Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 16:22, курсовая работа
Целью написания курсовой работы по теме " Учет доходов и расходов от продаж продукции (выполнения работ, оказания услуг)" является изучение методики бухгалтерского учета и анализа доходов и расходов. Для достижения этой цели необходимо:
- раскрыть сущность и значение учета и анализа доходов и расходов;
- изучить классификацию доходов и расходов;
- разобрать состав доходов и расходов от обычных видов деятельности, а также прочих доходов и расходов;
- рассмотреть порядок формирования финансового результата;
- разобрать учет факта продажи товаров (работ, услуг), документальное оформление;
- рассмотреть начисление НДС;
Содержание
Новые условия хозяйствования, реформа бухгалтерского учета в России обусловили существенные изменения методологии и организации бухгалтерского учета. Значительно расширились полномочия организаций по отражению собственных хозяйственных операций. Они самостоятельно выбирают методы оценки производственных запасов и способы исчисления себестоимости работ, разрабатывают учетную политику, определяют конкретные методики, формы и технику ведения и организации бухгалтерского учета. Иными словами, в настоящее время централизованно устанавливаются только общие правила бухгалтерского учета, а конкретизация их и механизм выполнения разрабатываются в каждой организацией самостоятельно, исходя из условий его деятельности.
Актуальность темы данной работы можно объяснить тем, что поддержание необходимого уровня прибыльности – объективная закономерность нормального функционирования организации в рыночной экономике. Систематическая нехватка прибыли, и ее неудовлетворительная динамика свидетельствуют о неэффективности и рискованности бизнеса. Таким образом, конечным объектом бухгалтерского учета являются финансовые результаты деятельности организации и факторы, влияющие на качество (прибыль или убыток) и размер финансовых результатов, а именно, доходы и расходы организации. Этим и объясняется актуальность избранной для исследования темы.
Целью написания курсовой работы по теме " Учет доходов и расходов от продаж продукции (выполнения работ, оказания услуг)" является изучение методики бухгалтерского учета и анализа доходов и расходов. Для достижения этой цели необходимо:
- раскрыть сущность и значение учета и анализа доходов и расходов;
- изучить классификацию доходов и расходов;
- разобрать состав доходов и расходов от обычных видов деятельности, а также прочих доходов и расходов;
- рассмотреть порядок формирования финансового результата;
- разобрать учет факта продажи товаров (работ, услуг), документальное оформление;
- рассмотреть начисление НДС;
- рассмотреть на примере фирмы ООО "Торговля" формирование учета доходов и расходов фирмы от продажи товаров (работ, услуг).
Предметом исследования являются особенности проблемы организации учета доходов и расходов в организации. Объектом исследования являются доходы и расходы организации.
В качестве информационной базы в процессе работы были использованы законодательные и нормативные акты субъектов Российской Федерации (бюджетный, гражданский и налоговый кодексы), а так же периодические издания.
Организации формируют в бухгалтерском учете информацию о доходах и расходах согласно порядку, установленному Минфином России в Положениях по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (далее ПБУ 9/99) и «Расходы организации (далее – ПБУ 10/99), утвержденных Приказами от 06.05.1999 г. № 32н и № 33. [4]
Итак, «под доходами организации понимается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, нематериальных активов и иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества)» [4]
Или, другими словами, поступившие за определенный период денежные средства или иное имущество образуют доход организации, увеличивая ее активы. Поскольку доходы признаются при определенных условиях, в п.12 ПБУ 9/99 приведены пять таких условий:
1) организация имеет право на получение выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;
2) сумма выручки может быть определена;
3) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации либо отсутствует неопределенность в их получении;
4) право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком, услуга оказана;
5) расходы, которые
произведены или будут
Без обязательного исполнения этих условий доход является не признанным в конкретном отчетном периоде, а отражается в бухгалтерском учете либо как дебиторская задолженность (когда денежные средства или иное имущество не получено), либо как кредиторская задолженность (когда денежные средства или иное имущество получено). [4]
Под фразой «организация имеет право на получение выручки» понимается наличие юридически значимых документов при соблюдении требований действующего законодательства. Это могут быть заключенные договоры, извещения комиссионера или поверенного об отгрузке товара покупателю, действующие лицензии, ограничения на ведение каких-либо видов деятельности.
Для признания доходов, получение которых не связано с переходом права собственности и (или) при отсутствии расходов, связанных с их получением, должны быть исполнены соответственно три либо четыре условия признания.
Такими доходами могут быть как доходы от обычных видов деятельности (выручка), так и прочие поступления (операционные, внереализационные, чрезвычайные), полученные.
Говоря о признании доходов, необходимо также отметить, что наряду с коротким циклом создания готовой продукции, выполнения работ и оказания услуг (до 12 мес.) существует и такая продукция (работа, услуга), для которой обычный операционный цикл превышает 12 месяцев. Организация может отражать в бухгалтерском учете выручку от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) с длительным циклом изготовления либо по завершении ее изготовления, либо постепенно по мере готовности, если на основании первичных учетных документов можно определить величину или процент готовности продукции (работы, услуги).
Согласно п.5 ПБУ 9/99 выручка от продажи товаров (работ, услуг) является доходом от обычных видов деятельности. Выручка признается в бухгалтерском учете при наличии условий, перечисленных в п.12 ПБУ 9/99, и принимается к учету в сумме, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности, определяемой исходя из цены, установленной договором между организацией и покупателем.
В бухгалтерском учете оформляются следующие проводки:
Дебет 62 Кредит 90, субсчет "Выручка" – отражена выручка от реализации товара;
Дебет 90, субсчет "Себестоимость продаж" Кредит 41 "Товары" – списана себестоимость проданного товара;
Дебет 90, субсчет "НДС" Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС" – начислена сумма НДС с реализации, подлежащая уплате в бюджет.
Выручку отражают в бухгалтерском учете по методу начисления. Это означает, что ее признают после отгрузки товаров покупателю или приемки результатов выполненных работ (услуг) заказчиком. При методе начисления сумма выручки равна размеру поступлений от покупателя (заказчика) и его дебиторской задолженности. Она должна соответствовать договорной цене реализуемых товаров, работ или услуг. Если поступления покрывают лишь часть выручки, то ее определяют как сумму поступления и дебиторской задолженности. Если организация получает доход, относящийся к будущим периодам, оформляется следующая проводка:
Дебет 51 (50) Кредит 98 "Доходы будущих периодов", субсчет "Доходы, полученные в счет будущих периодов" – получен доход будущих периодов.
При наступлении будущего периода относящийся к нему доход списывается проводкой:
Дебет 98, субсчет "Доходы, полученные в счет будущих периодов" Кредит 90 "Продажи", субсчет "Выручка".
Авансы же не приносят организации экономической выгоды, так как ей предстоит исполнить свои обязательства – отгрузить товар, выполнить работу или оказать услугу. И только после исполнения обязательства можно сказать, что организация получила доход. К авансам также следует относить суммы, поступившие за работу, которую организация еще не выполнила.
Согласно Инструкции по применению Плана счетов авансы полученные учитываются на счете 62, субсчет "Расчеты с покупателями и заказчиками". Согласно п.3 ПБУ 9/99 поступления от других юридических и физических лиц в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг) не признаются доходами организации. [4]
Сумма поступившей на расчетный счет организации предварительной оплаты в счет предстоящей поставки товаров (работ, услуг) отражается в бухгалтерском учете следующей записью:
Дебет 51 Кредит 62, субсчет "Расчеты по авансам полученным" – отражено поступление аванса в счет предстоящей поставки товаров;
Дебет 62, субсчет "Расчеты по авансам полученным" Кредит 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Расчеты по НДС" – отражено начисление НДС с аванса. После фактической реализации продукции организация производит зачет ранее полученной предварительной оплаты в счет данной поставки продукции, что отражается в бухгалтерском учете следующей записью:
Дебет 62, субсчет "Расчеты по авансам полученным" Кредит 62 – произведен зачет ранее полученного аванса.
Внереализационные и чрезвычайные поступления признаются в следующем порядке:
- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, а также возмещения причиненных организации убытков - в отчетном периоде;
- суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которой истек срок исковой давности, - в отчетном периоде;
- суммы дооценки имущества - в отчетном периоде;
Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества) [3]
Исходя из этого ПБУ 10/99 содержит ряд ограничений по видам расходов, которые, являясь по существу стопроцентными затратами, не признаются таковыми применительно к его целям, поскольку непосредственно не влияют на формирование финансовых результатов. Для целей ПБУ 10/99 не признается расходами организации выбытие активов:
- в связи с приобретением (созданием) внеоборотных активов (основных средств, незавершенного строительства, нематериальных активов и т.п.);
- вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций;
- по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам;
- в порядке предварительной
оплаты материально-
- в виде авансов, задатков и иных ценностей, работ, услуг;
- в погашение кредита, займа, полученных организацией.
Для целей ПБУ 10/99 выбытие активов именуется оплатой.
При этом действует еще один не менее важный критерий характеристики расходов, использованный в ПБУ 10/99, а именно переход от продавца (владельца имущества) права собственности на его активы к новому собственнику или полная уверенность в их окончательной потере.
- при перепродаже (продаже) финансовых вложений, когда вклад, ценные бумаги и т.п. одной организации безвозвратно переходят к другой, понесенные первой организацией затраты признаются расходами;
- выбытие активов по договорам комиссии, агентским договорам в пользу комитента, принципала и т.п., т.к. вещи, поступившие от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью комитента;
- погашение кредита,
займа, полученных организацией. В
данном случае речь идет об
основной сумме долга по
- выбытие в порядке
предварительной оплаты МПЗ и
иных ценностей, работ, услуг, поскольку
нет абсолютной уверенности в
том, что работы будут выполнены,
материально-производственные
- выбытие в виде авансов, задатка в счет оплаты МПЗ и иных ценностей, работ, услуг - по тем же причинам, что и предварительная оплата.
Для того чтобы определить финансовый результат от обычных видов деятельности, нужно рассчитывать себестоимость проданных товаров, продукции (работ, услуг), которая формируется на базе расходов по обычным видам деятельности, признанных в отчетном и в предыдущих отчетных периодах, а также переходящих расходов, имеющих отношение к получению доходов в последующие отчетные периоды (с учетом корректировок в зависимости от особенностей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров).
Себестоимость проданной продукции, товаров, (работ, услуг) складывается из расходов, понесенных в предыдущие периоды (это прежде всего затраты по незавершенному производству на начало месяца и по приобретению материально-производственных запасов), а также расходов отчетного периода (которые непосредственно связаны с процессом производства и сбыта в отчетном периоде), уменьшенных на сумму расходов, переходящих на последующие отчетные периоды (объем незавершенного производства на конец отчетного периода). Основными элементами системы управления себестоимостью продукции являются прогнозирование и планирование, нормирование затрат, учет и калькулирование, анализ и контроль за себестоимостью. [3]
Информация о работе Учет доходов и расходов от продаж продукции (выполнения работ, оказания услуг)