Учет доходов и расходов от продаж продукции (выполнения работ, оказания услуг)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 16:22, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы по теме " Учет доходов и расходов от продаж продукции (выполнения работ, оказания услуг)" является изучение методики бухгалтерского учета и анализа доходов и расходов. Для достижения этой цели необходимо:
- раскрыть сущность и значение учета и анализа доходов и расходов;
- изучить классификацию доходов и расходов;
- разобрать состав доходов и расходов от обычных видов деятельности, а также прочих доходов и расходов;
- рассмотреть порядок формирования финансового результата;
- разобрать учет факта продажи товаров (работ, услуг), документальное оформление;
- рассмотреть начисление НДС;

Файлы: 1 файл

Финансовый учет.doc

— 232.50 Кб (Скачать файл)

- активы, принятые к учету, оказавшиеся в излишке по результатам инвентаризации.

Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие. В свою очередь прочие расходы состоят из операционных, внереализационных, чрезвычайных.

К расходам по обычным видам деятельности относятся затраты, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных МПЗ, возникающие в процессе переработки (доработки) МПЗ, которые будут использоваться при производстве продукции (выполнении работ и оказании услуг) или продаваться. Сюда же входят расходы, связанные с продажей (перепродажей) товаров (на содержание и эксплуатацию ОС и иных внеоборотных активов, на поддержание их в исправном состоянии, коммерческие, управленческие расходы).

Расходы по обычным видам деятельности необходимо сгруппировать по следующим элементам:

- материальные затраты;

- затраты на оплату  труда;

- отчисления на социальные  нужды;

- амортизация;

- прочие затраты.

Для целей управления в бухгалтерском учете организуется учет расходов по статьям затрат, перечень которых организация устанавливает самостоятельно. Операционными расходами являются:

- расходы, связанные с  предоставлением за плату во  временное пользование (временное владение и пользование) активов организации, если это не является предметом деятельности организации;

- расходы, связанные с  предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на  изобретения, промышленные образцы  и других видов интеллектуальной собственности;

- расходы, связанные с  участием в уставных капиталах  других организаций, если это не является предметом деятельности организации;

- расходы, связанные с  продажей, выбытием и прочим списанием  основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции

- проценты, уплачиваемые  организацией за предоставление  ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);

- расходы, связанные с  оплатой услуг, оказываемых кредитными  организациями;

- отчисления в оценочные  резервы, создаваемые в соответствии  с правилами бухгалтерского учета;

- резервы, создаваемые в  связи с признанием условных  фактов хозяйственной деятельности;

- резервы, создаваемые в  связи с признанием условных  фактов хозяйственной деятельности, если обязательство связано с операционными расходами;

- прочие операционные  расходы, в том числе:

- сумма уценки основных  средств, зачисляемая в установленном  порядке на счета учета прибылей  и убытков;

- дополнительные затраты, произведенные в связи с получением займов и кредитов, выпуском и размещением заемных обязательств;

- расходы организации  по содержанию законсервированных  производственных мощностей и объектов, мобилизационных мощностей;

- расходы, связанные с  аннулированием производственных заказов (договоров), прекращением производства, не давшего продукции;

К внереализационным расходам относятся:

- штрафы, пени, неустойки  за нарушение условий договоров;

- возмещение причиненных  организацией убытков

- убытки прошлых лет, признанные в отчетном году, в том числе:

- суммы бюджетных средств, признанные в бухгалтерском учете  в качестве доходов в прошлые годы, но подлежащие возврату;

- суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой  давности, других долгов, не реальных для взыскания;

- отрицательные курсовые  разницы, за исключением курсовых  разниц, относимых в установленном  порядке;

- резервы, создаваемые в  связи с признанием условных  фактов хозяйственной деятельности;

- суммы уценки активов, за исключением сумм уценки  основных средств;

- перечисление средств (взносов, выплат и т.д.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно - просветительского характера и иных аналогичных мероприятий;

- прочие внереализационные расходы (убытки от хищения материальных и иных ценностей, виновники которых по решениям суда не установлены, судебные расходы).

В процессе деятельности организации могут возникнуть чрезвычайные доходы и расходы. Это доходы и расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и др.). Иными словами, имеются в виду непредвиденные, непредотвратимые так называемые форс-мажорные обстоятельства. Состав чрезвычайных доходов приведен в п.9 ПБУ 9/99. К таким доходам относятся страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т.п. [4]

 

1.3 Учет факта продажи продукции.

 

Отгрузка продукции покупателям осуществляется со склада готовой продукции или непосредственно из цеха на основании договора с покупателем (заказчиком) и приказа-накладной, выписываемой отделом сбыта (маркетинга) в двух экземплярах и объединяющего два документа: приказ для склада и накладную на отпуск. Приказ-накладная подписывается начальником отдела маркетинга, материально ответственным лицом и экспедитором. Первый экземпляр вместе с товарной накладной (ф. № ТОРГ-12) передается экспедитору для указания количества отправленных мест, суммы транспортных расходов , а второй остается у материально ответственного лица как основание для отпуска, о чем делается запись в карточке учета материалов (ф. № М-17). В дальнейшем оба экземпляра сдаются в бухгалтерию; первый — экспедитором вместе с квитанцией о приемке груза транспортной организацией, а второй — при отчете кладовщика или другого материально ответственного лица.

Все организации, являющиеся плательщиками НДС, кроме того, обязаны выписывать покупателям счет-фактуру на продажу продукции (работ, услуг). В соответствии со ст. 169 НК РФ счетом-фактурой признается документ, служащий основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или его возмещению. Регистрация их осуществляется в журнале учета выставленных счетов-фактур в хронологическом порядке. [1]

Счет-фактура должен содержать следующую информацию:

- порядковый  номер и дату выписки;

-полное  или сокращенное наименование  и идентификационный 
номер продавца товара (работы, услуги) в соответствии с учредительными документами;

-наименование  получателя товара (работы, услуги) и его идентификационный номер;

- наименование  товара (работы, услуги);

- единицу  измерения, цену за единицу;

- страну  происхождения товара;

- стоимость (цену) товара (работы, услуги);

- номер  грузовой таможенной декларации (ГТД);

- сумму  НДС;

- дату  представления и пр.

Счет-фактура составляется в двух экземплярах, один из которых должен представляться поставщиком плательщику при отгрузке продукции, выполнении работ или оказании услуг, а второй остается у продавца и хранится в указанном выше журнале.

Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации, а также лицом, ответственным за отпуск товаров (работ, услуг). При необходимости счет-фактура может быть подписан и другим ответственным лицом, полномочия которого закреплены распоряжением (приказом) руководителя организации.

Регистрация счетов-фактур ведется в книге продаж в том налоговом периоде, в котором возникает налоговое обязательство.

Продавец выписывает счет-фактуру с регистрацией в книге продаж при получении денежных средств в виде авансовых и других платежей..

В организациях, имеющих обособленные подразделения и филиалы, оформление счетов-фактур допускается печатью как самой организации, так и указанных подразделений, а также специальной печатью для счетов-фактур. Все бланки счетов-фактур должны быть заранее пронумерованы в пределах отчетного года. Если они не использованы в отчетном году, то подлежат использованию в следующем отчетном периоде. Нумерация новых бланков осуществляется в порядке возрастания номеров, начиная с последнего присвоенного номера. В начале отчетного года нумерация начинается вновь с единицы. Можно вести книги продаж (покупок) с помощью ПК, распечатывая их не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем (кварталом), с указанием нумерации страниц. Страницы нумеруются, прошнуровываются и скрепляются печатью.

После выполнения своих обязательств перед покупателем в форме отгрузки продукции, выполнения работ или оказания услуг поставщик выписывает платежное требование. Оно представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить стоимость предъявленных обязательств.

Договор является основанием возникновения прав и обязанностей сторон.

Наиболее распространенная форма договора, которую используют организации для оформления продаж продукции, работ, услуг договор купли-продажи и его разновидность — договор поставки.

Договор купли-продажи определен как договор, по которому одна сторона — продавец — обязуется передать продукцию, работы, услуги в собственность другой стороне — покупателю, а покупатель обязуется принять эту продукцию, работы, услуги и уплатить за них определенную денежную сумму — цену. На организацию бухгалтерского учета процесса продаж товаров (работ и услуг) влияют:

- момент реализации для целей налогообложения;

- схема расчетов за продукцию, работы, услуги;

- момент перехода права собственности в договоре.

Их сочетание определяет порядок документального оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета процесса продаж.

 

1.4 Порядок начисление налога на добавленную стоимость

 

Налог на добавленную стоимость (далее — НДС) относится к косвенным налогам, и расчеты по данному налогу производятся в соответствии с гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» части второй НК РФ. [1]

Законодательно установлено, что продажная цена товара должна, как правило, соответствовать его рыночной цене, включающей сумму налога на добавленную стоимость.

Рыночной ценой товара признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров в сопоставимых экономических условиях.

В соответствии со ст. 40 НК РФ для целей налогообложения принимается цена товаров (работ, услуг), указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

С 1 января 2008 г. изменениями, внесенными в ст. 163 НК РФ, для всех налогоплательщиков налоговый период установлен как квартал. НДС взимается по следующим налоговым ставкам:

- 0% — при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, подтверждающих реальный экспорт товаров; работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией экспортных товаров (п 1 ст. 164 НК РФ);

- 10%- при реализации продовольственных товаров, товаров для детей и медицинских товаров отечественного и зарубежного производства согласно перечню, установленному НК РФ, а также периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой (п. 2 ст. 164 НК РФ);

- 18% — при реализации остальных товаров (работ, услуг), включая подакцизные товары (п.164 НК РФ). [1]

Так как в хозяйственной деятельности практически любых коммерческих организаций имеют место операции и по приобретению товаров, и по их продаже, то все они, как правило, должны уплачивать в бюджет разницу между выставленными покупателям суммами НДС и предъявленными поставщиками суммами НДС:

Для отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с НДС, используются счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и счет 68 «Расчеты по налогам и сборам».

В соответствии с методом начисления организация, продающая товары, начисление НДС отражает в учете по дебету счета 90 «Продажи» (субсчет 90–3 «Налог на добавленную стоимость») и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» (субсчет 68–1 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость»).

При продаже активов, отличных от товаров, продукции, работ, услуг (например, основных средств, материалов и т. п.) начисление НДС отражается по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 91–2 «Прочие расходы») и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» (субсчет 68–1 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость»).

Перечисление сумм НДС в бюджет отражается в учете по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» (субсчет 68–1 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость») в корреспонденции с кредитом счета 51 «Расчетные счета».

Для учета сумм НДС, предъявленных организации при приобретении товаров на территории РФ либо фактически уплаченных организацией при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, предназначен счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».

При приобретении товаров указанные выше суммы НДС учитываются по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» (соответствующий субсчет) в корреспонденции с кредитом счетов по учету расчетов (счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»).

Суммы НДС, подлежащие налоговому вычету, списываются с кредита счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» в дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» (субсчет 68–1 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость»). По дебету счета 85 "Отвлеченные средства" могут показываться суммы, начисляемой бюджету задолженности по НДС с полученных авансов, не уменьшающие величину задолженности перед выплатившими аванс покупателями

Таким образом, схема отражения задолженности бюджету по НДС с сумм получаемых авансов с использованием счета 85 "Отвлеченные средства" будет иметь следующий вид:

1. Отражается получение  аванса: Дебет счет 51 "Расчетные счета",

Кредит счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"

на сумму фактически полученных денежных средств;

2. Начисляется задолженность  перед бюджетом по НДС с  полученного аванса: Дебет счет 85 "Отвлеченные средства",

Кредит счет 68 "Расчеты по налогам и сборам" на сумму НДС с полученного аванса;

3. После отражения в учете реализации товаров корректируется задолженность перед бюджетом на сумму НДС с аванса, в счет которого были отгружены покупателю товары: Дебет счет 85 "Отвлеченные средства",

Информация о работе Учет доходов и расходов от продаж продукции (выполнения работ, оказания услуг)