Учет материально-производственных запасов на ООО «ДробМашЦентр»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 20:45, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящего исследования является — на основе изучения международных и национальных стандартов учета и финансовой отчетности, а также существующей в отрасли системы бухгалтерского учета разработать методические рекомендации по выявлению методов совершенствования учета материально-производственных запасов на предприятиях промышленности в условиях рыночных отношений.
Объектом исследования – бухгалтерский учет на предприятии ООО «ДробМашЦентр».
Предметом исследования является учет материально - производственных запасов организации.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы учета материально-производственных запасов 9
1.1 Понятие и классификация материально-производственных запасов 9
1.2 Документальное оформление движения материально- производственных запасов 13
1.3 Оценка материально-производственных запасов 17
1.4 Синтетический и аналитический учет материалов 20
1.5 Инвентаризация и переоценка материалов 26
1.6. Опыт и практика организации первичного учета МПЗ на предприятии 29
2. Учет материально-производственных запасов на ООО «ДробМашЦентр» 40
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «ДробМашЦентр» 40
2.2 Документальное оформление и учет поступления материально-производственных запасов 48
2.3 Анализ использования материально-производственных запасов на ООО «ДробМашЦентр» 64
Список использованных источников и литературы 69

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 1.62 Мб (Скачать файл)

При сальдовом методе учета материалов в бухгалтерии организации не ведется количественный и суммовой учет движения (прихода и расхода) МПЗ в разрезе их номенклатуры и не составляются оборотные ведомости по номенклатуре МПЗ. Учет движения МПЗ ведется в разрезе групп только в денежном выражении, определяемом исходя, как правило, из учетных цен.

В организации могут применяться  оба метода аналитического учета материалов, когда по одним складам и подразделениям применяется оборотный метод, а по другим - сальдовый. Оборотный и сальдовый методы учета применяются, как правило, при ведении учета вручную25.

При автоматизированном учете материалов, то есть обработке первичных учетных документов с использованием средств вычислительной техники, все необходимые для учета и контроля регистры бухгалтерского учета составляются при помощи средств вычислительной техники. В ведомостях отражаются обороты и остатки по каждому номенклатурному номеру материалов по количеству и сумме. Ведомости составляются в двух экземплярах - для бухгалтерии и склада (подразделения).

Независимо от принятого метода аналитического учета МПЗ (оборотный или сальдовый) в бухгалтерии должен вестись синтетический учет движения МПЗ в стоимостном выражении по соответствующим синтетическим счетам, а внутри их - по складам (кладовым, материально ответственным лицам) и группам МПЗ.

При партионном методе аналитический  учет МПЗ ведется на специальных карточках (партионных картах) (форма № МХ-10). Данная карточка составляется на каждую вид МПЗ для контроля за поступлением и отгрузкой по количеству, массе, стоимости, поступивших различными видами транспортных средств (автотранспортом, железнодорожным, водным, воздушным транспортом и т.д.).

Следует отметить, что допускается  считать одной партией:

- МПЗ, поступившие одним видом транспорта (в одной автоколонне, железнодорожном вагоне, судне, барже), независимо от количества транспортных документов (железнодорожных, водных накладных, коносаментов и т.д.);

- МПЗ одного наименования, поступившие одновременно по нескольким транспортным документам одного поставщика без расхождений по количеству и качеству.

Партионная карта выписывается материально ответственным лицом в двух экземплярах на каждую партию МПЗ. Один экземпляр партионной карты остается на складе и служит регистром складского учета МПЗ, второй - передается в бухгалтерию.

В партионной карте указываются  все необходимые реквизиты отправителя, получателя, станции отправителя, номер и дата акта о приеме МПЗ, а также наименование, артикул, сорт, цена, количество масса МПЗ. Записи в расходной части партионной карты осуществляются на основании расходных документов, при этом указываются дата отпуска МПЗ, его количество в натуральных показателях, а также итоги расхода за месяц и остатки.

По мере полного выбытия  МПЗ данной партии со склада материально ответственное лицо закрывает партионную карту и передает ее на проверку в бухгалтерию. Если при проверке выявлено расхождение между данными МПЗ, принятыми к учету, и его расходом, то излишек МПЗ принимается к учету, а недостача списывается в следующем порядке:

- в пределах норм естественной  убыли недостача МПЗ относится в состав расходов организации;

- сверх норм - возмещается материально ответственным лицом.

Такая технология учета МПЗ, по сути, предполагает проведение локальных инвентаризаций по каждой партии МПЗ.

План  счетов представляет собой схему  регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка)26.

Синтетические счета - это счета бухгалтерского учета, на которых имущество организации, ее обязательства и хозяйственные процессы отражаются в обобщенном виде. Показатели на синтетических счетах формируются только в денежном выражении. Отражение хозяйственных средств и процессов на синтетических счетах называют синтетическим учетом27.

Данные  синтетического учета детализируются в аналитическом учете. Напомним, аналитический учет представляет собой  детализированный бухгалтерский учет хозяйственных операций и средств  организации, ведется в лицевых, материальных и иных аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета.

Многие  счета синтетического учета требуют  открытия субсчетов. Субсчет - это вид промежуточного счета между синтетическим и аналитическим счетом бухгалтерского учета. Каждый из субсчетов может объединять несколько аналитических счетов, которые, в свою очередь, объединяются одним синтетическим счетом. Например, счет 10 «Материалы» отражает информацию о наличии и движении сырья, материалов, топлива, запасных частей, инвентаря и хозяйственных принадлежностей, тары и тому подобных ценностей организации (в том числе находящихся в пути и переработке). К счету 10 «Материалы» Планом счетов предусмотрено открытие субсчетов28:

- 10-1 «Сырье и материалы»;

- 10-2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие конструкции и детали»;

- 10-3 «Топливо»;

- 10-4 «Тара и тарные материалы»;

- 10-5 «Запасные части»;

- 10-6 «Прочие материалы»;

- 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону»;

- 10-8 «Строительные материалы»;

- 10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности»;

- 10-10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе»;

- 10-11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации».

В свою очередь, при необходимости в дополнение к каждому субсчету можно открыть аналитические счета на каждый конкретный вид МПЗ (сахарный песок, мука, марля, шпагат и т.п.).

Между синтетическим и аналитическим  учетом существует взаимосвязь, выражающаяся в том, что сумма оборотов и сумма остатков по счетам аналитического учета должны быть равны оборотам и остаткам по соответствующим им счетам синтетического учета. Тем самым показатели синтетического и аналитического учета должны контролировать друг друга29.

Например, организация, выпускающая технические средства передвижения (велосипеды, коляски и т.п.), закупила материалы, используемые для производства конечной продукции, на сумму 200 000 руб. Из них было потрачено:

- на резино-технические изделия  - 50 000 руб. - отражается на счете 10 «Материалы», субсчет 2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали»;

- на металлические трубки - 100 000 руб., лакокрасочные материалы - 20 000 руб., прочие материалы - 30 000 руб. - отражается на счете 10 «Материалы» субсчет 1 «Сырье и материалы».

На производство продукции в  текущем месяце было отпущено материалов на сумму 110 000 руб. Из них на 30 000 руб. отпущены резино-технические изделия, 50 000 руб. - металлические трубки, 10 000 руб. - лакокрасочные материалы, 20 000 руб. - прочие материалы.

Данные материалы списываются  с кредита соответствующих субсчетов  счета 10 «Материалы» в дебет счетов учета затрат на производство.

Остаток приобретенных материалов (сальдо конечное), а именно:

- резино-технические изделия в сумме 20 000 руб. - отражается на счете 10 «Материалы» субсчет 2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали»;

- металлические трубки в сумме  50 000 руб., лакокрасочные материалы  в сумме 10 000 руб., прочие материалы в сумме 10 000 руб. - отражается на счете 10 «Материалы», субсчет 1 «Сырье и материалы».

Итого: 90 000 руб. (данная сумма отражается в бухгалтерском балансе в  строке 211 «Сырье, материалы и другие аналогичные ценности» формы N 1, утвержденной Приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. N 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»).

Таким образом, прослеживается взаимосвязь  между синтетическим и аналитическим  учетом, где сумма оборота и  остатка по соответствующему счету  синтетического учета равна сумме оборотов и сумме остатков по счетам аналитического учета.

1.5 Инвентаризация и переоценка  материалов

 

Практически каждая организация перед  составлением годовой отчетности обязана  провести инвентаризацию имущества  и финансовых обязательств. Перед  началом инвентаризации руководитель организации издает приказ (распоряжение), в котором указываются сроки ее проведения и состав инвентаризационной комиссии. Также в приказе перечисляются имущество и обязательства, подлежащие пересчету.

Фактическое наличие имущества в обязательном порядке проверяется в присутствии материально ответственных лиц. До момента инвентаризации эти лица должны дать расписки о том, что поступившие материальные ценности оприходованы, а выбывшие - списаны.

Результаты инвентаризации отражаются в инвентаризационных описях (актах). Организации могут применять описи, разработанные Минфином России либо отраслевыми министерствами и ведомствами. П. 5.5 Методических указаний предусмотрено, что результаты годовой инвентаризации отражаются в годовом бухгалтерском отчете. Поэтому все соответствующие записи необходимо сделать в бухучете до 31 декабря 2010 г. даже в том случае, если оформление документов, связанных с инвентаризацией, будет завершено позднее (например, в январе 2011 г.) 30.

Рассмотрим порядок документального оформления и отражения результатов инвентаризации:

- материально-производственных запасов.

 Фактическое наличие данных  материальных ценностей определяется  путем их подсчета, взвешивания  или обмера. Количество материалов  и МПЗ, хранящихся в неповрежденной упаковке поставщика, устанавливается на основании имеющихся документов. Однако при этом обязательно нужно сделать выборочную проверку ценностей путем вскрытия упаковки. МПЗ отражаются в описи по форме № ИНВ-3 по каждому отдельному наименованию. При этом указываются их вид, группа, количество и другие необходимые данные (например, артикул, сорт). Тара отражается в описи по видам, целевому назначению и качественному состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта и т.д.). Тару, пришедшую в негодность, в инвентаризационную опись не вносят. По ней составляется акт на списание, в котором приводятся причины порчи.

Инвентаризация МПЗ, которые находятся  в пути, отгружены, но не оплачены в  срок покупателями, хранятся на складах  других организаций, проводится путем проверки сумм, числящихся на соответствующих счетах бухучета. При этом на момент инвентаризации на счетах учета МПЗ могут оставаться только суммы, подтвержденные надлежаще оформленными документами (расчетными документами поставщиков, копиями документов, предъявленных покупателям, и др.).

Отдельные инвентаризационные описи  составляются также на МПЗ, поступившие  в период проведения инвентаризации и отпущенные во время инвентаризации. Следует учитывать, что материальные ценности, поступившие во время инвентаризации, до ее окончания не приходуются. Они принимаются материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и заносятся в отдельную опись с наименованием «Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации». Председатель комиссии или по его поручению член комиссии на приходном документе за своей подписью ставит визу «После инвентаризации». Когда инвентаризация закончится, эти МПЗ приходуются по реестру или товарному отчету31. Так предусмотрено в п. 3.18 Методических указаний.

Если в процессе инвентаризации выявлены расхождения между фактическим  наличием МПЗ и ценностями, числящимися  в учете организации, составляется сличительная ведомость по форме  № ИНВ-19. Результаты инвентаризации МПЗ отражаются в следующем порядке.

Переоценка материалов производится по решению руководства предприятия  с целью приведения оценки к реальной стоимости в сегодняшних рыночных условиях, т. е. к справедливой стоимости. Переоценка в сторону увеличения производится в основном в результате действия инфляционных процессов в экономике. Уценка производится в связи с потерей части стоимости из-за старения запасов, изменения конъюнктуры рынка, в связи с потерей потребительских свойств из-за чрезвычайных обстоятельств и производственных аварий. Переоценка проводится по приказу руководителя предприятия, и для выполнения этого процесса создается комиссия. Обязательным этапом является инвентаризация. Проводится она по стандартным правилам, но пересчету подвергаются лишь ценности, отраженные в приказе директора. Заканчивается инвентаризация составлением акта.

После того, как учетные данные приведены в соответствие с фактическим  наличием ценностей, в акте переоценки производится расчет новой стоимости  и суммы уценки или дооценки. К акту переоценки прилагается ведомость переоценки, куда заносят все позиции, в разрезе номенклатурных номеров переоцениваемых запасов.

В приказе директора должен быть указан источник финансирования переоценки. Если переоценка производится по решению  правительства, то в Указе Президента или других нормативных актах источником финансирования определяются: средства бюджета, уставный капитал предприятия, собственные средства предприятия.

Переоценка, проводимая по решению  руководства предприятия, финансируется за счет собственных средств предприятия:

– финансовые результаты текущего периода;

– финансовые результаты предыдущих периодов;

– средства целевого финансирования;

– остатки фондов экономического стимулирования32.

Уценка на тех предприятиях, где  переоценка проведена по решению администрации, признается расходами предприятия, а дооценка признается доходом предприятия. Доходы и расходы, возникающие в результате переоценки, признаются в том периоде, который соответствует дате акта. В учете отражается не стоимость по новым ценам, а лишь разницы между новой и старой стоимостью, т. е. суммы уценки или дооценки. Если дооцениваются производственные запасы, появившиеся в результате взноса в уставный капитал, то увеличивается дополнительный капитал, что отражается на счете 42.

 

1.6. Опыт и практика организации  первичного учета МПЗ на предприятии

Информация о работе Учет материально-производственных запасов на ООО «ДробМашЦентр»