Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 23:01, реферат
Цель написания работы - изучить организацию учета ГСМ в розничной торговле.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. дать общую характеристику ГСМ и их экономическую оценку;
2. провести обзор экономической литературы по теме учета ГСМ;
3. изучить методологические основы организации бухгалтерского учета ГСМ;
Приобретение ГСМ
Поставка топлива производится посредством его выборки через колонки АЗС по электронной карте. Информация о количестве приобретенного топлива фиксируется на выданной поставщиком электронной карте. Кроме того, поставщик по окончании месяца предоставляет покупателям отчет по отпуску нефтепродуктов по электронным картам, в котором отражаются количество и стоимость отпущенных в течение месяца нефтепродуктов. Также к отчету прилагается расшифровка с указанием дат отпуска топлива и номеров электронных карт. Данные документы являются одним из преимуществ расчетов по электронным картам, так как позволяют контролировать расход топлива и значительно упрощают работу бухгалтерии.
С 1 июня 2006 г. Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 06.04.2006 №36 «Об утверждении бланков отчета по отпуску нефтепродуктов, сжиженного автомобильного газа, товаров и оказанию услуг по электронным картам формы НТУ-АЗС и Инструкции по их заполнению» вводятся в обращение бланки отчета по отпуску нефтепродуктов, сжиженного автомобильного газа, товаров и оказанию услуг по электронным картам формы НТУ-АЗС (приложение 4) и отчета по отпуску нефтепродуктов, сжиженного автомобильного газа, товаров и оказанию услуг по электронным картам формы НТУ-АЗС для выписки с применением ПЭВМ (Приложение 5).
В соответствии с пп.1-3 Инструкции по заполнению отчета по отпуску нефтепродуктов, сжиженного автомобильного газа, товаров и оказанию услуг по электронным картам формы НТУ-АЗС, утвержденной вышеназванным постановлением Минфина, отчет является бланком строгой отчетности и предназначен для учета отпуска нефтепродуктов, сжиженного автомобильного газа, товаров, оказанных услуг, оплаты проезда в пунктах взимания дорожных сборов (ПВДС) с использованием электронных карт автоматизированных систем. Отчет служит основанием для принятия к учету товарно-материальных ценностей, оказанных услуг у их получателя.
Вычет сумм НДС, указанных в отчете, производится ЗАО «Торговый дом» в месяце отпуска товарно-материальных ценностей, оказания услуг независимо от даты выписки отчета.
Согласно Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета расчеты по налогу за пользование природными ресурсами и по другим налогам, включаемым в себестоимость продукции, работ, услуг, учитываются на субсчете 68-1 «Налоги и отчисления, включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг».
В отчетном месяце в ЗАО «Торговый дом» согласно путевым листам пробег автомобиля, используемого в производственных целях торговой организацией, составил 3000 км, при этом было использовано дизельное топливо в количестве 240 л по цене без учета НДС 1000 руб. за 1 л. Установленная норма расхода топлива на автомобиль составляет 7 л на 100 км. В соответствии с приказом стоимость бензина свыше установленной нормы (перерасход топлива) удержана из заработной платы виновного лица (водителя).
Порядок отражения в учете в данной ситуации следующий.
Таблица 2.2.2
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Отражено списание использованного дизельного топлива в пределах установленной нормы (основание (первичный документ) - путевой лист, накопительная ведомость данных путевых листов о фактическом расходе топлива за отчетный период) (3000 км х 7 л / 100 км х 1000) |
44-1 (26-1) |
10-3-2 |
210 000 |
Отражено списание использованного дизельного топлива сверх установленной нормы (основание (первичный документ) - путевой лист, накопительная ведомость данных путевых листов о фактическом расходе топлива за отчетный период, инвентаризационная опись, ведомость результатов, выявленных инвентаризацией) ((240 л - 3000 км х 7 л / 100 км) х 1000) |
94 |
10-3-2 |
30 000 |
Начислен НДС на стоимость дизельного топлива, использованного сверх установленной нормы (основание (первичный документ) -бухгалтерская справка-расчет) (30 000 х 18%) |
94 |
68-2 |
5400 |
Отражена сумма подлежащей возмещению недостачи (основание (первичный документ) - приказ, бухгалтерская справка-расчет) (30 000 + 5400) |
73-2 |
94 |
35 400 |
Удержана из заработной платы работника сумма подлежащей возмещению недостачи (основание (первичный документ) - расчетно-платежная ведомость, бухгалтерская справка-расчет) |
70 |
73-2 |
35 400 |
Экологический налог
В соответствии с пп.1 и 2 ст.2 Закона Республики Беларусь «О налоге за использование природных ресурсов (экологический налог)» (с изменениями и дополнениями) налогом облагаются объемы выводимых в окружающую среду выбросов (сбросов) загрязняющих веществ». Собственное потребление непроизводственного характера объектов, стоимость которых не относится на издержки производства и обращения - это любое потребление объектов, за исключением отнесения на затраты и внереализационные расходы, участвующие в исчислении облагаемой налогом прибыли, дохода, облагаемого подоходным налогом с физических лиц и налогом на доходы.
Объектом налогообложения признаются обороты по реализации объектов на территории Республики Беларусь, включая обороты по передаче внутри организации, а также индивидуальным предпринимателем для собственных нужд произведенных и приобретенных объектов, за исключением основных средств и нематериальных активов, для собственного потребления непроизводственного характера, стоимость которых не относится на издержки производства и обращения. Налоговая база по указанным операциям определяется исходя из фактически произведенных затрат по производству и (или) приобретению объектов. Моментом фактической реализации является день списания этих объектов за счет соответствующих источников.
Инвентаризация ГСМ
Работник, ведущий учет топливно-энергетических ресурсов в ЗАО «Торговый дом», о всех случаях перерасхода или нереальной экономии топлива незамедлительно должен докладывать руководителю организации (или начальнику службы топливно-энергетических ресурсов) для принятия срочных мер к выявлению и устранению причин перерасхода или нереальной экономии.
При обнаружении фактов хищения и (или) порчи имущества ЗАО «Торговый дом» проводит инвентаризацию ГСМ (в т.ч. в баках транспортных средств) в соответствии с порядком, определенным с Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» и Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств № 54. При этом выявленная при инвентаризации недостача имущества, произошедшая сверх норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, в соответствии с решением руководителя организации покрывается за счет виновных лиц.
Согласно Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» отражается движение сумм по недостачам, хищениям и потерям от порчи материальных и иных ценностей, включая денежные средства, выявленным в процессе их заготовления, хранения и реализации, независимо от того, подлежат ли они отнесению на счета затрат на производство (расходов на реализацию) или виновных лиц.
По дебету счета 94 отражается по недостающим (похищенным) или полностью испорченным товарно-материальным ценностям их фактическая себестоимость.
По кредиту счета 94 отражается списание учтенных ранее сумм недостач ценностей сверх норм (величин) убыли, потерь от порчи, а также похищенных ценностей - в дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (субсчет 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба») в разрезе виновных лиц.
При этом по кредиту счета 94 отражаются суммы в размерах и величинах, принятых на учет по дебету данного счета.
Стоимость недостающих или похищенных товарно-материальных ценностей взыскивается с виновных лиц в соответствии с законодательством.
На балансе ЗАО «Торговый дом» числится 2 легковых автомобиля, по которым установлены линейные нормы расхода топлива: для 1-го автомобиля -9,1 л/100 км бензина; для 2-го автомобиля - 6,7 л/100 км дизельного топлива. В отчетном месяце согласно путевым листам пробег легковых автомобилей по г. Слуцку составил: по 1-му автомобилю - 500 км; по 2-му - 300 км. Цена 1 л бензина АИ-95, израсходованного при эксплуатации 1-го автомобиля, без учета НДС составляет 1380 руб.; цена 1 л дизельного топлива, израсходованного при эксплуатации 2-го автомобиля, без учета НДС - 97 5 руб.
Приказом по организации установлено, что в затраты, учитываемые при ценообразовании и налогообложении, включаются расходы на содержание одного служебного автомобиля в пределах установленных норм; в случае эксплуатации механического транспортного средства в городах с численностью населения от 1 млн. до 3 млн. человек величина повышения норм расхода топлива составляет 10%.
Отражение указанных операций в бухгалтерском учете будет следующим:
Таблица 2.2.3
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Отражено списание бензина А-95 по 1-му служебному автомобилю на расходы, учитываемые при налогообложении (основание (первичный документ) - путевой лист, накопительная ведомость данных путевых листов о фактическом расходе топлива за отчетный период) (500 км х (9,1 л х 1,1 / 100 км) х 1380)* |
44-1 (26-1) |
10-3-2 |
69 069 |
Отражено списание дизельного топлива по 2-му служебному автомобилю на расходы, неучитываемые при налогообложении (основание (первичный документ) - путевой лист, накопительная ведомость данных путевых листов о фактическом расходе топлива за отчетный период) (300 км х (6, 7 л х 1,1 / 100 км) х 975) |
44-2 (26-2) |
10-3-2 |
21 557 |
Начислен НДС от стоимости списанного дизельного топлива на расходы, неучитываемые при налогообложении (основание (первичный документ) -бухгалтерская справка-расчет) |
44-2 (26-2) |
68-2 |
3880 |
Списание ГСМ
Основанием для списания бензина и дизельного топлива на расходы на реализацию являются накопительные ведомости данных путевых листов о фактическом расходе топлива за отчетный период. Указанные ведомости принимаются к учету после сверки записей в них с путевыми листами, о чем на ведомостях работником организации, ведущим оперативный учет топлива, делается соответствующая отметка. Кроме того, на основании документов, по которым ЗАО «Торговый дом» производился прием и отпуск ГСМ, товарно-транспортных накладных, требований, ведомостей учета выдачи топлива и смазочных материалов материально ответственное лицо составляет отчет о движении ГСМ. Отчет вместе с документами по приходу и расходу в сроки, установленные руководителем организации, представляется в бухгалтерию организации и служит основанием для отражения в учете движения ГСМ. Перед сдачей в бухгалтерию отчет проверяется и подписывается лицом, возглавляющим службу топливно-энергетических ресурсов торговой организации, или иным лицом, уполномоченным руководителем организации. При списании ГСМ необходимо помнить, что в состав затрат, учитываемых при расчете налога на прибыль, включается стоимость топлива в пределах установленных норм их расхода. Использование ГСМ нормируется для всех марок автомобилей.
Остаток топлива в баках транспортных средств на конец отчетного месяца, учтенный на субсчете «Топливо в баках транспортных средств», должен соответствовать наличию бензина и дизельного топлива в баках. Данные о наличии топлива в баках ежемесячно подтверждаются актом снятия остатков. Стоимость бензина и дизельного топлива, фактически израсходованных на эксплуатацию транспортных средств, списывается с субсчета «Топливо в баках транспортных средств» в дебет счетов 2 6 «Общехозяйственные расходы».
2.3 Пути совершенствования учета ГСМ в ЗАО «Торговый дом»
В целях повышения эффективности учета ГСМ в ЗАО «Торговый дом» можно предложить автоматизировать данный участок бухгалтерского учета с использованием программного обеспечения 1С: Бухгалтерия 7.7.
Программа «ВДГБ: Учет ГСМ и транспорта» является дополнением к типовой конфигурации 1С: Бухгалтерия 7.7. и предназначена для автоматизации участка учета горюче-смазочных материалов и транспортных средств, а также автоматизации документооборота на автотранспортных предприятиях и в транспортных подразделениях с любым количеством транспортных средств.
Основные возможности конфигурации:
- хранение подробных
технических данных о
- выписка и обработка
путевых листов