Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2015 в 23:06, реферат
Бизнес и культура в современном обществе предполагают и дополняют друг друга. Это сотрудничество, по сути дела, является способом реализации гражданского общества. Только общество, в котором сложилась и вызрели развитые формы сотрудничества делового мира и сферы культуры, способно к саморазвитию и саморегуляции социально-экономических и социально-культурных процессов – по возможности независимо от государства.
Введение……………………………………………………………………………..3
1.Сущность и характерные черты менеджмента в социально-культурной сфере………………………………………………………………………………….5
1.1.Сущность менеджмента…………………………………………….5
1.2.Характерные черты менеджмента…………………………………7
2.Учет деятельности учреждения культуры………………………………12
2.1.Роль и значение учета и отчетности………………………………..12
2.2.Виды учета и отчетности. Требования к их организации…..12
2.3.Текущий учет…………………………………………………14
2.4.Статистический учет и отчетность……………………….15
2.5.Творческий отчет………………………………………………..…..16
Заключение………………………………………………………………………….18
Литература………………………………………………………………………….19
В этом плане современный бизнес, как впрочем и политика, все более сближаются по своей технологии с шоу-бизнесом и социально-культурной деятельностью в целом. В своем технологическом содержании современный менеджмент окончательно приобрел черты и формы технологии социально-культурной деятельности.
Все эти особенности современного менеджмента, которые являются закономерным выражением действия внутренних тенденций развития самого менеджмента, заметно сближают его со сферой культуры и социально-культурной сферой в целом.
Все эти обстоятельства предъявляют новые требования к компетентности и профессионализму современного менеджера. К традиционным требованиям знания технологии, организации, финансового контроля и маркетинга в современных условиях добавляются требования культурологического и гуманитарного характера. Современный менеджер, вне зависимости от профиля деятельности его фирмы, должен быть не только теоретически, но практически ориентированным в вопросах общей и прикладной культурологи, социальной психологии, быть знакомым с современными культурными процессами в тех обществах, в среде которых ему приходится или придется иметь дело, практически ориентироваться в механизмах и процедурах принятия политических решений, в современной политической жизни, иметь развитое чувство вкуса, гармонии, стиля, владеть иностранными языками, быть развитым и продвинутым в плане нравственной и интеллектуальной культуры. Не только зарубежные данные, но нынешняя российская действительность убедительно показывают, что больше шансов стать успешными предпринимателями и менеджерами имеют выпускники гуманитарных вузов по сравнению с выпускниками технических вузов, а среди последних – бывшие научные сотрудники.
Нарастание гуманитарного содержания
современного менеджмента проявляется
практически по всем векторам практики менеджмента.
Если воспользоваться удачной метафорой
Э. Фромма, то можно сказать, что если еще
послевоенный менеджмент осуществлялся
в модусе «Иметь» (to have, haben), то современный
менеджмент осуществляется скорее в модусе
«Быть» (to be, sein). Современная фирма во все
большей степени предстает как культура
– в буквальном, терминологическом смысле
слова: со своими ценностями, нормами,
традициями, ритуалами, героями, мифами,
легендами, фольклором, субкультурами
и т.д. Фирменный стиль, организационная
культура, дух корпорации из метафор очень
быстро превратились в конкретные технологические
требования. Все большее число ведущих
зарубежных специалистов по менеджменту
склонны рассматривать современный менеджмент
как «культурологический» по преимуществу.
2. Учет деятельности учреждения культуры
Учет и отчетность являются частью информационного
механизма менеджмента, связанного с характеристиками
реальных результатов деятельности фирмы.
Учет – это характеристика итогов деятельности учреждения
в утвержденной системе показателей.
2.1. Роль и значение
учета и отчетности
Правильно организованные учет и отчетность
играют важнейшую роль в технологии менеджмента.
Фиксируя итоги деятельности за определенный период, данные учета
и отчетности создают информационную
базу данных как для контроля, так и для
принятия последующих плановых и других
решений. Без опоры на эти данные невозможна
эффективная организация заработной платы,
задание системы стимулирования. Без достоверных
данных учета и отчетности невозможна
выработка норм и нормативов, создание
нормативной базы. Сведенные в региональном
и общегосударственном масштабе данные
учета и отчетности создают основу для
выработки культурной политики, принятию
решений по бюджету, для научно-теоретического
анализа, выявления тенденций и закономерностей,
действующих в социально-культурной сфере,
ее отраслях, экономике и обществе в целом.
2.2. Виды учета и отчетности.
Требования к их организации
Из определения учета и отчетности видно,
что центральную роль в их организации
играет выбор системы конкретных показателей
и принятие специального решения по утверждению
их в качестве показателей учета и отчетности.
Этим последние отличаются от показателей, фигурирующих в анализе,
– там аналитик волен применить те показатели,
которые наиболее соответствуют целям
анализа. В учете же речь должна идти о
стабильной системе характеристик.
Система учета и отчетности должна соответствовать нескольким очевидным требованиям:
– показатели учета и отчетности должны
соответствовать планируемым показателям,
иначе утрачивается единство информационного
механизма менеджмента;
– система учета должна быть простой и
ясной, по возможности исключать показатели, требующие расчет (это
функция анализа), и использовать простые
натуральные и стоимостные показатели;
– учет должен быть оперативен и своевременен – всякие «рисования» учета задним числом создают почву для злоупотреблений;
– учет должен быть максимально полным, т.е. охватывать все стороны деятельности фирмы;
– данные учета и отчетности должны быть
достоверными – как показывает практика,
наиболее сложное для социально-культурной
сферы требование.
В социально-культурной сфере действуют четыре вида учета
и отчетности: текущий (первичный, оперативный),
статистический, бухгалтерский учет (и
соответствующая отчетность), а также
творческие отчеты. Бухгалтерский учет
является частью финансового контроля
и настолько технологически специфичен,
что образует достаточно развитую самостоятельную
дисциплину менеджмента, образующую самостоятельный
учебный курс. Кроме того, бухучету посвящен
чрезвычайно широкий круг специальной
литературы и материалов. Поэтому в данной
работе рассматриваться не будет. Следует
помнить также, что все виды учета (отчасти,
включая и творческий отчет), так или иначе,
но во все большей степени опираются на
использование современных компьютерных
технологий. Существует веер АРМов (автоматизированных
рабочих мест) по бухгалтерскому учету,
статистике, текущему учету с соответствующим
программным обеспечением.
2.3. Текущий учет
Речь идет об учете текущей (каждодневной)
деятельности учреждения культуры. В силу
этого его также называют оперативным (в отличие от других – так или
иначе, но эпизодических видов учета и
отчетности) учетом. Этот учет является
базой, над которой надстраиваются все
другие виды учета и отчетности – отсюда
его еще одно название – первичный.
С некоторой степенью условности можно
различать два вида текущего учета: количественный
и качественный. Количественный учет связан
с учетом объемов выполненной работы (количество
мероприятий, посетителей, доход и т.п.).
Типичным документом текущего учета в
сфере культуры является журнал учета
текущей работы. Обычно учет в нем ведется
по следующим позициям: порядковый номер,
дата, наименование работы, время начала
и окончания, количество посетителей,
подпись ответственного лица, примечания.
Регулярно (ежемесячно, ежеквартально)
данные об объеме выполненной работы суммируются
с заполнением специальных таблиц. Страницы
такого журнала пронумерованы, прошнурованы
и должны скрепляться печатью, так как
журнал является документом финансовой
дисциплины. Хотя вести его могут должностные
лица, которым это поручено, ответственность
за достоверность, своевременность и полноту
записей в журнале несет руководитель
организации. К другим документам текущего
учета относятся списки коллективов, журналы
посещения кружков и коллективов, журналы
дежурств и другие документы, в которых
ведется учет работы в подразделениях
и службах.
Что может подтвердить записи в журнале учета текущей работы? Не секрет, что в сфере культуры, в силу особенностей оказываемых услуг, имеются возможности для «рисования» учета, а значит и «липовой» отчетности. В качестве подтверждающих материалов могут выступать планы, программы, пригласительные билеты, сметы, сценарии, фотографии, видео- и киноматериалы, корешки путевок и квитанций – практически все материалы и документы, сопровождающие ход подготовки и проведения конкретных мероприятий. Поэтому такие документы и материалы также могут быть отнесены к текущему учету.
Качественный учет – учет уровня и эффективности проводимой работы. К его материалам и документам относятся справки по итогам проверок, отзывы посетителей и клиентов, рецензии и отзывы в СМИ, результаты экспертных оценок и т.п.
Примером документа, в котором объединяются качественные и количественные характеристики выполненной работы, являются акты сдачи-приемки выполненной работы, подписанные представителями исполнителя и заказчика, в которых фиксируются объемы выполненных работ, их соответствие запланированным, наличие или отсутствие претензий заказчика к исполнителю по объему и качеству выполненных работ. Кроме того, в сфере культуры неоднократно предпринимались попытки введения паспортов учреждений культуры, в которых систематически фиксировались итоги и оценки их деятельности.
2.4. Статистический учет
и отчетность
На основе данных текущего учета регулярно (обычно
один раз в год) составляется статистический
отчет. Статистический отчет заключается
в заполнении специальной табличной формы.
Для каждого типа учреждений культуры
заполняется своя типовая форма статотчета
согласно альбому типовых форм Государственного
Комитета по статистике (Госкомстата).
В содержание такой формы входит подробная
инструкция по ее заполнению, так что подготовка
статистического отчета обычно особого
труда не составляет – при условии хорошо
налаженного текущего учета. В противном
случае оформление статотчета превращается
в «творчество» сомнительного характера.
Форма статотчета заполняется в трех экземплярах
по истечении отчетного года, подписывается
руководством фирмы и передается (высылается)
в региональный орган Госкомстата и вышестоящую
ведомственную инстанцию (учредителю).
Один экземпляр остается в архиве учреждения.
Вышестоящие инстанции иногда требуют
в качестве приложения к статистическому
отчету подробную пояснительную записку
о деятельности учреждения культуры (годовой
информационный отчет). Госкомстату такой
отчет не требуется.
При всей уязвимости для критики действующих
форм статистической отчетности они играют
важнейшую роль, создавая информационную
базу данных о состоянии и работе сферы культуры в региональном
масштабе и масштабе страны в целом. Поэтому
статистические показатели не могут произвольно
меняться – в этом случае может наступить
так называемый «обрыв в статистике» –
ситуация, делающая невозможным прослеживание
тенденций развития, в том числе и в историческом
масштабе, затрудняет сопоставление различных
периодов развития сферы и общества.
2.5. Творческий отчет
В этом случае речь идет о специфических
мероприятиях, на которых учреждения демонстрируют образцы достигнутого уровня своей
работы. Это могут быть концерты, выставки,
спектакли, фестивали, комплексные мероприятия.
Подобные творческие отчеты могут проводиться
различного уровня: отдельных коллективов,
мастеров и исполнителей, учреждений и
организаций, могут быть отчетные акции
регионального масштаба и даже республиканского
уровня («дни культуры» или фестивали).
Творческий отчет решает ряд задач:
– демонстрация лучших образцов работы;
– оценка итогов работы за определенный период;
– реклама и пропаганда (продвижение имиджа и репутации) деятельности учреждения и его самого;
– вербовка новых клиентов, потребителей и активных участников деятельности организации.
По своим задачам творческий отчет переплетается с public relations и вполне может рассматриваться
также как одна из форм PR.
Творческие отчеты имеют место не только
в сфере культуры. Менеджмент практически
во всех других сферах и отраслях прибегает
к выставкам продукции, дням открытых
дверей и другим акциям, носящим характер
творческого отчета.
Чтобы мероприятие могло рассматриваться в качестве творческого отчета, оно должно отвечать нескольким требованиям:
– на нем должен быть продемонстрирован лучший опыт работы;
– сценарий проведения должен предполагать
возможность оценки демонстрируемых образцов
работы (экспертный опрос, анкетирование
посетителей или участников, книгу отзывов,
проведение конференций и т.п.);
– итоги творческого отчета, и особенно
оценки должны стать предметом специального
анализа (совещания, семинара) для определения
перспектив дальнейшей деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе две главы.
В первой главе описывается сущность и характерные черты менеджмента в социально-культурной сфере. Обычно специфику менеджмента в сфере культуры связывают с особенностями «духовного производства». «Продукты» такой деятельности носят не столько вещественный характер, сколько связаны с феноменами сознания (восприятия, понимания, мышления, переживания и т.д.), не поддаются непосредственному прямому счету, складированию.
Сфера культуры – сфера преимущественно некоммерческой деятельности. Главная особенность менеджмента в сфере культуры заключается в том, что деньги в этой сфере появляются преимущественно не на основе коммерции, а на основе привлечения средств, вовлечения интересов самых различных сил и инстанций: органов власти, ведающих бюджетными средствами, спонсоров, благотворительных организаций и прочих доходов.
Информация о работе Учет и отчетность в сфере культуры: роль, виды, организация