Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 13:03, курсовая работа
Целью данной работы является систематизация теоретических и практических аспектов учета готовой продукции и ее реализации. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть нормативное регулирование учета готовой продукции;
2) проанализировать особенности учета и оценки готовой продукции;
3) рассмотреть особенности учета расходов на продажу;
4) выявить особенности учета реализации готовой продукции и финансовых результатов;
Введение…………………………………………………………………………..2 1.Теоретические аспекты учета и реализации готовой продукции 1.1.Показатели, характеризующие выпуск и реализацию готовой продукции и их роль в оценке деятельности предприятия……………………………………4
1.2.Особенности учета готовой продукции, отражаемые в учетной политике предприятия……………………………………………………………………….5
1.3.Оценка готовой продукции………………………………………………….7
1.4.Организация бухгалтерского учета выпуска и реализации продукции……………………………………………………………………..….10
1.5.Отражение остатков готовой продукции в балансе………………………………………………………………….………...22
2.Учет и документальное оформление выпуска готовой продукции………...24
2.1.Учет и документальное оформление реализации продукции…………….26
Заключение…………………………………………………………………….…31
Список использованных источников…………………………………………...33
Если выручка от продажи
отгруженной продукции
Одновременно стоимость продукции по цене реализации (включая НДС и акцизы) отражается по кредиту счета 90 «Продажи» и дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Исчисленная по реализуемой продукции сумма НДС отражается по дебету счета 90 «Продажи» по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».
В таблице 2 приведен порядок бухгалтерских записей по продаже продукции при условии, что выручка от продажи продукции в течение определенного времени не может быть признана в бухгалтерском учете.
Таблица 2 – Порядок бухгалтерских записей по продаже продукции:
Описание проводки |
Корреспонденция счетов | |
Дебет |
Кредит | |
|
45 |
43 |
|
45 |
44 |
|
62 |
90 |
|
90 |
45 |
|
90 |
45 |
|
90 |
68 |
|
68 |
51,52 |
|
||
Прибыль |
90 |
99 |
Убыток |
99 |
90 |
На счете 45 «Товары отгруженные»
указываются также готовые
Стоимость сданных работ и оказанных услуг списывается по фактической или нормативной (плановой) себестоимости с кредита счета 20 «Основное производство» или 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» в дебет счета 90 «Продажи» по мере предъявления счетов за выполненные работы и услуги. Одновременно сумму выручки отражают по кредиту счета 90 «Продажи» и дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
В последнее время широко
применяется предварительная
Дебет счета 51 «Расчетные счета»
Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
После отгрузки продукции она считается проданной и списывается в дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» с кредита счета 90 «Продажи».
Если предварительная оплата выступает в форме авансового платежа и непосредственно не связана с конкретным счетом-фактурой, то поступившие платежи отражают по кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Объектами налогообложения по НДС являются обороты по продаже товаров, выполненных работ и услуг, и товары, ввозимые на территорию Российской Федерации.
Исчисленную сумму НДС
по проданной продукции оформляют
следующей бухгалтерской
Дебет счета 90 «Продажи»
Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость».
Учет расчетов с бюджетом по акцизам осуществляют на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по акцизам». На сумму акциза в составе выручки дебетуют счет 90 «Продажи» и кредитуют счет 68, субсчет «Расчеты по акцизам».
Перечисление акциза отражают по дебету счета 68, субсчет «Расчеты по акцизам», и кредиту счета 51 «Расчетные счета».
Для учета коммерческо-сбытовых расходов используют активный синтетический счет 44 «Расходы на продажу». Их аналитический учет ведется по статьям расходов в соответствии с утвержденной сметой.
В связи с этим, в текущем учете коммерческие расходы необходимо подразделять на прямые расходы, относимые на отдельные виды продукции по прямому признаку, и косвенные, распределяемые между отдельными видами продукции пропорционально той или иной условной базе. При этом база для распределения различных видов косвенных расходов не может быть одинаковой, поэтому они должны распределяться по каждой статье коммерческих расходов в отдельности. Присоединение косвенных расходов к прямым дает возможность определить общую величину коммерческих расходов в разрезе отдельных видов реализованной и отгруженной продукции. После этого все выявленные коммерческо-сбытовые расходы распределяют между реализованной продукцией и остатком не отгруженной (нереализованной) продукции. При этом коммерческо-сбытовые расходы, относящиеся к реализованной продукции, в бухгалтерском учете списываются записью:
Дебет счета 90 «Продажи»
Кредит счета 44 «Расходы на продажу».
Коммерческо-сбытовые расходы,
относящиеся к остатку не отгруженной
(нереализованной) продукции, остаются
на счете 44 «Расходы на продажу», а при
составлении баланса отражаются
по статье «Прочие запасы, затраты».
Таким образом, на производственных
предприятиях всегда возникает переходящий
остаток коммерческо-сбытовых расходов,
который необходимо учитывать при
последующем их распределении. Вместе
с тем в распределении
Целью отражения хозяйственных операций по выпуску и реализации готовых изделий на счетах бухгалтерского учета является выявление финансового результата от реализации продукции.
Результатом от реализации может быть прибыль или убыток.
Для определения финансового результата от реализации, по окончании месяца производится подсчет оборотов по дебету и кредиту счета 90 «Продажи».
Путем сопоставления кредитового оборота с дебетовым выявляется финансовый результат от реализации продукции (прибыль или убыток).
Если кредит счета 90 «Продажи»
окажется больше, чем дебет, то получена
прибыль, которая в конце месяца
полностью списывается на увеличение
прибыли организации и в
Дебет счета 90 «Продажи»
Кредит счета 99 «Прибыли или убытки».
В случае, когда дебет счета 90 «Продажи» окажется больше, чем кредит, то получен убыток, который списывается на уменьшение прибыли организации. При этом в бухгалтерском учете производится следующая запись:
Дебет счета 99 «Прибыли или убытки»
Кредит счета 90 «Продажи».
Отражение убытка от реализации продукции вышеназванной записью предусмотрено действующей инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций. К сожалению, указанная методология списания сумм убытков на практике порой приводит к ошибочному завышению объемов реализации продукции, что в свою очередь, искажает налогооблагаемую базу по расчетам налогов, сборов и отчислений, для которых базовым показателем является объем реализации продукции.
В связи с этим, целесообразнее было бы убыток от реализации продукции отражать следующей сторнировочной записью:
Дебет счета 90 «Продажи»
Кредит счета 99 «Прибыли или убытки».
В этом случае, не происходит завышения объема реализации продукции. Кроме того, достигается единообразие при отражении финансового результата от реализации продукции.
К счету 90 «Продажи» могут быть открыты субсчета:
90-1 «Выручка»;
90-2 «Себестоимость продаж»;
90-3 «Налог на добавленную стоимость»;
90-4 «Акцизы»;
90-9 «Прибыль \ убыток от продаж».
Записи по указанным выше субсчетам производятся накопительно в течение отчетного года. По окончании каждого месяца сумма итогов дебетовых оборотов по субсчетам 90-2, 90-3, 90-4, 90-5, 90-6 сопоставляются с итогом кредитового оборота по субсчету 90-1. Выявленный результат представляет собой прибыль или убыток от продаж за месяц. Эту сумму необходимо списывать заключительным оборотом отчетного месяца со счета 90-9 на счет 99 «Прибыли и убытки».
Вышеизложенный порядок отражения операций по счету 90 «Продажи» позволяет не только исчислить результат от продажи продукции(работ, услуг) за отчетный месяц, но и предоставляет информацию, необходимую для формирования накопительных данных к отчету о прибылях и убытках.
1.5.Отражение остатков готовой продукции в балансе
Согласно п. 59 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н :
"...готовая продукция
отражается в бухгалтерском
Сведения об остатках готовой продукции на конец отчетного года отражаются в бухгалтерском балансе в группе статей "Запасы" раздела II "Оборотные активы". Показатель статьи "Готовая продукция и товары для перепродажи" определяется путем суммирования сальдо на конец отчетного года по счетам 43 "Готовая продукция" и 41 "Товары". Готовая продукция как часть материально-производственных запасов на конец отчетного года отражается в бухгалтерском балансе по стоимости, определяемой исходя из используемых способов их оценки (Приложение 1).
Готовая продукция,
которая морально устарела, полностью
или частично потеряла свое
первоначальное качество либо
текущая рыночная стоимость на
которую снизилась, отражается
в годовом бухгалтерском
Фактическая
себестоимость проданной
На практике часто имеют место ситуации, когда продукция не выпускалась, и у предприятия нет незавершенного производства. При этом затраты текущего периода (заработная плата, амортизация и др.) невозможно отнести на готовую продукцию. И здесь возникает вопрос, каким образом следует отразить указанные текущие затраты?
В этом случае
затраты периода, в котором
выпуск продукции не ожидается,
Дт 97 субсчет "Деятельность в отсутствие выпуска продукции" - Кт20 - списаны затраты за период простоя.
Порядок списания этих расходов на себестоимость готовой продукции в последующие месяцы необходимо определить в учетной политике. В налоговом учете такие расходы не распределяются между отчетными периодами, а признаются в периоде их возникновения.
2. Учет и документальное оформление выпуска готовой продукции
Выпуск готовой продукции должен осуществляться под постоянным контролем со стороны учетного аппарата предприятия, так как бесперебойное ее поступление из процесса производства предполагает своевременность выполняемых договорных отношений с покупателями, организации расчетов с бюджетом, внебюджетными фондами, работниками предприятия.