Учет финансовых результатов ООО "Водоканал-сервис"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 10:32, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является углубленное изучение и всесторонний анализ бухгалтерского учета и анализа формирования финансовых результатов деятельности предприятия на примере конкретного субъекта хозяйствования – общества с ограниченной ответственностью "Водоканал-сервис" (г. Н.Новгород; далее – ООО "Водоканал-сервис").

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Сущность и содержание бухгалтерского учета финансовых результатов 6
1.1 Сущность и порядок формирования финансовых результатов деятельности организации 6
1.2 Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета финансовых результатов 11
Глава 2. Учет финансовых результатов ООО "Водоканал-сервис" 13
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия и его учетной политики 13
2.2 Учет финансовых результатов от обычных видов деятельности 17
2.3 Учет финансовых результатов от прочих видов деятельности 20
2.4 Учет формирования конечного финансового результата и раскрытие информации о финансовых результатах в финансовой отчетности 22
Глава 3. Анализ прибыли ООО "Водоканал-сервис" от финансово-хозяйственной деятельности 32
3.1 Цели, задача и информационная база анализа прибыли 32
3.2 Анализ прибыли 37
3.3 Анализ рентабельности 55
3.4. Предложения по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации 64
Заключение 71
Список литературы 74

Файлы: 1 файл

Финансовый учет.doc

— 470.50 Кб (Скачать файл)

Сведем полученные значения коэффициентов рентабельности в табл. 10.

Таблица 10.

Значения коэффициентов  рентабельности ООО "Водоканал-сервис" за 2009-2010гг.

Коэффициент рентабельности

2009г.

2010г.

Отклонения (+, -)

1. Рентабельность всего  капитала предприятия, %

3,28

1,74

-1,54

2. Рентабельность продаж, %

1,04

0,42

-0,62

3. Рентабельность внеоборотных  активов, %

83,96

85,32

1,36

4. Рентабельность собственного  капитала, %

23,49

17,74

-5,75

5. Рентабельность перманентного капитала, %

23,49

17,74

-5,75


Подводя итоги  проведенного анализа, можно отметить следующее: все без исключения рассмотренные  коэффициенты рентабельности ООО "Водоканал-сервис" за анализируемый период – 2010г. –  ухудшились (снизились) по сравнению с 2009г. (за исключением показателя рентабельности внеоборотных активов, причиной чего явилось их сокращение в связи с реализации предприятием излишнего оборудования и иных фондов).

Проведем далее  факторный анализ рентабельности основной деятельности предприятия по трехфакторной модели, предложенной А.Д. Шереметом.

Трехфакторная модель анализа рентабельности может  быть представлена следующим образом:

R = λ/ (λ+ λE)

где λ– прибыльность продукции:

λ= P / N

λ– фондоемкость (капиталоемкость) продукции по основному капиталу:

λ= F / N

λ– оборачиваемость оборотных активов (капиталоемкость по оборотному капиталу):

λ= E / N

(В данной  модели фактор оборачиваемости  оборотных активов отражается  величиной (E / N), обратной среднему  числу оборотов).

Данные для  факторного анализа рентабельности капитала ООО "Водоканал-сервис" представлены в табл. 11.

Таблица 11

Факторный анализ рентабельности капитала ООО "Водоканал-сервис"

Показатели

Условные обозначения

2009г. (базисный период)

2010г. (отчетный период)

Отклонения

абсолютные гр.4 – гр.3

относит. (%) гр.5 / гр.3 * 100

Исходные данные

1

Продукция, тыс. руб.

N

43932

81846

37914,00

86,30

2

Трудовые ресурсы:

         

а) промышленно-производственный персонал, чел.

Т

34

34

0,00

0,00

б) оплата труда с начислениями, тыс. руб.

U

12298

24834

12536,00

101,94

3

Материальные затраты, тыс. руб.

M

22783

46079

23296,00

102,25

4

Внеоборотные активы

         

а) величина внеоборотных активов, тыс. руб.

F

545,5

402

-143,50

-26,31

б) амортизация, тыс. руб.

А

55

41

-14,00

-25,45

5

Оборотные средства, тыс. руб.

Е

13418,5

19299,5

5881,00

43,83

Расчетные показатели

1

Себестоимость продукции, тыс. руб.

S = U + M + A

35136

70954

35818,00

101,94

2

Прибыль, тыс. руб.

Р = N –S

8796

10892

2096,00

23,83

3

Рентабельность капитала (предприятия)

R = Р / (F + Е)

0,63

0,55

-0,08

158,75

Расчеты для трехфакторной  модели

Фактор 1. Прибыльность продукции

Р / N

0,2002

0,1331

-0,0671

-33,53

Фактор 2. Фондоемкость продукции

F / N

0,0124

0,0049

-0,0075

-60,44

Фактор 3. Оборачиваемость оборотных активов

Е / N

0,3054

0,2358

-0,0696

-22,80


Сначала найдем значение рентабельности для базисного  и отчетного годов:

для базисного  периода:

R= 8796 / (545,5 + 13418,5) = 0,63 = 63%

для отчетного  периода:

R= 10892 / (402 + 19299,5) = 0,55 = 55%

Таким образом, прирост (уменьшение) рентабельности за отчетный период составляет

ΔR = 0,55 – 0,63 = -0,08 = -8%.

Рассмотрим, какое  влияние на это изменение оказали  различные факторы.

1. Исследование  влияния изменения фактора прибыльности продукции

1.1. Рассчитываем  условную рентабельность по прибыльности  продукции при условии, что  изменялась только рентабельность  продукции, а значения всех  факторов остались на уровне  базисных:

R= λP1 / (λF0 + λE0) = (10892 / 81846) / [(545,5 / 43932) + (13418,5 / 43932)] = 0,1331 / (0,0124 + 0,3054) = 0,4188 = 41,88%

1.2. Выделяем  влияние фактора прибыльности  продукции:

ΔR= R– R= 0,4188 – 0,6300 = -0,2112 = -21,12%.

2. Исследование  влияния изменения фондоемкости

2.1. Рассчитываем  условную рентабельность по фондоемкости  при условии, что изменились  два фактора – рентабельность  продукции и фондоемкость, а значение  оставшегося третьего фактора сохранилось на уровне базиса:

R= λP1 / (λF1 + λE1) =

= (10892 / 81846) / [(402 / 81846) + (13418,5 / 43932)] = 0,1331 / (0,0049 + 0,3054) = 0,4289 = 42,89%

ΔR= R– R= 0,4289 – 0,4188 = 0,0101 = 1,01%.

3. Исследование  влияния оборачиваемости оборотных активов

3.1. Рассчитываем  рентабельность для отчетного  периода. Ее можно рассматривать  как условную рентабельность  при условии, что изменились  значения всех трех факторов: рентабельности продукции, фондоемкости  и оборачиваемости оборотных активов (расчет R1 = 0,5500 приведен выше).

3.2. Выделяем  влияние фактора оборачиваемости  оборотных средств

ΔR= R– R= 0,5500 – 0,4289 = 0,1211 = 12,11%.

ΔR = R– R= ΔR+ ΔR+ ΔR= -0,2112 + 0,0101 + 0,1211 = -0,08 = -8,00%

Таким образом, за 2010г. по сравнению с 2009г. рентабельность капитала ООО "Водоканал-сервис" снизилась на 8%. На изменение рентабельности капитала оказало отрицательно влияние понижение прибыльности продукции (-21,12%), а положительное влияние – ускорение оборачиваемости оборотных средств (+12,11%) и изменение фондоемкости продукции (+1,01%).

В заключение данного  раздела дипломной работы проведем анализ рентабельности основного вида продукции, реализуемого ООО "Водоканал-сервис", – сернокислого алюминия (жидкого  сульфата алюминия).

Исходные данные для факторного анализа рентабельности представлены в табл. 12.

Факторная модель для анализа имеет вид:

R = [((ПЦ –  ЗЦ) * О – И) / (ПЦ * О)] * 100

где: ПЦ – продажная  цена;

ЗЦ – закупочная цена;

И – издержки обращения;

О – объем реализации

R02005 = [((7393 – 4980) * 5070 – 5201000) / (7393 * 5070)] * 100 = 18,8%

R1усл = [((6379 – 4980) * 5070 – 5201000) / (6379 * 5070)] * 100 = 5,8%

R2усл = [((6379 – 4980) * 11000 – 5201000) / (6379 * 11000)] * 100 = 14,5%

R12006 = [((6379 – 4980) * 11000 – 7003000) / (6379 * 11000)] * 100 = 11,9%

Таблица 12

Исходные данные для факторного анализа рентабельности продаж сернокислого алюминия

Период

Объем реализации, тонн

Закупочная цена, руб. / тонна

Закупочная стоимость  объема реализации, руб. (гр. 2 * гр. 3)

Издержки обращения, руб.

Цена реализации, руб. / тонна

Валовая выручка, руб. (гр. 2 * гр. 6)

Прибыль (гр. 7 – гр. 4 –  гр. 5)

1

2

3

4

5

6

7

8

2005г.

5070

4980

25248600

5201000

7393

37482510

7032910

2006г.

11000

4980

54780000

7003000

6379

70169000

8386000


ΔR = R12006 – R02005 = 11,9 – 18,8 = -6,9%

ΔR(ПЦ) = R1усл  – R02005 = 5,8 – 18,8 = -13%

ΔR(О) = R2усл – R1усл = 14,5 – 5,8 = 8,7%

ΔR(И) = R1 – R2усл = 11,9 – 14,5 = -2,6%

Проверка:

ΔR = ΔR(ПЦ) + ΔR(О) + ΔR(И) = -13% + 8,7% – 2,6% = -6,9%

Таким образом, за 2010г. произошло снижение рентабельности продаж сернокислого алюминия за счет снижения продажной цены (на 13%), рост рентабельности за счет увеличения объема реализации (на 8,7%) и снижение на 2,6% за счет роста издержек обращения. Общее изменение рентабельности – снижение на 6,9%.

Проведенный анализ показывает, что, снизив цену, предприятие  увеличило объем реализации, увеличив тем самым и величину валовой  прибыли, однако рентабельность продаж при этом существенно снизилась.

3.4. Предложения по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации

Анализ, проведенный  в предыдущих разделах настоящей  работы, позволяет выделить следующие  основные тенденции формирования выручки  и прибыли предприятия.

Наибольшую  выручку ООО "Водоканал-сервис" получает от торговых операций.

За 2009г. удельный вес выручки от перепродажи товаров  в общей сумме выручки ООО "Водоканал-сервис" составил 81,94%, а за 2010г. – 81,17%. Структура  выручки ООО "Водоканал-сервис" представлена на рис. 3.

Рис. 3. Структура  выручки ООО "Водоканал-сервис" за 2009-2010гг.

Как было отмечено выше, в составе себестоимости  более высокими темпами растет себестоимость работ и услуг. Один процент прироста выручки от реализации работ и услуг вызывает рост себестоимости их реализации на 1,17%, тогда как 1% прироста реализации покупных товаров влечет за собой рост их себестоимости на 1,06%.

Подобная структура выручки ООО "Водоканал-сервис" обусловлена тем фактом, что на нижегородском рынке предприятие является одним из основных поставщиков химикатов для очистки воды – это объясняет высокий удельный вес в выручке сумм, полученных от перепродажи товаров. Услуги же, оказываемые ООО "Водоканал-сервис", эксклюзивными не являются – ремонт, техническое обслуживание и модернизацию водяных насосов в Нижнем Новгороде осуществляют еще несколько предприятий (в т.ч. и таких крупных, как ОАО "РУМО", ОАО "Гидромаш" и пр.).

Активная торговая деятельность предприятия не может  не сказываться на структуре активов  баланса, в частности, внимание на себя обращает чрезвычайно высокий удельный вес дебиторской задолженности.

По состоянию  на 01.01.2010г. дебиторская задолженность составляет 54,99% всех активов ООО "Водоканал-сервис", на 31.12.2010г. – 65,92%.

Динамика изменения  удельного веса дебиторской задолженности  в общей сумме активов предприятия  представлена на рис. 4.

Рис. 4. Динамика изменения удельного веса дебиторской  задолженности в общей сумме  активов ООО "Водоканал-сервис"

Отмеченные  тенденции позволяют следующим  образом определить область поиска резервов увеличения предприятия:

1) основное внимание  должно быть сосредоточено на  оптимизации торговой деятельности  ООО "Водоканал-сервис";

2) в рамках  улучшения эффективности торговой  деятельности один из наиболее  существенных резервов повышения прибыли состоит в перестройке системы контрагентских отношений предприятия (как с поставщиками – кредиторами, так и с покупателями – дебиторами).

Конечно, теоретически существует еще возможность увеличения прибыльности предприятия за счет его  диверсификации в родственные отрасли бизнеса, но аналитиками ООО "Водоканал-сервис" как реально возможная она не рассматривается.

Как хорошо известно из теории финансового менеджмента, прибыль может быть получена предприятием за счет:

а) выведения  на рынок принципиально нового продукта либо услуги;

б) за счет изменения  одной из составляющих правой части  уравнения

Прибыль = Выручка  – Суммарные затраты

Повышение прибыли  происходит за счет:

- увеличения  выручки при неизменных суммарных  затратах (или увеличивающихся более медленными темпами, чем выручка)

Наиболее простой  путь реализации этого способа –  повышение продажной цены товара при неизменной закупочной цене. Возможно только в том случае, когда это  позволяет сделать ценовая ситуация рынка, или когда предприятие  является полным монополистом. Для ООО "Водоканал-сервис" это нереально ввиду более быстрого темпа роста затрат, чем выручки и отсутствия монопольной позиции.

- снижения суммарных  затрат при неизменной цене  реализации

Способ предполагает оптимизацию управления затратами, в частности, – изыскание возможности закупать перепродаваемый товар по более низким ценам и снижать собственные издержки обращения.

Таким образом, для повышения финансовых результатов  деятельности предприятия руководству  ООО "Водоканал-сервис" можно предложить:

(а) улучшить  систему управления дебиторской  задолженностью предприятия, разработав  и внедрив новую политику кредитования  покупателей (дебиторов) и усилив  контроль за состоянием дебиторской  задолженности;

(б) ООО "Водоканал-сервис" целесообразно рассмотреть возможность пересмотра условий сотрудничества со своим основным поставщиком – ООО "Аква-реагент", поскольку его отпускная цена на сернокислый алюминий выше среднерыночной.

При этом следует  учитывать, что украинские и белорусские  производители, заинтересованные в масштабном выходе на российский рынок, уже сейчас готовы вести переговоры о прямых поставках сульфата алюминия по ценам, указанным на рис. 5.

Объем реализации ООО "Водоканал-сервис" сульфата алюминия в натуральном выражении  составил за 2010г. 11000 тонн.

Рис. 5. Цена сульфата алюминия за 1 тонну (руб.)

1. ООО "Реахим  – Самара" (Самара); 2. ООО "Химком  – Свет" (СПб.); 3. ООО "Аква-реагент" (Дзержинск); 4. ЗАО "Самарское предприятие Химпром" (Самара); 5. Химический завод им. П.Л. Войкова ОАО "Аурат" (Москва); 6. ДП "Завод "Коагулянт"" (Украина); 7. ОАО "Пигмент" (СПб.); 8. АО "Белакватрейд-сервис" (Белоруссия)

Снижение закупочной цены на 40 руб. / тонну при сохранении ООО "Водоканал-сервис" отпускной  цены неизменной теоретически способно принести предприятию дополнительно 580 тыс. руб. валовой прибыли ежегодно. Однако при этом необходимо учитывать, что в случае переориентации предприятия на сотрудничество с белорусскими поставщиками у ООО "Водоканал-сервис" во-первых, существенно возрастут транспортные издержки, а во-вторых, повысится риск поставок (поскольку товар будет поступать из-за рубежа, возможные различные накладки в связи с изменениями таможенных режимов и т.д.). В этой связи возможность заключения договоров с зарубежными поставщиками должна быть пристально рассмотрена финансово-экономическими службами предприятия с точки зрения введения в договор условий, минимизирующих риски ООО "Водоканал-сервис".

(в) еще одним  существенным резервом повышения  прибыли предприятия является  возможность выведения ООО "Водоканал-сервис" на рынок химических реактивов  принципиально нового высокотехнологичного  и экологически эффективного коагулянта титана.

Информация о работе Учет финансовых результатов ООО "Водоканал-сервис"