Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 14:08, дипломная работа
Учитывая подобную специфику, конкурентных преимуществ могут добиться те компании, организация управления которых позволяет получать своевременную, точную, оперативную информацию обо всех бизнес-процессах предприятия.
Такая информация позволит оптимально решать следующие задачи:
осуществление сложного холдингового финансового планирования и управления
оптимизация запасов
управление ассортиментом и ценообразованием
управление поставками и складским хранением
осуществление он-лайн интеграции с кассовыми аппаратами
Введение
Глава I. Технология торговой деятельности
Основы функционирования предприятий торговли
Особенности организации розничной торговли
Общая характеристика ОАО «Новости»
Глава II. Бухгалтерский учет товаров розничной торговли на примере ОАО «Новости»
Учет поступления товаров от поставщиков
Учет движения товаров
Учет расходов на продажу
Учет продажи товаров
Учет товарных потерь
Глава III. Система внутреннего и внешнего контроля товарных операций
Порядок проведения инвентаризации
Учет результатов инвентаризации
Особенности проведения аудиторской проверки товарных операций
Рекомендации
Заключение
Литература
При коллективной (бригадной) материальной ответственности инвентаризация проводится с обязательным участием бригадира или его заместителя и членов бригады, работающих на момент начала инвентаризации.
Процедура проведения инвентаризации слагается из нескольких этапов. Этап первый – подготовительный. Он включает в себя следующие мероприятия:
– подготовку приказа о проведении инвентаризации;
– формирование инвентаризационной комиссии;
– определение сроков проведения и видов инвентаризуемого имущества;
– получение расписок от материально ответственных лиц и т.д.
Второй этап – подсчет, выявление и проверка фактического наличия товаров и денежных средств, а также составление инвентаризационных описей. Третий этап – это сопоставление данных инвентаризационных описей с данными бухгалтерского учета: выявляются расхождения, составляются сличительные ведомости и определяются причины расхождений.
И, наконец, заключительный этап – оформление результатов инвентаризации. На этом этапе данные бухгалтерского учета приводятся в соответствие с результатами инвентаризации, лица, виновные в неправильном учете имущества, привлекаются к административной ответственности.
Предприятия розничной и оптово-розничной торговли, а также склады (базы) разрешается закрывать для проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов на срок не более трех дней.
Перед началом инвентаризации членам рабочих инвентаризационных комиссий вручается приказ о проведении инвентаризации, а председателям комиссий – контрольный пломбир. В приказе указаны содержание, объем, порядок и сроки проведения инвентаризации, а также персональный состав инвентаризационной комиссии. Он может содержать в качестве приложения план проведения инвентаризации, который определяет срок окончания инвентаризации, разграничивает обязанности между членами рабочих комиссий.
До начала инвентаризации производятся соответствующие записи в карточках аналитического учета ( на базе программы «1С Предприятие» ) и выводятся остатки на день инвентаризации. Комиссия должна получить последние на момент проведения инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием "до инвентаризации на "__________" (установленная дата)", которое служит бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.
Во время инвентаризации все операции по приему и отпуску материальных ценностей должны быть прекращены. Ценности, фактически поступившие после начала инвентаризации, – приходуются после даты инвентаризации.
Материально ответственные лица дают расписки, в которых указывают, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие под их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.
Если впоследствии выяснится, что часть имевшихся на начало инвентаризации документов, связанных с движением ТМЦ и (или) денежных средств, не была передана в бухгалтерию и, следовательно, не учтена при расчете по данным бухгалтерского учета остатков инвентаризуемых ценностей, от виновных лиц берутся письменные объяснения о причинах допущенных нарушений, а также тщательно проверяется подлинность представленных документов. Документы с приложенными к ним объяснительными приобщаются к материалам инвентаризации и учитываются при обосновании ее результатов на общих основаниях. Никаких специальных санкций за подобные нарушения действующим законодательством не установлено. Вместе с тем администрация может применить к виновным лицам общие меры ответственности, установленные за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими трудовых обязанностей.
При внезапных инвентаризациях все товарно-материальные ценности подготавливаются к инвентаризации в присутствии инвентаризационной комиссии, в остальные случаях – заблаговременно. Они группируются, рассортировываются и раскладываются по наименованиям в определенном порядке, чтобы было удобно подсчитать их количество.
На втором этапе члены инвентаризационной комиссии пересчитывают и описывают имущество, фактически имеющееся у организации. Как правило, проверка осуществляется сплошным методом, то есть пересчитываются абсолютно все товары и ценности. Фактическое наличие имущества проверяется при обязательном участии материально ответственных лиц.
В ходе инвентаризации составляются инвентаризационные описи, в которые заносятся сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств. Описи оформляются в двух экземплярах.
Инвентаризационные описи и акты являются первичными учетными документами для бухгалтерского учета. Поэтому задача инвентаризационной комиссии на этом этапе – наиболее полно и точно внести в описи данные о фактическом имуществе и финансовых обязательствах, а затем правильно и своевременно оформить материалы инвентаризации. В инвентаризационных описях не должно быть помарок и подчисток.
В ходе инвентаризации материально ответственные лица могут обнаружить ошибки в описях. В этом случае они должны немедленно (до открытия склада, магазина, киоска) заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия должна проверить этот факт и, в случае его подтверждения, устранить выявленные ошибки.
Ошибочные записи исправляются во всех экземплярах описи в соответствии с правилами бухгалтерского учета – неправильные записи зачеркиваются, а над ними проставляется правильная запись. Исправления оговариваются и подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. Незаполненные строчки прочеркиваются. Наименования товаров указываются в описях по номенклатуре, принятой в организации. Количество ТМЦ определяется в установленных единицах измерения.
Товарно-материальные ценности заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикул, сорт и т.д.). Инвентаризация ценностей проводится в порядке их расположения в данном помещении.
Если инвентаризационная опись или акт составляется на нескольких страницах, то они пронумеровываются и скрепляются таким образом, чтобы исключить возможность замены одной или нескольких из них. В конце каждой страницы описи прописью указывается:
– число порядковых номеров материальных ценностей;
– общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице.
Такая запись позволяет исключить возможность внесения в составленный документ несанкционированных изменений после его подписания членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.
На последней странице описи делается отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку, после которой подписываются все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. Кроме того, в конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение. Если инвентаризация имущества происходит в связи со сменой материально ответственных лиц, работник, принявший имущество, расписывается в описи в получении, а работник, сдавший это имущество, – в его сдаче.
Следующим этапом проведения инвентаризации является сравнение фактических остатков материальных ценностей, выявленных при проверке, с остатками, учтенными на счетах бухгалтерского учета. Инвентаризационная опись передается в бухгалтерию, которая сравнивает фактические остатки имущества с данными бухгалтерского учета. До составления сличительных ведомостей и определения результатов инвентаризации бухгалтерия тщательно проверяет правильность всех подсчетов, приведенных в инвентаризационных описях.
Сличительная ведомость составляется бухгалтером в двух экземплярах, один из которых хранится в бухгалтерии, а другой передается материально ответственному лицу.
Выявленные суммы излишков и недостач ТМЦ в сличительных ведомостях указываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.
При составлении сличительных ведомостей учитывается пересортица ТМЦ, когда один сорт товара неправильно учтен в составе другого сорта, а также суммовые разницы, образовавшиеся в результате пересортицы.
Одновременно с инвентаризацией ТМЦ бухгалтерия предприятия должна проверить записи по всем соответствующим счетам, сопоставляя их с корреспондирующими счетами. Например, по ТМЦ – все ли поступившие ценности оприходованы, а выбывшие списаны и отражены в учете.
Так как в ОАО «Новости» ведется автоматизированная работа с киосками как с удаленной торговой точкой, то на первое число каждого месяца киоскеры снимают остаток товара и заносят его в заполненную номенклатурой опись. Затем эту опись обрабатывают операторы, заносят остатки в программную базу.
В ходе инвентаризации нередко выявляется расхождение между данными о фактическом наличии имущества и данными бухучета. Результаты инвентаризации по итогам года отражаются в годовой бухгалтерской отчетности. Они могут повлиять на налоговую базу по налогу на прибыль.
По результатам инвентаризации может быть выявлен излишек имущества, по какой-либо причине не отраженное в бухгалтерском учете. Комиссии следует установить причины возникновения излишков и определить виновных лиц.
В бухгалтерском финансовом учете организации «лишнее» имущество приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации. Соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты и отражается в составе прочих доходов.
ПРИМЕР 1
В результате инвентаризации, проводимой в ноябре 2007 года, выявлены на складе излишки товара. Их рыночная стоимость на момент проверки составила 5600,00 руб.
В ноябре в учете сделана запись:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Оприходованы излишки товара |
41-1 |
91-1 |
5600,00 |
Для целей налогового учета суммы оприходованных излишков материально-производственных запасов и прочего имущества, выявленные в результате инвентаризации, включаются в состав внереализационных доходов при исчислении налога на прибыль (п. 20 ст. 250 НК РФ). В соответствии с пунктом 5 статьи 274 НК РФ внереализационные доходы, полученные в натуральной форме, учитываются при определении налоговой базы исходя из цены сделки с учетом положений статьи 40 НК РФ, то есть по рыночным ценам.
Стоимость МПЗ и иного имущества, выявленного при инвентаризации, рассчитывается как сумма налога, исчисленная с дохода, предусмотренного в пункте 20 статьи 250 НК РФ (п. 2 ст. 254 НК РФ).
По результатам инвентаризации могут быть выявлены недостачи имущества. Как показывает практика, недостачи выявляются чаще, чем излишки, и порядок их учета гораздо сложнее: одну часть ущерба можно списать в расходы организации, а другую возмещают виновные лица. В последнем случае помимо всего прочего нужно руководствоваться нормами трудового законодательства.
Для целей бухгалтерского финансового учета порядок списания недостач, выявленных при инвентаризации, установлен в пункте 3 статьи 12 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и пункте 28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н.
У коммерческой организации недостача и порча имущества в пределах норм естественной убыли списывается по распоряжению руководителя на издержки производства и обращения. Нормы убыли применяются лишь при выявлении фактических недостач.
Недостачи сверх норм удерживаются за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании с них убытков от недостачи имущества и его порчи, убытки списываются на финансовые результаты.
Документальные основания для осуществления подобной хозяйственной операции - это решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо отказ на взыскание ущерба с виновных лиц, либо заключение соответствующих специализированных организаций о факте порчи ценностей.
В соответствии с Планом счетов для обобщения информации о суммах недостач и потерь от порчи материальных и иных ценностей (включая денежные средства) независимо от того, на какие счета учета в дальнейшем эти суммы будут отнесены, предназначен счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
По недостающим или полностью испорченным товарно-материальным ценностям отражается их фактическая себестоимость, по частично испорченным материальным ценностям — сумма выявленных в результате инвентаризации потерь.
В бухгалтерском учете делается проводка:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Выявлена недостача на складе |
94-1 |
41-1 |
3 200,00 |
Выявлена недостача в киоске |
94-1 |
50-1 |
350,00 |
Кража посторонними лицами |
94-2 |
50-1 |
12 000,00 |
Информация о работе Учет и контроль товаров в розничной торговле на примере ОАО "Новости"