Учет материально - производственных запасов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 13:04, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы – изложить теоретические аспекты бухгалтерского финансового учета материалов. Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
-изучение информации по теме работы, полученной из учебной литературы, нормативных документов, публикаций в периодических изданиях по исследуемому вопросу;
-группировка и систематизация информации;
-полное, комплексное обобщение информации.
Гипотеза - учет материалов эффективнее вести с применением 15 счета «Заготовление и приобретение материально-производственных ценностей».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА МАТЕРИАЛОВ 5
1.1 Понятие материалов 5
1.2. Классификация материалов 7
1.3. Основные задачи учета материалов 9
1.4.Виды оценки материалов 11
1.5.Первичные документы учета движения материалов 13
ГЛАВА 2.УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ 22
2.1 Инвентаризации и проверки 22
2.2 Учет неотфактурованных поставок 38
2.3. Основные проводки по списанию сырья и материалов 40
2.4. Основные проводки по учету производственных запасов 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44

Файлы: 1 файл

Учет движения материалов и их оценка.doc

— 242.50 Кб (Скачать файл)
    • при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду;
    • при использовании объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам РФ либо муниципальным образованиям, в качестве предмета залога;
    • при продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям;
    • при переуступке долговых обязательств, связанных с объектами оценки, принадлежащими Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям;
    • при передаче объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц, а также при возникновении спора о стоимости объекта оценки, в том числе:
    • при национализации имущества;
    • при ипотечном кредитовании физических лиц и юридических лиц в случаях возникновения споров о величине стоимости предмета ипотеки;
    • при составлении брачных контрактов и разделе имущества разводящихся супругов по требованию одной из сторон или обеих сторон в случае возникновения спора о стоимости этого имущества;
    • при выкупе или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации изъятии имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд;
    • при проведении оценки объектов оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы.

Инициативная (добровольная) оценка осуществляется в случаях, не предусмотренных законодательством.

В учебном пособии Крюков А.В. «Бухгалтерский учет с нуля» говорится об оценке материалов.

Материалы принимаются  к бухгалтерскому учету по фактической  себестоимости.

Фактической себестоимостью материалов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС.

К фактическим затратам на приобретение материалов относятся:

  • суммы, уплачиваемые поставщику (продавцу);
  • суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материалов;
  • таможенные пошлины (в случае приобретения материалов у иностранного продавца);
  • невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы материалов (НДС является возмещаемым налогом);
  • вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материалы;
  • затраты по заготовке и доставке материалов до места их использования, включая расходы по страхованию;
  • затраты по доведению материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях.

Фактическая себестоимость  материалов при их изготовлении самой организацией определяется исходя из фактических затрат, связанных с их производством.

1.5.Первичные документы учета движения материалов5

Для учета движения материалов применяется первичная учетная документация, отвечающая требованиям Основных положений по учету материалов и приспособленная для автоматизированной обработки. Количество экземпляров выписываемых документов и их документооборот каждая организация устанавливает самостоятельно, исходя из вида деятельности, уровня автоматизации и системы учета.

Для документального оформления операций используются следующие унифицированные формы: Доверенность (форма № М-2 и № М-2а) Применяется для оформления права лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей, отпускаемых поставщиком по наряду, счету, договору, заказу, соглашению. Таким лицом может быть только работник, состоящий с организацией в трудовых отношениях. ¦ 
Приходный ордер (форма № М-4) Применяется для учета материалов, поступающих от поставщиков или из переработки. Приходный ордер в одном экземпляре составляет материально ответственное лицо в день поступления ценностей на склад. Приходный ордер выписывается на фактически принятое количество ценностей. Акт о приемке материалов (форма № М-7) Акт применяется при оформлении приемки материальных ценностей, имеющих количественное и качественное расхождение или расхождение по асеорти- 
При использовании первого и второго способа в течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам нематериальных активов начисляются ежемесячно в размере 1/12 годовой . суммы. Исключение составляют сезонные производства. Годовая сумма амортизационных отчислений начисляется равномерно в течение периода работы таких организаций в отчетном году. 
3) При способе списания стоимостипропорционально объемупродукции (работ) начисление амор-тизационных отчислений производится исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта нематериального актива и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок его полезного использования.

Амортизационные отчисления по объекту нематериальных активов начинаются с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия его к бухгалтерскому учету, и начисляются до полного погашения стоимости, либо списания этого объекта с бухгалтерского учета в связи с уступкой или утратой организацией исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности. 
В бухгалтерском учете начисление амортизационных отчислений по каждому объекту отражается либо по кредиту счета 05 «Амортизация нематериальных активов», либо по кредиту 04 «Нематериальные активы» путем уменьшения первоначальной стоимости. 
менту с данными сопроводительных документов поставщика, а также при приемке материалов, поступивших без документов. Он является юридическим основанием для предъявления претензии поставщику, отправителю. 
    -Лимитно-заборная карта (форма № М-8) Применяется для оформления отпуска материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции, а также для текущего контроля за со-блюдением установленных лимитов отпуска материалов на производственные нужды и является оправдательным документом для списания материальных ценностей со склада. Требование-накладная (форма № М-11) Применяется для учета движения материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями или материально ответственными лицами. 
   Требование может использоваться для оформления однократного отпуска материалов на хозяйственные и прочие нужды. 
   Накладная на отпуск материалов на сторону (форма № М-15) 
    Применяется для учета отпуска материальных ценностей хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории, или сторонним организациям на основании договоров и других документов. 
    Карточка учета материалов (форма № М-17) Применяется для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду, размеру.

    Командировочные расходы по заготовлению, комиссионные вознаграждения, проценты за кредит и т.д.). 
    Фактическая себестоимость материалов отличается от учетной цены, поскольку планируемые дополнительные расходы не совпадают с фактическими расходами. 
   При отпуске материалов в производство и ином выбытии их оценка производится одним из следующих способов: 
по себестоимости каждой единицы; 
по средней себестоимости; 
по себестоимости первых по времени приобретений (способ ФИФО); 
по себестоимости последних по времени приобретений (способ ЛИФО). 
   Способ оценки по каждой группе (виду) запасов закрепляется как элемент учетной политики организации. 
   Оценка материалов по средней себестоимости производится путем деления общей себестоимости группы (вида) материалов на их количество, складывающихся соответственно из себестоимости и количества остатка на начало месяца и поступивших запасов в течение данного месяца.

-Способ ФИФО основан на допущении, что материалы используются в последовательности их приобретения, т.е. материалы, первыми поступившие в производство, должны быть оценены по себестоимости первых по времени приобретения с учетом себестоимости запасов, числящихся на начало месяца. ¦ -Способ ЛИФО основан на допущении, что материалы, первыми поступившие в производство, должны быть оценены по себестоимости последних в последовательности приобретения.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете) все операции по движению (поступление, перемещение, расходование) материально-производственных запасов должны оформляться первичными учетными документами.

При этом первичные учетные  документы должны включать следующие обязательные реквизиты:

  • наименование документа;
  • дату составления документа;
  • наименование организации, от имени которой составлен документ;
  • содержание хозяйственной операции;
  • измеритель хозяйственной операции в натуральном и денежном выражениях;
  • наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
  • личные подписи указанных лиц и их расшифровки.

Кроме того, Методическими  указаниями по учету материально-производственных запасов установлены некоторые дополнительные требования:

  • первичные учетные документы могут быть многострочными (на несколько номенклатурных номеров) или однострочными (на один номенклатурный номер);
  • первичные учетные документы должны быть надлежащим образом оформлены (с заполнением всех необходимых реквизитов) и иметь соответствующие подписи;
  • в первичные учетные документы могут быть включены дополнительные реквизиты в зависимости от характера операции, требований соответствующих нормативных актов и методических указаний по бухгалтерскому учету, а также технологии обработки учетной информации.

Заметим, что требование документального подтверждения  произведенных расходов является одним из двух основных условий принятия расходов к налоговому учету (для целей обложения налогом на прибыль организаций).

Пунктом 11 Методических указаний по учету материально-производственных запасов определено три уровня разработки и утверждения форм первичных  учетных документов.

Унифицированные формы  первичной учетной документации разрабатываются и утверждаются Госкомстатом России по согласованию с Минфином России. В настоящее время обязательны к применению формы документов по учету материалов, утвержденные постановлением Госкомстата России N 71а, а также формы первичной учетной документации по учету продукции, товарно-материальных ценностей в местах хранения, утвержденные постановлением Госкомстата России от 09.08.1999 N 66.

Отраслевые формы первичной  учетной документации утверждаются соответствующими министерствами и иными органами федеральной исполнительной власти. При этом под органами исполнительной власти понимаются как собственно отраслевые министерства и ведомства, так и органы, которым предоставлено право разрабатывать и утверждать нормативные документы, обязательные к применению всеми хозяйствующими субъектами. При разработке учетной политики организации следует указывать перечень отраслевых форм, используемых в бухгалтерском учете. По мнению автора, во избежание разногласий с налоговыми и иными контролирующими органами целесообразно компоновать отраслевые формы в отдельное приложение к учетной политике вне зависимости от того, каким органом федеральной исполнительной власти они утверждены.

Формы первичных документов для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены унифицированные и отраслевые формы, разрабатываются и утверждаются самими организациями с учетом специфики их деятельности. Такие формы в любом случае должны быть указаны в приложении к учетной политике организации.

Согласно Методическим указаниям по учету материально-производственных запасов при отсутствии показателей по отдельным реквизитам в первичных учетных документах соответствующие строко-графы прочеркиваются. Это очевидное на первый взгляд требование нередко нарушается на практике. Возможные последствия такого нарушения предугадать нетрудно, особенно когда речь идет об отпуске материально-производственных запасов: последующее заполнение строк и граф первичного документа данными о материалах, которые фактически не выдавались, является наиболее простым способом хищений или покрытия недостач. Аналогичные требования должны предъявляться и к приходным документам. Отличие состоит в том, что в данном случае роль бухгалтерии организации, приходующей материалы, сводится к осуществлению последующего контроля - незаполненные строки и графы в приходных документах при их обработке целесообразно прочеркивать.

На выдачу особо дефицитных и (или) дорогостоящих материально-производственных запасов (запасов особого учета) целесообразно составлять отдельный  список наименований и устанавливать особые правила оформления первичных учетных документов. Перечень таких запасов и особые правила оформления первичных учетных документов на их выдачу и порядок контроля за их расходованием (использованием) утверждаются руководителем организации по представлению главного бухгалтера.

Данное положение не вытекает прямо из требований документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и, по существу, перенесено в Методические указания по учету материально-производственных запасов из применявшихся ранее Основных положений по инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов (см. письмо Минфина СССР от 30.12.1982 N 179). На начальном этапе рыночных преобразований почему-то считалось, что с изменением формы собственности предпосылки для нерационального или нецелевого использования (или, проще говоря, хищения) указанного имущества исчезнут. Однако практика свидетельствует, что установление особого порядка расходования дефицитных или дорогостоящих запасов нередко может явиться весьма действенной мерой, направленной на оптимизацию использования материалов. Так как отступление от такого порядка, скорее всего, будет сопряжено с привлечением работников к материальной ответственности и связанными с этим судебными или иными спорами, представляется целесообразным порядок отпуска особо дефицитных и дорогостоящих материально-производственных запасов (со списком наименований таких запасов и лиц, которым они могут выдаваться) и особый порядок оформления первичных документов утверждать распорядительным документом руководства организации и включать перечисленные элементы в учетную политику организации. Следует подчеркнуть, что в данном случае речь не идет о драгоценных металлах и драгоценных камнях, так как ни ПБУ 5/01, ни Методические указания по учету материально-производственных запасов не регулируют порядок их бухгалтерского учета. В настоящее время учет операций по поступлению, отпуску, перемещению и выбытию драгоценных металлов и драгоценных камней, включая их документальное оформление, регулируется Правилами учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 N 731, а также Инструкцией о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Минфина России от 29.08.2001 N 68н.

Информация о работе Учет материально - производственных запасов