Учет и организация контроля расчетов с подотчетными лицами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 21:41, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть порядок учета и организации контроля расчетов с подотчетными лицами.
Задачи: раскрыть роль бухгалтерского учета в правильности расходования наличных денежных средств, рассмотреть нормативное регулирование выдачи денег подотчет, организацию учета расчетов с подотчетными лицами, порядок выдачи денег подотчет и отчетность подотчетных лиц.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 1
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 3
1. Учет расчетов с подотчетными лицами: 3
1.1. Организация учета расчетов с подотчетными лицами 3
1.2. Приобретение подотчетными лицами товарно-материальных ценностей, товаров 5
1.3. Служебные командировки по России и за рубеж 9
1.3.1. Возмещение расходов при служебных командировках и оплата суточных 11
1.3.2. Отчет работника о командировке 13
1.3.3. Зарубежные командировки 15
1.3.4. Отчеты о служебной загранкомандировке 16
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
Приложения 32

Файлы: 1 файл

Учет и организация контроля расчетов с подотчетными лицами.docx

— 106.54 Кб (Скачать файл)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 1

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 3

1. Учет расчетов с подотчетными  лицами: 3

1.1. Организация учета  расчетов с подотчетными лицами 3

1.2. Приобретение подотчетными  лицами товарно-материальных ценностей,  товаров 5

1.3. Служебные командировки  по России и за рубеж 9

1.3.1. Возмещение расходов  при служебных командировках  и оплата суточных 11

1.3.2. Отчет работника о  командировке 13

1.3.3. Зарубежные командировки 15

1.3.4. Отчеты о служебной  загранкомандировке 16

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Приложения 32

 

Введение:

В практической деятельности предприятий, учреждений и организаций  нередки случаи, когда необходимо произвести закупки за наличный расчет на других предприятиях, в розничной торговле, у физических лиц или произвести расчеты с командированными работниками.

В таких случаях обычно работнику выдаются наличные денежные средства под отчет для выполнения определенных действий по поручению  организации. В подотчет выдаются деньги для предстоящих командировочных  расходов, для оплаты хозяйственных расходов, на представительские цели, для покупки за наличный расчет продукции в других организациях или у физических лиц, для оплаты выполненных работ, оказанных услуг, а также на иные хозяйственно-операционные цели. Подотчетные лица — это работники предприятия, которые получили в кассе деньги авансом и обязаны за них отчитаться. Выдача наличности под отчет проводится из кассы предприятия при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданным под отчет суммам, т.е. в случае предоставления в бухгалтерию авансового отчета об израсходованных денежных средствах и одновременного возврата в кассу предприятия остатка наличности, выданной под отчет. Все эти хозяйственные операции связаны с выдачей денежных средств из кассы предприятия или непосредственно из банка под отчет. Так как расчеты с подотчетными лицами носят массовый характер, этот участок бухгалтерского учета является достаточно трудоемким. Сами операции достаточно однообразны.

Состав первичных документов по расчетам с подотчетными лицами, с одной стороны, достаточно узок — это авансовые отчеты, заявления на выдачу денег из кассы. С другой стороны, состав документов, сопутствующих расчетам с подотчетными лицами, чрезвычайно широк и разнообразен, так как расчеты с подотчетными лицами связаны со многими другими разделами учета, например, операциями по кассе, расчетами с поставщиками и подрядчиками, операциями по движению материальных ценностей и т.д. и, следовательно, при проверке необходимо сопоставить авансовые отчеты с документами по другим разделам учета.

Актуальность данной темы заключается в необходимости изучения учета расчетов с подотчетными лицами, с целью выявления типичных ошибок при учете таких расчетов. Изучение выбранной темы также дает возможность оценить способы избегания ошибок, допускаемых при учете расчетов с подотчетными лицами.

Цель  работы: рассмотреть порядок учета и организации контроля расчетов с подотчетными лицами.

Задачи: раскрыть роль бухгалтерского учета в правильности расходования наличных денежных средств, рассмотреть нормативное регулирование выдачи денег подотчет, организацию учета расчетов с подотчетными лицами, порядок выдачи денег подотчет и отчетность подотчетных лиц.

Методологической основой  написания курсовой работы являются нормативные документы по ведению бухгалтерского учета, отчетности и учебная литература.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

  1. Учет расчетов с подотчетными лицами.
    1. Организация учета расчетов с подотчетными лицами.

Не все организации  расплачиваются по безналичному расчету  — перечисляя деньги со своего счета на счет продавца. Иногда гораздо удобней и быстрее оплатить покупку наличными, например, канцтовары, хозяйственный инвентарь, бензин для служебного автомобиля и другое. Для этого деньги из кассы выдаются сотрудникам под отчет и оформляются расходным кассовым ордером по унифицированной форме № КО-2 (Приложение 1). Они покупают то, что нужно, а затем составляют и сдают в бухгалтерию авансовый отчет по унифицированной форме № АО-1 (Приложение 2). Если при покупке израсходованы не все деньги, то остатки сотрудник должен вернуть в кассу. Сумма оформляется приходным кассовым ордером по унифицированной форме № КО-1 (Приложение 3). Если же сотрудник добавил к выданным свои деньги, то сумму переплаты организация должна ему компенсировать.

Перечень подотчетных  лиц и правила расчетов с ними можно включить в учетную политику, определяющую правила бухгалтерского учета. Только включенные в перечень лица могут получать деньги под отчет. Он утверждается приказом руководителя предприятия. Все работники предприятия, получающие деньги под отчет, должны соблюдать правила работы с наличностью. Они предусмотрены Порядком ведения кассовых операций в РФ, утвержденным решением совета директоров ЦБ РФ от 23 сентября 1993 г. № 40.

Так, в пункте 11 этого документа  сказано, что сотрудник, получивший деньги под отчет, обязан отчитаться об их использовании и сделать  это в срок.

Таким образом, в приказе  нужно не только перечислять подотчетных  сотрудников, но и указать, какую сумму каждый из них может получить за один раз, на какой срок и когда они должны сдавать авансовые отчеты в бухгалтерию. Если же понадобилось выдать деньги под отчет сотруднику, которого нет в списке, то составляется отдельный приказ, где нужно указать фамилию и должность сотрудника, срок, на который ему выданы деньги, дату, не позднее которой он должен сдать авансовый отчет и т.д.

Сотрудник может получить деньги под отчет из кассы предприятия  только на определенные цели.

Во-первых, предприятие выдает своим сотрудникам наличные, когда  направляет их в командировку — суточные, деньги на проезд до места назначения и обратно, на проживание в гостинице. Но прежде чем сотрудник получит деньги, руководитель предприятия должен издать приказ о командировке. В нем указывают фамилию сотрудника, его должность, куда он отправляется и с какой целью, а также какая сумма командировочных ему положена.

Во-вторых, средства под отчет  получают те сотрудники, которые расплачиваются наличными от имени своего предприятия с другими организациями и предприятиями. Например, водитель покупает у АЗС горюче-смазочные материалы для служебного автомобиля, секретарь — марки, конверты на почте, бухгалтер — бланки документов в специализированных магазинах. Чтобы получить деньги, сотрудник пишет заявление на имя руководителя организации, в котором просит выдать необходимую сумму. Если руководитель согласен, он подписывает приказ. В нем указывается, кому и на какие цели выдаются деньги.

Даже если сотрудник не отчитался в срок по подотчетным  деньгам, удерживать налог на доходы с физических лиц не нужно. Деньги, выданные под отчет, все равно принадлежат организации, которая их выдала. Доходом работника они не являются и НДФЛ не облагаются.

Большая роль при этом отводится  бухгалтерскому учету, с помощью  которого сплошным образом, непрерывно и взаимосвязано отражаются все документально подтвержденные хозяйственные операции, чем обеспечивается достоверность, своевременность и точность информации. Правильная организация учета расчетов с подотчетными лицами, с одной стороны, обеспечивает действенный контроль за использованием на предприятии денежных средств и, с другой стороны, позволяет предприятию избежать конфликтных ситуаций во взаимоотношениях с налоговой службой.

Основными задачами бухгалтерского учета расчетов с подотчетными лицами являются:

  1. своевременное, полное и достоверное отражение на счетах бухгалтерского учета фактических затрат на командировочные расходы;
  2. документальная обоснованность использования подотчетных сумм и обоснованность включения в состав затрат;
  3. контроль за экономным и рациональным использованием денежных средств на хозяйственно-операционные цели.

 

    1. Приобретение подотчетными лицами товарно-материальных ценностей, товаров.

Приобретение товарно-материальных ценностей (канцелярских, хозяйственных товаров, комплектов бланков бухгалтерской отчетности, технической и экономической литературы и т.п.) в организациях розничной торговли должно подтверждаться чеком контрольно-кассовых машин и товарным чеком, дополнительно содержащим отметку об оплате.

В кассовом чеке должны быть четко пропечатаны идентификационный  номер продавца товара, его наименование, номер кассовой машины, дата совершения операции и сумма.

Например, к авансовому отчету водителя организации необходимо приложить чеки контрольно-кассовых машин АЗС, на которых производилась заправка автомобиля. Такой кассовый чек должен содержать следующие реквизиты: наименование организации-продавца (АЗС); идентификационный номер организации-продавца; номер кассового аппарата; номер и дата выдачи чека; стоимость ГСМ с учетом НДС и налога с продаж. Как правило, в кассовых чеках указывается еще марка горюче-смазочных материалов, оплаченное количество ГСМ и стоимость 1 литра ГСМ. В случае отсутствия такой информации водитель должен вместе с кассовым чеком получить на АЗС документ, подтверждающий количество оплаченного топлива и цену единицы (литра и т.п.).

Товарный чек необходим  для расшифровки сведений, указанных  в кассовом чеке, в частности для  указания конкретного перечня приобретенных  товаров (например, степлер, ручки, бумага для принтера и др.). Запрещается указывать в товарных чеках вместо конкретных наименований товаров их общее название (например, канцтовары, хоз.товары, продукты питания, книги и пр.).

В товарном чеке необходимо четкое указание номенклатуры, количества и стоимости приобретенных организацией товаров.

В случае отсутствия в товарном чеке подробной расшифровки приобретенных товаров представители организации должны составить акт, фиксирующий номенклатуру, количество приобретенных товаров и цели их приобретения.

Таким образом, кассовый чек  фиксирует факт оплаты, а товарный чек является своеобразной накладной, отражающей получение подотчетным лицом оплаченных товаров. При отсутствии товарного чека акт, составленный представителями организации и удостоверяющий факт приобретения товарно-материальных ценностей за наличный расчет, будет выполнять функции товарного чека.

При покупке товаров у  частных лиц и индивидуальных предпринимателей необходимо правильно  оформить торгово-закупочный акт, который  является в данном случае первичным  документом.

Данный акт должен содержать  реквизиты, перечисленные в п.13 Положения  по бухгалтерскому учету и бухгалтерской  отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина  России от 29.07.1998 № 34н:

  • наименование документа (формы), код формы;
  • дату составления; наименование организации, от имени которой составлен документ;
  • содержание хозяйственной операции;
  • измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении);
  • наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки (включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники).

Если торгово-закупочный акт не содержит этих реквизитов и  проверить достоверность расхода подотчетным лицом выданной ему суммы невозможно, данные средства должны включаться в совокупный налогооблагаемый доход подотчетного лица для обложения налогом на доходы физических лиц.

Следует подчеркнуть, что  сделки, в которых подотчетное  лицо выступает от своего имени, а  прием денег за оказанные ему  услуги или проданные товарно-материальные ценности оформлен чеками ККМ, не считаются  сделками между юридическими лицами.

На практике встречаются  случаи, когда работник организации  закупает товар за счет своих собственных  средств, а уже затем организация  возмещает работнику потраченные  на эти цели денежные средства. При  этом налоговые органы в отдельных случаях рассматривают такую операцию как факт покупки организацией товара у физического лица и требуют включить выплаченные работнику средства в расчет налога на доходы физических лиц.

Во избежание подобных споров с налоговыми органами при  приобретении товаров не для собственных  нужд, а для организации работнику  следует оформить покупку от имени организации. Подтверждением приобретения товара от имени и в интересах организации может быть как прямое указание на данную организацию в документах на оплату (корешках к приходному кассовому ордеру) и передачу товара (накладные подписаны по доверенности или непосредственно лицом, имеющим право подписи финансовых документов), так и указание на физическое лицо (фамилия, имя, отчество работника организации, директора), участвующее в сделке купли-продажи.

При этом после одобрения  сделки у организации возникает  задолженность по возмещению работнику  произведенных им расходов. Выдача из кассы организации средств производится на основании авансового отчета с приложением к нему необходимых первичных документов, подтверждающих данную покупку.

Информация о работе Учет и организация контроля расчетов с подотчетными лицами