Учет и анализ дебиторской задолженности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 19:33, курсовая работа

Описание работы

Поскольку денежные средства являются посредником во всех расчетах, очевидно, что для обеспечения нормального кругооборота средств в народном хозяйстве, ведения деятельности в условиях рыночной экономики роль бухгалтерского учета заключается в правильности и своевременности выполнения всех необходимых расчетов1. В свою очередь эффективность расчетных операций во многом зависит от состояния бухгалтерского учета денежных средств, расчетных и кредитных операций. Перед бухгалтерским учетом в области учета дебиторской задолженности стоят следующие основные задачи:

Содержание работы

Введение 3
1. Учет расчетов с покупателями и заказчиками 5
2. Учет расчетов с подотчетными лицами 13
3. Анализ дебиторской задолженности 19
Заключение 25
Список использованной литературы 27
Приложения 28

Файлы: 1 файл

Учет и анализ дебиторской задолженности ТОО Авто Альянс.doc

— 194.00 Кб (Скачать файл)

     Расчеты совершаются в двух формах:

  1. путем безналичных перечислений через систему банка
  2. или в виде платежей наличными деньгами.

     Все хозяйствующие субъекты хранят свои денежные средства на счетах в соответствующих учреждениях банков. Платежи по обязательствам другим субъектам проводятся, как правило, в порядке безналичных расчетов через эти учреждения банков.

     Расчетные операции осуществляются банками с  открытых у них счетов предприятий. Банк хранит денежные средства предприятий на их счетах, зачисляет поступающие на эти счета суммы, выполняет распоряжения предприятий об их перечислении и выдаче со счетов и о проведении других банковских операций, предусмотренных банковскими правилами и договором.

     Все платежи со счетов предприятий осуществляются в очередности, определяемой руководителем  предприятия, если иное не предусмотрено  законодательством. Средства со счетов предприятий списываются по распоряжению владельца счетов. Без распоряжения предприятия списание средств, находящихся на счете, допускается только по решению суда, арбитражного суда, налоговой инспекции.

     Рекомендуются следующие основные формы безналичных  расчетов:

  1. платежные поручения;
  2. чек;
  3. вексель;
  4. платежные требования-поручения;
  5. инкассовое распоряжение, инкассовое распоряжение органов налоговой службы и таможенных органов
  6. иные платежные документы, установленные нормативными правовыми актами Нацбанка5.

     Формы расчетов между плательщиком и получателем  средств определяются договором (соглашением, отдельными договоренностями). По согласованию между предприятиями могут проводиться зачеты взаимных требований и обязательств. Взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем средств рассматриваются в установленном порядке непосредственно ими самими без участия банка.

     Претензии к банку, связанные с выполнением  банковских операций, направляются предприятием в банк, допустивший нарушения. Подача жалобы и предъявление иска не приостанавливает операции по счету.

     В соответствии с действующим законодательством расчеты между предприятиями, как правило, проводят банки.

     Расчетные документы должны соответствовать  требованиям стандартов и содержать:

  1. наименование расчетного документа;
  2. номер расчетного документа, число, месяц, год его выписки. Число указывается цифрами, месяц - прописью, год - цифрами. На расчетных документах, заполняемых на вычислительных машинах, допускается обозначение месяца цифрами;
  3. наименование банка плательщика (головного банка), его номер (рядом с наименованием может быть проставлено и его фирменное обозначение);
  4. наименование плательщика, номер его счета в банке;
  5. наименование получателя средств, номер его счета в банке, номер банка - получателя средств. Допускается рациональное сокращение наименования плательщика и получателя средств, не затрудняющее работы банков и клиентов;
  6. назначение платежа. Наряду с текстовым наименованием можно проставлять кодовое обозначение;
  7. сумму платежа, обозначенную цифрами и прописью;
  8. на первом экземпляре подписи распорядителей кредитов и оттиск присвоенной предприятию печати независимо от способа изготовления расчетного документа.

     Если  при оплате товаров выделяется налог  на добавленную стоимость, то в расчетном  документе (поручении, требовании-поручении, реестре чеков и реестре счетов на получение средств с аккредитива) сумма налога показывается отдельной строкой.

     Расчетные документы принимаются банком к  исполнению при наличии двух подписей (первой и второй), учиненных должностными лицами, имеющими право на эти подписи, для совершения расчетно-денежных операций по счетам в банке и оттиска присвоенной предприятию печати. Если в штате нет должности главного бухгалтера и бухгалтера, которому предоставлено право второй подписи, расчетные документы подписываются только руководителем. Подписи и оттиск печати предприятия, выписывающего расчетный документ, проставляются только на первом экземпляре (подлиннике).

     При наличии электронных каналов  связи платежные поручения от клиентов могут приниматься банками  электронным способом. Электронный  образ платежного поручения (электронное платежное поручение) имеет силу платежного поручения, оформленного на бумажном носителе. По требованию клиента банк отправляет ему распечатанное электронное платежное поручение на бумажном носителе со штампами банка и его полным наименованием и словом "Проведено". Прием (передача) и исполнение электронных платежных поручений осуществляется только на основании договора об использовании электронных систем обмена электронными платежами и соглашения об использовании системы программно-криптографической защиты и электронной цифровой подписи. Расчетные документы принимаются к исполнению независимо от их суммы в пределах имеющихся на счете средств.

     Прием документов производится банком в течение  дня в зависимости от времени  работы банка с клиентами. При этом документы, принятые банком от предприятия в операционное время проводятся им по балансу в этот же день.

     Платежные поручения, платежные требования-поручения, сводные требования выписываются, как  правило, на машине (пишущей, фактурной, электронной) в один прием под копирку или путем размножения подлинников, изготовленных на электронно-вычислительных машинах, на множительно-копировальных аппаратах в количестве экземпляров, необходимом для банка и всех участвующих в расчетах сторон.

     Расчетные чеки выписываются от руки чернилами или шариковой ручкой. Любые исправления в расчетных документах не допускаются.

     Списание  средств со счета плательщика  производится только на основании электронного платежного поручения, первого экземпляра расчетного документа либо расчетного документа, принятого по факсу.

     Документы, переданные по факсу, обязательно не позднее следующего дня должны быть подтверждены первыми экземплярами расчетных документов.

     По  счетам 2110 «Долгосрочная задолженность покупателей и заказчиков» и счету 1251 «Краткосрочная задолженность подотчетных лиц» составляются Оборотно-сальдовая ведомость по счету 1210 и 1251

     Журнал-ордер  № 11 предназначен для учета операций по кредиту счетов подразделов и  групп счетов 1320 «Готовая продукция», 1330 “Товары”, 1200 «Краткосрочная дебиторская задолженность», 2100 «Долгосрочная дебиторская задолженность» и 6000 «Доход от реализации продукции и оказания услуг». 

Товарищество с ограниченной ответственностью Авто-Альянс
Оборотно-сальдовая ведомость по счету 1210
1210 Краткосрочная дебиторская задолженность покупателей и заказчиков Период: 2007 г.
Детализация по субсчетам, субконто: Контрагенты, Договоры, Документы расчетов с контрагентами
Выводимые данные: сумма, валютная сумма
Субконто Сальдо  на начало периода Оборот за период Сальдо  на конец периода
  Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит
Товарищество  с ограниченной ответственностью Авто-Альянс 1 855 315,20   17 180 113,00 17 583 890,00 1 451 538,20  
Валюта KZT 1 855 315,20   17 180 113,00 17 583 890,00 1 451 538,20  
Валютная  сумма 1 855 315,20   17 180 113,00 17 583 890,00 1 451 538,20  
Итого 1 855 315,20   17 180 113,00 17 583 890,00 1 451 538,20  
 

     В журнале-ордере по строке «Итого» и  графе 10 «Итого по кредиту» отражаются итоговые суммы кредитовых оборотов в разрезе синтетических счетов.

     В журнале-ордере имеется раздел, предназначенный  для аналитического учета доходов  и расходов от основной деятельности.

     Аналитический учет ведется в разрезе синтетических  счетов подразделов и счетов 6000 «Доход от реализации продукции и оказания услуг», и 7010 «Себестоимость реализованной продукции и оказанных услуг». По каждому синтетическому счету доходов от основной деятельности, возвратов проданных товаров и скидки с продаж, с цены и расходов по основной деятельности и в целом по подразделам 6000 и 7000 (строка «Итого») отражаются сальдо на начало месяца, оборот за месяц по синтетическим счетам подразделов 6000 соответственно - по кредиту, 7010 - по дебету и сальдо по ним на конец месяца (графа З «Сальдо на конец месяца»). Данные аналитического учета используются для заполнения таблицы «Расчет чистого дохода».

     Для определения фактической себестоимости  реализованной готовой продукции, а также оценки остатков готовой  продукции на складах на конец  месяца по фактической себестоимости предназначена таблица А «Обобщенные данные».

     В таблице А «Обобщенные данные»  в графе «фактической себестоимости» по строке 4 «Итого» отражаются: общая  сумма остатков готовой продукции  на начало месяца, готовой продукции  собственного производства и прочих поступлений (излишки, выявленные при инвентаризации и др.) готовой продукции за месяц (строка 1 + строка 2 + строка З), по строкам 5 и 6 - стоимость реализованной (отпущенной на сторону) готовой продукции и израсходованной по другим направлениям использования (на общие и административные нужды, вспомогательные производства, выявленные недостачи и др.).

     По  строке 7 «стоимость возврата товаров» отражаются сумма возврата товаров.

     Строка 8 «Остаток на конец отчетного периода, исчисляется по формуле: остаток на начало периода + поступления – отпуск на сторону и расход без отражения по реализации».

     Журнал-ордер  № 8 предназначен для учета операций по кредиту группы счетов 1420 «Налог на добавленную стоимость», 1270 «Краткосрочные вознаграждения к получению», 2170 «Долгосрочные вознаграждения к получению», 1280 «Прочая краткосрочная дебиторская задолженность», 2180 «Прочая долгосрочная дебиторская задолженность», 1610 «Краткосрочные авансы выданные», 2910 «Долгосрочные авансы выданные».

     В данном журнале-ордере записи производятся в предназначенные для каждого синтетического счета строки. Суммы операций по кредиту, а также и коды соответствующих корреспондирующих счетов заносятся в графы 1-8. В конце месяца итоговые суммы оборотов по кредиту в разрезе данных синтетических счетов подсчитываются по каждой строке (счету) и заносятся в графу 9 “Итого”, которые затем переносятся в Главную книгу.

     В журнале-ордере аналитический учет операций осуществляется в разрезе  субсчетов к группе счетов 1420 «Налог на добавленную стоимость», 1270 «Краткосрочные вознаграждения к получению», 2170 «Долгосрочные вознаграждения к получению», 1280 «Прочая краткосрочная дебиторская задолженность», 2180 «Прочая долгосрочная дебиторская задолженность»,. Здесь отражаются данные об остатках по счетам на начало и конец месяца, оборотах за месяц по субсчетам и в целом по каждому синтетическому счету.

     Если  на момент поступления расчетно-платежных  документов в банк плательщика (платежных требований-поручений, инкассовых распоряжений и др. документов) на расчетном счете плательщика не окажется денежных средств для их оплаты, то они помещаются банком в картотеку № 2 и оплачиваются поставщикам в порядке установленной очередности платежей.

     Для аналитического учета в ТОО используют «Ведомости аналитического учета расчетов с разными дебиторами и кредиторами» или машинограммы, построенные по типу ведомостей учета расчетов с разными дебиторами и кредиторами.

     Предприятия обязаны незамедлительно принимать  меры к устранению выявленных при  рассмотрении претензий недостатков в их деятельности, а при фактах хищения имущества или злоупотребления служебным положением, либо иного нарушения закона сообщать в правоохранительные органы для принятия соответствующих мер. В случае полного или частичного отказа в удовлетворении претензии или неполучения в срок ответа заявитель вправе предъявить иск в суд или иной орган, которому подсуден спор.

     Учет расходов, непосредственно связанных с формированием себестоимости реализованных товаров, работ, услуг и расходов, не включаемых в себестоимость ТМЗ, признаваемых как расходы периода.

     Расходы, понесенные предприятием по претензиям, являются расходами на штрафы и пени. К ним относятся:

  1. штрафы и пени за несвоевременную поставку (непоставку) товаров,
  2. штрафы и пени за поставку недоброкачественной продукции (товаров),
  3. штрафы за сверхнормативный простой вагонов и контейнеров и другие штрафы за невыполнение условий транспортных организаций,
  4. другие.

Информация о работе Учет и анализ дебиторской задолженности