Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 10:32, дипломная работа
Целью дипломной работы является углубленное изучение и всесторонний анализ бухгалтерского учета и анализа формирования финансовых результатов деятельности предприятия на примере конкретного субъекта хозяйствования – общества с ограниченной ответственностью "Водоканал-сервис" (г. Н.Новгород; далее – ООО "Водоканал-сервис").
Введение 3
Глава 1. Сущность и содержание бухгалтерского учета финансовых результатов 6
1.1 Сущность и порядок формирования финансовых результатов деятельности организации 6
1.2 Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета финансовых результатов 11
Глава 2. Учет финансовых результатов ООО "Водоканал-сервис" 13
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия и его учетной политики 13
2.2 Учет финансовых результатов от обычных видов деятельности 17
2.3 Учет финансовых результатов от прочих видов деятельности 20
2.4 Учет формирования конечного финансового результата и раскрытие информации о финансовых результатах в финансовой отчетности 22
Глава 3. Анализ прибыли ООО "Водоканал-сервис" от финансово-хозяйственной деятельности 32
3.1 Цели, задача и информационная база анализа прибыли 32
3.2 Анализ прибыли 37
3.3 Анализ рентабельности 55
3.4. Предложения по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации 64
Заключение 71
Список литературы 74
Сведем полученные значения коэффициентов рентабельности в табл. 10.
Таблица 10.
Значения коэффициентов рентабельности ООО "Водоканал-сервис" за 2009-2010гг.
Коэффициент рентабельности |
2009г. |
2010г. |
Отклонения (+, -) |
1. Рентабельность всего капитала предприятия, % |
3,28 |
1,74 |
-1,54 |
2. Рентабельность продаж, % |
1,04 |
0,42 |
-0,62 |
3. Рентабельность внеоборотных активов, % |
83,96 |
85,32 |
1,36 |
4. Рентабельность собственного капитала, % |
23,49 |
17,74 |
-5,75 |
5. Рентабельность перманентного капитала, % |
23,49 |
17,74 |
-5,75 |
Подводя итоги проведенного анализа, можно отметить следующее: все без исключения рассмотренные коэффициенты рентабельности ООО "Водоканал-сервис" за анализируемый период – 2010г. – ухудшились (снизились) по сравнению с 2009г. (за исключением показателя рентабельности внеоборотных активов, причиной чего явилось их сокращение в связи с реализации предприятием излишнего оборудования и иных фондов).
Проведем далее факторный анализ рентабельности основной деятельности предприятия по трехфакторной модели, предложенной А.Д. Шереметом.
Трехфакторная модель анализа рентабельности может быть представлена следующим образом:
R = λP / (λF + λE)
где λP – прибыльность продукции:
λP = P / N
λF – фондоемкость (капиталоемкость) продукции по основному капиталу:
λF = F / N
λE – оборачиваемость оборотных активов (капиталоемкость по оборотному капиталу):
λE = E / N
(В данной модели фактор оборачиваемости оборотных активов отражается величиной (E / N), обратной среднему числу оборотов).
Данные для факторного анализа рентабельности капитала ООО "Водоканал-сервис" представлены в табл. 11.
Таблица 11
Факторный анализ рентабельности капитала ООО "Водоканал-сервис"
Показатели |
Условные обозначения |
2009г. (базисный период) |
2010г. (отчетный период) |
Отклонения | ||
абсолютные гр.4 – гр.3 |
относит. (%) гр.5 / гр.3 * 100 | |||||
Исходные данные | ||||||
1 |
Продукция, тыс. руб. |
N |
43932 |
81846 |
37914,00 |
86,30 |
2 |
Трудовые ресурсы: |
|||||
а) промышленно-производственный персонал, чел. |
Т |
34 |
34 |
0,00 |
0,00 | |
б) оплата труда с начислениями, тыс. руб. |
U |
12298 |
24834 |
12536,00 |
101,94 | |
3 |
Материальные затраты, тыс. руб. |
M |
22783 |
46079 |
23296,00 |
102,25 |
4 |
Внеоборотные активы |
|||||
а) величина внеоборотных активов, тыс. руб. |
F |
545,5 |
402 |
-143,50 |
-26,31 | |
б) амортизация, тыс. руб. |
А |
55 |
41 |
-14,00 |
-25,45 | |
5 |
Оборотные средства, тыс. руб. |
Е |
13418,5 |
19299,5 |
5881,00 |
43,83 |
Расчетные показатели | ||||||
1 |
Себестоимость продукции, тыс. руб. |
S = U + M + A |
35136 |
70954 |
35818,00 |
101,94 |
2 |
Прибыль, тыс. руб. |
Р = N –S |
8796 |
10892 |
2096,00 |
23,83 |
3 |
Рентабельность капитала (предприятия) |
R = Р / (F + Е) |
0,63 |
0,55 |
-0,08 |
158,75 |
Расчеты для трехфакторной модели | ||||||
Фактор 1. Прибыльность продукции |
Р / N |
0,2002 |
0,1331 |
-0,0671 |
-33,53 | |
Фактор 2. Фондоемкость продукции |
F / N |
0,0124 |
0,0049 |
-0,0075 |
-60,44 | |
Фактор 3. Оборачиваемость оборотных активов |
Е / N |
0,3054 |
0,2358 |
-0,0696 |
-22,80 |
Сначала найдем значение рентабельности для базисного и отчетного годов:
для базисного периода:
R0 = 8796 / (545,5 + 13418,5) = 0,63 = 63%
для отчетного периода:
R1 = 10892 / (402 + 19299,5) = 0,55 = 55%
Таким образом, прирост (уменьшение) рентабельности за отчетный период составляет
ΔR = 0,55 – 0,63 = -0,08 = -8%.
Рассмотрим, какое влияние на это изменение оказали различные факторы.
1. Исследование
влияния изменения фактора
1.1. Рассчитываем
условную рентабельность по
R1 = λP1 / (λF0 + λE0) = (10892 / 81846) / [(545,5 / 43932) + (13418,5 / 43932)] = 0,1331 / (0,0124 + 0,3054) = 0,4188 = 41,88%
1.2. Выделяем влияние фактора прибыльности продукции:
ΔRP = R1 – R0 = 0,4188 – 0,6300 = -0,2112 = -21,12%.
2. Исследование влияния изменения фондоемкости
2.1. Рассчитываем
условную рентабельность по
RF = λP1 / (λF1 + λE1) =
= (10892 / 81846) / [(402 / 81846) + (13418,5 / 43932)] = 0,1331 / (0,0049 + 0,3054) = 0,4289 = 42,89%
ΔRF = RF – RP = 0,4289 – 0,4188 = 0,0101 = 1,01%.
3. Исследование влияния оборачиваемости оборотных активов
3.1. Рассчитываем
рентабельность для отчетного
периода. Ее можно
3.2. Выделяем
влияние фактора
ΔRP = R1 – RF = 0,5500 – 0,4289 = 0,1211 = 12,11%.
ΔR = R1 – R0 = ΔRP + ΔRF + ΔRE = -0,2112 + 0,0101 + 0,1211 = -0,08 = -8,00%
Таким образом, за 2010г. по сравнению с 2009г. рентабельность капитала ООО "Водоканал-сервис" снизилась на 8%. На изменение рентабельности капитала оказало отрицательно влияние понижение прибыльности продукции (-21,12%), а положительное влияние – ускорение оборачиваемости оборотных средств (+12,11%) и изменение фондоемкости продукции (+1,01%).
В заключение данного раздела дипломной работы проведем анализ рентабельности основного вида продукции, реализуемого ООО "Водоканал-сервис", – сернокислого алюминия (жидкого сульфата алюминия).
Исходные данные для факторного анализа рентабельности представлены в табл. 12.
Факторная модель для анализа имеет вид:
R = [((ПЦ – ЗЦ) * О – И) / (ПЦ * О)] * 100
где: ПЦ – продажная цена;
ЗЦ – закупочная цена;
И – издержки обращения;
О – объем реализации
R02005 = [((7393 – 4980) * 5070 – 5201000) / (7393 * 5070)] * 100 = 18,8%
R1усл = [((6379 – 4980) * 5070 – 5201000) / (6379 * 5070)] * 100 = 5,8%
R2усл = [((6379 – 4980) * 11000 – 5201000) / (6379 * 11000)] * 100 = 14,5%
R12006 = [((6379 – 4980) * 11000 – 7003000) / (6379 * 11000)] * 100 = 11,9%
Таблица 12
Исходные данные для факторного анализа рентабельности продаж сернокислого алюминия
Период |
Объем реализации, тонн |
Закупочная цена, руб. / тонна |
Закупочная стоимость объема реализации, руб. (гр. 2 * гр. 3) |
Издержки обращения, руб. |
Цена реализации, руб. / тонна |
Валовая выручка, руб. (гр. 2 * гр. 6) |
Прибыль (гр. 7 – гр. 4 – гр. 5) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
2005г. |
5070 |
4980 |
25248600 |
5201000 |
7393 |
37482510 |
7032910 |
2006г. |
11000 |
4980 |
54780000 |
7003000 |
6379 |
70169000 |
8386000 |
ΔR = R12006 – R02005 = 11,9 – 18,8 = -6,9%
ΔR(ПЦ) = R1усл – R02005 = 5,8 – 18,8 = -13%
ΔR(О) = R2усл – R1усл = 14,5 – 5,8 = 8,7%
ΔR(И) = R1 – R2усл = 11,9 – 14,5 = -2,6%
Проверка:
ΔR = ΔR(ПЦ) + ΔR(О) + ΔR(И) = -13% + 8,7% – 2,6% = -6,9%
Таким образом, за 2010г. произошло снижение рентабельности продаж сернокислого алюминия за счет снижения продажной цены (на 13%), рост рентабельности за счет увеличения объема реализации (на 8,7%) и снижение на 2,6% за счет роста издержек обращения. Общее изменение рентабельности – снижение на 6,9%.
Проведенный анализ показывает, что, снизив цену, предприятие увеличило объем реализации, увеличив тем самым и величину валовой прибыли, однако рентабельность продаж при этом существенно снизилась.
Анализ, проведенный в предыдущих разделах настоящей работы, позволяет выделить следующие основные тенденции формирования выручки и прибыли предприятия.
Наибольшую выручку ООО "Водоканал-сервис" получает от торговых операций.
За 2009г. удельный вес выручки от перепродажи товаров в общей сумме выручки ООО "Водоканал-сервис" составил 81,94%, а за 2010г. – 81,17%. Структура выручки ООО "Водоканал-сервис" представлена на рис. 3.
Рис. 3. Структура выручки ООО "Водоканал-сервис" за 2009-2010гг.
Как было отмечено выше, в составе себестоимости более высокими темпами растет себестоимость работ и услуг. Один процент прироста выручки от реализации работ и услуг вызывает рост себестоимости их реализации на 1,17%, тогда как 1% прироста реализации покупных товаров влечет за собой рост их себестоимости на 1,06%.
Подобная структура выручки ООО "Водоканал-сервис" обусловлена тем фактом, что на нижегородском рынке предприятие является одним из основных поставщиков химикатов для очистки воды – это объясняет высокий удельный вес в выручке сумм, полученных от перепродажи товаров. Услуги же, оказываемые ООО "Водоканал-сервис", эксклюзивными не являются – ремонт, техническое обслуживание и модернизацию водяных насосов в Нижнем Новгороде осуществляют еще несколько предприятий (в т.ч. и таких крупных, как ОАО "РУМО", ОАО "Гидромаш" и пр.).
Активная торговая деятельность предприятия не может не сказываться на структуре активов баланса, в частности, внимание на себя обращает чрезвычайно высокий удельный вес дебиторской задолженности.
По состоянию на 01.01.2010г. дебиторская задолженность составляет 54,99% всех активов ООО "Водоканал-сервис", на 31.12.2010г. – 65,92%.
Динамика изменения
удельного веса дебиторской задолженности
в общей сумме активов
Рис. 4. Динамика изменения удельного веса дебиторской задолженности в общей сумме активов ООО "Водоканал-сервис"
Отмеченные тенденции позволяют следующим образом определить область поиска резервов увеличения предприятия:
1) основное внимание
должно быть сосредоточено на
оптимизации торговой
2) в рамках
улучшения эффективности
Конечно, теоретически существует еще возможность увеличения прибыльности предприятия за счет его диверсификации в родственные отрасли бизнеса, но аналитиками ООО "Водоканал-сервис" как реально возможная она не рассматривается.
Как хорошо известно из теории финансового менеджмента, прибыль может быть получена предприятием за счет:
а) выведения на рынок принципиально нового продукта либо услуги;
б) за счет изменения одной из составляющих правой части уравнения
Прибыль = Выручка – Суммарные затраты
Повышение прибыли происходит за счет:
- увеличения
выручки при неизменных
Наиболее простой
путь реализации этого способа –
повышение продажной цены товара
при неизменной закупочной цене. Возможно
только в том случае, когда это
позволяет сделать ценовая
- снижения суммарных затрат при неизменной цене реализации
Способ предполагает оптимизацию управления затратами, в частности, – изыскание возможности закупать перепродаваемый товар по более низким ценам и снижать собственные издержки обращения.
Таким образом, для повышения финансовых результатов деятельности предприятия руководству ООО "Водоканал-сервис" можно предложить:
(а) улучшить
систему управления
(б) ООО "Водоканал-сервис" целесообразно рассмотреть возможность пересмотра условий сотрудничества со своим основным поставщиком – ООО "Аква-реагент", поскольку его отпускная цена на сернокислый алюминий выше среднерыночной.
При этом следует учитывать, что украинские и белорусские производители, заинтересованные в масштабном выходе на российский рынок, уже сейчас готовы вести переговоры о прямых поставках сульфата алюминия по ценам, указанным на рис. 5.
Объем реализации ООО "Водоканал-сервис" сульфата алюминия в натуральном выражении составил за 2010г. 11000 тонн.
Рис. 5. Цена сульфата алюминия за 1 тонну (руб.)
1. ООО "Реахим – Самара" (Самара); 2. ООО "Химком – Свет" (СПб.); 3. ООО "Аква-реагент" (Дзержинск); 4. ЗАО "Самарское предприятие Химпром" (Самара); 5. Химический завод им. П.Л. Войкова ОАО "Аурат" (Москва); 6. ДП "Завод "Коагулянт"" (Украина); 7. ОАО "Пигмент" (СПб.); 8. АО "Белакватрейд-сервис" (Белоруссия)
Снижение закупочной цены на 40 руб. / тонну при сохранении ООО "Водоканал-сервис" отпускной цены неизменной теоретически способно принести предприятию дополнительно 580 тыс. руб. валовой прибыли ежегодно. Однако при этом необходимо учитывать, что в случае переориентации предприятия на сотрудничество с белорусскими поставщиками у ООО "Водоканал-сервис" во-первых, существенно возрастут транспортные издержки, а во-вторых, повысится риск поставок (поскольку товар будет поступать из-за рубежа, возможные различные накладки в связи с изменениями таможенных режимов и т.д.). В этой связи возможность заключения договоров с зарубежными поставщиками должна быть пристально рассмотрена финансово-экономическими службами предприятия с точки зрения введения в договор условий, минимизирующих риски ООО "Водоканал-сервис".
(в) еще одним
существенным резервом
Информация о работе Учет финансовых результатов ООО "Водоканал-сервис"