Учет хозяйственных процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 18:28, лекция

Описание работы

Сущность процесса снабжения — в том, что предприятие за имеющиеся у него денежные средства приобретает для своей деятельности все необходимые производственные ресурсы и запасы. Между предприятием-поставщиком и покупателем заключаются договора поставки, в которых указываются все условия, связанные с куплей-продажей.
На предприятиях в бухгалтерии ведется синтетический учет ТМЦ, а в местах хранения ведется аналитический учет в количественно-суммовом выражении по каждому наименованию материалов в разрезе показателей счета (остаток, приход, расход), под постоянным контролем бухгалтерии. Суммовые показатели обобщаются по отдельным видам ТМЦ на синтетических счетах.

Содержание работы

1)Учет процесса снабжения.
2)Понятие, состав, учет транспортно-заготовительных расходов.

Файлы: 1 файл

Tema_Protsessy.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)


Тема :Учет хозяйственных процессов

 

Учет процесса снабжения.

 

1)Учет процесса снабжения.

2)Понятие, состав, учет  транспортно-заготовительных расходов.

(1)

Сущность процесса снабжения  — в том, что предприятие за имеющиеся  у него денежные средства  приобретает для  своей деятельности все необходимые производственные ресурсы и запасы. Между предприятием-поставщиком и покупателем заключаются договора поставки, в которых указываются все условия, связанные с куплей-продажей.

На предприятиях в  бухгалтерии ведется синтетический учет ТМЦ, а в местах хранения  ведется аналитический учет в количественно-суммовом выражении по каждому наименованию материалов в разрезе показателей счета (остаток, приход, расход), под постоянным контролем бухгалтерии. Суммовые показатели обобщаются по отдельным видам ТМЦ на синтетических счетах.

Для синтетического учета  ТМЦ предназначен активный счет — 10. К нему открыты аналитические  счета в виде  карточек складского учета по местам хранения. Сальдо на этих счетах Дебетовое — показывает остатки на конец месяца, поступление отражается по Д счетов, а выбытие—по К. При учете ТМЦ на счете (#) 10 по фактической себестоимости их движение отражается следующим образом при поступлении ТМЦ:

1)Д10-К60—на покупную (учетную)  стоимость ТМЦ;

2)Д18/1-К60—на сумму НДС по приобретенным ТМЦ;

3)Д10-К71—поступили ТМЦ  от подотчетных лиц;

4)Д18/1-К71—на сумму НДС  по приобретенным ТМЦ;

5)Д60-К51—оплачены ТМЦ  по покупной стоимости с НДС;

6)Д18/2-18/1—на сумму НДС,  относящуюся к оплаченным ТМЦ.

В течение месяца материалы со склада постоянно отпускаются в производство продукции и для других нужд предприятия. В каждом отдельном случае при отпуске материала составляется документ, где указываются: название материала, его количество, назначение и адрес. Документ поступает в бухгалтерию, где определяется стоимость отпущенных со склада материалов.

Но так как в течение  месяца невозможно определить фактическую  себестоимость отпущенных  материалов из-за того, что существует много  затрат по приобретению ТМЦ и они  не всегда известны в момент отпуска материалов, то в учете применяются «твердые» цены — учетные, средние или плановые, которые указаны в номенклатуро-ценнике — справочнике учетных цен ТМЦ. В этом случае учетные цены могут не совпадать с покупными ценами, следовательно, будет иметь место отклонение в стоимости материалов по покупным и учетным ценам:

Покупная ст-ть ТМЦ = Учетная ст-ть ТМЦ ± отклонения учетной ст-ти от покупной

 

Списание ТМЦ на производство:

7) Д20-К10—на учетную  стоимость израсходованных материалов  в основном производстве;

8) Д23-К10—на учетную  стоимость израсходованных материалов  во вспомогательном производстве;

9) Д08-К10—на учетную  стоимость израсходованных материалов  на КВ.

Схема процесса снабжения 1

_______51_______  ________60_______ _______10_______ _______20_____

   5   1   7


======è   =======è  =======è

_____76(70,71)_____

      3


=======è

 

Схема процесса снабжения 2

______60_______  ________15_______ _______10_______ ______20______

1   3   5


=======è  =======è  =======è

___76 (70,71)___     _______16_______

2   4   6


=======è  =======è  =======è

 

(2)

Кроме оплаты самих ТМЦ  предприятие-покупатель несет еще  дополнительные расходы, связанные  с их приобретением — транспортно-заготовительные  расходы (ТЗР). К ТЗР относятся  расходы по доставке, погрузке-разгрузке, экспедированию, таможенные сборы и платежи и др.

Фактическая себестоимость  приобретенных ТМЦ состоит из покупной стоимости и ТЗР.

 

Ф с/с материалов = Покупная стоимость (без НДС) + ТЗР

Ф с/с материалов = Счет 10+Счет 16

 

ТЗР и отклонения в стоимости материалов учитываются на счете 16. Сальдо на этом счете Дебетовое — показывает сумму ТЗР приходящуюся на остаток материалов на начало и конец месяца, ТЗР по поступившим за месяц материалам отражаются по Д счета, а по выбывшим—по К.

1)Д16-К60—расходы по доставке (счет транспортной организации);

2)Д18/1-К60—на сумму НДС  по транспортным услугам;

3)Д16-К70—зарплата грузчикам,  водителям предприятия;

4)Д16-К76/2, 69—начисления  на зарплату;

5)Д16-К76—задолженность  лицам, не работающим на предприятии, различным другим организациям по работам, связанным с приобретением ТМЦ;

8)Д16-К23—услуги собственного  транспорта по доставке груза.

В связи с этим в  течение  месяца будет известна фактическая  себестоимость только остатков на начало и поступивших ТМЦ. Фактическая себестоимость остатков на конец месяца и расходованных ТМЦ определяется расчетным путем исходя из равенства:

 

Сн + Од — Ок = Ск è Сн + Од = Ок + Ск

 

Для определения доли ТЗР, относящейся к израсходованным  материалам с учетом остатков необходимо рассчитать процент ТЗР:

 

(Сн16+Од16) * 100

%ТЗР =     

(Сн10+Од10)

 

Этот процент ТЗР  имеет одинаковое отношение, как  к приходной, так и к расходной  части. Поэтому сумма ТЗР, относящаяся  к израсходованным материалам определяется следующим образом:

 

%ТЗР *Ок10

∑ТЗР =     

100

 

В конце месяца рассчитанная сумма ТЗР списывается по направлениям расхода материалов:

1) Д20-К16—в основное  производство;

2) Д23-К16—во вспомогательное  производство;

3) Д08-К16—на капитальные  вложения.

 

В результате фактическая  себестоимость израсходованных материалов определяется следующим образом:

Ф с/с материалов = Ок10*%ТЗР/100 + Ок10.

 

Аналогично определяется величина остатка по счету 10.

 

Кроме учетных цен  существует на практике и другие способы  оценки ТМЦ:

1) средневзвешенные цены;

2) FIFO;

3) LIFO.

Применение того или  иного способа значительно влияет на величину стоимости израсходованных  материалов и их остатков. Поэтому  в течение года изменять метод  оценки ТМЦ без достаточных оснований  запрещается. Средневзвешенные цены рассчитываются как:

сумма (остаток и приход за месяц ТМЦi в количественном выражении * Ф с/с i)


сумма  остатка и  прихода за месяц ТМЦi в количественном выражении

Списание материалов и сумма остатка на конец месяца определяется по рассчитанной средней  цене. Метод FIFO позволяет оценить остатки по ценам наиболее реальным (рыночным), но стоимость израсходованных материалов наоборот занижена по сравнению с рыночными ценами. Метод LIFO позволяет приблизить к рыночным ценам уже не остатки, а израсходованные материалы.

Показатели

Количество

Цена

сумма

средняя цена

FIFO

 

Остаток на начало

150

5

750

 

 

 

 
 

Поступление за месяц:

           

1 партия

50

6

300

     

2 партия

200

7

1400

     

3 партия

100

8

800

     

Итого с остатком поступление

500

*

3250

3250/500=6,5

   

Израсходовано за месяц:

400

?

?

2600=(6,5*400)

2450

 

Остаток на конец

100

?

?

650=(6,5*100)

800

 

FIFOè150*5+50*6+200*7=2450

 

 

Учет процесса производства

 

1)Учет процесса производства.

2)Понятие, состав, учет  прямых затрат.

3)Понятие, состав, учет  общепроизводственных расходов.

4)Понятие, состав, учет  общехозяйственных расходов.

(1)

Предприятия создаются  для производства какой-либо продукции, выполнения различных работ, оказания услуг. Различают несколько видов  производств:

основное — вид деятельности, для которого создано предприятие;

вспомогательное — деятельность подразделений и цехов, продукция которых потребляется основным производством, но сами они в производстве не участвуют;

обслуживающие производства и хозяйства—ЖКХ, бытовое обслуживание, столовые, буфеты, ДДУ,  культурно-просветительные, оздоровительные заведения и т.п.

Для осуществления производства предприятия используют средства производства — сырье, материалы, топливо, энергию, ОС, НМА и т.д. Использованные средства производства представляют собой затраты. Затраты подразделяются на экономически однородные виды — элементы затрат:

1)материальные затраты  (МЗ)  (—стоимость возвратных отходов);

2)оплата труда (ОТ);

3)отчисления на социальные  нужды (ОСН);

4)А (амортизация);

5)прочие.

Эта группировка затрат позволяет ответить на вопрос: «какой вид средств истрачен на производство и на какую сумму».

Для калькуляции себестоимости  продукции необходимо определить, на какие цели затрачены те или иные средства (элементы), с какой продукцией они связаны. Для этого затраты делят на основные и накладные. На основании этой классификации строится номенклатура калькуляционных статей затрат.

Основные—это расходы, непосредственно связанные с производством конкретной продукции (с, м, ЗП производственных рабочих, технологическое топливо, энергия, амортизация специальной оснастки и др.). Накладные—расходы по управлению (расходы по содержанию зданий и других объектов хозяйственного назначения, канцелярские расходы и др.) и обслуживанию производства (расходы по содержанию зданий и других объектов производственного назначения).

Существует еще один важнейший признак классификации  затрат на производство — связь  с отчетным периодом. По этому признаку затраты делят на: относящиеся  к ОП и относящиеся к будущим  ОП.

Затраты относящиеся  не к ОП учитываются на счете 97 (расходы на периодическую печать будущего года, предоплату за аренду помещений и других средств, расходы по ремонту арендованных средств и др.). По Д97 учитываются все понесенные расходы, но относящиеся к будущим периодам. Они продолжают учитываться как дебетовое сальдо (но не более 5 лет), пока не наступит тот период, когда их можно будет включить в себестоимость: Д20, 25, 26-К 97.

В другом случае, когда  расходы должны включаться в себестоимость  в ОП, а реально произойдут в  будущих ОП (оплата отпусков, ремонт ОС и др.). Такие расходы в б/у относят на ОП путем резервирования (т.е. создают резерв предстоящих расходов и платежей).

Создаваемый резерв накапливается  и учитывается как источник средств  в виде кредитового сальдо.

Схема процесса производства

_______02________       ___________20___________    _____10,28,84____

   1        5


=====è  =====è        ========è

_______10________         _______40______

   2      8


=====è     ==========è

_______70________  ____25____

   3  6


=====è   ===è

______68, 69_______           ___26____


   4  7


=====è   ===è

 

(2)

Большая часть основных расходов может быть прямо отнесена на конкретные виды продукции —  это прямые расходы (сырье, материалы, полуфабрикаты, топливо, заработная плата рабочим за производство продукции).

Планом счетов для этих целей  предназначены счета: 20, 23, 29 — активные, калькуляционные. По Д этих счетов в  течение месяца собираются затраты  по производству с кредита соответствующих  счетов—02, 10, 70, 69, 76/2 и др. По К 20, 23, 29 эти затраты списываются в виде фактической с/с продукции, но после соответствующих калькуляционных расчетов. Часть этих затрат может списываться и на другие счета.

Для калькуляции себестоимости продукции произведенной продукции прежде всего необходимо собрать и отразить в системе счетов все затраты на ее производство.

Фактическая себестоимость выпущенной из производства продукции определяется сначала на весь объем выпуска, затем  на натуральную единицу измерения. Эти расчеты называются калькуляцией.

Часть затрат может относиться к  НЗП, другая—к готовой продукции (ГП).

Если производится не один вид продукции, а несколько, то эти затраты необходимо не только собирать, но и распределять между отдельными видами продукции.

После того как в Д20 списаны все расходы (прямые и косвенные) можно приступать к калькулированию себестоимости продукции.

Для этого подсчитывают суммы Од 20, затем путем инвентаризации или  другими способами определяют наличие  и стоимость НЗП на конец месяца.

Оценку НЗП производят по методике, установленной для отдельных  отраслей (по фактической себестоимости, стоимости прямых и других затрат, занимающих наибольший удельный вес).

Если в отдельных  отраслях НЗП незначительно, то им можно  пренебречь (ТЭЦ, транспортные услуги). Стоимость НЗП на конец месяца будет отражаться на счете 20 как сальдо по Д., а в начале следующего месяца оно будет в первую очередь превращено в ГП, следовательно его стоимость необходимо добавить к затратам за месяц.

Отсюда следует, что  фактическая  себестоимость (ФСС) выпущенной продукции будет равна:

 

ФСС = НЗПн + Зм — НЗПк

 

Приведенная формула  расчета ФСС является простой. В  действительности часть продукции  может быть признана окончательным  браком (Б), стоимость которого также  надо списать со счета20:

Д28-К20;

или на склады из производства могут возвращаться отходы материалов (Ом):

Информация о работе Учет хозяйственных процессов