Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 20:45, курсовая работа
Целью настоящего исследования является — на основе изучения международных и национальных стандартов учета и финансовой отчетности, а также существующей в отрасли системы бухгалтерского учета разработать методические рекомендации по выявлению методов совершенствования учета материально-производственных запасов на предприятиях промышленности в условиях рыночных отношений.
Объектом исследования – бухгалтерский учет на предприятии ООО «ДробМашЦентр».
Предметом исследования является учет материально - производственных запасов организации.
Введение 3
1. Теоретические основы учета материально-производственных запасов 9
1.1 Понятие и классификация материально-производственных запасов 9
1.2 Документальное оформление движения материально- производственных запасов 13
1.3 Оценка материально-производственных запасов 17
1.4 Синтетический и аналитический учет материалов 20
1.5 Инвентаризация и переоценка материалов 26
1.6. Опыт и практика организации первичного учета МПЗ на предприятии 29
2. Учет материально-производственных запасов на ООО «ДробМашЦентр» 40
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «ДробМашЦентр» 40
2.2 Документальное оформление и учет поступления материально-производственных запасов 48
2.3 Анализ использования материально-производственных запасов на ООО «ДробМашЦентр» 64
Список использованных источников и литературы 69
Рассмотрим наглядно показатели на рисунке 9.
Рисунок 9. Анализ рентабельности, в %, или в копейках с рубля
За каждый из последних трех лет организация получила прибыль как от продаж, так и в целом от финансово-хозяйственной деятельности, что и обусловило положительные значения всех трех представленных в таблице показателей рентабельности за данный период.
За 2011-й год организация по обычным видам деятельности получила прибыль в размере 7,3 копеек с каждого рубля выручки от реализации. Тем не менее, имеет место падение рентабельности обычных видов деятельности по сравнению с данным показателем за 2010 год (-0,9 коп.) и за 2009 год (-2,4 коп.). В целом имеет место снижение всех показателей рентабельности на протяжении последних трех лет работы предприятия.
Документальное оформление хозяйственных операций бухгалтер производит в программе «1С Предприятие 8.0». данная программа используется в связи с тем, что архитектура системы 1С:Предприятие 8 нацелена на то, чтобы значительно ускорить и унифицировать как саму разработку прикладных решений, так и их сопровождение. Основным способом ведения учета в «1С:Бухгалтерии 8» является регистрация фактов хозяйственной деятельности с помощью документов.
Учет товаров, материалов и готовой продукции реализован согласно ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» и методическим указаниям по его применению. Поддерживаются следующие способы оценки материально-производственных запасов при их выбытии:
При продаже товаров выписываются счета на оплату, оформляются накладные и счета-фактуры. Все операции по оптовой торговле учитываются в разрезе договоров с покупателями и поставщиками. Для импортных товаров учитываются данные о стране происхождения и номере грузовой таможенной декларации.
Для розничной торговли поддерживается
как оперативное отражение
Частью МПЗ ООО «ДробМашЦентр» является готовая продукция, выпускаемая организацией и предназначенная для продажи, а также товары, приобретенные или полученные от других юридических или физических лиц и предназначенные для продажи.
Для учета запчастей, автомобильных шин, горюче-смазочных материалов, спецодежды и прочих материалов применяются следующие формы:
- № М-2 «Доверенность»;
- № М-2а «Доверенность»;
- № М-4 «Приходный ордер»;
- № М-7 «Акт о приемке материалов»;
- № М-8 «Лимитно-заборная карта»;
- № М-11 «Требование-накладная»;
- № М-15 «Накладная на отпуск материалов на сторону»;
- № М-17 «Карточка учета материалов».
Рисунок 9. Схема обработки учетной информации по приходу и расходу материальных запасов в ООО «ДробМашЦентр»
Чтобы получить материальные ценности непосредственно от поставщиков либо от транспортных компаний, доставивших их, сотрудник ООО «ДробМашЦентр» выступает в качестве ее доверенного лица. Для подтверждения полномочий сотрудника оформляется доверенность формы № № М-2 и М-2а. Этот документ выписывается в одном экземпляре и выдается под расписку получателю доверенности, причем выдать доверенность можно только работнику организации, выдача доверенностей лицам, не работающим в организации, не допускается.
На материалы, поступающие по договорам купли-продажи, поставки и иным аналогичным договорам, ООО «ДробМашЦентр» получает от поставщика (грузоотправителя) расчетные и сопроводительные документы. К расчетным документам относятся, в частности, платежные требования, счета, товарно-транспортные накладные. Сопроводительными документами являются спецификации, сертификаты, качественные удостоверения и другие документы.
Как правило, материальные запасы поступают в ООО «ДробМашЦентр» от поставщиков на условиях безналичного расчета. Поскольку ценности получают по месту нахождения поставщика, то на имя сотрудника, который будет их получать (экспедитора), выписывают доверенность.
Доверенности по форме № М-2 имеют корешки, которые подшиваются в хронологическом порядке. Доверенности по форме № М-2а корешков не имеют, поэтому в бухгалтерии ООО «ДробМашЦентр» их регистрируют в специальном журнале.
Бухгалтер ООО «ДробМашЦентр» выписывает доверенность в одном экземпляре и выдает ее работнику, который будет получать товарно-материальные ценности. Работник расписывается в получении доверенности на ее корешке (если доверенность выписана по форме № М-2) или в журнале учета выданных доверенностей (если доверенность выписана по форме № М-2а). Кроме того, работник ставит свою подпись в самой доверенности, после чего она заверяется печатью и подписывается руководителем и главным бухгалтером ООО «ДробМашЦентр».
Поставщик вместе с материальными ценностями передает представителю ООО «ДробМашЦентр» товаросопроводительные документы (счет-фактуру, накладную и т.д.). Получая груз, экспедитор сверяет его с транспортными документами. В случае обнаружения расхождений составляется коммерческий акт, который является основанием для предъявления претензий поставщику.
Поступившие в ООО «ДробМашЦентр» счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, акты и другие сопроводительные документы передаются соответствующему подразделению организации как основание для приемки и принятия материалов к учету.
Первичным документом, служащим для принятия к учету поступивших материалов в ООО «ДробМашЦентр», является приходный ордер - форма № М-4.
Документ составляет материально ответственное лицо в день поступления материальных ценностей на склад при отсутствии расхождений между данными поставщика и фактическими данными (по количеству и качеству). Выписывается в одном экземпляре на фактически принятое количество материальных ценностей.
В случае обнаружения при приемке количественных и качественных расхождений, расхождений по ассортименту с данными сопроводительных документов поставщиков оформляется акт о приемке материалов - форма № М-7. Этот акт составляют и при приемке материалов, поступивших без документов. Акт является юридическим основанием для предъявления претензии поставщику, отправителю.
Акт составляется в двух экземплярах
членами приемной комиссии. В этой
работе обязательно участвуют
После приемки ценностей один экземпляр акта с приложенными к нему документами передается в бухгалтерию, другой передается в отдел снабжения или в бухгалтерию для направления претензии поставщику. В случае составления приемного акта приходный ордер не составляется.
В ООО «ДробМашЦентр» установлены лимиты отпуска материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции, поэтому применяется лимитно-заборная карта - форма № М-8. Документ оформляется в двух экземплярах на одно наименование материала (один номенклатурный номер), один из которых передается до начала месяца потребителю материалов, а другой на склад.
Учет движения МПЗ между подразделениями ООО «ДробМашЦентр» или между материально ответственными лицами осуществляется с помощью требования-накладной формы № М-11. Требование составляется в двух экземплярах материально ответственным лицом подразделения, которое передает материальные ценности. Один экземпляр служит для списания ценностей сдающим складом, а второй - основанием для принятия к учету ценностей принимающим складом. Накладные подписываются материально ответственными лицами сдатчика и получателя, а затем направляются в бухгалтерию.
Рассмотрим порядок
25 декабря 2010 года ООО «ДробМашЦентр» согласно счету – фактуре № 1138 и товарно – транспортной накладной № 1138 приобрело у предприятия ООО «Стройснабсервис» запчасти (подшипники) – в количестве 50 штук. В тот же день запчасти были оприходованы по стоимости 17700 руб., включая НДС - 2700 руб. На поступившие материалы кладовщиком склада № 7 был составлен приходный складской ордер № 2356 и сделана запись в карточке складского учета № 325. В бухгалтерии поступление подшипников было отражено записью в оборотной ведомости учета материалов по складу № 7.
26 декабря 2010 года был акцептован
счет-фактура от транспортной
компании на оплату услуг по
доставке этого материала.
Рассмотренные хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете ООО «ДробМашЦентр» записями, приведенными в таблице 6.
Таблица 6. Отражение в бухгалтерском учете ООО «ДробМашЦентр» приобретения материальных запасов по безналичному расчету
№ п/п |
Содержание операции |
Основание операции |
Корреспонденция счетов |
Сумма, руб. | |
Дт |
Кт | ||||
1 |
Оприходованы материалы по учетной цене |
Приходный складской ордер № 2356 |
10-5 |
15 |
15000 |
2 |
Отражена покупная стоимость материала по цене поставщика |
Товарная накладная № 1138 |
15 |
60 |
15000 |
3 |
Отражен НДС, относящийся к стоимости приобретенных товаров |
Счет-фактура № 1138, книга покупок |
19 |
60 |
2700 |
4 |
Принят к зачету с бюджетом НДС по оприходованным материалам |
Счет-фактура № 1138, книга покупок |
68 |
19 |
2700 |
5 |
Оплачен счет поставщика |
Платежное поручение № 2368 |
60 |
51 |
17700 |
6 |
Отражены транспортные расходы, связанные с приобретением материала |
Счет-фактура № 788 |
15 |
76 |
2000 |
7 |
Учтен НДС, выделенный в счете-фактуре транспортной компании |
Счет-фактура № 788, книга покупок |
19 |
76 |
360 |
8 |
Оплачен счет транспортной компании |
Платежное поручение № 2369 |
76 |
51 |
2360 |
9 |
Принят к зачету НДС по услугам транспортной компании |
Счет-фактура № 788, книга покупок |
19 |
76 |
360 |
10 |
Отражены расходы по оплате вознаграждения посреднической организации, связанные с приобретением материала |
Счет-фактура № 352 |
15 |
76 |
1200 |
11 |
Учтен НДС, выделенный в счете-фактуре посредника |
Счет-фактура № 352, книга покупок |
19 |
60 |
216 |
Продолжение таблицы 6.
12 |
Оплачен счет посреднической организации |
Платежное поручение № 2370 |
60 |
51 |
1416 |
13 |
Принят к зачету с бюджетом НДС по услугам посреднической организации |
Счет-фактура № 352, книга покупок |
68 |
19 |
216 |
14 |
Отражено превышение фактической себестоимости материалов над их учетной ценой |
Бухгалтерская справка |
16 |
15 |
3200 |
Последовательность операций отражено на рисунке 10.
Иногда материальные запасы приобретаются подотчетными лицами ООО «ДробМашЦентр» за наличный расчет у предприятий розничной торговли. На пример канцелярские принадлежности. Работник составляет авансовый отчет, к которому прилагается товарный чек с описанием каждого вида канцтоваров, на основании этих документов приходуются купленные ценности. Чек должен содержать должность лица, ответственного за совершение хозяйственной операции, его фамилию, инициалы и личную подпись.
Также здесь ставят штемпель «Оплачено». Только на основании такого документа можно оформить поступление материальных ценностей.
Рассмотрим порядок отражения в бухгалтерском учете ООО «ДробМашЦентр» канцелярских принадлежностей, приобретенных за наличный расчет. Экономисту предприятия 19 декабря 2009 года выдано под отчет 500 руб. на хозяйственные нужды. 20 декабря 2009 года он приобрел за наличный расчет следующие канцелярские товары:
- 5 упаковок бумаги по цене 80 руб. за упаковку на сумму 400 руб.;
- 20 упаковок скрепок для
Рисунок 10. Последовательность операций отражения в бухгалтерском учете ООО «ДробМашЦентр» приобретения материальных запасов по безналичному расчету
К авансовому отчету был прикреплен кассовый чек на сумму 480 руб. Бухгалтер ООО «ДробМашЦентр» сделал бухгалтерские записи, которые мы отразили в таблице 7.
Таблица 7. Отражение в бухгалтерском учете ООО «ДробМашЦентр» приобретения материальных запасов подотчетными лицами
№ п/п |
Содержание операции |
Основание операции |
Корреспонде нция счетов |
Сумма, руб. | |
Дт |
Кт | ||||
1 |
Выдано под отчет экономисту на приобретение канцелярских товаров |
Расходный кассовый ордер № 3026 |
71 |
50 |
500 |
2 |
Оприходованы канцелярские товары по учетной цене |
Авансовый отчет № 203, кассовый и товарный чеки |
10-1 |
15 |
480 |
3 |
Оприходованы канцелярские товары по покупной стоимости |
Авансовый отчет № 203, кассовый и товарный чеки |
15 |
71 |
480 |
4 |
Возврат подотчетным лицом неиспользованных средств |
Приходный кассовый ордер № 2320 |
50 |
71 |
20 |
Информация о работе Учет материально-производственных запасов на ООО «ДробМашЦентр»