Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 13:34, курсовая работа
Целью работы является разработка мероприятий по совершенствованию учета и анализа выпуска и реализации готовой продукции (работ, услуг).
В соответствии с целью курсовой работы были сформулированы следующие задачи:
- показать сущность и экономическое значение учета готовой продукции;
- определить цели и задачи учета выпуска и реализации готовой продукции;
- изучить синтетический и аналитический учет готовой продукции и ее реализации;
Введение
Для успешного выполнения бухгалтерией своих учетных задач, связанных с готовой продукцией (работ, услуг), необходима ритмичная работа предприятия, правильная организация складского хозяйства, своевременное оформление хозяйственных операций.
Актуальность и значимость рассмотрения проблемы учета выпуска и продажи готовой продукции (работ, услуг) заключается в том, что результатом деятельности любого производственного предприятия или организации является выпуск готовой продукции, выполнение работ или предоставление услуг.
Объем выпуска и продажи готовой продукции является основным показателем, характеризующим деятельность предприятия. Объем продаж крайне важен для установления различных нормированных статей затрат, например, таких как расходы на рекламу, представительские расходы, а также для исчисления целого ряда налогов.
По своему экономическому содержанию объем проданной продукции характеризует конечный финансовый результат работы предприятия, выполнения своих обязательств перед потребителями, степень участия в удовлетворении потребностей рынка.
В настоящих условиях основное значение придается объему продаж продукции как важнейшему экономическому показателю работы, определяющему эффективность, целесообразность и стабильность, либо путем розничных продаж через сеть собственных магазинов за наличный расчет.
Таким образом, процесс
продажи завершает кругооборот
хозяйственных средств
Объект исследования – ОАО «Чебоксарский агрегатный завод», на примере которого анализируется бухгалтерский учет операций, связанных с выпуском и продажей готовой продукции.
Предметом исследования является учет и анализ выпуска и реализации готовой продукции.
Целью работы является разработка мероприятий по совершенствованию учета и анализа выпуска и реализации готовой продукции (работ, услуг).
В соответствии с целью курсовой работы были сформулированы следующие задачи:
- показать сущность
и экономическое значение
- определить цели и задачи учета выпуска и реализации готовой продукции;
- изучить синтетический и аналитический учет готовой продукции и ее реализации;
- показать документальное
оформление учета готовой
- разработать мероприятия
по совершенствованию учета
1. Методические аспекты учета и анализа выпуска и реализации готовой продукции (работ, услуг)
1.1. Понятие готовой продукции (работ, услуг). Их оценка
В продукцию входят несколько составляющих ее частей: готовая продукция, товары, выполненные работы и оказанные услуги, а также товары, которые отгружены покупателям и заказчикам.
Конечным продуктом производственного процесса предприятия является готовая продукция. Изделия считаются готовыми только в том случае, если они полностью укомплектованы и соответствуют техническим условиям, утвержденным в установленном порядке, сданы на склад готовой продукции и снабжены сертификатом или другим документом, удостоверяющим качество готовой продукции.
Готовая продукция составляет основную часть продукции предприятия. Кроме того, в состав продукции включаются также отпущенные на сторону полуфабрикаты собственного производства, выполненные работы и оказанные услуги промышленного характера. Работами промышленного характера считаются услуги вспомогательных цехов по отпуску пара, воды, электроэнергии, сжатого воздуха, автоперевозки и другие услуги сторонним предприятиям и организациям, своим непромышленным хозяйствам или для собственного капитального строительства.
Продукция, подлежащая сдаче указчику на месте и не оформленная актом приемки, остается в составе незавершенного производства и в состав готовой продукции не включается. Готовая продукция в основном предназначена для реализации на сторону, но часть ее может использоваться внутри своего предприятия.
В Методических указаниях по учету МПЗ готовая продукция определена как часть материально – производственных запасов, предназначенных для продажи, технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов в случаях, установленных законодательством.
Готовая продукция, как правило, должна быть сдана на склад в подотчет материально ответственному лицу. Крупногабаритные изделия, сыпучие и жидкие продукты, которые не могут быть сданы на склад по техническим причинам, принимаются представителем заказчика на месте их изготовления, комплектации и сборки.
Планирование и учет готовой продукции ведут в натуральных, условно-натуральных и стоимостных показателях. Условно-натуральные показатели используют для получения обобщенных данных об однородной продукции.
Для учета готовой продукции используют счета № 40 и №43 – эти счета предназначены для обобщения информации о наличии и движении готовой продукции, работ, услуг.
Реализация готовой продукции отражается на счете 90 «Продажи» - этот счет предназначен для выявления конечного финансового результата деятельности организации за отчетный период. При реализации готовой продукции, работ, услуг, следует сформировать финансовый результат от продаж. Реализация готовой продукции, работ, услуг организуется с помощью бухгалтерского учета, который охватывает все стороны экономической и хозяйственной деятельности организации как внутри их, так и в их взаимоотношениях с другими юридическими и физическими лицами.
Готовая продукция отражается в бухгалтерском балансе по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости, включающей затраты, связанные с использованием в процессе производства основных средств, сырья, материалов, топлива и другие затраты на производство продукции либо по прямым статьям затрат. Оценка готовой продукции в настоящее время осуществляется по:
1.Фактической
2. по плановой (нормативной)
производственной
3. По неполной (сокращенной) производственной себестоимости (метод «директ-костинг»), исчисляемой по фактическим затратам без учета общехозяйственных расходов. Этот метод предназначен для учета в производствах массовой продукции. Когда косвенные расходы списываются со счета 26 «Общехозяйственные расходы» в дебет счета 90 «Продажи»;
4. По продажным (рыночным)
ценам и тарифам, (без налога
на добавленную стоимость и
налога с продажи) при учете
товаров, реализуемых через
5. По продажным ценам и тарифам (с учетом НДС). Этот вариант используют в условиях относительной стабильности цен и тарифов, причем необходимо обособленно учитывать сумму налога на добавленную стоимость.
6. По учетным ценам (договорным, оптовым) – обособленно учитывается разница между фактической себестоимостью и учетной ценой. До настоящего времени данный вариант оценки готовой продукции был наиболее распространенным, но теперь в связи с резкими изменениями в ценообразовании применяется реже. Его преимущество реализуется при сравнительно устойчивых ценах и проявляется в возможности сопоставления оценки в текущем учете и отчетности, что важно для контроля за правильным определением объема товарного выпуска.
При использовании в учете готовой продукции учетных цен и плановой себестоимости возникает необходимость исчисления отклонений товарного выпуска в оценке по учетным ценам от его фактической производственной себестоимости. Это позволяет независимо от вида оценки в текущем учете определять, в конечном счете, фактическую себестоимость отгруженной и отпущенной в порядке реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг, а также остатков готовых изделий на складах к концу месяца.
Расчет обычно проводят по средневзвешенному проценту, исчисленному как отношение фактической себестоимости остатка продукции на начало месяца и продукции, выпущенной из производства в данном месяце, к стоимости этого же объема продукции в учетных ценах.
Отклонения в стоимости продукции в оценке по учетным ценам и плановой (нормативной) себестоимости находят путем их сопоставления. Отрицательная сумма отклонений фиксируется методом «красное сторно», положительная – обычной записью.
Отгруженной продукцией являются отгруженные в адрес покупателя, но еще не оплаченные готовые изделия. Для учета отгруженной продукции используется балансовый счет 45 «Товары отгруженные». Стоимость отгруженной продукции по фактической или нормативной (плановой) себестоимости отражается по балансовому счету 43 «Готовая продукция».
В течение месяца учет ведется по плановым (учетным) ценам, а затем после начисления фактической производственной себестоимости готовой продукции вносятся коррективы и стоимость отгруженной продукции доводится до фактического уровня.
Отгрузка готовой продукции отражается по дебету счета 90 субсчету 2 «Себестоимость продаж» и по кредиту счета 43 «Готовая продукция».
Если договором предусмотрен порядок перехода права собственности, после оплаты на счетах бухгалтерского учета операции отражаются следующим образом:
Отгрузка продукции покупателям отражается по дебету счета 45 «Товары отгруженные» и по кредиту счета 43 «Готовая продукция».
Факт оплаты отгруженной продукции отражается по дебету счета 51 «Расчетный счет» и по кредиту 90/1 «Выручка».
Списание стоимости отгруженной продукции отражается по дебету 90/2 «Себестоимость продаж» и по кредиту счета 45 «Товары отгруженные».
Для определения фактической
себестоимости отгруженной
Работы и услуги – это стоимость различных работ (проектных, по ремонту техники и т.п.) и услуг (консультационных, транспортных и т.д.), выполненных и оказанных сторонним организациям и лицам, а также работникам организации на условиях оплаты.
Сданные работы и оказанные услуги отражаются в бухгалтерском балансе по фактической (или нормативной) полной себестоимости, включающей наряду с производственной себестоимостью затраты, связанные с реализацией продукции, работ, услуг, возмещаемых договорной (контрактной) ценой.
Товары – часть материально–производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических и физических лиц и предназначенных для продажи.
Организации, осуществляющие торговую деятельность, на счете 41 «Товары» помимо товарно-материальных ценностей, приобретенных в качестве товаров для продажи, учитывают также покупную тару собственного производства (кроме инвентарной, служащей для производственных или хозяйственных нужд и учитываемой на счетах 01 «Основные средства или 10 «Материалы»).
К счету 41 «Товары» могут быть открыты следующие субсчета:
1 «Товары на складах»;
2 «Товары в розничной торговле»
3 «Тара под товаром и порожняя» и др.
На субсчете 1 «Товары на складах» учитывают наличие и движение товаров, находящихся на оптовых и распределительных базах, складах, в кладовых организациях, оказывающих услуги общественного питания, овощехранилищах, холодильниках и др.
На субсчете 2 «Товары в розничной торговле» учитывают наличие и движение товаров в организациях розничной торговли (магазинах, палатках, ларьках, киосках и т.п.), а также в буфетах организаций общественного питания. На этом же субсчете указанные организации учитывают наличие и движение стеклянной посуды.
На субсчете 3 «Тара
под товаром и порожняя»
Порядок оценки товаров определен ПБУ 5/01 «Учет материально – производственных запасов». В соответствие с данным ПБУ, товары принимаются на учет по фактической себестоимости.