Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 18:01, курсовая работа
В современном обществе налоги занимают все более важное место в экономической структуре государства как по объему в доходах бюджета, так и по роли в регулировании развития народного хозяйства. Через систему ставок, льгот, скидок они воздействуют на хозяйственную и предпринимательскую деятельность внутри страны и на внешнем рынке, служат действенным инструментом руководства экономикой со стороны государства.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....
1. НАЛОГИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА……………….
1.1. Сущность и функции налогов………………………………………….........
1.2. Классификация налогов и принципы налогообложения…………………..
2. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………
2.1. Налоговая система Республики Беларусь и принципы ее построения… ...
2.4. Эффективность налоговой системы и налоговый рейтинг РБ……………...
3. ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ…………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… …
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………
Треть (33,5%) всех поступлений в республиканский бюджет обеспечена за счет налога на добавленную стоимость. По сравнению с январем-мартом 2009 года его объем увеличился на 6,1% в реальном выражении. На 11,8% возросли налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности. Удельный вес этого источника доходов республиканского бюджета составил 26,1%. Налог на прибыль в январе-марте 2010 года увеличился на 16,4%, составив 9,3% всех доходов республиканского бюджета.
В январе-марте текущего года финансирование из республиканского бюджета почти по всем разделам функциональной классификации осуществлялось выше уровня января-марта 2009 года. Наиболее значительно увеличились расходы на «Национальную экономику», «Общегосударственную деятельность», «Здравоохранение» и «Социальную политику».
В январе-марте 2010 года расходы республиканского бюджета превысили доходы на 477,9 млрд. рублей, или 1,5% ВВП.
В текущем году бюджетно-финансовая и налоговая политика ориентирована на стимулирование высоких темпов экономического роста и обеспечение повышения благосостояния граждан, сохранение стабильности, устойчивости и сбалансированности бюджетов всех уровней, обеспечение безусловного исполнения социальных обязательств государства перед обществом.
2.2 Эффективность налоговой системы и налоговый рейтинг РБ
Понятие налоговой системы является дальнейшим развитием и конкретизацией понятия «налоги». Если последние рассматриваются как финансовые отношения налогоплательщиков с бюджетом в ходе формирования централизованных фондов финансовых ресурсов и их концентрации в госбюджете и во внебюджетных фондах, то налоговая система развивает и конкретизирует этот процесс, определяя задачи, формы, методы и принципы.
Принципы организации
налоговой системы
Принято выделять две группы принципов налогообложения:
Всеобщие (классические) принципы: справедливость (равномерность и всеобщность), определенность, удобство, дешевизна (экономия).
С развитием экономической системы классические принципы налогообложения совершенствовались, корректировались и дополнялись. В результате к настоящему времени оформились современные функциональные принципы налогообложения, отражающие современные требования к налогообложению со стороны государства и налогоплательщиков и основные тенденции налоговой политики. Это:
Перед Республикой Беларусь стоит задача разработки эффективной налоговой политики и построения налоговой системы, обеспечивающей экономический прогресс. Мировой опыт показывает, что эта задача относится к разряду наиболее сложных, поскольку требует учета и оптимального сочетания двух противоречивых тенденций; во-первых, поиска путей увеличения поступлений средств в бюджет государства и, во-вторых, снижения налогового давления на товаропроизводителя для увеличения возможностей инвестирования. В ее решении большую роль должна сыграть оценка действенности отечественных налогов и их соответствия международным стандартам .
Главными критериями оценки цивилизованности и эффективности налоговой системы признаны:
Равенство и справедливость налогов по отношению ко всем налогоплательщикам.
Определенность и
Удобство для
Стабильность, позволяющая
прогнозировать финансовые результаты,
в сочетании с гибкостью
Эффективность, предполагающая не только обеспечение государственного бюджета стабильными и равномерными поступлениями доходов, но и стимулирование налогоплательщиков к развитию бизнеса, совершенствованию техники и технологии производства.
Таким образом, совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин, иных платежей, а также форм и методов их сбора и построения, реализуемых соответствующими финансовыми и правовыми институтами, образуют налоговую систему или систему налогообложения.
Результатом четвертого ежегодного исследования "Уплата налогов 2010. Международный обзор", подготовленного Всемирным банком, Международной финансовой корпорацией и PricewaterhouseCoopers, стал вывод о том, что в Беларуси крайне сложная налоговая система. Как и в прошлом году, она заняла последнее 183 место по налогообложению. Налоговые системы стран сравниваются по трем показателям: количеству налоговых платежей; количеству времени, затраченного на налоговое администрирование; налоговым затратам бизнеса, которые измеряются эффективной ставкой всех налогов. Эти три параметра формируют совокупный показатель. Судя по всему, основные претензии, как и год назад, у международных экспертов к фискальной системе Беларуси были следующими: огромное количество налоговых платежей, большие времязатраты на уплату налогов, высокая налоговая нагрузка.
Успех Беларуси мог бы
быть большим, но в отчетный период
не попали изменения налоговой системы,
которые были проведены правительством в текущем году. В исследовании
отмечается, что белорусская компания
среднего размера должна была проводить
107 налоговых выплат, затрачивая на это
в год 900 часов. По оценке специалистов
Всемирного банка и МФК, налог на прибыль
в Беларуси изымает 20,1% прибыли (в Европе
и Центральной Азии - 10,8%), а вместе с выплатами
на зарплату - 39,6% прибыли (23,1%). При этом
отмечается, что в Беларуси общая налоговая
ставка составляет 99,7% прибыли против
43,4% в Европе и Центральной Азии. Количество
выплат в этих регионах в среднем составляет
46,3, время на выплату налогов - 336,3 часа.
В следующем году
в рейтинге Беларуси количество времени,
которое тратится на уплату налогов в
Беларуси, планируется сократить на 700
часов.
Перед каждым государством стоит задача оптимизации налоговой системы. Совершенствование налогов является непрерывным, не одномоментным, поэтапным процессом: вносятся различные корректировки, нововведения, изменения, что ведет к достижению максимальной эффективности.
Отправным пунктом для реформирования налоговой системы РБ является расширение рыночных отношений. Благоприятным для РБ является то, что Беларусь еще не сформировала устойчивое налогообложение, поэтому не столь тяжело вводить различные изменения, однако делать это надо обоснованно, осторожно, не во вред налогоплательщику.
В современной экономике
тон задают крупные международные
компании, которые могут сами выбирать,
в каком государстве
Чтобы сделать уплату
налогов для субъектов
Следует пояснить, что
налоговая система представляет
собой не только перечень обязательных
платежей, взимаемых в бюджет, а
целый комплекс отношений, связанных с введением, изменением
и отменой налогов и сборов, порядком их
исчисления и уплаты, определением прав
и обязанностей плательщиков и налоговых
органов, проведением процедур налогового
контроля, формированием правовой базы
налогообложения. Следовательно, и упрощение
налоговой системы должно проводиться
комплексно по всем элементам этой системы
и не сводиться, как у нас часто думают,
только к сокращению числа налогов и снижению
налоговой нагрузки.
Каждый годом мы можем наблюдать изменения в налоговой системе РБ, но если верить прогнозам на 2011 год (который уже скоро наступит), то налоговая нагрузка на экономику Беларуси в 2011 году снизится на 0,4% к ВВП. Более Br700 млрд. останется в распоряжении предприятий. Это дополнительные инвестиции в их развитие. Подготовленный проект бюджета на 2011 год предусматривает снижение налоговой нагрузки и радикальное упрощение налогового администрирования, повышение зарплаты и обеспечение социальных гарантий общества, стимулирование инновационного развития экономики. Для совершенствования налоговой системы, планируется уменьшение количества налогов и сборов, расширение возможностей инвестиционного поля. Для этого предлагается реализовать целый комплекс мер.
Среди них, к примеру, полная отмена платежей, являющихся особенностью национальной налоговой системы и приведение ее по количеству применяемых налогов в соответствии со стандартами зарубежных стран. В рамках этой работы будут полностью отменены местные сборы на развитие территорий, выплачиваемые от остаточного процента от прибыли, местный налог на услуги, а также некоторые платежи в составе экологического налога.
Планируется упростить применение инвестиционных льгот по основным налогам - на прибыль и НДС. Для этого, к примеру, предлагается освободить от налога прибыль предприятий, направленную на инвестиции.
Будет усовершенствована
и система налогового администрирования,
в том числе схема
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно сделать вывод, что налоговая политика - это один из важнейших инструментов макроэкономического регулирования. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Сама по себе налоговая система представляет собой механизм перераспределения доходов субъектов хозяйствования и граждан и централизации в рамках бюджета средств, расходуемых на обеспечение безопасности страны и ее граждан, реализации политических, социальных и других государственных функций.
Проблемы совершенствования налоговой системы Республики Беларусь в условиях экономической интеграции требуют принятия кардинальных решений по реформированию системы налогообложения на основе научно обоснованного подхода и фактического анализа налогообложения предприятий различных секторов экономики и форм собственности. В существующих условиях обеспечить снижение налоговой нагрузки возможно при использовании эффективного финансового менеджмента, направленного на выбор оптимальной финансовой стратегии предприятия, управление финансовыми ресурсами, оборотным и основным капиталом, привлечение высококвалифицированных кадров, в том числе в сферу финансов и налогообложения.