Учет денежных средств в банках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 18:01, курсовая работа

Описание работы

В современном обществе налоги занимают все более важное место в экономической структуре государства как по объему в доходах бюджета, так и по роли в регулировании развития народного хозяйства. Через систему ставок, льгот, скидок они воздействуют на хозяйственную и предпринимательскую деятельность внутри страны и на внешнем рынке, служат действенным инструментом руководства экономикой со стороны государства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....
1. НАЛОГИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА……………….
1.1. Сущность и функции налогов………………………………………….........
1.2. Классификация налогов и принципы налогообложения…………………..
2. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………
2.1. Налоговая система Республики Беларусь и принципы ее построения… ...
2.4. Эффективность налоговой системы и налоговый рейтинг РБ……………...
3. ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ…………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… …
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………

Файлы: 1 файл

Катькина курсовая.doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

Косвенные налоги (это налоги на потребление) уплачиваются с оборотов по реализации товаров, работ, услуг или с чистых оборотов. К ним относят акцизы, НДС, таможенные пошлины, транспортный сбор, целевые сборы на оплату расходов по содержанию и ремонту жилищного фонда. Наиболее выгодными для государства являются косвенные, поскольку они не зависят от финансовых результатов деятельности предприятий. Недостаток косвенных налогов – их уплачивают бедное население, в то время как прямые налоги учитывают платежеспособность налогоплательщиков, кроме того, косвенные налоги увеличивают цену товара.

В зависимости от полномочий органов власти различных уровней  в вопросах введения налогов выделяют республиканские и местные налоги. Республиканские устанавливаются верховным органом власти и действуют на всей территории государства. Местные устанавливаются высшим органом государственной власти, но вводятся только после принятия их местным Советом депутатов.

По принципу зачисления в соответствующие бюджеты налоги подразделяются на закрепленные и регулирующие. Закрепленными называются налоги, которые на длительный срок закреплены как доходный источник конкретного бюджета. Регулирующие налоги каждый год перераспределяются между бюджетами различных уровней с целью покрытия дефицита.

Кроме налогов в государственный  бюджет поступают и различные сборы, пошлины и другие обязательные платежи. По своей экономической сущности они совпадают с налогами, однако отличаются по назначению и характеру использования. Общее у них то, что они являются источниками формирования бюджета Республики Беларусь; носят обязательный, безвозмездный характер. Налоги отличаются от сборов рядом признаков:

  • Взимаются в бюджет для обеспечения  государственных расходов, не имеют целевого назначения;
  • Размер их обусловлен только законодательством и не связан с расходами из бюджета;
  • Размер налогов определяется уровнем налогоспособности  налогоплательщика.

В отличие от налогов  сборы и пошлины имеют целевое  назначение. Сборами называются платежи за обладание специальным правом (право использования определенной символики, за право торговли).

                                           

 

2. Налоговая политика в РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

    1. Налоговая система в Республике Беларусь и принципы ее построения

 

 За многолетний период налоговые органы Беларуси прошли путь от структурного подразделения в составе Министерства финансов республики до самостоятельного органа государственной власти - Государственного налогового комитета (ГНК РБ), преобразованного в сентябре 2001г. в Министерство по налогам и сборам (МНС). Основными задачами МНС РБ являются: реализация государственной политики, регулирование и контроль в сфере налогообложения. В Беларуси систему налогообложения, ориентированную на рынок, ввели в 1992г. Эта система включала 15 основных налогов и сборов, распределяемых между республиканским и местными бюджетами, а также 8 видов отчислений в различные внебюджетные фонды.

Понятие налоговая система представляет собой совокупность обязательных налоговых платежей, принципов и форм, методов их установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение н6алогового законодательства. [1,с.36]

Или по - другому, под налоговой  системой понимается  совокупность  налогов, пошлин  и сборов, взимаемых на  территории  государства в соответствии  с  Налоговым  кодексом, а также  совокупность  норм  и правил, определяющих  правомочия  и систему  ответственности  сторон, участвующих  в  налоговых  правоотношениях.

Основополагающие требования, принципы налоговой системы были разработаны еще в 18 веке A. Смитом.

Налоговая  система, построенная  и  функционирующая  на  основе  вышеназванных  принципов, способна  быть  мощным  стимулом  экономики. Это  подтверждает  опыт  промышленно  развитых  стран  с  социально  ориентированной  экономикой.

Анализ развития налоговой политики в РБ с 1992 по 2011 года показывает, что она практически направлена на решение задачи о движении денежных  средств для финансирования государственных расходов.  Тактика налогового регулирования должна опираться на общепринятые принципы налогообложения и равенство налоговых изъятий. В этих целях необходимо освободить фонд заработной платы от многократного налогообложения, исключить из себестоимости продукции все связанные с производством налоговые элементы, снизить ставки НДС в отраслях с малым удельным весом материальных затрат в выручке от реализации, в результате снизить цены на белорусские товары и услуги. Обеспечить им конкурентоспособность на мировом рынке, создать условия для направлений вложения капитала в трудоемкие и наукоемкие отрасли.[1,с.30] Желание добавить в налоговую систему все известные в мировой экономике налоги и добавить сборы собственного изобретения не принесло РБ никаких успехов, так как это слишком тяжелые усложнения.

Одной из главных задач налоговой  политики является создание условий для научно – технического прогресса (однажды была принята попытка стимулирования путем ускоренной амортизации, что равнозначно получению налоговых льгот от государства и является стимулом увеличения капитальных вложений). В РБ это особенно актуально. В налоговой системе республики заложены определенные стимулы для инвестиций в виде налоговых льгот на развитие производства и внедрение новых технологий. Таким образом, создается климат для инвесторов.

Налоговая политика должна быть направлена на наиболее полное решение социальных проблем. Государству стоит позаботиться о выравнивании налогового бремени, которое лежит на различных слоях общества, ведь устранение социальной напряженности явится необходимой предпосылкой обеспечения долгосрочного экономического роста. Стоит отметить, что налоговая политика приобрела черты комплектности и целенаправленности.

В качестве главной оценочной характеристики налоговой политики выступает фискальное действие налогов как проявление их основополагающей функции – фискальной. Любое другое действие (функция) налогов проявляется через эту функцию, поэтому ее параметры лежат в основе оценки всей налоговой системы. Состояние налоговой системы измеряется такими показателями, как виды налогов, их ставки, суммы и структуры поступлений, задолженность, количеством плательщиков и другими реальными величинами. Оценка налоговой политики через изменение многих разнокачественных параметров состояния налоговой системы не может быть сведена к единому суммарному показателю. При использовании налогов для решения частных задач регулирования отдельных процессов (инвестиции, доходы населения, экспорт-импорт и другие) на базе отдельных фискальных показателей могут применяться специальные показатели, например, «налоговые льготы». Но принципиально важно, чтобы регулирующие элементы налоговой политики не входили в противоречие с сущностными фискальными характеристиками налогов. [3, с.6]

Таким образом, совершенствование налоговой политики в РБ предполагает проведение детального анализа и оценки действующего налогового механизма, приведение его к уровню мировых стандартов, снижение общей налоговой нагрузки и расширение налоговой базы.

Налоговая политика Беларуси, к сожалению, еще мало привлекательна для иностранных  инвесторов, в том числе и из-за нестабильности налогового законодательства. В то же время нельзя отрицать наличие  динамичного процесса формирования свободных экономических зон в последние годы на территории республики, что является одним из направлений налоговой политики по привлечению инвестиций. Именно здесь через систему предоставляемых льгот находит свое проявление в соотношении с фискальной стимулирующая функция политики.

Налоговая политика нашего государства складывается под воздействием развития интеграционных связей. В  рамках взаимоотношений республики с Россией межправительственным соглашением с Российской Федерацией о создании унифицированного налогового законодательства и проведении единой налоговой политики, подписанным 30.08.2000 года в г. Москве, была начата работа по унификации налогового законодательства наших государств, что будет закреплено в Налоговом кодексе РБ. А также проводится работа и по разработке проекта Налогового кодекса Союзного государства, который должен быть принят в 2003 году. В этой   сфере обязательно необходимо учитывать международный опыт государств, входящих в экономические государства (например, ЕС).

С 1 января 2010 года Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь выведен из состава республиканского бюджета. Его показатели на 2010 год утверждены Законом Республики Беларусь от 29 декабря 2009 года № 70-З «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на 2010 год» и в 2010 году не входит в состав республиканского и консолидированного бюджетов. В целях сопоставимости данных показатели республиканского и консолидированного бюджетов за 2009 год также приведены без ФСЗН.

В январе-марте 2010 года доходы консолидированного бюджета составили 10,4 трлн. рублей, что на 5,1% больше, чем в январе-марте 2009 года (в реальном выражении –  меньше на 1,1%), рис 1. Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП составил 32,4% (в январе-марте 2009 года – 34,8%).

Рис. 1. Динамика поступления доходов  консолидированного бюджета

Основными доходными источниками  были налог на добавленную стоимость, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы, поступления  по которым возросли по сравнению  с январем-мартом 2009 года. Наиболее значительно увеличились поступления акцизов – на 20,3% в реальном выражении, налог на прибыль – на 12,9%, налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности – на 11,8%, приложение А.

Доля НДС, налога на прибыль, акцизов, налоговых доходов от внешнеэкономической  деятельности в доходах консолидированного бюджета составила 65,5%. При этом 30% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 16,8% - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности, табл. 1.

Таблица 1

Динамика структуры  доходов консолидированного бюджета  за январь-март 2009-2010 гг., %

Показатели 

2009 год

2010 год 

1. Налоговые доходы - всего

91,1

92,3

в том числе:

   

Налоги на доходы и прибыль

20,7

21,4

в т.ч. - подоходный налог 

10,5

10,0

Налоги на собственность 

4,0

3,8

Налоги на товары и  услуги

46,6

43,7

в т.ч. - НДС 

28,8

30,0

- акцизы 

7,2

8,7

Налоговые доходы от внешнеэкономической  деятельности

14,8

16,8

2. Неналоговые доходы

8,9

7,5

3. Безвозмездные поступления

 

 

0,2

Итого доходов

100,0

100,0


Расходы консолидированного бюджета в январе-марте 2010 года профинансированы в сумме 11 161,8 млрд. рублей. По сравнению с январем-мартом 2009 года расходы в реальном выражении увеличились на 8,8%.

Расходы консолидированного бюджета в разрезе функциональной классификации увеличились по всем разделам, кроме «Национальной обороны». Наиболее значительно возросли расходы  на «Национальную экономику» – на 18,8% и «Социальную политику» – на 10,7%.

Значительная часть  расходов бюджета по разделу «Социальная  политика» была направлена на возмещение банкам процентов по кредитам, выданным на жилищное строительство гражданам. Эти виды расходов возросли на 25,3% в реальном выражении по сравнению с январем-мартом 2009 года. Удельный вес расходов в целом по разделу «Социальная политика» в январе-марте 2010 года в структуре расходов консолидированного бюджета увеличился по сравнению с январем-мартом 2009 года на 0,2 процентных пункта.

Ресурсы бюджета на государственную  поддержку предприятий, главным  образом, направлялись на наиболее эффективный  ее вид – на возмещение части  процентов за пользование банковскими  кредитами.

В расходах консолидированного бюджета за январь-март 2010 года в разрезе экономической классификации преобладали текущие расходы – 83,2%, в том числе на заработную плату рабочих и служащих и начисления на нее – 26,8%, субсидии и текущие трансферты – 35,4%, обслуживание государственного долга – 2,3%. Доля капитальных расходов составила 16,8%. На финансирование капитальных вложений в основные фонды приходилось 10,4% всех бюджетных расходов.

Удельный вес средств  консолидированного бюджета в финансировании инвестиций в основной капитал в  январе-марте текущего года составил 17,4%. Опережающими темпами финансировалось жилищное строительство. Ввод жилья за счет бюджетных средств за три месяца 2010 года возрос в 1,4 раза по сравнению с тем же периодом 2009 года и составил 54,4 тыс. квадратных метров, или 3,9% от общей площади введенного в эксплуатацию жилья (в январе-марте 2009 года – 2,7%).

В январе-марте 2010 года консолидированный  бюджет исполнен с дефицитом в  размере 801,8 млрд. рублей, или 2,5% к ВВП (в январе-марте 2009 года профицит составлял 205,5 млрд. рублей, или 0,7% к ВВП).

В расходах консолидированного бюджета в январе-марте текущего года 49,6% приходится на республиканский  бюджет и 50,4% на расходы местных бюджетов. Удельный вес доходов республиканского бюджета в доходах консолидированного бюджета составил 64,1%.

Доходы республиканского бюджета составили 6 644,5 млрд. руб., или 100,7% (в реальном выражении) к уровню января-марта 2009 года. Расходы республиканского бюджета профинансированы в сумме 7 122,4 млрд. руб., что на 19,2% больше, чем в январе-марте 2009 года.

Информация о работе Учет денежных средств в банках