Учет материально-производственных запасов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

В процессе производства материалы используются различно. Одни из них полностью потребляются в производственном процессе (сырье и материалы), другие изменяют только свою форму и размер (смазочные материалы, краски), третьи - входят в изделия без каких-либо внешних изменений (запасные части).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА МАТЕРИАЛОВ.............................4
1.1 КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ.............................................4
1.2. Оценка производственных запасов................................................................6
1.3 ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ.........................................20
2. УЧЕТ ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «СТРОЙСНАБКОМПЛЕКТ»....................................23
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА ООО «СТРОЙСНАБКОМПЛЕКТ»……………………………………………...................23
2.2 ОРГАНИЗАЦИЯ ДОКУМЕНТООБОРОТА ПО УЧЕТУ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА ООО «СТРОЙСНАБКОМПЛЕКТ»........................................................................28
2.3 АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ НА ООО «СТРОЙСНАБКОМПЛЕКТ»………………………………………………….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................40
ЛИТЕРАТУРА.........................................................................................................43

Файлы: 1 файл

Курсовая работа2.doc

— 308.50 Кб (Скачать файл)

По данным «Отчета о прибылях и убытках» за 2011-й год организация получила прибыль от продаж в размере 807 тыс. руб., что составило 7,3% от выручки. По сравнению с 2010 года прибыль от продаж снизилась на 61 тыс. руб., а по сравнению с 2009 годом – на 165 тыс. руб., или на 17%

 

 

 

 

 

 

2.2 Организация документооборота по учету материальных ценностей на ООО «ССК»

 

Документальное оформление хозяйственных  операций бухгалтер производит в программе «1С Предприятие 8.0». данная программа используется в связи с тем, что архитектура системы 1С:Предприятие 8  нацелена на то, чтобы значительно ускорить и унифицировать как саму разработку прикладных решений, так и их сопровождение. Основным способом ведения учета в «1С:Бухгалтерии 8» является регистрация фактов хозяйственной деятельности с помощью документов.

Учет товаров, материалов и готовой  продукции реализован согласно ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» и методическим указаниям по его применению. Поддерживаются следующие способы оценки материально-производственных запасов при их выбытии:

  • по средней себестоимости,
  • по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО).

При продаже товаров выписываются счета на оплату, оформляются накладные  и счета-фактуры. Все операции по оптовой торговле учитываются в  разрезе договоров с покупателями и поставщиками. Для импортных  товаров учитываются данные о  стране происхождения и номере грузовой таможенной декларации.

Для розничной торговли поддерживается как оперативное отражение розничной  реализации, так и отражение продаж по результатам инвентаризации. 

Частью МПЗ ООО «ССК» являются товары, приобретенные или полученные от других юридических или физических лиц и предназначенные для продажи.

Для учета запчастей, автомобильных  шин, горюче-смазочных материалов, спецодежды и прочих материалов применяются  следующие формы:

- № М-2 «Доверенность»;

- № М-2а «Доверенность»;

- № М-4 «Приходный ордер»;

- № М-7 «Акт о приемке материалов»;

- № М-8 «Лимитно-заборная карта»;

- № М-11 «Требование-накладная»;

- № М-15 «Накладная на отпуск  материалов на сторону»;

- № М-17 «Карточка учета материалов».

 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Рисунок 9. Схема обработки учетной  информации по приходу и расходу  материальных запасов в ООО «ССК»

 

      Чтобы получить материальные ценности непосредственно от поставщиков либо от транспортных компаний, доставивших их, сотрудник ООО «ССК» выступает в качестве ее доверенного лица. Для подтверждения полномочий сотрудника оформляется доверенность формы № № М-2 и М-2а. Этот документ выписывается в одном экземпляре и выдается под расписку получателю доверенности, причем выдать доверенность можно только работнику организации, выдача доверенностей лицам, не работающим в организации, не допускается.

На материалы, поступающие по договорам  купли-продажи, поставки и иным аналогичным  договорам, ООО «ССК» получает от поставщика (грузоотправителя) расчетные и сопроводительные документы. К расчетным документам относятся, в частности, платежные требования, счета, товарно-транспортные накладные. Сопроводительными документами являются спецификации, сертификаты, качественные удостоверения и другие документы.

Как правило, материальные запасы поступают  в ООО «ССК» от поставщиков на условиях безналичного расчета. Поскольку ценности получают по месту нахождения поставщика, то на имя сотрудника, который будет их получать (экспедитора), выписывают доверенность.

Доверенности по форме № М-2 имеют  корешки, которые подшиваются в  хронологическом порядке. Доверенности по форме № М-2а корешков не имеют, поэтому в бухгалтерии ООО  «ССК» их регистрируют в специальном журнале.

 Бухгалтер ООО «ССК» выписывает доверенность в одном экземпляре и выдает ее работнику, который будет получать товарно-материальные ценности. Работник расписывается в получении доверенности на ее корешке (если доверенность выписана по форме № М-2) или в журнале учета выданных доверенностей (если доверенность выписана по форме № М-2а). Кроме того, работник ставит свою подпись в самой доверенности, после чего она заверяется печатью и подписывается руководителем и главным бухгалтером ООО «ССК».

Поставщик вместе с материальными  ценностями передает представителю ООО «ССК» товаросопроводительные документы (счет-фактуру, накладную и т.д.).   Получая груз, экспедитор сверяет его с транспортными документами. В случае обнаружения расхождений составляется коммерческий акт, который является основанием для предъявления претензий поставщику.

Поступившие в ООО «ССК» счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, акты и другие сопроводительные документы передаются соответствующему подразделению организации как основание для приемки и принятия материалов к учету.

Первичным документом, служащим для принятия к учету поступивших материалов в ООО «ССК», является приходный ордер - форма № М-4.

Документ составляет материально  ответственное лицо в день поступления  материальных ценностей на склад  при отсутствии расхождений между  данными поставщика и фактическими данными (по количеству и качеству). Выписывается в одном экземпляре на фактически принятое количество материальных ценностей.

В случае обнаружения при приемке  количественных и качественных расхождений, расхождений по ассортименту с данными  сопроводительных документов поставщиков  оформляется акт о приемке  материалов - форма № М-7. Этот акт  составляют и при приемке материалов, поступивших без документов. Акт является юридическим основанием для предъявления претензии поставщику, отправителю.

Акт составляется в двух экземплярах  членами приемной комиссии. В этой работе обязательно участвуют материально-ответственное лицо и представитель отправителя (поставщика).

После приемки ценностей один экземпляр  акта с приложенными к нему документами  передается в бухгалтерию, другой передается в отдел снабжения  или в  бухгалтерию для направления  претензии поставщику. В случае составления приемного акта приходный ордер не составляется.

 

Учет движения МПЗ между подразделениями  ООО «ССК» или между материально ответственными лицами осуществляется с помощью требования-накладной формы № М-11. Требование составляется в двух экземплярах материально ответственным лицом подразделения, которое передает материальные ценности. Один экземпляр служит для списания ценностей сдающим складом, а второй - основанием для принятия к учету ценностей принимающим складом. Накладные подписываются материально ответственными лицами сдатчика и получателя, а затем направляются в бухгалтерию.

Рассмотрим порядок синтетического учета оприходования материальных запасов  от поставщика.

25 декабря 2010 года ООО «ССК» согласно счету – фактуре № 1138 и товарно – транспортной накладной № 1138  приобрело у предприятия ООО «ССК» запчасти (подшипники) – в количестве 50 штук. В тот же день запчасти были оприходованы по стоимости 17700 руб., включая НДС - 2700 руб. На поступившие материалы кладовщиком склада № 7 был составлен приходный складской ордер № 2356 и сделана запись в карточке складского учета №  325. В бухгалтерии поступление подшипников было отражено записью в оборотной ведомости учета материалов по складу № 7.

26 декабря 2010 года был акцептован счет-фактура от транспортной компании на оплату услуг по доставке этого материала. Сумма этого счета-фактуры - 2360 руб., включая НДС - 360 руб.  Материал был приобретен при участии посреднической организации. Стоимость услуг посредника составила 1416 руб., включая НДС - 216 руб. Счет-фактура от посреднической организации был получен 27 декабря 2010 года. Как уже отмечалось, в соответствии с учетной политикой в ООО «ССК» за учетную цену принимается цена поставщика.

Рассмотренные хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете ООО «ССК» записями, приведенными в таблице 6.

 

Таблица 6. Отражение в бухгалтерском  учете ООО «ССК»  приобретения материальных запасов по безналичному расчету

№ п/п

Содержание операции

Основание операции

Корреспонденция счетов

Сумма,

руб.

Дт

Кт

1

Оприходованы материалы по учетной  цене

Приходный складской ордер № 2356

10-5

15

15000

2

Отражена   покупная стоимость  материала по цене поставщика

Товарная накладная № 1138

15

60

15000

3

Отражен НДС, относящийся к стоимости приобретенных товаров

Счет-фактура № 1138, книга покупок

19

60

2700

4

Принят к зачету с бюджетом НДС  по оприходованным материалам

Счет-фактура № 1138, книга покупок

68

19

2700

5

Оплачен счет поставщика

Платежное поручение № 2368

60

51

17700

6

Отражены транспортные расходы, связанные с приобретением материала

Счет-фактура № 788

15

76

2000

7

Учтен НДС,  выделенный в счете-фактуре  транспортной компании

Счет-фактура № 788, книга покупок

19

76

360

8

Оплачен счет транспортной компании

Платежное поручение № 2369

76

51

2360

9

Принят к зачету НДС по услугам  транспортной компании

Счет-фактура № 788, книга покупок

19

76

360

10

Отражены расходы по оплате вознаграждения посреднической организации, связанные  с приобретением материала

 

Счет-фактура № 352

15

76

1200

11

Учтен НДС, выделенный в счете-фактуре  посредника

Счет-фактура № 352, книга покупок

19

60

216

12

Оплачен счет посреднической организации

Платежное поручение № 2370

60

51

1416

13

Принят к зачету с бюджетом НДС  по услугам посреднической организации

Счет-фактура № 352, книга покупок

68

19

216

14

Отражено превышение фактической  себестоимости материалов над их учетной ценой

 

Бухгалтерская справка

16

15

3200


 

 

Иногда  материальные запасы приобретаются  подотчетными лицами ООО «ССК» за наличный расчет у предприятий розничной торговли. На пример канцелярские принадлежности.  Работник составляет  авансовый отчет, к которому прилагается товарный чек с описанием каждого вида канцтоваров, на основании этих документов приходуются купленные ценности.

Рассмотрим порядок отражения в бухгалтерском учете ООО «ССК» канцелярских принадлежностей, приобретенных за наличный расчет. Экономисту предприятия 19 декабря 2009 года выдано под отчет 500 руб. на хозяйственные нужды. 20 декабря 2009 года он приобрел за наличный расчет следующие канцелярские товары:

- 5 упаковок бумаги по цене 80 руб. за упаковку на сумму  400 руб.;

- 20 упаковок скрепок для степлеров  по цене 4 руб. за упаковку на  сумму 80 руб.

К авансовому отчету был прикреплен кассовый чек на сумму 480 руб. Бухгалтер ООО «ССК» сделал бухгалтерские записи, которые мы отразили в таблице 7.

 

Таблица 7. Отражение в бухгалтерском  учете ООО «ССК» приобретения материальных запасов подотчетными лицами

п/п

Содержание операции

Основание операции

Корреспонде

нция счетов

Сумма,

руб.

Дт

Кт

1

Выдано под отчет экономисту на приобретение канцелярских товаров

Расходный кассовый ордер № 3026

71

50

500

2

Оприходованы канцелярские товары по учетной цене

Авансовый отчет № 203, кассовый и  товарный чеки

10-1

15

480

3

Оприходованы канцелярские товары по покупной стоимости

Авансовый отчет № 203, кассовый и  товарный чеки

15

71

480

4

Возврат подотчетным лицом неиспользованных средств

Приходный кассовый ордер № 2320

50

71

20


 

Таким образом, бухгалтерский учет МПЗ ведется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 5/01. Единица бухгалтерского учета МПЗ выбирается ООО «ССК» самостоятельно. В зависимости от вида и характера МПЗ единицей измерения может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и так далее. К бухгалтерскому учету МПЗ принимаются по фактической себестоимости, которая зависит от способа поступления МПЗ в организацию.

В ООО «ССК»  для оформления отпуска материалов на производство используются разовые, оформляемые каждый раз при совершении очередной операции, и накопительные, заводимые на определенный период, первичные документы.

К разовым документам относятся  «Требование - накладная» на отпуск материалов типовой межотраслевой формы  № М-11 и «Накладная на отпуск материалов на сторону» типовой межотраслевой формы № М-15

Для оформления разового отпуска материальных ценностей внутри предприятия и  оформления внутреннего перемещения  материалов применяется «Требование - накладная» на отпуск материалов М-11. Требование составляет кладовщик, отпускающий  материалы  в двух экземплярах. При отпуске материалов первый экземпляр остается на складе, а второй передается работнику, который получает материалы

Отпуск материалов сторонним организациям оформляют «Накладными на отпуск материалов на сторону» форма №  М-15. Их выписывают в двух экземплярах на основании нарядов, договоров и других документов. Первый экземпляр накладной остается на складе и является основанием для аналитического и синтетического учета материалов, второй передается получателю материалов. Если материалы отпускаются с последующей оплатой, то первый экземпляр служит так же основанием для выписки бухгалтерией расчетно-платежных документов. При предварительной оплате накладная служит основанием для отражения операций по реализации и расчетных операций с покупателем. Отпуск на сторону оформляется только при предъявлении получателем доверенности формы № М-2 на получение ценностей, заполненной в установленном порядке.

 

В ООО «ССК» управление расходами нацелено на снижение материальных затрат, мы хотели бы предложить для оценки материалов при выбытии использовать метод ФИФО. В условиях роста цен в течение отчетного периода складские остатки и первые по времени приобретения партии материалов, цена которых и учитывается при формировании себестоимости, стоят дешевле последующих партий. Если же перед организацией встанет задача завысить себестоимость, то способ ФИФО будет эффективен только в условиях снижения цен на рынке.

Заключительным этапом бухгалтерского учета материальных запасов в ООО «ССК» является отражение информации об их наличии на отчетную дату в бухгалтерской отчетности.

 

 

 

 

 

2.3 Анализ использования материально-производственных запасов на ООО «СтройСнабКомплект»

 

Оперативный учет и расчет остатков материальных ценностей на складах  ООО «ССК» производит бухгалтерия на основании первичных приходно-расходных документов. Работники материального отдела бухгалтерии  ООО «ССК» систематически сверяют данные бухгалтерского учета с фактическими данными на складе и карточкой складского учета. Выявленные ошибки и расхождения здесь же устраняются. При необходимости работник бухгалтерии может произвести проверку фактического наличия тех или иных ценностей на складе.

Информация о работе Учет материально-производственных запасов