Учет и анализ товарооборота

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 18:14, реферат

Описание работы

Целью написания дипломной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию учета и анализа движения товаров и выявление резервов и их пути увеличения оптового товарооборота на примере действующего оптового предприятия ОАО «Якутоптторг».
Исходя из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. Изучение экономической литературы по вопросам бухгалтерского учета и анализа движения товаров в оптовой торговле.
2. Изучение нормативных документов, регламентирующих бухгалтерский учет оптовой торговли.
3. Анализ практики организации бухгалтерского учета движения товаров в ОАО «Якутоптторг»
4. На основе результатов анализа разработать рекомендации совершенствования организации бухгалтерского учета и направления на увеличение и оптимизацию структуры объёмов продаж в ОАО «Якутоптторг».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА И АНАЛИЗА ДВИЖЕНИЯ ТОВАРОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ
1.1. Сущность, значение и нормативное регулирование оптовой торговли
1.2. Товар как объект бухгалтерского учета
1.3. Значения, приемы и методы анализа товарных запасов
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ В ОАО «ЯКУТОПТТОРГ»
2.1. Экономическая характеристика ОАО «Якутоптторг»
2.2. Документальное оформление движения товаров
2.3. Синтетический и аналитический учет движения товаров
2.4. Документальное оформление инвентаризации и учет ее результатов
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ И ОПТОВОГО ТОВАРООБОРОТА В ОАО «ЯКУТОПТТОРГ»
3.1. Анализ структуры и динамики товарных запасов и оптового товарооборота
3.2. Анализ основных факторов, влияющих на оптовый товарооборот
3.3. Резервы и пути увеличения оптового товарооборота в ОАО «Якутоптторг»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

глава 1.docx

— 89.88 Кб (Скачать файл)

Процесс товародвижения входит в функции торговых организаций. Они определяют потоки и направления  движения товаров от места производства в места потребления, выбирают виды транспорта для перевозки товаров, размещают склады и базы на пути их движения.

От выполнения торговыми  организациями этих функций зависят  своевременное и бесперебойное  удовлетворение потребностей населения, уровень затрат труда по перемещению  товаров в сфере обращения, время  оборота товарно-материальных ценностей, а также степень удовлетворения спроса.

Как видно из рисунка 3 затраты на товародвижение складываются из следующих элементов: транспортировка товаров; складирование; поддержание товарных запасов; получение, отгрузка товаров; административные расходы; обработка заказов.

 


Рис. 3 Схема формирования затрат на товародвижение

 

Обеспечение минимальных  трудовых, материальных и финансовых ресурсов и сокращение времени обращения  товаров соответствуют требованиям  рационального хозяйствования - достижению наилучших результатов при наименьших затратах. Это условие может быть достигнуто за счет использования рациональных схем движения товаров, различных видов  транспорта, обеспечивающих эффективность  транспортировки товаров, экономического обоснования размещения материально-технической  базы на всем пути продвижения товаров  от предприятий к потребителям, партий и частоты завоза. Принятие экономически обоснованных решений должно обеспечить оптимизацию совокупных затрат, связанных  непосредственно с перемещением и нахождением товаров в сфере  обращения и в процессе их реализации.

В торговле необходима грамотная  организация как торгового, так  и технологического процесса.

Технологический процесс  включает в себя совокупность последовательно  взаимосвязанных способов, приемов  и трудовых операций, направленных на сохранение потребительских свойств  товаров и ускорения доведения  товаров до торговой сети и потребителей. Технологический процесс обеспечивает обработку потоков, начиная с  поступления товаров и кончая полной подготовкой их к продаже. Технологический процесс включает такие операции, как приемка товаров  по количеству и качеству, хранение, фасовка и упаковка товаров, их перемещение  и др.

Схема торгово-технологического процесса в оптовой торговле отображена на рисунке 4.

 

 

 

 

 

 

 





 





 

 







 

Рис. 4 Торгово-технологический процесс в оптовой торговле

 

Как видно из рисунка 4, торгово-технологический процесс в оптовой торговле включает в себя поступление товара, в процессе которого происходит приемка по количеству и качеству и разгрузка товара. Торговый процесс обеспечивает смену форм стоимости. Особенность этого процесса заключается в том, что предметом труда здесь являются не только товары, но и покупатели. Работники осуществляют продажу товаров и обслуживание покупателей, а покупатели участвуют в торговом процессе. Обеспечивая непосредственное доведение товаров до потребителей, торговый процесс включает в себя и такие виды организации коммерческой деятельности, как изучение спроса населения, формирования ассортимента и рекламу товаров, оказание покупателям дополнительных услуг, текущее пополнение товаров и др.

Наилучшей формой организации  хозяйственных отношений оптовых  предприятий с обслуживаемыми торговыми  предприятиями по продаже товаров  являются договоры купли-продажи товаров, договорные отношения являются оптимальными формами связи при стабильных взаимоотношениях оптовых баз со своими клиентами. До перехода к рыночным отношениям договорные отношения оптовых  баз с обслуживаемой розничной  сетью носили формальный, малодейственный  характер. Учет выполнения этих договоров  розничными предприятиями практически  не осуществлялся, вопросы поставки товаров в розничную сеть решались по усмотрению оптовых баз. Как правило, розничные торговые предприятия  не предъявляли штрафных санкций  к оптовым звеньям, боясь испортить  отношения.

Рыночные отношения привели  к коренным изменениям договорных отношений  между поставщиками и покупателями товаров. Оптовые базы и покупатели товаров превратились в самостоятельных, равноправных партнеров, руководствующихся  в хозяйственных взаимоотношениях исключительно своими интересами и  финансовой выгодой. Покупатели товаров  имеют право свободного выбора поставщиков  и сами определяют формы хозяйственных  связей с ними. При разовых, эпизодических  закупках товаров у поставщиков  покупатели по своему усмотрению могут  закупать товары без заключения договоров  на основе предъявленных заказов (заявок) ими по договоренности сторон путем  оформления платежных документов. Договоры купли-продажи заключаются при  стабильных хозяйственных взаимоотношениях сторон и достаточно крупных регулярных объемах поставок. В договоре купли-продажи  следует предусматривать количество, ассортимент и сроки поставки товаров, порядок поставки, качество и комплектность товаров, имущественную  ответственность сторон. В частности, в договорах важно предусмотреть  порядок представления заявок на текущий завоз товаров, ответственность  оптовых предприятий за каждый случай невыполнения заявки на доставку товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем, а также ответственность розничных  торговых предприятий за каждый случай непредставления или несвоевременного представления заявки на доставку (завоз) товаров.

На рисунке 5 изображена схема документооборота при оптовой торговле.

 

 








 

Рис. 5 Схема организации документооборота при оптовой торговле с участием оптового предприятия в расчетах

Оптовый товарооборот - объем продажи товаров производителями  и/или торговыми посредниками покупателям  для дальнейшего использования  в коммерческом обороте.

При оптовом товарообороте  используется схема движения товаров изображенная на рисунке 6.

 



 




 




 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 6 Схема движения товаров при оптовом товарообороте

 

При оптовом складском  обороте применяются следующие  методы оптовой продажи товаров  со складов: по личной отборке товаров  покупателями; по письменным, телефонным, телеграфным, телефаксным заявкам (заказам); через разъездных товароведов (коммивояжеров) и передвижные комнаты товарных образцов; через автосклады; почтовыми посылками.

Продажа товаров с личной отборкой практикуется, как правило, по изделиям сложного ассортимента, когда  выбор рисунков, расцветок требует  участия (ознакомления) представителя  кооператива или магазина.

Для создания удобств покупателям  в отборе товаров оптовые базы потребительской кооперации организуют оптовую продажу товаров через  залы товарных образцов. Зал товарных образцов – это коммерческий центр  современной базы. В нем сосредоточена  основная работа, связанная с организацией продажи товаров: ознакомление покупателей  образцами товаров, имеющихся на складах, а также с новыми товарами, оформление соответствующей документации на продажу в оперативный учет товаров. Здесь выделены рабочие  места с необходимой организационно-технологической  оснасткой.

В залах товарных образцов размещаются также рабочие места, которые в зависимости от специализации  складов формируются в соответствующие  отделы и группы. Менеджер вместе с  представителем покупателя на основе ознакомления с товарными образцами  и отбора покупателем товаров  оформляет в трех экземплярах  заказ (отборочный лист) на отборку  товаров на складе, который они  оба и подписывают. Один экземпляр  заказа передается покупателю для контроля, другой для выписки счета-фактуры, третий на склад для индивидуальной отборки и подготовки товаров  к отпуску. Продажа товаров по письменным, телеграфным и телефонным заявкам без предварительной  личной отборки осуществляется по товарам  простого ассортимента или хорошо известным  товарам сложного ассортимента.

Заявки, поступающие на базу по почте или телефону, регистрируют в специальном журнале, проверяют  с точки зрения соответствия заключенному договору и передают на исполнение. Рекомендуется составлять заявки на бланках установленной формы, изготовленных  типографским способом и разосланных  покупателям.

Отдельные оптовые базы организуют через почтовые отделения  связи отправку населению или  магазинам посылок с различными непродовольственными товарами. Эта  форма торговли осуществляется по специальным  каталогам, в которых дается характеристика (описание) отправляемых посылками  товаров, а также условия их оплаты и порядок заказа.

Оптовые базы могут применять  и другие формы и методы оптовой  продажи. В условиях рыночных отношений  отдельные оптовые предприятия  организуют и розничную продажу  товаров населению через собственные  магазины. В этих случаях оптовые  базы фактически трансформируются в  оптово-розничные предприятия (фирмы) или в торговые дома.

Услуги, предоставляемые  оптовой базой своим клиентам, как правило, должны быть платными. Конкретные размеры оплаты услуг  следует устанавливать в заключаемых  между оптовым предприятием и  клиентами договорах. Они должны отражать расходы на эти услуги с  учетом их трудоемкости и обеспечения  нормальной рентабельности этих операций, экономически заинтересовывать оптовые  предприятия в оказании услуг  своим клиентам. Следовательно, доходы оптового предприятия складываются из продажи товаров – торговых надбавок и платы за оптовые торговые услуги.

Таким образом, организация  и технология оптовой продажи  товаров является важнейшим объектом коммерческой и маркетинговой деятельности фирмы.

Содержание коммерческой работы по оптовой продаже товаров  можно свести к выполнению следующих  операций:

установление хозяйственных  связей с покупателями товаров;

организация и технология оптовой продажи;

организация учета и пополнения запасов;

рекламно-информационная деятельность.

При оптимальной реализации всех этих направлений возможна успешная деятельность оптовой фирмы.

 

1.2. Товар как объект  бухгалтерского учета

 

Для правильного руководства  деятельностью торгового предприятия  необходимо располагать полной, точной, объективной, своевременно и достаточно детальной экономической информацией. Это достигается ведением хозяйственного учета, который делится на оперативный, статистический и бухгалтерский.

В основе хозяйственной деятельности торгового предприятия лежат  процессы приобретения, хранения и  реализации товара. Своевременное представление руководству предприятия информации о товарообороте и валовом доходе о состоянии товарных запасов и эффективности их использования.

На предприятиях торговли бухгалтерский учет осуществляется специальными подразделениями и  бухгалтерией. Главный бухгалтер  отвечает за составление отчетностей, подчиняется руководителю организации  и вместе с ним несет административную и уголовную ответственность.

В учете используются натуральные, трудовые, денежные измерители.

Предприятия оптовой торговли реализуют товар юридическим и ИП, приобретают товар для последующей перепродажи, организациям закупающим товар, сырье, комплектующие изделия для производства иной продукции, т.е. товар, передается для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным использованием.

Согласно ст. 506 ГК РФ, по договору поставки поставщик-продавец, осуществляя  предпринимательскую деятельность, обязуются передать в обусловленные  сроки, производимые или закупаемые им товары покупателю для использования  в своих целях. Если товары приобретаются  у продавца, осуществляющего предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, отношение уже регулируется нормами о розничной купле-продаже (гл. 30 ГК РФ).

Согласно гражданского законодательства, торговля подразделяется на виды в  зависимости от цели приобретения товаров  и характеристика его дальнейшего  использования.

Основная задача бухгалтерского учета в оптовой торговле состоит в правильной организации учета, позволяющей своевременно получать информацию о ходе поступления товаров, о выполнении договоренных обязательств поставщиками и получателями о состоянии товарных запасов, о ходе отгрузки и реализации ценностей и контроль над их сохранностью.

Единство показателей  БУ при реализации товаров предприятиями  розничной торговли, общественного  питания при отгрузке товаров  покупателем, непосредственно поставщиком  без завоза на оптовый склад.

Учет товаров и тары в соответствии с разделением  материальной ответственности по каждому  лицу согласно договора материальной ответственности, заключается с  сотрудниками. Учет товаров и тары в натурально-стоимостном выражении.

Единство оценки товаров  при их оприходовании и списании в расход.

Цена распространяется в  денежном выражении стоимости товаров  и услуг по его реализации складывается из себестоимости товара, прибыли  производителя, акцизов, НДС и торговой надбавки.

В продажную цену товара входит торговая надбавка, величина, которая  устанавливается на таком уровне, чтобы покрыть издержки обращения, уплаты налогов и обеспечить получение  торговой организацией прибыли.

Информация о работе Учет и анализ товарооборота