Учет денежных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 14:56, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является изучение действующего порядка документирования денежных средств на расчетном счете в кредитных организациях. А также обобщение учетной информации о состоянии денежного оборота организации и отражении денежного обо-рота организации и отражении хозяйственных операций по дви¬жению денежных средств на счетах синтетического и аналитиче¬ского учета.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..…3
I. Теоретические основы учета денежных средств на
расчетном счете………………………………………………..5
1.1. Нормативно-правовые документы по учету денежных
средств в банке и осуществлению безналичных расчетов…..5
II. Экономико-финансовая характеристика
СПК “Коптевка”………………………………………………..9
III. Учет денежных средств на расчетном счете………………………..16
3.1Синтетический и аналитический учет денежных средств на
расчетном счете…………………………………………………16
3.2 Документарное оформление учета денежных средств на
расчетном счете…………………………………………………18
3.3 Автоматизация учета денежных средств на расчетном счете..25
Заключение…………………………………………………………………….30
Список использованных источников…………………………………………32

Файлы: 1 файл

курсач3.doc

— 350.00 Кб (Скачать файл)

76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — перечисление страховых платежей; выставление претензий банку за ошибочно списанные средства со счета;

92 «Внереализационные  доходы и расходы» — уплата  штрафов, пени, неустоек за нарушение условий хозяйственных договоров, перечисление средств, связанных с благотворительной деятельностью, и др.

Типовые операции по расчетному счету представлены в  Приложении 5.

Для организации синтетического учета по счету 51 «Расчетный счет» предназначена ведомость учета финансово-расчетных операций, содержащая таблицы для отражения кредитовых и дебетовых оборотов по данному счету. Она заполняется на основании банковских выписок и приложенных к ним документов. Рассчитанный в ведомости остаток на конец месяца сверяется с остатком, указанным в последней выписке банка за отчетный месяц.

После подведения итогов в ведомости производится его сверка с другими регистрами бухгалтерского учета. После сверки кредитовый оборот по счету 51 «Расчетный счет» переносится в Главную книгу.

Основные бухгалтерские проводки, характеризующие операции по учету наличия и движения денежных средств на расчетном счете в СПК «Коптевка» (Приложение 15).

 

 

3.2 Документарное  оформление учета денежных средств на расчетном счете

В соответствии с Порядком расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 29.06.2000 г. № 359, все расчеты между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями осуществляются в белорусских рублях в безналичном порядке (за исключением установленных этим документов случаев). Следовательно, денежные средства организаций подлежат обязательному размещению на счетах в банке. Организация самостоятельно выбирает банк для расчетно-кассового обслуживания.

Каждое предприятие  имеет право открыть один текущий (расчетный) счет в белорусских рублях. Порядок открытия счетов, документы, необходимые для этого, и другие вопросы определены Правилами открытия банками счетов клиентам в Республике Беларусь, утвержденными постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.09.2000 г. № 24.12.

Для открытия счета в  банк следует представить следующие документы:

  1. заявление на открытие счета;

копию документа  о государственной регистрации (перерегистрации) организации (свидетельство о государственной регистрации, выписка из решения местного исполнительного и распорядительного органа и т.д.), удостоверенную нотариально 
или регистрирующим органом;

  1. копию учредительного документа, удостоверенную нотариально или регистрирующим органом. При открытии текущего (расчетного) счета представляются 2 копии: одна с проставленным штампом регистрирующего органа, другая — удостоверенная нотариально либо регистрирующим органом. При открытии счета работник банка указывает на обоих экземплярах номер счета и дату открытия. Экземпляр со штампом регистрирующего органа возвращается организации, а второй экземпляр остается в деле клиента;
  2. дубликат извещения о присвоении учетного номера плательщика;
  3. справку органов Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь о регистрации организации в качестве плательщика обязательных страховых взносов и иных платежей;
  4. карточку с образцами подписей должностных лиц организации, имеющих право распоряжаться счетом, и оттиска ее печати. Карточка представляется в одном экземпляре. Она должна быть удостоверена нотариально либо вышестоящим органом. При возникновении необходимости в дополнительных экземплярах, они заверяются главным бухгалтером банка или уполномоченным им лицом;

7) документ, подтверждающий регистрацию организации в качестве страхователя по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

      В случае осуществления расчетов  с использованием электронных расчетных документов организация представляет в банк карточку открытого ключа проверки подписи, удостоверенную подписью и печатью владельца личного ключа подписи.

Открытому счету  банк присваивает тринадцатизначный номер. На расчетный счет организации поступают денежные средства за реализованные продукцию, работы, услуги от покупателей и заказчиков, денежные средства из кассы организации, денежные средства в виде кредитов и займов и др. С расчетного счета осуществляются различные платежи (например, за полученные товарно-материальные ценности, оказанные услуги, выполненные работы), перечисляются налоги в бюджет и др.

Оплата всех документов с расчетного счета производится, как правило, за счет средств, находящихся на счете на начало дня. В том случае, если денежных средств достаточно, оплата документов осуществляется в очередности, определенной самой организацией. При недостаточности денежных средств на счете оплата документов осуществляется в очередности, установленной Порядком расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 29.06.2000 г. № 359.

При осуществлении  платежей с текущих (расчетных) счетов в белорусских рублях юридические лица обязаны соблюдать следующую очередность:

Вне очереди  производить платежи в счет:

  • неотложных нужд в размере до 10 % средств, поступивших на указанные счета за предыдущий месяц;
  • погашения задолженности по выплате заработной платы в суммах, соответствующих 1,5 размера бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения и размеру оплаты отпусков, выплаты страховых взносов на эти суммы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, выходных пособий, алиментов, пособий по государственному социальному страхованию, а так же подоходного налога, исчисленного из данных сумм доходов, подлежащих налогообложению;
  • погашения банковских кредитов, выданных на выплату задолженности по заработной плате, в пределах утвержденного бюджета прожиточного минимума на одного работающего.

В первоочередном порядке производить платежи:

  • в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды (налоги, неналоговые платежи, ссуды, займы, обязательства, возникшие в случае осуществления Правительством Республики Беларусь платежей по погашению и обслуживанию кредитов, полученных под гарантии Правительства Республики Беларусь, и проценты по ним);
  • по исполнительным документам о взыскании (выплате) заработной платы, алиментов, сумм по возмещению вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, а также в случае потери кормильца и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • за реализованные материальные ценности государственного и мобилизационного резервов; по исполнению обеспеченных залогом обязательств по банковским кредитам за счет средств, полученных от реализации заложенного имущества, в соответствии с законодательством.

Во вторую очередь осуществлять платежи:

  • за полученные природный газ, электрическую и тепловую энергию;
  • за коммунальные услуги;
  • в счет погашения задолженности по банковским кредитам и процентов по ним, кроме платежей по исполнению обеспеченных залогом обязательств по банковским кредитам за счет средств, полученных от реализации заложенного имущества в соответствии с законодательством, и кредитов, выданных на выплату задолженности по заработной плате, в пределах утвержденного бюджета прожиточного минимума на одного работающего;
  • по бесспорному взысканию пени за не выполненные в срок обязательства по оплате потребителями (кроме граждан) полученных природного газа, электрической и тепловой энергии.

В третью очередь  производить платежи за сельскохозяйственную продукцию, продукты ее переработки, продовольственные товары, лекарственные препараты, дрожжи кормовые и провит, книжную продукцию, связанную с образованием, наукой и культурой, за исключением продукции рекламного и эротического характера.

В четвертую  очередь осуществлять платежи, не относящиеся к ранее перечисленным.

В СПК «Коптевка» операции по расчетному счету оформляются следующими соответствующими первичными документами.

Прием денежной наличности от организации осуществляется по объявлению на взнос наличными (Приложение 6), которое представляет собой комплект документов из объявления, ордера и квитанции. Квитанция с печатью кассы банка вручается вносителю денежных средств в подтверждение приема от него денежных средств; объявление остается в кассе банка; ордер выдается представителю организации вместе с выпиской банка и подтверждает факт зачисления денежных средств на счет организации.

Для получения  наличных денежных средств со счета организация пользуется чековой книжкой (Приложение 7), которая предназначена для выдачи из касс банков наличных денежных средств в белорусских рублях. Выдача чековой книжки осуществляется по письменному заявлению организации. Чековая книжка содержит 25 или 50 чеков. Чек (Приложение 8) — это ценная бумага, содержащая распоряжение чекодателя банку произвести выплату указанной в нем суммы наличных денежных средств чекодержателю. Выписанный чек должен быть предъявлен в банк для получения денежных средств в течение 10 дней, не считая дня его выписки.

Для осуществления  безналичных расчетов выписываются платежные поручения (Приложение 9), платежные требования-поручения, платежные требования Приложение 10), заявления на аккредитив, документарный аккредитив (Приложение 11), расчетные чеки и другие документы.

Отдельные операции могут  быть оформлены банком с использованием мемориального ордера (Приложение 12), например, списание средств при частичной оплате платежного поручения, выставленного платежного требования (вследствие недостаточности средств на счете).

Банки периодически сообщают владельцам счетов о произведенных операциях, выдавая выписки со счетов (Приложение 13) с приложением к ним документов, на основании которых были выполнены зачисления или списания со счета. Выписка содержит следующие реквизиты: номер счета, дату совершения текущей операции, номера документов, на основании которых осуществлялись операции, суммы операций и др. В выписке обязательно указываются суммы входящего и исходящего остатков, итоги оборотов по дебету и кредиту.

Порядок выдачи выписок  со счета и приложений к ним  оговаривается между банком и организацией в договоре текущего (расчетного) банковского счета. Они могут выдаваться:

а) лицам, имеющим право первой и второй подписи по данному счету;

б) представителю  организации (по доверенности);

в) через абонентские ящики;

г) по почте.

Полученную выписку  необходимо проверить и при обнаружении ошибочно зачисленных или списанных сумм в течение 10 календарных дней письменно сообщить о них банку. Если в указанный срок заявление не будет сделано, совершенные операции и остаток средств на счете считаются подтвержденными.

    В  бухгалтерии предприятия полученную выписку обрабатывают: к ней прилагают документы, подтверждающие зачисление и списание денежных средств, проставляют корреспонденцию счетов. Поступление средств на счет отражается в выписке по кредиту, а списание со счета — по дебету, так как денежные средства, находящиеся на счете организации, являются для банка привлеченными, а счет организации-клиента — пассивным.

    Обобщающим  регистром учета операций по счету 51 в СПК «Коптевка» является ведомость учета финансово-расчетных операций (Приложение 14).

Согласно Инструкции о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности все организации обязаны для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности проводить инвентаризацию имущества и обязательств в целях проверки и документального подтверждения их наличия, состояния и для оценки.

Инвентаризация — это проверка фактического наличия ценностей, обязательств и их сопоставление с данными бухгалтерского учета. Она представляет собой элемент метода бухгалтерского учета, сущность которого состоит в выявлении и документировании таких хозяйственных операций, которые не могут быть выявлены, измерены и отражены в процессе первичного учета.

Объекты, сроки и порядок проведения инвентаризации определяются руководителем организации или собственником имущества в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Инвентаризация остатков денежных средств на счетах в банках производится путем сверки данных бухгалтерии об остатках средств на соответствующих счетах с данными выписок банков.

Таким образом, в организации бухгалтерского учета денежных средств в СПК «Коптевка»есть определенные трудности. Во-первых, учет не полностью автоматизирован, а это во многом осложняет работу бухгалтеров. Во-вторых, не применяется журнально-ордерная форма учета, что затрудняет получать сводные данные. Многие первичные документы не используются, некоторые пишутся от руки, тем самым  замедляя процесс обработки и анализа данных.

Информация о работе Учет денежных средств