Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 18:01, курсовая работа
В современном обществе налоги занимают все более важное место в экономической структуре государства как по объему в доходах бюджета, так и по роли в регулировании развития народного хозяйства. Через систему ставок, льгот, скидок они воздействуют на хозяйственную и предпринимательскую деятельность внутри страны и на внешнем рынке, служат действенным инструментом руководства экономикой со стороны государства.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....
1. НАЛОГИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА……………….
1.1. Сущность и функции налогов………………………………………….........
1.2. Классификация налогов и принципы налогообложения…………………..
2. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………
2.1. Налоговая система Республики Беларусь и принципы ее построения… ...
2.4. Эффективность налоговой системы и налоговый рейтинг РБ……………...
3. ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ…………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… …
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. НАЛОГИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА……………….
1.1. Сущность и функции налогов………………………………………….......
1.2. Классификация налогов и принципы налогообложения…………………..
2. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………
2.1. Налоговая система Республики Беларусь и принципы ее построения… ...
2.4. Эффективность налоговой системы и налоговый рейтинг РБ……………...
3. ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ…………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе налоги занимают все более важное место в экономической структуре государства как по объему в доходах бюджета, так и по роли в регулировании развития народного хозяйства. Через систему ставок, льгот, скидок они воздействуют на хозяйственную и предпринимательскую деятельность внутри страны и на внешнем рынке, служат действенным инструментом руководства экономикой со стороны государства.
В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и получение финансовых накоплений, но и возможности расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.
Взимание налогов –
древнейшая функция и одно из основных
условий существования
Целью данной курсовой работы является исследование и анализ налоговой системы Республики Беларусь. Для поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- изучить сущность налогов, их принципы и основные функции
- охарактеризовать налоговую систему РБ, выявить ее достоинства и недостатки
- рассмотреть пути совершенствования налоговой системы РБ
1.Налоги в экономической системе общества
В экономике существует множество определений понятия налогов. Налоги это обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйственных субъектов и граждан по ставке, установленной в законодательном порядке.[1, с. 29] Также, можно сказать, что налоги – один из основных способов формирования доходов бюджетов. [4,с. 18]
В экономическом смысле
налоги представляют собой перераспределения
новой стоимости –
Проанализировав все вышеизложенные определения налогов, можно выделить их характерные черты:
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Налог можно характеризовать как установленную государством в интересах всего общества форму отчуждения собственности юридических и физических лиц на условиях безвозвратности и принуждения.
Однако, в конечном счете, налоги косвенным путем все же возвращаются налогоплательщику в виде финансирования и бюджета государства, развитие и изменения форм которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Также государство использует налоги не только в фискальных целях, но и воздействовать через них на деятельность предприятий в целях общественного прогресса.
Налоги в структуре общественных отношений выполняют различные функции. Первая из них - фискальная функция. Сущность этой функции состоит в том, чтобы обеспечить государство денежными средствами. В наше время посредством фискальной функции реализуется главное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджете и внебюджетных фондах.
Существует также распределительная Функция налогов, выражающая их сущность как особого централизованного (фискального) инструмента распределительных отношений.
Тесно связана с распределительной функцией регулирующая. Она состоит в способности налогов воздействовать на развитие экономики, обеспечивая ей устойчивый рост, устраняя несоответствии между объемом производства и платежным спросом. Она находит свое проявление в дифференциации условий налогообложения. Взимая налоги, государство всегда влияет на поведение экономических субъектов – физических и юридических лиц. Конкретные условия налогообложения могут либо способствовать, либо препятствовать концентрации капитала и производства, увеличивать или сдерживать экономическую активность в отдельные периоды. Налоги оказывают влияние на структуру и уровень совокупного спроса, на соотношение между издержками производства и ценами товаров и услуг.
Еще одна функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль движения финансовых ресурсов. Однако контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.
Еще одной немаловажной
функцией налога является стиму
Некоторые экономисты упоминают
о такой функции налогов, как
социальная, которая реализуется
посредством неравного
1.2. Классификация налогов и принципы налогообложения
Экономические принципы налогообложения представляют собой сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления. Впервые они были сформулированы в 1776 году Адамом Смитом в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов». А. Смит выделил пять принципов налогообложения, названных позднее «Декларацией прав плательщика»:
Принципы, предложенные А. Смитом, сохранили свою актуальность и поныне. Однако за более чем двухсотлетнее развитие общества система принципов А. Смита претерпела определенные изменения. Представляется, что в настоящее время реально воплощены на практике четыре следующих экономических принципа налогообложения:
Существуют также критерии, которые используются для подразделения налогов:
Все действующие классификации можно свети к традиционной классификации налогов и сборов. Она очень сложна и представляет собой вариант группировки налогов одновременно по методам их взимания, характеру применяемых ставок, объектам налогообложения и налогоплательщикам. В основе этой системы лежит деление всех налогов на три класса:
По методам взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги (налоги на доход и имущество) включают в себя реальные (таким налогом облагаются отдельные виды имущества налогоплательщика на основе кадастра – перечня объектов обложения, составленного на основе их внешних признаков и учитывающего среднюю, а не действительную доходность конкретного объекта [6, с.9]) и личные (учитывают платежеспособность налогоплательщика) налоги. К числу прямых относят подоходно – имущественные налоги, которые взимаются в процессе потребления и накопления материальных благ и прямо связаны с величиной объекта обложения. Основным преимуществом прямого налогообложения является то, что прямые налоги – это более определенный, твердый и постоянный источник доходов в бюджет, они в большей степени соизмеряются с платежеспособностью налогоплательщиков, расходы на их взимание относительно невелики. К недостаткам прямых налогов относятся – возможность отклонения от уплаты, уменьшение склонности к сбережениям и инвестициям при повышении налоговых ставок.