Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 14:08, дипломная работа
Учитывая подобную специфику, конкурентных преимуществ могут добиться те компании, организация управления которых позволяет получать своевременную, точную, оперативную информацию обо всех бизнес-процессах предприятия.
Такая информация позволит оптимально решать следующие задачи:
осуществление сложного холдингового финансового планирования и управления
оптимизация запасов
управление ассортиментом и ценообразованием
управление поставками и складским хранением
осуществление он-лайн интеграции с кассовыми аппаратами
Введение
Глава I. Технология торговой деятельности
Основы функционирования предприятий торговли
Особенности организации розничной торговли
Общая характеристика ОАО «Новости»
Глава II. Бухгалтерский учет товаров розничной торговли на примере ОАО «Новости»
Учет поступления товаров от поставщиков
Учет движения товаров
Учет расходов на продажу
Учет продажи товаров
Учет товарных потерь
Глава III. Система внутреннего и внешнего контроля товарных операций
Порядок проведения инвентаризации
Учет результатов инвентаризации
Особенности проведения аудиторской проверки товарных операций
Рекомендации
Заключение
Литература
Розничная торговля - заключительный этап товародвижения, торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет.
Если говорить о проведении аудита розничной торговли конкретного торгового предприятия, то в этом случае исследование направлено на хозяйственные операции аудируемого лица. Цикл реализации, получения доходов и формирования финансового результата на предприятиях розничной торговли охватывает разнообразные хозяйственные операции, наибольшую долю среди которых занимают те, что связаны с продажей товаров потребителям. Хозяйственные процессы этого цикла играют основную роль в формировании результатов хозяйственной деятельности торгового предприятия, являются исходной базой для расчета налогов и т.п., поэтому их достоверность весьма важна. Данное обстоятельство определяется основной целью аудиторской деятельности (аудита): выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
Целью аудита розничной продажи является установление достоверности отражения в системе учета и отчетности операций по продаже товаров и соответствия правил ведения этих операций требованиям действующего законодательства.
Задачами аудита продажи товаров предприятиями розничной торговли являются:
- проверка правильности оформления прихода товара от поставщиков;
- проверка документов, подтверждающих переход права собственности на товары от продавца к покупателю;
- проверка правильности расчетов с покупателями по проданным товарам;
- контроль соблюдения
законодательства в части
- проверка соответствия отражения в учете операций по продаже товаров, правильности определения выручки от реализации и суммы НДС, подлежащий перечислению в бюджет;
- проверка правильности
списания расходов на продажу
в качестве расходов отчетного
периода на соответствие
- контроль достоверности
определения финансового
- проверка правильности ведения раздельного учета.
Для успешного проведения проверки рассматриваемого цикла аудитор должен иметь представление о характере и особенностях рынков сбыта товаров экономическим субъектом, конкурентной ситуации на этих рынках, платежеспособности потребителей. При проверке цикла реализации аудитор, с одной стороны, располагает внутренними источниками доказательств (информация, полученная от клиента в письменном или устном виде), с другой - внешними (информация, полученная от третьей стороны в письменном виде), а также смешанными источниками доказательств (информация, полученная от клиента в письменном или устном виде и подтвержденная третьей стороной в письменном виде, например подтверждение объема дебиторской задолженности).
Источниками аудиторской проверки процесса продажи при аудите розничных торговых предприятий являются:
- первичные и сводные документы, которыми оформлены операции продажи (счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, спецификации, книга кассира-операциониста, товарные отчеты и т.д.);
- регистры синтетического учета по счетам 41 "Товары", 42 "Торговая наценка", 44 "Расходы на продажу", 90 "Продажи" и корреспондирующим счетам;
- финансовая и налоговая отчетность;
- инвентаризационные материалы;
- внеучетная информация (спецификации, сертификаты качества, договоры, результаты предыдущих проверок, беседы с персоналом проверяемой организации, особенно с материально-ответственными лицами, разъяснения руководства и т.д.).
Отдельным источником получения информации при проведении аудита являются нормативно-правовые акты, в частности относительно исследования операций по розничной продаже, это ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", ПБУ 9/99 "Доходы организации", ПБУ 10/99 "Расходы организации", Письмо Роскомторга "О порядке оформления ценников на реализуемые товары", Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, Федеральный закон N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и т.д.
Для обеспечения эффективной работы по осуществлению аудиторской деятельности важную роль играет предварительная работа или планирование аудита.
В соответствии с федеральным правилом (стандартом) "Планирование аудита", которое разработано на основе ISA 300 Planning, планирование аудита включает разработку общей стратегии на базе детального анализа ожидаемого характера, сроков проведения и объемов аудиторских процедур.
Опыт работы аудиторских организаций показывает, что временные затраты на планирование первоначального аудита достигают 20% и более от общего бюджета времени. Если аудитор имеет определенный опыт работы с клиентом, знаком с особенностями деятельности конкретного экономического субъекта, то такие затраты снижаются до 5 - 10%. В связи с этим свою работу аудиторы начинают с ознакомления с проверяемым экономическим субъектом, для этого они изучают учредительные документы, виды деятельности, учетную политику организации и т.д. Большую помощь при этом оказывают беседы с руководителем и специалистами организации, проведение экспресс-аудита путем устного тестирования. Аудитор знакомится также с отчетностью, ее основными показателями, чтобы выявить масштабы деятельности организации и результаты ее работы за исследуемый период.
При планировании аудиторской проверки выполняются следующие основные этапы: предварительное планирование аудита; подготовка и составление общего плана аудита; подготовка и составление программы аудита.
На этапе предварительного планирования аудитор получает информацию:
- о внешних факторах, влияющих
на хозяйственную деятельность
экономического субъекта, отражающих
экономическую ситуацию в
- о внутренних факторах,
влияющих на хозяйственную
- об организационно-
- о видах деятельности;
- о структуре капитала и курсах акций;
- об уровне рентабельности и т.п.
Аудитор составляет и документально оформляет общий план аудита, описывает в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки.
Программа аудита - это продолжение общего плана, она предназначается для выделения задач, конкретизирующих каждую область аудита. Программа аудита содержит перечень аудиторских процедур, необходимых для реализации общего плана, и сроки выполнения каждой аудиторской процедуры. При составлении программы аудита операций по розничным продажам необходимо учитывать специфику финансово-хозяйственной деятельности предприятия розничной торговли и применяемую систему налогообложения, учета и отчетности.
Центром аудита цикла продажи товаров является подтверждение дебета и кредита счетов 90 "Продажи", 99 "Прибыли и убытки". Проверке, соответственно, подвергаются корреспондирующие счета: кредит счетов 44 "Расходы на продажу", 41 "Товары", дебет счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".
Система счетов бухгалтерского учета данного цикла и взаимосвязь между ними с точки зрения достижения целей аудита показаны на рисунке 1.
Рис. 1. Система взаимосвязи счетов бухгалтерского учета цикла реализации и формирования финансового результата
При проведении аудита продаж в розничной торговле уделяется внимание следующим аспектам.
1. Проверка наличия и
правильности оформления
2. Контроль правильности применения контрольно-кассовых машин при осуществлении расчетов с покупателями. Магазины розничной торговли обязаны использовать для расчетов с потребителями контрольно-кассовые аппараты, которые должны быть зарегистрированы в налоговом органе. Подтверждением регистрации служит карточка регистрации контрольно-кассовой машины, которая должна храниться в организации в течение всего времени эксплуатации такого оборудования.
3. Аудит правильности
отражения операций продажи
Таблица 1. Схема аудита хозяйственных операций по продаже товаров в розницу (при применении журнально-ордерной формы бухгалтерского учета)
Наименованиеоперации |
Корреспонденция |
Документальное отражение операции |
Цели и процедурыаудита | |
дебет |
кредит | |||
товары оцениваются по покупным ценам | ||||
Признание дохода от продажи |
50 |
90/1 |
Книга кассира- операциониста, показания контрольно- кассовой ленты, кассовая книга, банковские выписки, товарный отчет, журнал-ордер, Главная книга |
Проверяется правильность определения выручки от оптовой продажи |
Начисление НДС с выручкиот продажи |
90/3 |
68 |
Проверяется правильность исчисления и своевременность перечисления в бюджет НДС | |
Признание в качестве расхода покупной стоимости реализованныхтоваров |
90/2 |
41/2 |
Счета-фактуры, накладные, товарный отчет, журнал-ордер, Главная книга |
Проверить правильность и своевременность списания реализованных в розницу товаров с учетом применяемого способа оценки товаров |
Признание в качестве расхода отчетного периода расходов на продажу |
90/2 |
44 |
Расчетные ведомости на заработную плату,амортизационные ведомости, счета-фактуры, накладные, справки, ведомость по учету издержекобращения, журнал-ордер, Главная книга |
Проверить обоснованность списанных расходов на продажу, а такжеправильность отражения в учете |
товары учитываются по продажным ценам | ||||
Признание дохода от продажи |
50 |
90/1 |
Книга кассира- операциониста, показания контрольно- кассовой ленты, кассовая книга, товарный отчет, журнал-ордер, Главная книга |
Проверяется правильность определения выручки от розничной продажи |
Признание в качестве расхода продажной стоимости реализованныхтоваров |
90/2 |
41/2 |
Проверяется правильность и своевременность списания реализованных в розницу товаров с учетом применяемого способа оценки товаров | |
Корректировкастоимости проданных товаров до значения покупной стоимости - списание реализованнойторговой наценки (методом "красное сторно") |
90/2 |
42 |
Счета-фактуры, накладные, расчетпродажной цены, справки-расчеты, товарный отчет, журнал-ордер, Главная книга |
Проверяется правильность расчета реализованной торговой наценки,а также правильность отражения в учете |
Признание в качестве расхода отчетного периода расходов на продажу |
90/2 |
44 |
Расчет реализованной торговой наценки,журнал-ордер, Главная книга |
Проверяется обоснованность списанных расходов на продажу, а такжеправильность отражения в учете |
Расчетные ведомости на заработную плату,амортизационные ведомости, счета-фактуры, накладные, справки, ведомость по учету издержек обращения, журнал-ордер, Главная книга |
4. Одним из важных моментов
аудиторской проверки
Таблица 2. Схема аудита хозяйственных операций по расчетам с помощью платежных карт (при применении журнально-ордерной формы бухгалтерского учета)
Наименование операции |
Корреспонденция |
Документальное отражение операции |
Цели и процедурыаудита | |
дебет |
кредит | |||
Признание дохода от продажи |
57 |
90/1 |
Банковский реестр продаж через терминал, журнал-ордер, Главная книга |
Проверяется правильность определения выручки от розничной продажи с применением платежных карт |
Зачисление денежных средств на расчетный счет |
51 |
57 |
Проверяется правильность и своевременность зачисления денежных средствна расчетный счет | |
Отражение торговой уступки эквайреру за осуществление расчетов с использованиемплатежных картпри продаже товаров |
44 |
57 |
Проверить правильность отражения суммы торговой уступкиза услуги по расчетам с применением платежных карт |
Аудит розничной продажи направлен на получение необходимых доказательств для подтверждения достоверности отражения в учете и отчетности хозяйственных операций, осуществляемых предприятиями розничной торговли, при реализации товаров населению.
Заключение
Одним из основных и наиболее радикальных направлений финансового оздоровления предприятия является поиск внутренних резервов по увеличению прибыльности предприятия и достижению безубыточной работы: рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сокращение непроизводительных расходов и потерь; а также получение долгосрочного финансирования.
Информация о работе Учет и контроль товаров в розничной торговле на примере ОАО "Новости"