Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 13:04, курсовая работа
Цель настоящей работы – изложить теоретические аспекты бухгалтерского финансового учета материалов. Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
-изучение информации по теме работы, полученной из учебной литературы, нормативных документов, публикаций в периодических изданиях по исследуемому вопросу;
-группировка и систематизация информации;
-полное, комплексное обобщение информации.
Гипотеза - учет материалов эффективнее вести с применением 15 счета «Заготовление и приобретение материально-производственных ценностей».
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА МАТЕРИАЛОВ 5
1.1 Понятие материалов 5
1.2. Классификация материалов 7
1.3. Основные задачи учета материалов 9
1.4.Виды оценки материалов 11
1.5.Первичные документы учета движения материалов 13
ГЛАВА 2.УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ 22
2.1 Инвентаризации и проверки 22
2.2 Учет неотфактурованных поставок 38
2.3. Основные проводки по списанию сырья и материалов 40
2.4. Основные проводки по учету производственных запасов 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
Первичные учетные документы нумеруются либо заранее, либо при их оформлении и регистрации. Порядок нумерации, принятый в организации, должен обеспечивать наличие неповторяющихся номеров в течение одного отчетного года. Следовательно, при постановке бухгалтерского учета необходимо определить, какие формы документов могут быть пронумерованы заранее, а какие следует нумеровать при оформлении соответствующей хозяйственной операции. По мнению автора, провести такую дифференциацию нетрудно - те документы, которые хранятся в форме книжек (доверенности, накладные и т.п.), целесообразно нумеровать заранее. Это отнюдь не исключает возможности, целесообразности, а в некоторых случаях - и необходимости регистрировать факт выдачи заполненных форм (собственно первичных документов) по принадлежности. Данная мера позволит сократить затраты времени на осуществление последующего контроля за правильностью и своевременностью осуществления отдельных хозяйственных операций (отпуска материалов в производство, на реализацию и т.п.). Если же незаполненные формы документов не сшиваются, а хранятся разрозненно (в пачках или отдельных экземплярах), их нумерацию лучше всего производить при заполнении. В противном случае у бухгалтера появится дополнительная обязанность по обеспечению сохранности бланков документов (не являющихся бланками строгой отчетности). С большой долей уверенности можно предположить, что часть пронумерованных бланков будет теряться или портиться при заполнении, а это, в свою очередь, обусловит появление новых проблем.
Пунктом 14 Методических указаний по учету материально-производственных запасов предусмотрена возможность составления первичных учетных документов не только на бумажных, но и на машинных носителях информации. При этом оговаривается, что программы кодирования, идентификации и машинной обработки данных документов на машинных носителях должны обладать системой защиты и храниться в организации в течение срока, установленного для хранения соответствующих первичных учетных документов. Кроме того, следует учитывать требования п. 8 Методических указаний по учету материально-производственных запасов, в соответствии с которым применение организациями программных продуктов по учету запасов должно обеспечить получение необходимой информации на бумажных носителях, включая показатели, содержащиеся в регистрах бухгалтерского учета, внутренней отчетности организации и других документах. Иными словами, перед тем как заказывать разработку нового или адаптацию действующего программного обеспечения, необходимо определить, какая информация и в какой форме может понадобиться для использования при принятии управленческих решений. Следует считаться и с тем, что налоговые и иные контролирующие органы при проведении проверок могут потребовать информацию, детализированную или сгруппированную иным образом, нежели это делается в компьютерной программе. Особенности обработки бухгалтерской информации средствами вычислительной техники обусловлены прежде всего размером экрана монитора: чтобы информация могла адекватно восприниматься и однозначно идентифицироваться, буквы и цифры должны легко читаться. Следовательно, значительная часть унифицированных и отраслевых форм первичной учетной документации не может быть перенесена на экран без каких-либо изъятий и упрощений. Поэтому представляется целесообразным предусмотреть возможность вывода информации на бумажные носители в том виде, в каком бы они могли быть оформлены без применения средств вычислительной техники. Так, например, сведения о фактической себестоимости приобретенных материально-производственных запасов на бумаге целесообразно представлять в виде типового журнала-ордера N 6 независимо от того, какой алгоритм машинной обработки используется.
В соответствии с п. 21 Методических указаний по учету материально-производственных запасов инвентаризация запасов проводится для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. В ходе инвентаризации проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка материальных ценностей.
Порядок проведения инвентаризации (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень запасов, проверяемых при каждой из них, и т.д.) определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее - Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности), проведение инвентаризации обязательно:
Требования к порядку и срокам проведения инвентаризации определены ст. 12 Закона о бухгалтерском учете и п. 26-28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Детализация требований осуществлена в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее - Указания по инвентаризации).
Целью инвентаризации является обеспечение достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации. В ходе инвентаризации имущества и обязательств проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Цели инвентаризации, сформулированные в Методических указаниях по учету материально-производственных запасов, несколько отличаются, хотя, по существу, являются почти идентичными.
Указывать в учетной политике организации обязательность проведения инвентаризаций в установленных законодательно случаях (кроме проведения инвентаризации перед составлением годовой отчетности) необязательно. Однако в учетной политике должен быть определен список материально ответственных лиц, при смене которых инвентаризация обязательна. Кроме того, в учетной политике на каждый год должен определяться состав инвентаризационных комиссий по видам инвентаризаций (по видам инвентаризуемого имущества), а также дата начала инвентаризации, проводимой перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.
В этой связи целесообразно остановиться на некоторых практических рекомендациях, касающихся инвентаризации материально-производственных запасов вообще и материалов в частности.
Прежде всего следует иметь в виду, что все материально-производственные запасы должны находиться в подотчете материально ответственных лиц. Исключение составляют товары в пути и товары отгруженные. При проверке следует обратить внимание на дату выдачи материально-производственных запасов под отчет. Если выдача материалов связана с производством каких-либо работ, то особое значение приобретает проверка правильности и своевременности оформления документов на списание материалов и имущества. Если на момент инвентаризации акты списания или другие подобные документы не оформлены, а сроки проведения работ истекли, как правило, имеет место недостача материально-производственных запасов. Если же сроки окончания работ точно не определены, то за разумный срок в большинстве случаев можно принимать окончание определенного сезона (например, материалы, выданные для производства работ по озеленению территории, не могут не быть израсходованы и оформлены списанием в ноябре).
На материалы и другие материально-производственные запасы, находящиеся в пути, отгруженные, но не оплаченные в срок покупателями, а также на материально-производственные запасы, находящиеся на складах других организаций, следует составлять отдельные описи. Это требование, закрепленное п. 3.21 Указаний по инвентаризации, является очевидным, если вспомнить, что инвентаризации проводятся по местам хранения и подотчетным лицам.
Нормативные документы
требуют проводить
Достаточно распространенную практику назначения в инвентаризационные комиссии одних и тех же должностных лиц на протяжении ряда лет (до десяти и более) можно считать ошибочной. По мнению автора, более целесообразна регулярная ротация состава комиссий, и дело здесь не в моральных качествах членов комиссий и возможности их сговора с материально ответственным лицом, а в необходимости свежего взгляда, который может выявить недостатки в организации хранения и инвентаризации, на которые другие члены комиссии уже не обращают внимания.
При проверке актов на списание любых видов имущества, особенно при списании приборов и другого имущества, имеющего составные части с содержанием драгоценных металлов, следует проводить оценку полноты оприходования материально-производственных запасов, если приходуются материалы от ликвидации (демонтажа, разборки, распорки).
Методическими указаниями
по учету материально-
Порядок проведения проверок, в том числе определение конкретных наименований, видов, групп запасов, подлежащих проверке, сроки проведения проверки и т.п., устанавливается руководителем организации, а также руководителями подразделений организации по поручению руководителя организации.
При организации работы по проведению инвентаризаций и проверок материально-производственных запасов необходимо учитывать структуру складского хозяйства: склады (кладовые) подразделений организации могут быть самостоятельными учетными единицами или входить в состав других учетных единиц, а в некоторых подразделениях - отсутствовать.
Отнесение складов к
самостоятельным учетным
Согласно п. 25 Методических указаний по учету материально-производственных запасов в случае если склады (кладовые) не являются самостоятельными учетными единицами, инвентаризация запасов на таких складах (кладовых) производится одновременно с инвентаризацией незавершенного производства (незавершенного строительства) в соответствующем структурном подразделении. Это обстоятельство следует учитывать при определении сроков проведения инвентаризаций отдельных видов имущества. В частности, ввиду большой номенклатуры и количества материалов их инвентаризацию целесообразно начинать не позднее 1 октября отчетного года. В то же время оценка объемов и стоимости незавершенного производства имеет практический смысл, только если проводится непосредственно перед оформлением заключительных оборотов. В подобной ситуации имеется только один выход: при проведении инвентаризации незавершенного производства проводить дополнительную инвентаризацию только в тех складах и кладовых, откуда материалы списываются на производство. В данном случае имеются в виду склады и кладовые, расположенные непосредственно в цехах, а не центральный склад.
Порядок работы и объем функций, возлагаемых на постоянно действующую инвентаризационную комиссию, целесообразно установить в специально разработанном и утвержденном положении, которое закрепляется в качестве приложения к учетной политике организации.
При разработке такого положения следует учитывать, что комиссия призвана выполнять комплекс работ, который как минимум должен включать следующие элементы (п. 26 Методических указаний по учету материально-производственных запасов):
Информация о работе Учет материально - производственных запасов