Учет денежных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 11:56, курсовая работа

Описание работы

В процессе хозяйственной деятельности предприятия постоянно ведут расчеты с поставщиками за приобретенные у них основные средства, сырье, материалы и другие товарно-материальные ценности и оказанные услуги; с покупателями за купленные ими товары, с кредитными учреждениями по ссудам и другим финансовым операциям; с бюджетом и налоговыми органами по различного рода платежам, с другими организациями и лицами по разным хозяйственным операциям.

Содержание работы

1. Учет денежных средств………………………...……………………………………..3
1.1. Порядок проведения кассовых операций……………………………………… 3
1.2. Документальное оформление поступления и выдачи наличных денег………5
1.3. Учет операций по расчетному счету……………………………………………10
1.4. Открытие расчетного счета……………………………………………………...10
1.5. Порядок проведения операций по расчетному счету………………………….12
1.6. Установленные законодательством РФ формы расчета……………………….13
1.7. Оформление банком операций по расчетному счету ………………………….20
2. Комплексная задача…………………………………………………………………..22
3. Заключение……………………………………………………………………………30
4. Список литературы…………………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 167.25 Кб (Скачать файл)

      В безналичном порядке можно производить только перечисление удержаний из заработной платы и заработной платы во вклады граждан.

      Если подразделение имеет и расчетный субсчет, и текущий счет, то по разрешению банка оно может переводить с расчетного субсчета на текущий счет денежные средства на выплату заработной платы и командировочных расходов. Головная организация устанавливает лимит таких перечислений.

      Для открытия расчетного субсчета и текущего счета предъявляются приказ головной организации о создании подразделения, устав подразделения, заверенный головной организацией, карточки с образцами подписей, заверенные также головной организацией и ее печатью (нотариальное заверение не требуется).

1.5. Порядок проведения операций по расчетному счету.

      Основные операции, осуществляемые организациями по расчетному счету, — это безналичные расчеты с покупателями за отгруженную продукцию, выполненные для них работы, оказанные им услуги и с поставщиками за полученные от Них товарно-материальные ценности, выполненные ими работы или оказанные услуги.

      Расчеты производятся через банк на основании расчетных документов. Формы расчетных документов должны соответствовать установленным стандартам и иметь следующие обязательные реквизиты:

  • наименование расчетного документа;
  • номер документа, число (цифрами), месяц (прописью) и год (цифрами) его выписки;
  • наименование банка плательщика;
  • наименование плательщика и номер его счета в банке;
  • наименование получателя денежных средств и номер его счета в банке;
  • наименование банка получателя;
  • назначение платежа (за что производится оплата, например: за услуги по договору № 9 от 10 апреля 2012 г.);
  • сумма платежа (цифрами и прописью);
  • подписи и оттиск печати на первом экземпляре.

       При оформлении документов не допускаются помарки, подчистки и исправления, даже оговоренные.

       Безналичные расчеты между организациями осуществляются в разных формах. От выбранной формы расчетов зависит использование конкретного расчетного документа.

1.6. Установленные законодательством РФ формы расчета

      1)Расчеты платежными поручениями. Платежное поручение представляет собой распоряжение владельца счета банку на перечисление денежных средств с его расчетного счета на счет получателя.

Последовательность операций при осуществлении расчетов и  платежными поручениями (рис. 1.) состоит из следующих действий:

  1. Поставщик в соответствии с договором поставляет покупателю материальные ценности или выполняет работы, оказывает услуги.
  2. Покупатель сдает в свой банк платежное поручение на оплату за 
    полученные материальные ценности, выполненные для него работы или оказанные ему услуги.
  3. Банк покупателя списывает с расчетного счета покупателя сумму денежных средств, указанную в платежном поручении, и направляет платежное поручение банку поставщика для зачисления этой суммы на счет получателя.
  4. Плательщику направляется выписка банка о списании с его расчетного счета денежных средств.
  5. Банк поставщика зачисляет на расчетный счет поставщика перечисленную сумму.

Рис. 1.   Схема расчетов платежными поручениями

1

Материальные ценности, работы, услуги

Платежное поручение

Выписка с расчетного счета о  зачислении денежных средств

4       2

Платежное поручение

5

Выписка с расчетного счета о  списании средств

Поставщик

(Получатель  денег)

Покупатель (Плательщик)

Банк  поставщика

Банк  покупателя

3

      Если по условиям договора между поставщиком и покупателем производится предварительная оплата (оплата до отгрузки поставщиком материальных ценностей, до выполнения работ, до оказания услуг), то последовательность операций меняется (рис. 2.).

    1. Покупатель сдает в свой банк платежное поручение.
    2. Банк покупателя списывает с его расчетного счета сумму денежных средств, указанную в платежном поручении, и направляет платежное поручение банку поставщика.
    3. Плательщику направляется выписка банка о списании с его расчетного счета денежных средств.
    4. Банк поставщика зачисляет на расчетный счет поставщика перечисленную сумму.
    5. Поставщик поставляет покупателю материальные ценности, выполняет работы, оказывает услуги.

Рис. 2.  Схема расчетов платежными поручениями при предварительной  оплате

5

Материальные ценности, работы, услуги

Платежное поручение

Выписка с расчетного счета о  зачислении денежных средств

3       1

Платежное поручение

4

Выписка с расчетного счета о  списании средств

Поставщик

(Получатель  денег)

Покупатель (Плательщик)

Банк  поставщика

Банк  покупателя

2

     Банк исполняет поручение на основании первого экземпляра, плательщику выдается копия платежного поручения с отметкой банка об исполнении.

     2)Расчеты платежными требованиями. Платежное требование представляет собой расчетный документ, в котором содержится требование поставщика к покупателю об уплате ему определенной суммы через банк за поставленные материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги.

      Последовательность операций при осуществлении расчетов платежными требованиями приведена на рис. 3.

  1. Поставщик отгружает покупателю материальные ценности или выполняет для него работы либо оказывает ему услуги.
  2. Поставщик оформляет в трех экземплярах требование и вместе с отгрузочными документами сдает его в свой банк.
  3. Банк поставщика направляет требование банку покупателя.
  4. Банк покупателя передает требование плательщику (покупателю).
  5. На оплату требования покупателю дается 3 рабочих дня. В течение этого срока плательщик должен или акцептовать требование (т.е. согласиться на оплату), либо отказаться от оплаты полностью или частично. Существуют банковские правила, устанавливающие причины для отказа. Плательщик может отказаться от оплаты в полной сумме в том случае, когда отсутствуют документы, подтверждающие отгрузку (в этом случае требование признается бестоварным), отгружена незаказанная, некачественная или некомплектная продукция; произведена досрочная отгрузка без согласования с покупателем, указаны не согласованные с покупателем цены. Частичный отказ возможен в случае, если часть поставленной продукции оказалась незаказанной либо некачественной или некомплектной либо продукция частично не поставлена, допущена арифметическая ошибка в подсчете сумм. Отказ должен быть сделан в письменном виде по установленной форме. В этом случае требование вместе с отгрузочными документами и отказом возвращается поставщику. При согласии плательщик проставляет сумму к оплате цифрами и прописью, заверяет ее подписями лиц, уполномоченных распоряжаться счетом, и оттиском печати на всех трех экземплярах и сдает в свой банк. Банк списывает сумму требования с расчетного счета плательщика и возвращает ему третий экземпляр документа вместе с банковской выпиской. Первый экземпляр остается у банка в документах дня.
  6. Банку поставщика направляется извещение об оплате покупателем требования вместе со вторым экземпляром этого документа.
  7. Банк поставщика зачисляет сумму платежа на расчетный счет поставщика.

 

 

 

 

Рис.3. Схема расчетов платежными требованиями

1

Материальные ценности, работы, услуги

Платежное требование с отгрузочными документами

6

Зачисление суммы платежа

Акцептованное требование

Платежное требование для акцепта

4       5

Извещение об оплате покупателем требования

2      7

Платежное требование

Поставщик

(Получатель  денег)

Покупатель (Плательщик)

Банк  поставщика

Банк  покупателя

3

      Возможен вариант, когда требование поставщик направляет прямо покупателю. В этом случае схема документооборота выглядит, как показано на рис. 4.

Рис.4. Схема расчетов при  прямом направлении платежного требования плательщику

1

Материальные ценности, работы, услуги

Поручение на перечисление денег

Платежное требование с отгрузочными документами

Акцептованное требование

Выписка с расчетного счета о  списании денежных средств

3       1

6

Выписка с расчетного счета о  зачислении средств

Поставщик

(Получатель  денег)

Покупатель (Плательщик)

Банк  поставщика

Банк  покупателя

4

2

      В определенных случаях не требуется согласие (акцепт) плательщика. Например, требования на оплату за газ, воду, электроэнергию, телефон и другие аналогичные услуги оплачиваются без акцепта.

      3)Расчеты аккредитивами. Аккредитив представляет собой поручение банка покупателя банку поставщика оплатить расчетные документы, предъявленные поставщиком, на определенных условиях, указанных в аккредитиве.

     Последовательность совершения расчетов с помощью аккредитива приведена на рис. 5

  1. В соответствии со сроками, установленными в договоре, покупатель должен открыть аккредитив в пользу поставщика. Для этого покупатель подает в свой банк заявление об открытии аккредитива на определенную сумму. Банк на основании этого заявления снимает деньги с расчетного счета клиента и бронирует их на специальном счете.
  2. Банк покупателя направляет банку поставщика поручение на открытие аккредитива. 
  3. Банк поставщика извещает своего клиента о том, что в его пользу открыт аккредитив.
  4. Поставщик отгружает материальные ценности, выполняет работы или оказывает услуги, предусмотренные договором.
  5. Одновременно поставщик сдает соответствующий условиям аккредитива комплект документов в свой банк.
  6. Банк поставщика зачисляет денежные средства с аккредитива на расчетный счет клиента.

Рис.5. Схема документооборота при аккредитивной форме расчетов

4

Материальные ценности, работы, услуги

Извещение об открытии аккредитива

Поручение на открытие аккредитива

Подтверждающие документы

Документы, подтверждающие отгрузку

Заявление на аккредитив

      1

3      5

Поставщик

(Получатель  денег)

Покупатель (Плательщик)

Банк  покупателя

2

6     Банк поставщика

Расчетный счет

Аккредитив

Зачисление денег на расчетный  счет

     Таким образом, банк покупателя открывает аккредитив. Он называется банком-эмитентом. А банк поставщика исполняет аккредитив — производит расчеты с клиентом, в пользу которого открыт аккредитив, против комплекта документов, перечисленных в аккредитиве, и при выполнении других условий аккредитива. Он называется исполняющим банком.

      Аккредитив действует в течение определенного срока, указанного в его условиях. Порядок расчетов, набор документов, которые должен представить поставщик, сроки представления и порядок их оформления, другие условия, необходимые для получения денег, — все это устанавливается в договоре на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), заключаемом между поставщиком и покупателем. Аккредитив должен открываться на условиях, оговоренных в договоре.

     В договоре указывается также наименование банка-эмитента, исполняющего банка и вид аккредитива. Аккредитивы могут быть покрытыми и непокрытыми. Покрытым называется аккредитив, при открытии которого банк-эмитент перечисляет исполняющему банку денежные средства плательщика, снятые с его расчетного счета, или предоставленный банком плательщику кредит. При открытии непокрытого аккредитива банк-эмитент не перечисляет исполняющему банку денежные средства, а предоставляет ему право списать сумму аккредитива со счета банка-эмитента, открытого им в исполняющем, банке. Такие счета банки открывают друг для друга при установлении корреспондентских отношений. Следовательно, непокрытый аккредитив может открываться при наличии между банком-эмитентом и исполняющим банком корреспондентских отношений. Покрытый аккредитив применяется чаще, так как может открываться в любом исполняющем банке.

     По другому признаку аккредитивы делятся на отзывные и безотзывные. Отзывный аккредитив банк-эмитент может аннулировать или изменить его условия без согласования с поставщиком, если в этом возникнет необходимость. Безотзывный аккредитив не может быть аннулирован, и его условия не могут быть изменены без согласия поставщика, в пользу которого открыт аккредитив.

Информация о работе Учет денежных средств