Учет и анализ оборота оптовой торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение порядка и особенностей учета товаров в организациях оптовой торговли.
Задачи:
- рассмотреть теоретико-методологические основы организации учета продаж товаров в оптовой торговле;
- выявить и определить влияние факторов на развитие оптового товарооборота

Содержание работы

Введение............................................................................................................3
1. Учет в оптовой торговле...............................................................................6
1.1. Понятие оптовой торговли...............................................................6
1.2. Структура учета в оптовой торговле.............................................10
2. Оценка товаров...........................................................................................14
2.1. Формирование покупной стоимости товаров...............................15
2.2. Учет приобретения товаров по учетным ценам............................16
2.3. Отражение суммовых разниц по приобретенным товарам.........18
2.4. Методы оценки товаров.................................................................20
2.5. Учет сумм процентов по заемным средствам, полученным для приобретения товаров.......................................................................................23
3. Состав бухгалтерской отчетности.............................................................26
Заключение......................................................................................................27
Литература......................................................................................................29

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)
  1. подлинность документов и правильность записей в отчете, сделанных на основании приложенных документов, а также соответствия даты документов периоду, за который предоставляется отчет;
  2. соответствие в данном отчете остатков товаров и тары на начало отчетного периода остаткам, показанным в предыдущем отчете на конец отчетного периода;
  3. соответствие в отчете остатков товаров и тары на начало отчетного периода фактическим остаткам в инвентаризационных описях на дату проведения инвентаризации;
  4. даты всех первичных документов, приложенных к отчету, которые свидетельствуют, что товары получены до инвентаризации, а не после инвентаризации;
  5. законность и обоснованность хозяйственных операций (прием, отпуск, списание товаров и т.д.);
  6. наличие в документах всех необходимых реквизитов, подписей материально ответственных лиц, распорядительных подписей руководителя организации на внутреннее перемещение товаров;
  7. полноту оприходования в отчетном периоде товаров по выданным доверенностям, оплаченным или принятым к оплате документам;
  8. правильность цен на товары, таксировки и расчетов в отчете и приложенных к нему документах;
  9. соответствие записей, сделанных материально ответственными лицами в карточках (книгах) складского учета с первичными приходно-расходными документами;

соответствие суммы  по внутреннему перемещению отпущенных товаров и тары той сумме, которая  показана в приходной части товарных отчетов других материально ответственных  лиц;

  1. соответствие выручки, показанной в расходной части товарного (товарно-кассового) отчета, сумме, оприходованной по кассовому отчету (при учете по продажным ценам).

Если при проверке цен, таксировки или расчетов бухгалтер  выявляет ошибки, их исправляют корректурным способом, Исправления заверяют подписью лица, выявившего ошибку, а об изменении остатка товаров на конец отчетного периода ставят в известность материально ответственное лицо, которое расписывается в конце отчета, удостоверяя правильность внесенных исправлений и нового остатка товаров (4; 115).

Бухгалтер обязан контролировать своевременность сдачи торговой выручки материально ответственным лицом в главную кассу или банк, проверяя соблюдение лимита денег в кассе.

Отчеты материально  ответственных лиц с приложенными к ним документами должны быть подобраны и переплетены по их порядковым номерам. Срок хранения товарных отчетов – три года. Ответственность за сохранность документов возлагается на главного бухгалтера организации.

Изъятие отчетов материально  ответственных лиц и приложенных  к ним документов по требованию судебно-следственных и других органов, имеющих такое право, производится на основании письменного запроса и с разрешения руководителя организации. Эти документы передаются по акту изъятия с точным перечислением основных реквизитов (наименование, дата, номер документа, сумма, указанная в документе и т.д.). С этих документов могут быть сняты копии.

Продавцы мелкорозничной торговли не составляют отчеты. Они  обязаны ежедневно сдавать в  кассу организации торговую выручку, а не проданные товары возвращать в магазин. Продавцам мелкорозничной сети отпуск товаров оформляется расходно-приходной накладной, выписывают в двух экземплярах. По окончании рабочего дня возвращенный товар и сумму выручки, подтвержденную квитанцией, записывают в расходно-приходную накладную. Новую партию товара продавцу выдают после того, как он рассчитался за ранее полученные товары.

Материально ответственные  лица, отпустившие товары в мелкорозничную сеть, включают расходно-приходные накладные в товарные отчеты и сдают в бухгалтерию торговой организации, где проверяется соблюдение правил отпуска товаров продавцам, законченность расчетов по каждой накладной.

Отчеты материально  ответственных лиц с приложенными к ним документами служат основанием для отражения в бухгалтерском  учете операций по поступлению и выбытию товаров.

Товары в организациях торговли отражаются по покупной стоимости  или продажным ценам в соответствии с выбранной учетной политикой  на счете 41 «Товары».

Записи в регистрах  бухгалтерского учета по счету 41 ведут в целом по отчету материально ответственные лица.

Оборот по дебету счета 41 по каждой строке учетного регистра должен быть равен общей сумме  прихода товаров в соответствующем  отчете, оборот по кредиту – общей  сумме расхода товаров в том  же отчете.

Итоги записей по счету 41 «Товары» подсчитываются по окончании месяца или чаще, если целесообразно, а затем их сверяют с соответствующими показателями учетных регистров по другим счетам.

Каждый учетный регистр  подписывается бухгалтером, составившим  его, и указывается дата заполнения.

При учете товаров  по продажным ценам разница между покупной стоимостью и стоимостью по продажным ценам отражается в учете на счете 42 «Торговая наценка».

Товары, принятые на ответственное  хранение, учитываются на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» по ценам, указанным в сопроводительных документах.

Товары, принятые на комиссию, учитываются на забалансовом счете 004 «Товары, принятые на комиссию» в  ценах, предусмотренных в приемно-сдаточных  актах.

Товарно-материальные ценности, принадлежащие  организации, но находящиеся в пути, либо переданные для продажи или отданные в залог отражаются в учете в оценке, предусмотренной в договоре.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ОЦЕНКА ТОВАРОВ

 

В соответствии с пунктом 13 ПБУ 5/01 оценка товаров может производится по стоимости их приобретения или по продажной стоимости с отдельным учетом наценок (скидок).При этом последний метод оценки в соотношении товаров, приобретаемых и реализуемых в прядке оптовой торговли, не используется.

Исходя из этого в  бухгалтерском учете операции по приобретению товаров, предназначенных  для реализации в порядке оптовой  торговли, отражаются в следующем  порядке:

  • дебет счета 41 «Товары» кредит счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» - стоимость приобретенных товаров без НДС;
  • дебет счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», субсчет «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам» кредит счетов 60, 71, 76 – НДС со стоимости приобретенных товаров;
  • дебет счетов 60, 71, 76 кредит счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета» - оплата стоимости приобретенных товаров;
  • дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС» кредит счета 19 – зачет сумм «входного» НДС по приобретенным товарам.

Следует учитывать, что  принятие к зачету сумм «входного» НДС по приобретенным товарам производится только при выполнении условий, определенных статьей 172 главы 21 НК РФ: товар оплачен, принят к учету и оформлена продавцом счет-фактура.

 

 

 

2.1. Формирование покупной стоимости товаров

 

Учетная стоимость приобретенных  товаров формируется по правилам пунктов 5 и 6 ПБУ 5/01. Стоимость, по которой  товары принимаются к учету, определяется фактическими затратами, понесенными организацией до постановки их на учет, включающими:

  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
  • суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультативные услуги, связанные с приобретением товаров;
  • таможенные пошлины;
  • невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением товаров (в частности, суммы налога с продаж);
  • вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены товары;
  • затраты по содержанию заготовительно-складского подразделения организации, затраты за услуги транспорта по доставке товаров до места их использования, если они не включены в цену товаров, установленную договором;
  • начисленные проценты по кредитам, предоставленным поставщиками (коммерческий кредит);
  • начисленные до принятия к бухгалтерскому учету товаров проценты по заемным средствам, если они привлечены для приобретения товаров (после принятия товаров на учет начисленные проценты относятся в соответствии с ПБУ 10/99 к операционным расходам, а потому отражаются по счету 91 «Прочие доходы и расходы»;
  • затраты по доведению товаров до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях (в частности, затраты по подработке, сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик товаров);
  • иные затраты, непосредственно связанные с приобретением товаров.

Не включаются в учетную  стоимость приобретенных товаров  суммы налога на добавленную стоимость (за исключением случаев, когда организация осуществляет деятельность, освобождаемую от налогообложения НДС).

Следует также учитывать, что согласно пункту 13 ПБУ 5/01 затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу, могут не включаться в учетную стоимость товаров, а отражаться в составе расходов на продажу.

В свою очередь согласно положениям ПБУ 10/99 и пункта 27 «Методических  рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации», утвержденных приказом Минфина России от 28 июня 2000 года № 60н, произведенные транспортные расходы могут в полной мере относиться на реализацию по результатам отчетного периода. Или часть транспортных расходов, приходящаяся на остаток нереализованных товаров, может отражаться в составе незавершенного производства (издержках обращения) на конец отчетного периода.

Отдельные особенности  оценки товаров «при их приобретении присутствуют при использовании в расчетах иностранной валюты, товарообменных операциях, безвозмездном поступлении материалов, а также при установлении договорной цены в сумме, эквивалентной иностранной валюте или условным денежным единицам, но оплате товаров в   рублях» (19; 34).

 

2.2. Учет приобретения товаров по учетным ценам

Организации могут использовать учетные цены, определяемые по результатам  анализа сложившихся цен на товары на протяжении долгосрочного периода времени. При этом должны учитываться также и возможные изменения на рынке аналогичных товаров, прогнозируемый процент инфляции или роста курса иностранной валюты, и другие факторы, способные существенно повлиять на уровень цен. Тем самым осуществляется максимальное приближение учетных к изменяющейся в течение отдельного периода времени фактической себестоимости приобретаемых товаров.

При использовании учетных  цен применяются счета 15 «Заготовление  и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Учет приобретения товаров  по учетным ценам сопровождается следующими записями по учету:

  • дебет счета 15 кредит счетов 60, 71, 76 – покупная стоимость товаров, по которым в организацию поступят расчетные документы поставщиков;
  • дебет счета 41 кредит счета 15 – стоимость фактически приобретенных товаров по учетным ценам;
  • дебет счета 16 кредит счета 15 – сумма превышения фактической себестоимости приобретенных товаров над их учетной ценой;
  • дебет счета 15 кредит счета 16 – сумма превышения учетной цены по приобретенным товарам над их фактической себестоимостью.

Остаток по счету 15 на конец  отчетного периода показывает наличие  приобретенных товаров в пути. По счету 16 не должно быть остатка на конец отчетного периода, так как все накопленные на данном счете отклонения списываются (сторнируются – при кредитовом остатке) в дебет счета 90 «Продажи» в части реализованных товаров.

В бухгалтерском учете  организации отражаются следующие  записи:

  • дебет счета 15 кредит счета 60 – 259 4000 руб. – стоимость товаров без учета НДС;
  • дебет счета 19 кредит счета 60 – 46 692 руб. (259 400 руб. * 18%), - НДС со стоимости приобретенных товаров;
  • дебет счета 10 кредит счета 15 – 257 920 руб.((500 ед. + 340 ед. + 200 ед.) * 248 руб.) – стоимость фактически поставленных товаров по учетным ценам;
  • дебет счета 15 кредит счета 16 – 3 920 руб. ((500 ед. * 230 руб. + 340 ед. * 250 руб. + 200 ед. * 270 руб.) – 257 920 руб.) – превышение учетных цен по фактически поступившим товарам над их фактической себестоимостью.

Остаток по счету 15 показывает себестоимость товаров, находящихся  в пути (259 400 руб. + 3 920 руб. – 257 920 руб. = 5 400 руб.), и подлежит списанию по их фактическому поступлению в организацию.

Кредитовый же остаток  по счету 16 (3 920 руб.) показывает превышение стоимости приобретенных товаров по учетной цене над их фактической себестоимостью, и подлежит списанию на счет 90.

 

 

2.3. Отражение суммовых разниц по приобретенным товарам

 

В соответствии с пунктом 6 ПБУ 5/01 себестоимость приобретаемых организацией товаров определяется с учетом суммовых разниц, возникающих до принятия товаров к учету, в тех случаях, когда их оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте(условных денежных единицах).

При этом под суммовой разницей следует понимать разницу  между рублевой оценкой фактически произведенной оплаты, выраженной в  иностранной валюте (условных денежных единицах), кредиторской задолженности по оплате товаров, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия ее к бухгалтерскому учету, и рублевой оценкой этой кредиторской задолжности, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату ее погашения.

Возникающие суммовые разницы  могут отражаться как непосредственно по счетам учета приобретенных товаров, так и с использованием счетов 15 и 16.

 

Пример:

 Организация оптовой торговли приобретает товары по договору, предусматривающему их цену, выраженную в долларах США, а оплату в рублях по официальному курсу Центробанка России на дату платежа. Стоимость товара согласно договору – 24 000 долларов США, в том числе НДС – 4 000 долларов. Курс доллара на дату поставки составил 30 руб. 30 коп.

Информация о работе Учет и анализ оборота оптовой торговли