Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 19:06, курсовая работа
Целью данной работы является изучение бухгалтерского учета кредитов и займов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) определить понятие кредитов и займов, классифицировать кредиты и займы по различным признакам;
2) рассмотреть основные теоретические аспекты бухгалтерского учета кредитов и займов;
3) изучить нормативно – правовое регулирование бухгалтерского учета кредитов и займов;
4) рассмотреть практические аспекты бухгалтерского учета кредитов и займов.
Таблица 1.1
Отчет о структуре задолженности по полученным кредитам и займам ООО «…» за сентябрь 2008 г. (по состоянию на 25.09.2008 г.)
Вид задолженности |
Срок погашения кредита (займа) |
Сальдо задолженности на начало, руб. |
Годовой процент, % |
Начисленный процент, руб. |
Сумма оплаченного процента, руб. |
Сумма оплаченного кредита (займа), руб. |
Размер просроченного платежа, руб. |
Процент по просроченному платежу, |
1. Заем (по видам заимодавцев)
ОАО «Финансово-инвестиционная |
01.08.2005 |
60 000 |
25 |
1248 |
— |
10 000 |
— |
— |
2. Целевой заем (по видам, с выделением целей) |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
3. Кредиты: — ОАО «Белгородпромстройбанк» (дог. 15/89) — Белгородское ОСБ 8592 (дог. №198006) |
01.09.2005
15.06.2005 |
2500 000
1500 000 |
22
20 |
45 750
12 450 |
40 000
12 450 |
—
1 000 000 |
—
500 000 |
—
3 500 |
4. Товарный кредит (по кредиторам и срокам погашения кредита) |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
5. Коммерческий кредит (по кредиторам и срокам погашения кредита) |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
Итого |
— |
4 060 000 |
— |
59 448 |
52 450 |
1 010 000 |
500 000 |
3500 |
Данный отчет рекомендуется
составлять ежемесячно и предоставлять
в срок до 25-го числа текущего месяца
для того, чтобы руководство могло
принять меры до истечения месяца.
Крупным хозяйствующим
Контроль — это одна из основных функций управления. В зависимости от уровня его организации зависит не только конечный результат деятельности хозяйствующего субъекта, но и вообще возможность осуществления деятельности. Важнейшим информационным источником, обеспечивающим выполнение контрольной функции, служит бухгалтерский учет. Но действующее бухгалтерское законодательство не позволяет получить достаточно информации для управления.
Руководитель при принятии решений должен руководствоваться всеми видами законодательств, регулирующими определенные вопросы. А из различных классификаций кредитов и займов, рассмотренных в данной статье, следует неоднозначность в подходах при выборе классификационных признаков и невозможность получения разноплановой информации о задолженности по кредитам и займам в рамках ведения бухгалтерского финансового учета. Поэтому для улучшения качества информационных потоков рекомендуется вести расширенный управленческий учет кредитов и займов, а на основании сформированной информации составлять отчет о структуре задолженности. Важной особенностью предлагаемых отчетов является фокусирование внимания, как на внутренних аспектах работы хозяйствующего субъекта, так и на внешней среде, окружающей его и играющей немаловажную роль в деятельности субъекта. Регулярное представление руководству подобного отчета будет способствовать сокращению затрат и планированию денежных потоков организации.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Закона «О бухгалтерском учете»: «оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку...».
Закон не содержит каких-либо ограничений (по составу затрат, по виду приобретаемого имущества, по времени осуществления) по включению в первоначальную стоимость имущества (в том числе, основных средств) затрат, связанных с его приобретением, сооружением и изготовлением, за исключением того, что указанные затраты должны быть непосредственно связаны с приобретаемым имуществом. Отсюда следует, что, если можно доказать непосредственную связь произведенных затрат с приобретаемым имуществом, то эти затраты могут быть признаны в первоначальной стоимости такого имущества5.
Согласно п. 7 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (утверждено Приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н) «основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости».
Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается (п. 8 ПБУ 6/01): «сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации)».
Согласно п. 8 ПБУ 6/01 фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются: «начисленные до принятия объекта основных средств к бухгалтерскому учету проценты по заемным средствам, если они привлечены для приобретения, сооружения или изготовления этого объекта».
Из приведенной нормы следует, что, в отличие от Закона «О бухгалтерском учете», который не устанавливает временных ограничений на осуществление затрат для включения их в стоимость приобретения, ПБУ 6/01 такие ограничения вводит. Не признаются в первоначальной стоимости проценты, начисленные после принятия объекта к учету в составе основных средств, хотя такие затраты и являются для организации затратами по приобретению основного средства.
Так же как и Закон «О бухгалтерском учете», ПБУ 6/01 не вводит каких-либо ограничений в отношении состава затрат на приобретение (перечень затрат открыт) и вида приобретаемого основного средства. При определении в качестве затрат процентов ПБУ 6/01 не делает различий между процентами, начисляемыми по разным видам кредитов и займов (кредита банка, выдача векселей и размещение облигаций и т.д.).
В соответствии с п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации» (утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н): «Операционными расходами являются: ...проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов)...».
При этом ПБУ 10/99 не устанавливает каких-нибудь условий признания расходов по процентам в составе операционных.
ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (утверждено Приказом Минфина России от 02.08.2001 № 60н) также устанавливает порядок признания затрат по оплате процентов по заемным средствам.
ПБУ 15/01 устанавливает разный порядок учета процентов в зависимости от:
В соответствии с ПБУ 15/01 проценты по заемным средствам учитываются в первоначальной стоимости основных средств, если:
Согласно п. 13 ПБУ 15/01: «к инвестиционным активам относятся объекты основных средств, имущественные комплексы и другие аналогичные активы, требующие большого времени и затрат на приобретение и (или) строительство. Указанные объекты, приобретаемые непосредственно для перепродажи, учитываются как товары и к инвестиционным активам не относятся»;
«Затраты по полученным займам и кредитам, связанным с формированием инвестиционного актива, по которому по правилам бухгалтерского учета амортизация не начисляется, в стоимость такого актива не включаются, а относятся на текущие расходы организации...»;
«При прекращении работ, связанных со строительством инвестиционного актива в течение срока, превышающего три месяца, включение затрат по полученным займам и кредитам, использованным для формирования указанного актива, приостанавливается. В этом случае затраты по займам относятся на текущие расходы организации»;
В случае, если приведенные выше условия не выполняются, проценты признаются расходами того периода, в котором они произведены (далее — текущие расходы).
Таким образом, ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» вводит дополнительные ограничения в отношении возможности включения процентов по заемным средствам в первоначальную стоимость объектов основных средств, которые не предусмотрены Законом «О бухгалтерском учете» и ПБУ 6/01.
Обращаем внимание, на особый порядок учета процентов по выданным векселям и облигациям. Напомним, что ПБУ 6/01 включение процентов по заемным средствам в состав фактических затрат на приобретение не ставит в зависимость от способа привлечения заемных средств.
Обобщая сказанное, можно констатировать, что имеют место противоречия и неясность положений нормативных актов как по вертикали (Закон — ПБУ), так и по горизонтали (ПБУ — ПБУ). Причем разрешить противоречия достаточно сложно, так как документы оперируют разными понятиями: