, что сумма, способ, время платежа должны быть заранее известны налогоплательщику;
  • принцип удобности, согласно которому налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
  • принцип экономии, в соответствии с которым издержки по взиманию налога должны быть меньше, чем сами налоговые поступления.

       Принципы, предложенные А. Смитом, сохранили свою актуальность и поныне. Однако за более чем двухсотлетнее развитие общества система принципов А. Смита претерпела определенные изменения. Представляется, что в настоящее время реально воплощены на практике четыре следующих экономических принципа налогообложения:

  • принцип справедливости;
  • принцип соразмерности;
  • принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков;
  • принцип экономичности (эффективности). Каждый из указанных принципов нуждается в отдельном рассмотрении.

Существуют также критерии, которые используются для подразделения налогов:

    • по плательщикам (физические лица, юридические лица, физические и юридические);
    • по объектам обложения (налоги на доходы, на имущество, на реализацию товаров, на определенные виды расходов, на совершение определенных операций, за право осуществление определенных видов деятельности);
    • по компетенции властей в сфере установления и введения налогов и сборов (взимаемые на всей территории государства и взимаемые только на определенных территориях);
    • по адресности зачисления налоговых платежей (закрепительные и регулирующие);
    • по целевой направленности (общие и целевые);
    • периодические (с определенной регулярностью) и разовые налоги (уплата связанная с каким либо событием);
    • регулярные (действует налог в течение длительного периода) и чрезвычайные (установление вызвано наступлением каких либо чрезвычайных обстоятельств).

Все действующие классификации  можно свети к традиционной классификации налогов и сборов. Она очень сложна и представляет собой вариант группировки налогов одновременно по методам их взимания, характеру применяемых ставок, объектам налогообложения и налогоплательщикам. В основе этой системы лежит деление всех налогов на три класса:

    • прямые налоги;
    • косвенные налоги;
    • пошлины и сборы.

По методам взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги (налоги на доход и имущество) включают в себя реальные (таким налогом облагаются отдельные виды имущества налогоплательщика на основе кадастра – перечня объектов обложения, составленного на основе их внешних признаков и учитывающего среднюю, а не действительную доходность конкретного объекта [6, с.9]) и личные (учитывают платежеспособность налогоплательщика) налоги. К числу прямых относят подоходно – имущественные налоги, которые взимаются в процессе потребления и накопления материальных благ и прямо связаны с величиной объекта обложения. Основным преимуществом прямого налогообложения  является то, что прямые налоги – это более определенный, твердый и постоянный источник доходов в бюджет, они в большей степени соизмеряются с платежеспособностью налогоплательщиков, расходы на их взимание относительно невелики. К недостаткам прямых налогов относятся – возможность отклонения от уплаты, уменьшение склонности к сбережениям и инвестициям при повышении налоговых ставок.

Информация о работе Учет денежных средств в банках