Учет готовой продукции на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 13:34, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является разработка мероприятий по совершенствованию учета и анализа выпуска и реализации готовой продукции (работ, услуг).
В соответствии с целью курсовой работы были сформулированы следующие задачи:
- показать сущность и экономическое значение учета готовой продукции;
- определить цели и задачи учета выпуска и реализации готовой продукции;
- изучить синтетический и аналитический учет готовой продукции и ее реализации;

Файлы: 1 файл

курсовая БУУ.doc

— 249.00 Кб (Скачать файл)

Фактической себестоимостью товаров, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на их приобретение (с учетом суммовых разниц), за исключением НДС и иных возмещаемых налогов; полученных по договору дарения или безвозмездно – их рыночная стоимость; полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств неденежными средствами, - стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией.

Организации, осуществляющие торговую деятельность, могут включать затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу, в состав расходов на продажу.

Организации, осуществляющие розничную торговлю, могут производить  оценку приобретенных товаров по продажной стоимости с отдельным  учетом наценок (скидок). В этом случае поступившие товары приходуются по стоимости приобретения по дебету счета 41 и кредиту счета 60 и др. счетов. Одновременно на разницу между стоимостью приобретения товаров и их стоимостью по продажным ценам дебетуют счет 41 «Товары» и кредитуют счет 42 «Торговая наценка».

В соответствии с пунктом 16 ПБУ 5/01 « Учет материально-производственных запасов» отпускаемые в продажу или выбывающие товары, а также остаток товаров на конец отчетного периода оцениваются одним из следующих методов:

1.по себестоимости  единицы; 

2.по средней себестоимости;

3.по себестоимости  первых по времени приобретения  товаров (ФИФО);

4.по себестоимости  последних по времени приобретения  товаров (ЛИФО).

1. Товары, используемые  организацией в особом порядке  (драгоценные металлы, драгоценные  камни), или товары, которые не могут обычным образом заменить друг друга, оцениваются по себестоимости каждой единицы таких товаров.

2. Товары могут оцениваться  организацией по средней себестоимости,  которая определяется по каждой  группе (виду) товаров как частное  от деления общей стоимости группы (вида) товаров на их количество. Указанные количество и стоимость складываются соответственно из себестоимости и количества по остатку на начало месяца и по поступившим в течение месяца товарам.

3. Метод ФИФО предполагает  списание продаваемых товаров в оценке, соответствующей порядку их поступления (приобретения). Нормативное определение продаваемых товаров в оценке ФИФО дается в пункте 19 ПБУ 5/01. Согласно ПБУ, оценка по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов основана на допущении, что материально-производственные запасы используются в течение месяца и иного периода в последовательности их приобретения (поступления), т.е. запасы, первыми поступающие в продажу, должны быть оценены по себестоимости первых по времени приобретений с учетом себестоимости запасов, числящихся на начало месяца. При применении этого способа оценка МПЗ, находящихся на складе на конец месяца, производится по фактической себестоимости последних по времени приобретений, а в себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг учитывается себестоимость ранних по времени приобретений.

Таким образом, оценка по методу ФИФО напоминает конвейер. Идея метода ФИФО заключается в том, что  в условиях роста цен на приобретаемые  товары его применение делает минимальной оценку себестоимости реализованных товаров и, следовательно, максимальной оценку товарного остатка и прибыли от продажи товаров. И, наоборот, в условиях снижения цен способ ФИФО минимизирует оценку товарных запасов и соответственно величину прибыли организации.

4. Метод ЛИФО предполагает  списание товаров по стоимости,  соответствующей последовательности, обратной поступлению товаров.  Согласно определению метода  ЛИФО, дающемуся в пункте 20 ПБУ  5/01, оценка запасов методом ЛИФО основана на допущении, что материально-производственные запасы (товары), первыми поступающие в продажу, должны быть оценены по себестоимости последних в последовательности приобретения.

 Таким образом,  в отличие от метода ФИФО  метод ЛИФО напоминает мешок, бункер. Если в бункер закладывать товары, а затем начинать вынимать их, то первыми будут извлечены именно те ценности, которые попали в бункер последними. Отсюда эффект метода ЛИФО – последний поступивший товар как бы первым списывается с баланса.

Идея метода ЛИФО состоит  в том, чтобы в условиях роста  цен продемонстрировать минимальную  оценку товарного остатка и прибыли  от продажи товаров. В условиях же снижения цен ЛИФО, наоборот, максимизирует  оценку товарных запасов и соответственно прибыли организации.

 

1.2.Цель и задачи  учета выпуска и реализации  готовой продукции (работ, услуг)

 

При постановке бухгалтерского учета в  предприятиях особое место  занимает учет готовой продукции, ее выпуска  и реализации. Необходимость  и  роль учета выпуска и реализации готовой продукции обеспечивается следующим. Предприятия изготовляют  продукцию, исходя из условий, заключенных  с покупателями и заказчиками  договоров, разрабатываемых плановых заданий по ассортименту, количеству и объему подлежащей выпуску продукции, постоянно уделяя большое внимание вопросам изучения спроса и конкурентоспособности  продукции, расширения ее ассортимента, равняясь на потребности рынка.

Данные  бухгалтерского учета обеспечивают возможность  определить предполагаемый доход предприятия после реализации выпущенной продукции. Поэтому учет выпуска и реализации готовой  продукции находится под постоянным контролем бухгалтерии предприятия, так как его ритмичность обеспечивает выполнение договорных обязательств по отгрузке продукции, покупателям, своевременность реализации и всех расчетов и выплат.

Одним из методов контроля над качеством  готовой продукции  является инвентаризация. Основная задача инвентаризации готовой  продукции - проверить соответствие фактического наличия готовых изделий  на складе и в отгрузке учетным данным. Одновременно выявляют изделия, не оформленные сдаточными накладными, факты пересортицы, порчи, излишки и недостачи готовой продукции, проверяют документальную обоснованность остатка средств по счету товаров отгруженных, выявляют неполную или просроченную оплату выставленных счетов.

Таким образом, бухгалтерский  учет выпуска  и реализации готовой  продукции  призван обеспечить достоверные  данные об объеме производства, выпуска  и реализации готовой продукции, а также о предполагаемых доходах  предприятия от реализации готовой  продукции.

Основными элементами системы  управления готовой  продукцией являются планирование, прогнозирование  и  нормирование затрат, учет и контроль выпуска и реализации готовой  продукции. Все они функционируют в тесной взаимосвязи и приносят положительный результат, если отвечают основным задачам бухгалтерского учета готовой продукции:

- правильный и своевременный  учет  наличия и движения готовой   продукции на складах;

- контроль за выполнением  планов по объему, ассортименту выпущенной продукции и обязательств по ее поставкам;

- контроль за сохранностью  готовой продукции и соблюдением  установленных лимитов;

- контроль за выполнением  плана по реализации продукции  и своевременностью оплаты за  реализованную продукцию;

- своевременное и правильное  документальное  оформление отгруженной  и отпущенной  продукции (работ,  услуг), четкая  организация расчетов  с покупателями;

- своевременный и точный  расчет  сумм за реализованную  продукцию;

- выявление фактических затрат  на производство готовой продукции и ее сбыт;

- выявление рентабельности  всей  продукции и ее отдельных  видов;

- выявление резервов  снижения  себестоимости продукции.

Данные задачи решаются путем установления организационной  формы бухгалтерской работы по учету готовой продукции, формирования учетной политики, обоснованностью, оптимальностью и целесообразностью выбора в учетной политике организационных, методических и технических аспектов по учету готовой продукции, обеспечение методов внутреннего контроля на предприятии. От успешного выполнения этих задач зависит ритмичность и слаженность работы предприятия, своевременность и объем выпускаемой продукции и т.д

 

1.3. Документальное оформление  движения готовой продукции (работ,  услуг)

 

Отпуск готовой продукции покупателям оформляется накладными. В качестве типовой формы накладной можно использовать форму № М-15 «Накладная на отпуск материалов на сторону».

В зависимости от отраслевой специфики организации могут  применять специализированные формы  накладных и других первичных документов с указанием в них обязательных реквизитов.

Основанием для выписки  накладных являются распоряжения руководителя организации или уполномоченного  им лица, а также договор с покупателем (заказчиком). Методическими рекомендациями по учету МПЗ рекомендуется следующий порядок учета отпуска готовой продукции.

Накладные формы М-15 выписываются на складе или в отделе сбыта в  четырех экземплярах, и все они  передаются в бухгалтерию для  регистрации в журнале регистрации  накладных на отпуск готовой продукции и подписи их главным бухгалтером или лицом, им уполномоченным.

Из бухгалтерии подписанные  накладные возвращаются в отдел  сбыта (или другое аналогичное подразделение  организации). Один экземпляр передается кладовщику (или другому материально-ответственному лицу), второй служит основанием для выписки счет-фактуры, третий и четвертый – передаются получателю готовой продукции. На всех экземплярах накладной получатель обязан расписаться в получении продукции.

При вывозе продукции  через пропускной пункт один экземпляр накладной (четвертый) остается у службы охраны, а третий экземпляр передается получателю в качестве сопроводительного документа на груз. Служба охраны записывает накладные в журнал регистрации грузов и затем передает накладные по описи в бухгалтерию, где на их основе делают отметки о вывозе в журнале регистрации накладных на вывоз (продажу) готовой продукции.

Счета-фактуры выписываются в двух экземплярах. Первый экземпляр  не позднее 10 дней с даты отгрузки продукции  высылается или передается покупателю, а второй остается у организации-поставщика для отражения в книге продаж и начисления НДС.

В последнее время  многие организации применяют бескарточный метод учета готовой продукции. При данном методе с помощью ЭВМ  ежедневно составляют оборотные ведомости учета выпуска из производства и движения готовой продукции относительно складов (других мест хранения). Остатки готовой продукции периодически инвентаризируются.

Как и по материальным запасам, по готовой продукции составляют номенклатуру-ценник. Помимо ценника разрабатывают справочники продукции, в которых содержатся сведения об облагаемой и не облагаемой различными видами налогов продукции, о плательщиках и грузополучателях, среднеквартальной и среднегодовой себестоимости.

Данные платежных документов по отгруженной продукции ежедневно  записывают в ведомость учета и реализации продукции (работ, услуг), форма №16 или №16а. В ведомости указывают дату и номер платежного документа, наименование поставщика, количество отгруженной продукции по ее видам, суммы, предъявляемые по счетам, и отметку об оплате счетов. Ведомость является формой аналитического учета товаров отгруженных. Готовую продукцию в ведомости отражают по учетным и отпускным ценам. Ведомость формы №16 используют при определении выручки по отгрузке, а №16а – при определении выручки по оплате.

Отгрузка продукции  производится в порядке продажи  в соответствии с заключенными договорами или путем свободной продаж через  розничную торговлю.

Если сроки поставки не установлены договором или не вытекают из его существа и целей, покупатель вправе требовать поставки в любое время. Временем исполнения обязательств по одногородней поставке считается дата составления приемо-сдаточного акта или расписки в получении продукции, а при отгрузке продукции иногороднему покупателю – день сдачи этих документов транспортным организациям. В договоре обязательно должно быть отражено, за чей счет производится оплата расходов по доставке продукции от поставщика до покупателя.

Франко-станция назначения означает, что расходы по доставке оплачивает поставщик и включает их в отпускную цену продукции.

Франко-станция отправления  означает, что поставщик оплачивает расходы только по отгрузке готовой  продукции в вагоны. Остальные  расходы по перевозке несет покупатель.

При отгрузке товаров  обычно заполняется товарная накладная формы № ТОРГ-12 в двух экземплярах, один из которых остается у поставщика и является основанием для списания товаров, а второй – передается покупателю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Учет выпуска и реализации продукции в ОАО «Чебоксарский агрегатный завод»

 

 

2.1. Экономическая характеристика  финансово-хозяйственной деятельности  ОАО  «Чебоксарский агрегатный  завод»

 

Открытое акционерное  общество «Чебоксарский агрегатный завод» является производственным предприятием, выпускающим продукцию, как промышленного назначения, так и продукцию для потребительского рынка. «Чебоксарский Агрегатный Завод» является одним из крупнейших предприятий тракторостроительной отрасли России, лидирующим в производстве запасных частей к ходовым системам тракторной техники, почти все инновации, разработанные в России для ходовых систем, осваиваются и на ОАО «Чебоксарский агрегатный завод». Ежегодно выпускается товарной продукции на сумму свыше 5 млрд. руб. Производственные площади предприятия составляют - 80 га, количество сотрудников предприятия на 01 января 2009 г. составляло 6908 человек. Предприятие входит в состав «Концерна «Тракторные заводы» с 2003 г.

Информация о работе Учет готовой продукции на предприятии